Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОБ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Дудкина М.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет» им. И. Я. Яковлева»
В статье рассматривается понятие общая культура; исследуется представление студентов о содержании общей культуры такого специалиста, как социальный педагог. Представлена характеристика признаков общей культуры. В качестве главной предпосылки успешного выполнения педагогом его профессио-нальных функций выступает общая культура, поскольку развитая общая культура будущих социаль-ных педагогов является основой их профессионального становления. Для обеспечения высокого уровня профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности: социальный педа-гог должен сочетать в себе такие качества общей культуры, которые способствуют успешному выполне-нию им его профессиональных функций. Результаты проведенного исследования показали необходи-мость углубления и расширения знаний студентов об общей культуре социального педагога.
образование
социальный педагог
общая культура
1. Зимняя, И. А. Общая культура человека в системе требований государственного образова-тельного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, Н. А. Морозова. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 67 с.
2. Злобин, Н. С. Культура, личность, история / Н. С. Злобин, М. Б. Туровский // Культура – традиции – образование. – 1995. – № 3. – С. 9–21.
3. Иванов, Д. Е. Профессионально-коммуникативная толерантность социального педагога: контекст развития / Д. Е. Иванов, С. Н. Толстикова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2012. – № 1 (73). Ч. 2. – С. 66–72.
4. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1997. – 204 с.
5. Кребер А. Культура: Критический анализ концепций и дефиниций / А. Кребер, С. Клак-хон. – М.: Политиздат, 1992. – 528 с.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы. – 2001. – № 1. – С. 97—105.
7. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Галагузова и др. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, склонных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Данные характеристики определяют сегодня перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе высшего и среднего профессионального образования, что отражено в национальной Доктрине образования, Концепции модернизации Российского образования до 2025 года [6]. Специфика деятельности специалиста социально-педагогического профиля такова, что его личностные качества, наряду с профессиональными, являются одним из основных инструментов воздействия на клиентов и фактором, определяющим эффективность социально-педагогической деятельности. Этим, в свою очередь, актуализируется значимость индивидуального подхода в системе непрерывного профессионального образования социально-педагогических кадров [3].

Социально-педагогическая деятельность является основным предметом многих исследований и инструментом научно-педагогической практики социальной педагогики и социальной работы. Проблемам профессионального развития и профессиональной подготовки кадров в области социально-педагогической работы на различных этапах и уровнях профессионального образования посвящены труды ученых: Л.С. Алексеевой, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.А. Галагузовой, И.А. Зимней, В.Ш.Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, А.В. Мудрика, Л.Е Никитиной, В.А. Сластенина, Е.И. Холостовой и др.

Становление в нашей стране социальной работы как профессии, назначение которой – оказание компетентной социальной помощи населению, содействие в социальном формировании личности, происходит при доминирующей роли педагогических аспектов социальной помощи, защиты человека. Социально-педагогическая деятельность в социальной работе представляет собой разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка [7].

Подготовка будущего социального педагога к социально-педагогической деятельности должна быть ориентирована не только на высокий профессионализм, но и находиться в тесной связи с наукой и практикой. Сейчас есть реальная возможность дать студенту овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Каждый, кто выбирает профессию социального педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, наставником, воспитателем.

Часто на практике специалист, окончив ВУЗ, обладая необходимыми теоретическими знаниями, оказывается недостаточно готов к решению конкретных профессиональных задач. Поэтому в процессе подготовки будущих социальных педагогов необходимо использовать такие формы и методы работы, которые развивают у студентов общую культуру, формируют интерес к своей профессиональной деятельности и вызывают потребность к расширению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков.

Проблема развития общей культуры рассматривалась в следующих аспектах: общая культура человека, находящегося в системе непрерывного образования (Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя, Н. А. Морозова, Т. А. Кривченко); общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности (И. Е. Видт, Н. В. Кузьмина, А. А. Петров, В. А. Сластенин и др.); формирование культуры студентов посредством изучения культурологии (Т. В. Иванова); создание культурно-эстетической среды как важное условие духовного развития личности (Н. Б. Крылова, Т. К. Мурманцева, В. В. Чижиков и др.). И это вполне оправданно, поскольку проблема развития общей культуры человека касается в первую очередь преподавателя, так как педагог может рассматриваться как своеобразный источник, управляющий, наставник в деле становления общей культуры поколений. Но в то же время проблемы развития общей культуры будущих социальных педагогов в данных трудах не раскрыты, поэтому вышеуказанные проблемы являются актуальными в наше время.

Понятие «общая культура человека» характеризуется наличием признаков задач, функций, параметров, определяющих готовность личности культурно развиваться независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности. М. С. Каган так писал о функциях культуры: «В одном измерении – в социальном пространстве – культура призвана непосредственно удовлетворять потребности людей, поскольку они выходят за пределы природных по своему происхождению и функциям витальных нужд, свойственным всем животным, тем более что эти потребности она же и формирует; в другом же измерении культура преодолевает власть времени над бытием человека, поскольку ее предметное бытие не исчезает в ходе удовлетворения потребностей каждого поколения, но сохраняется и передает из поколения в поколение определенный в ней разносторонний жизненный опыт человечества» [4,55]. В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов отмечают, что «одна из основных функций культуры состоит в том, чтобы развивать процесс осознания противоречий бытия и помочь отыскать в нем спасительный путь» [2].

