Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОЛОГИИ

Шевардина М.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Одной из проблем при организации обучения по программам дополнительного образования в области теологии с помощью дистанционной формы является сложность обеспечения освоения слушателями православной традиции, позволяющей самостоятельно преобразовывать собственную деятельность в личной, общественной и профессиональной сферах. Автор данной статьи акцентирует внимание на особенностях дистанционного взаимодействия в педагогическом процессе при использовании разных моделей организации обучения. В центре внимания автора – особенности той модели дистанционного обучения теологии, которая обеспечивает не только усвоение суммы знаний, но и духовное развитие обучаемых, которое возможно только в активном взаимодействии преподавателя и студентов. Автор приводит виды учебной деятельности и способы взаимодействия преподавателя и обучающихся, а также способы контроля, возможные при дистанционном обучении.
качественные аспекты деятельности преподавателя
учебное взаимодействие
педагогический процесс
интенсификация
мотивация
теология
дистанционное обучение
1. Балашова Е.Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки работников таможенных органов: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Е.Д. Балашова; Ярославский гос.пед.ун-т. – Ярославль, 2008. ‒ 24 с.
2. Зимняя И.А. .Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. ‒ М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. ‒ 384 с.
3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. ‒ М.: Дрофа, 2008. ‒ 312 с.: ил. ‒ (Высшее педагогическое образование).
4. Ляудис В.Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. ‒ М.: НИИОП АПН СССР, 1980. ‒ С. 37-52.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2002. ‒ 576 с.
6. Соловьев А.Е О понимании текста в пространстве дистанционного образования // Взаимодействие в среде дистанционного обучения. Сборник статей. [Электронный ресурс] http://do.pstgu.ru/do/page97.htm#page5 (дата обращения 14.01.2013).
7. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие для педагогических вузов. – М : Высшая школа, 2006. ‒ 226 с.

Характерной особенностью обучающихся по программам дополнительного образования в дистанционной форме обучения традиционно является высокая мотивация к учебе. При этом доминирующим мотивом получения дополнительного образования в области теологии для слушателей является осознанное (в различной степени) стремление к служению Церкви в той или иной форме и признание (констатация) недостаточности для этого имеющихся знаний и соответствующего православному мировоззрению жизненного опыта[1].

Поскольку отборочным требованием к поступающим является приобщенность к церковной традиции[2], задача, которую явно или неявно ставят перед собой слушатели, может быть в общем виде сформулирована как освоение[3] православной традиции, позволяющее самостоятельно преобразовывать собственную деятельность в личной, общественной и профессиональной сферах.

Принципиальная сложность построения программы «Теология» обусловлена тем, что на сегодняшний день область профессиональной деятельности теолога однозначно не определена (если это вообще возможно). С одной стороны, теология понимается как наука описательного характера, изучающая историю развития и формирования богословской мысли[4]. С другой стороны, православная теология – это личный опыт богообщения, обожения в Церкви.

Программа «Теология» является на сегодняшний день основополагающей образовательной программой факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского богословского института. Основное назначение программы ‒ освоение слушателями православной традиции, позволяющее самостоятельно преобразовывать собственную деятельность в личной, общественной и профессиональной сферах.

Принадлежность канонической Церкви, участие в Таинствах и верность учению Церкви – очевидное внешнее проявление принадлежности к православной традиции. Освоение же ее предполагает, что человек становится носителем традиции и звеном ее передачи. Для этого необходимо, чтобы система ценностей и значение присутствующих в традиции вероучительных понятий стали системой ценностей и значений, принимаемых самим человеком, осваивающим традицию.

Цель программы: формирование у слушателя навыка осознанного, осмысленного и ответственного деятельного пребывания в православной церковной традиции.

Задачи программы:

  1. Обеспечение усвоения слушателями систематических знаний о православном Предании через изучение объективированного церковного наследия.
  2. Обучение слушателей анализу того или иного явления, ситуации или информации, оценке их с точки зрения церковной традиции; сформировать способность адекватно сформулировать и обосновать свою позицию.
  3. Обучение слушателей умению проектировать свою деятельность на базе осознанной личной позиции и задач и осуществлять деятельность в соответствии с православной церковной традицией и в сотрудничестве с другими людьми.

Программа разработана на базе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Теология». Предметные блоки программы сформированы на основе богословских дисциплин, предполагаемых стандартом в объеме, достаточном для достижения цели и задач программы.

Программа предназначена для православных верующих, имеющих высшее образование и желающих систематически изучить церковное наследие и научиться осмыслять и строить свою личную, профессиональную и общественную жизнь в русле православной традиции. Программа не рассчитана на подготовку церковно- и священнослужителей.

В результате обучения слушатель получит целостные систематические знания о православном Предании; получит навыки анализа того или иного явления, ситуации или информации, оценки их с точки зрения церковной традиции; научится адекватно формулировать и обосновывать свою позицию и проектировать свою деятельность в соответствии с православной церковной традицией и в сотрудничестве с другими людьми.

Для достижения поставленной цели необходимо не только усвоение суммы знаний, но и духовное развитие обучаемых, которое возможно только в активном взаимодействии преподавателя и студентов. Вместе с тем дистанционные формы обучения имеют свою специфику:

  1. Дистанционная форма обучения меняет характер учебного взаимодействия а) через интерактивность (скорость) и интенсивность (частота) и коммуникативного взаимодействия (усилена знаковая составляющая учебной информации [6], нивелируется личностная составляющая)).
  2. Предметное содержание программы «Теология» требует от преподавателя не только высоких профессиональных качеств и технической подготовки при адаптации традиционных видов учебной деятельности к системе дистанционного обучения (СДО) и проведении занятий, но и обеспечения эффективности усвоения знаний (обученность).
  3. Предметное содержание программы «Теология» при дистанционном обучении требует от обучающегося умения учиться и применять полученные знания на практике, т.е. соответствия той модели выпускника, которая положена в основу концепции обучения.

Для интенсификации учебного взаимодействия необходимо осмыслить суть этого процесса. Педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одним из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвящённых рассмотрению особенностей педагогического процесса, особенностей педагогического общения и другими вопросами педагогической деятельности. Педагогическое взаимодействие является многоаспектным процессом [2, с. 25], включающим в себя дидактическое, воспитательное и социально-педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение образовательных задач. «Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе» [5, с. 456]. Педагогический процесс – это, прежде всего, взаимодействие личностей, поэтому без взаимодействия невозможен сам процесс, это будет самообучение.

В педагогическом процессе можно выделить несколько видов взаимодействия: учебное или учебно-педагогическое (обучающий ‒ обучающийся), взаимодействие между обучающимися и межличностное, которое влияет на результаты учебного взаимодействия [4, с. 47].

Под учебным взаимодействием в дистанционных формах обучения будем понимать процесс передачи знаний от преподавателя к обучаемым и контроль за результатами обучения.

Основываясь на личностно-деятельностном подходе схему учебного взаимодействия рассматривают как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие S1↔S2, где S1 — обучающий (преподаватель) и S2 — обучаемый (студент) образуют общий совокупный субъект характеризующийся общностью цели этого взаимодействия [2, с. 74]. С точки зрения педагогической психологии учебное взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон — обучающихся (учеников, студентов) и обучающих (преподавателей), которые выступают субъектами, и где эффективный результат (обученность), при традиционных формах образования, достигается через психологический контакт.

Для традиционных моделей организации учебного процесса учебное взаимодействие субъектов образовательного процесса осуществляется путем синхронизации в пространственно-временных параметрах (единство места и времени) образовательной деятельности [1, с. 12].

Ключевым фактором дистанционного обучения для организации учебного взаимодействия является интерактивность, то есть постоянное систематическое взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучающихся, а также обучающихся между собой в образовательном процессе [7]. В дистанционной форме обучения интерактивность реализуется на двух уровнях:

  • на уровне взаимодействия преподавателя и обучающихся и обучающихся между собой;
  • на уровне взаимодействия преподавателей и обучающихся с используемыми ими средствами обучения, в основном электронными средствами. Хотя эта последняя форма взаимодействия возможна в любой форме обучения.

Некоторые исследователи называют интерактивные средства обучения третьим субъектом учебного взаимодействия. «Впервые за всю историю развития педагогики активность в учебном процессе проявляют не только обучающиеся и преподаватели, но и принципиально новое средство обучения. Активность этого средства определяется тем, что ему при необходимости можно частично передать функции преподавателя: сбор, обработка, хранение, тиражирование, передача информации; управление учебной деятельностью; контроль результатов обучения; предоставление заданий, адекватных уровню обучающегося; формирование определенных умений и навыков; организация разнообразных форм деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний» [3, с. 36].

  1. При дистанционном обучении меняется не только процесс передачи, но и процесс контроля усвоения знаний.
  2. Возрастает интенсивность учебного взаимодействия, что, с одной стороны, обеспечивает более высокую эффективность восприятия информации, с другой – накладывает на преподавателя дополнительную нагрузку в виде более частых учебных и коммуникативных актов, которые по своему числу резко превышают традиционные формы обучения. Это является некоторой компенсацией обучающемуся отсутствия психологического контакта, обеспечивающего эффективный результат (обученность) при традиционных формах образования.
  3. Дистанционное обучение требует не только моделирования систем знаний, но и осуществляется в условиях асинхронизации как пространственных, так и временных параметров образовательной деятельности.