А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений культуры и сгруппировали их следующим образом.

1. Описательные определения. Суть таких определений: культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины, знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно произвели люди и что передается от поколения к поколению – орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Культура – есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий обучения: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого [5].

Мы считаем, что универсальные характеристики культуры, находящие отражение практически во всех определениях, можно назвать следующие:

1) культура представляет собой разделяемую всеми членами общества систему ценностей, символов и знаний;

2) культура порождается только человеком как биологическим видом;

3) культура формируется в совместной деятельности людей, постигается человеком в процессе своей жизнедеятельности;

4) культура не наследуется биологически, а целенаправленно транслируется обществом от поколения к поколению.

Под общей культурой социального педагога нами понимается усвоенный и повседневно проявляемый, сложившийся и признаваемый в данной социальной среде (среде жизнедеятельности) опыт поведения, отношений, общения.

Опираясь на исследования в данной области, мы можем выявить следующие признаки сформированности общей культуры человека:

  • уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия;
  • готовность использования общекультур­ного фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.) в процессе решения задач социального взаимодействия;
  • адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия;
  • соблюдение социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета во взаимо­действии;
  • ориентация в основных ценностно-смысловых до­минантах современного мира, страны, общества; в ос­новных направлениях истории и сохранения культур­ной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литера­тура, архитектура и т.д.);
  • про­должение личностного социокультурного разви­тия и саморазвития;
  • социальная ответственность за себя, свое поведение [1].

Ярко выраженные один или несколько из названных признаков еще не характеризуют общую культуру высокого уровня. Только при максимально возможном для каждой личности одновременном наличии всех или большинства предложенных признаков можно, скорее всего, говорить о высокой общей культуре.

Нами был проведен опрос среди студентов первого, третьего и последнего курсов специальности «Социальная педагогика» Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Нас интересовало мнение студентов о содержании общей культуры такого специалиста, как социальный педагог. Есть расхождения в понимании данного вопроса студентами, только что начавшими обучение, и студентами, которые уже пишут диплом, выпускную квалификационную работу, а скоро они закончат обучение и смогут самостоятельно проводить работу в самых разных направлениях в разнообразных учреждениях. В исследовании принимали участие 62 человека.

В ходе опроса студентов мы получили следующие результаты:

На вопрос «Что такое общая культура?» испытуемые отвечали: общительность, интеллигентность, мудрость, способность к эмпатии и рефлексии, деликатность, толерантное отношение к себе и окружающим, широта кругозора и др. При этом некоторые из опрошенных затруднились определить это понятие.

На вопрос «Считаете ли вы себя культурным человеком?» большинство отвечали утвердительно, но встречались и такие ответы, где просматривается аналитический подход к культурному «самостроительству» («Я считаю себя культурным человеком, но не могу сказать, что все знаю», «Я считаю себя культурным человеком в определенной области», «Я считаю себя культурным человеком, на определенном уровне»).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Хотели бы вы повысить свой уровень общей культуры?»

Так же нами были поставлены следующие вопросы: «Каково, на ваш взгляд, содержание общей культуры социального педагога?» и «В чем проявляется общая культура социального педагога? Какими качествами должен обладать социальный педагог?»

Если подвести итог, то перед нами вырисовывается следующая картина. Первый курс большое значение придает внешним атрибутам культуры: чистота, аккуратность, опрятность, вкус в одежде соответствующей ситуации, причем свойствам внешнего имиджа. Это отчасти справедливо, поскольку общая культура выражается во внешних формах поведения, облика человека, его речи, демонстрируемых знаниях, ориентации в искусстве. В то же время, очевидна неполнота представлений студентов о культурной личности, в первую очередь, в части внутренних, сущностных качеств. Что касается внешних проявлений культуры, они недостаточно детализированы, что позволяет прогнозировать затруднения молодых людей в осуществлении культурного саморазвития.

Иначе представляют себе качества общей культуры студенты третьего курса, к вышеперечисленным качествам они добавляют: социальная активность, независимость убеждений, демократичность, уважительность, честность, доброжелательность, эмпатия, тактичность, самоконтроль в общении, умение поддержать разговор, эрудированность.

На последнем же курсе студенты имеют комплексное представление об общей культуре социального педагога. Заметно возрастает внимание студентов к внутренней стороне культуры, она начинает рассматриваться ими как важный аспект культурной компетентности. К тем качествам, которые перечислили студенты первого и третьего курсов, они добавляют интеллектуальные качества, которые характеризуются следующими умениями и навыками: способность понять другого, способность к самоанализу, способность к самосовершенствованию, самокритичность.

Анализ опытно-экспериментальных данных, полученных в отношении доли студентов, определивших качества, умения и навыки в области общей культуры в качестве важных и необходимых показал, что все выделенные студентами качества и навыки можно распределить следующим образом:

  • качества и умения, характеризующие имидж человека, эстетические качества;
  • гражданские качества;
  • нравственные качества;
  • качества и умения в области общения;
  • интеллектуальные качества.

Результаты проведенного исследования указывают на необходимость усиления работы профессорско-преподавательского состава по углублению и расширению представлений студентов об общей культуре социального педагога.

Рецензенты:

Харитонов М. Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Ковалев В. П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Дудкина М.В. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОБ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12145 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674