Нужно отметить, что большинство вузов, использующих СДО, не пытаются приблизить дистанционное обучение к очным формам организации занятий. Для повышения эффективности обучения используют тьюторов, которые выполняют ряд функций, но главное их отличие от преподавателей ‒ это четко ограниченное число учебных и коммуникационных актов, которое зафиксировано в программе обучения. Например, для дистанционного обучения используется электронное экспертное и тьюторское сопровождение в межсессионный период.

Тьютор – это чаще всего педагогический работник, который сопровождает процесс самообучения студентов.

Таким образом, произошло разделение обучения и образования на обособленные педагогические процессы, процесс учебного взаимодействия практически полностью переходит к интерактивным средствам обучения.

Перечислим виды учебной деятельности и способы взаимодействия преподавателя и обучающихся, а также способы контроля, возможные при дистанционном обучении.

1. Лекция.

В рамках дистанционного обучения данный вид возможен в виде аудио-, видео лекций, а также в форме «электронных лекций» (текстовые файлы).

Возможны лекции в классическом виде благодаря наличию сервиса «вебинар». Но эта форма используется редко в связи с неудобством для дистанционной формы обучения.

2. Семинар.

Возможно проведение семинаров в традиционной форме, в виде обсуждения докладов, рефератов, сообщений, монографий, в форме комментированного чтения первоисточников, дискуссий и др.

Могут проходить как в он-лайн режиме в сервисе «вебинар», так и в офф-лайн режиме, например, на форуме.

3. Формы контроля знаний.

Контроль знаний в системе дистанционного обучения может осуществляться в виде контрольной работы, теста, различного рода письменных работ, составления сводных таблиц, графиков, слайдов, подготовки доклада, реферата, сочинения, коллоквиума, экзамена. Возможно использование таких форм, как самостоятельная работа и опрос, но они ограничены в силу специфики дистанционной формы обучения.

Может проводиться в он-лайн и в офф-лайн режимах.

4. Консультации.

Консультации предназначены для прояснения отдельных сложных моментов в теме, консультировании слушателя при написании научной работы или для решения организационных вопросов.

Виды деятельности студентов можно рассматривать в двух плоскостях.

  1. По количеству взаимодействующих лиц: самостоятельная работа с элементами руководства преподавателем выступает в качестве основного вида деятельности. Возможны и различные формы взаимодействия с преподавателем, за исключением общения «лицом к лицу» (здесь имеется в виду случай, когда преподаватель и студент находятся в одном помещении). Также к числу возможных видов деятельности относится групповая деятельность.
  2. По качественному аспекту деятельности: деятельность студентов может носить характер обучающий (т.е. это деятельность, направленная на получение знаний) и научно-исследовательский (занятие научной работой).

Виды деятельности преподавателя.

К основным видам деятельности преподавателя можно отнести организационную (настройка процесса работы в классе и организация взаимодействия «педагог ‒ учащиеся»), консультативная (консультирование слушателей по мере необходимости) и контрольно-проверяющая (осуществление контроля над работой в классе и выставление оценок).

Особенности деятельности преподавателя:

  • Обобщение опыта;
  • Личные и деловые качества преподавателя: приветливость, вежливость, объективность, сдержанность в эмоциях, терпеливость, внимательность;
  • Коммуникативные:
    • аргументированность, дружелюбный тон в общении, в спорах избегать перехода на личности, уважение чужого мнения;
    • умение конструктивно вести диалог и взаимодействовать со слушателями;
    • умение вовремя остановить диалог, чтобы он не перерос в конфликт;
    • взыскательность, сочетаемая с доброжелательностью, готовностью помочь слушателю, пойти ему навстречу (строгость к студентам, при одновременной строгости к себе и самодисциплине);
    • чутье (приобретаемое с опытом), где нужно и полезнее в отношениях со студентом проявить строгость, а где подбодрить;
    • уметь держать дистанцию, выстраивать отношения так, чтобы у студентов было четкое представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо;
    • при общем дружелюбии, необходимо уметь четко и решительно указать студенту на его неправильное/недопустимое поведение, дать понять ему, как он обязан себя вести.
  • Профессионально-технические:
    • профессиональная компетентность;
    • умение формировать информационную образовательную среду, содействующую развитию способностей слушателей и мотивирующую их к обучению;
    • хорошее владение письменной речью;
    • своевременная проверка ответов;
    • взыскательность на экзаменах;
    • умение работать «на камеру»;
    • хорошая (достаточная) техническая подготовленность преподавателя, здесь важны: нормальный уровень владения компьютером:
    • умение работать на компьютере: устанавливать программы, работать с программами различных форматов, знать особенности различных браузеров и уметь ими пользоваться и т.д. Это полезно и при разработке и создании курсов, и при работе с самими учащимися.
    • знание и умение пользоваться всеми возможностями и сервисами образовательной площадки, в нашем случае LMS. Это позволяет разнообразить формы работы и в целом формировать коммуникативное пространство во время ведения курса.

Общение со студентами

Общение по содержанию курса:

  • преподавателю важно создать видимость своего присутствия в кабинете, видимость своей заинтересованности в положительной деятельности слушателя. Для этого преподавателю важно постоянно заявлять о своем присутствии в кабинете какими-нибудь сообщениями, не обязательно лично характера, вроде «Все ли понятно в заданиях?»;
  • нужно отвечать на все сообщения и как можно скорее, даже если в сообщении не содержится вопроса или просьбы, по крайней мере, всегда можно написать: спасибо;
  • молчание на письменную реплику студента воспринимается им как невнимание, непрочтенность сообщения. Если нет возможности дать развернутый ответ на текст слушателя, хорошо бы хотя бы написать, что Вы его увидели и ответите в ближайшее время;
  • не стесняться уточнять причину задержки ответа - большой объем очных лекций, болезнь и т.п.;

Общение по вопросам организации и техобеспечения:

  • проведение технического вебинара в начале курса значительно способствует выстраиванию отношений и знакомству с группой, почти с каждым из присутствующих удается и познакомиться, и кратко рассказать о том, что ждет на курсе, и проговорить «правила игры», т.е. организационные требования;
  • преподаватель должен появляться в кабинете от двух до ~ 10 раза в сутки в зависимости от возможностей;
  • если обстоятельства не позволяют преподавателю появиться в кабинете, то предупреждать об этом слушателей сообщением на форуме в рубрике «По ходу дела»;
  • с учетом складывающихся взаимоотношений с группой и по ситуации, некоторым нетерпеливым слушателям, требующим в любое время немедленной проверки своих ответов, можно несколько раз за курс в вежливой форме напомнить, что преподаватель – живой человек со своим кругом обязанностей и лимитом физических сил.

Форма общения:

  • преподаватель должен особо следить за своей грамматикой, за правильным построением даже самых небольших замечаний и уточнений и с полной дружелюбностью, доброжелательностью, но требовать от слушателя того же. Учить правильно выражать свои мысли, не допускать ошибок, верно расставлять знаки препинания и т.п.;
  • нужно выбирать выражения, когда нужно указать слушателю на недостатки его ответа. Выражения типа: «У Вас тут все неправильно» или «абсолютно неверно» естественно вызывают у слушателя негативные эмоции, поэтому гораздо лучше сказать «это не совсем так», «не могли бы Вы более корректно сформулировать...».

Общение с инспекторами и администрацией:

надо обращаться к инспектору по организационным вопросам, когда:

  • студенты просят что-то пересдать,
  • испытывают какие-то проблемы (обычно не успевают сдавать вовремя контрольные задания и накапливают долги) и пытаются обвинить в них преподавателя;
  • в случае откровенного хамства, т.к. более высокая (иерархически) инстанция может пресечь подобное отношение и повторно объяснить правила поведения студентов в данном учебном заведении;
  • в случае нарастания конфликта оповещать инспектора и администрацию о возникшей ситуации заранее для скорейшего урегулирования, а также для того, чтобы в случае получения письменной жалобы от студента, администрация была готова и имела аргументацию для ответа слушателю.

Вышеперечисленные аспекты способствуют интенсивности учебного взаимодействия при дистанционных формах обучения, что, в свою очередь, позволяет наиболее эффективно достичь поставленные цели и задачи обучения теологии.

Рецензенты:

Софронова Н.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой ИиВТ Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.

Склярова Т.В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, г. Москва.


[1] Большинство поступающих на различные программы дополнительного образования богословской направленности – это люди, выросшие в нецерковной среде и вне Православной традиции.

[2] Эта приобщенность формально может быть определена как: принадлежность канонической Церкви, участие в Таинствах, верность учению Церкви, соблюдение заповедей, участие в церковной деятельности, свидетельство о вере, знакомство с объективированным Преданием.

[3] Освоение в данном случае означает, что человек становится носителем традиции, приобретает целостное мировоззрение, его система ценностей и смыслов совпадает с системой ценностей и смыслов традиции.

[4] В стандарте ВПО по направлению 520200 «Теология» теология понимается, как «комплекс наук, изучающих историю развития и формирования богословской мысли, накопленный в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, интеллектуальное и духовное богатство».


Библиографическая ссылка

Шевардина М.С. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12127 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674