Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСОБЕННОСТИ ВСТУПИВШЕГО В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Назаренко М.А. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики» в г. Дубне Московской области
Рассмотрен вопрос реформирования современного образования с точки зрения системного подхода, предусматривающего комплексный подход к вопросам дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Указаны наиболее важные темы в области образования, нуждающиеся в стратегической проработке. Сформулированы требования к сфере образования, наиболее актуальные для современности, исходя из федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также статей и выступление Президента РФ В.В. Путина. Приведен пример разработанной программы областного уровня, соответствующей сформулированным требованиям, а именно: «Программа развития образования в Московской области», которая комплексно учитывает взаимодействие всех уровней образования на региональном уровне и указывает пути реализации соответствия современным государственным стандартам образования и контроля качества такового.
образование
программа образование
инновации
1. Акимова Т.И. Политика и цели в области качества обучения группы студентов старших курсов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – №8 (часть 3). – С. 176–178.
2. Анализ классификаций организационной культуры и формирование собственной / М.М. Фетисова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10. – С. 117–119.
3. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А. Применение учебных планов филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне в системе дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования – 2013. – № 5 / [Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования»]. – URL: www.science-education.ru/111-10568 (дата обращения: 22.11.2013).
4. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Развитие компетенций студентов в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 121.
5. Дзюба С.Ф., Нескоромный В.Н., Назаренко М.А. Сравнительный анализ мотива-ционного потенциала студентов вузов // Бизнес в законе. – 2013. – № 1. – С. 233–237.
6. Духнина Л.С., Лысенко Е.И., Назаренко М.А. Основные принципы социального партнерства в сфере труда и доверие к ним со стороны работающей молодежи // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 174–175.
7. Изменение организационной культуры вузов при переходе на ФГОС ВПО / М.А. Назаренко [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 187–189.
8. Инклюзивное образование и организация учебного процесса в вузах / М.А. Назаренко [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 184–186.
9. Иткис М.Г., Назаренко М.А. Повышение квалификации инженерных кадров ОИЯИ на базе филиала МГТУ МИРЭА в г. Дубне // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5 / [Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования»]. – URL: http://www.science-education.ru/111-10624 (дата обращения: 22.11.2013).
10. Калугина А.Е., Назаренко М.А., Омельяненко М.Н. Развитие профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Квантовая и оптическая электроника» при переходе с ГОС на ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6 (приложение «Педагогические науки»). – С. 42. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://online.rae.ru/1212 (дата обращения: 25.10.13).
11. Кожевникова Н.И. Развитие компетенций учащихся общеобразовательных учреждений в результате участия в муниципальном конкурсе «Ученик года» // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10 (часть 1). – С. 157–158.
12. Компетентные требования при проведении анализа систем управления персоналом в организации / И.А. Горькова [и др.] // Международный жур¬нал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 8 (часть 3). – С. 180–181.
13. Медведев Д.А. Первый и главный критерий эффективности вузов – это потреб¬ность общества в их выпускниках, оценка молодых специалистов рынком, научным сооб¬ществом, университетским миром // Высшее образование сегодня. – 2013. – № 3. – С. 2–4.
14. Муравьев В.В. Право работников на охрану труда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – №10 (часть 3). – С. 517–518.
15. Назаренко М.А. Качество трудовой жизни преподавателей вузов в современных условиях // Интеграл. – 2012. – № 5 (67). – С. 122–123.
16. Назаренко М.А. Межпредметные связи теории организаций, организационной культуры и кадрового аудита // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10 (часть 3). – С. 518–519.
17. Назаренко М.А. Основные направления процесса регионализации системы высшего образования как составляющей части социального партнерства в обществе // Сборник научных трудов SWorld. – 2013. – Т. 19. – № 3. – С. 88–93.
18. Назаренко М.А. Особенности европейской интеграции в сфере профессиональ¬ного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 5. – С. 50–53.
19. Назаренко М.А. Особенности интеграции вуза в социокультурное пространство малого города (на примере г. Дубна Московской области) // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 5. – С. 45–47.
20. Назаренко М.А. Результатно-ориентированная система образования и развитие образования в Московской области. – М.: ВНИИгеосистем, 2013.
21. Назаренко М.А. Социальное партнерство – неотъемлемое условие эффективной управленческой деятельности вуза в малом городе (на примере г. Дубна Московской области) // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 5. – С. 55–58.
22. Назаренко М.А., Петров В.А., Сидорин В.В. Управление организационной культурой и этический кодекс вуза // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 4. – С. 171–172.
23. Наставничество как один из эффективных способов обучения и развития персонала / Т.А. Алябьева [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10. – С. 119–121.
24. Никонов Э.Г, Назаренко М.А. Модель кафедры в системе менеджмента качества // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 1. – С. 146.
25. Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов / А. Сигов [и др.] // Высшее образование в России. – 2006. – № 8. – С. 3–8.
26. Об образовании: Закон Московской области от 27.07.2013 г. № 94/2013-ОЗ / [Банк данных Копии правовых актов: Московская область]. – URL: http://mosobl.elcode.ru/page.aspx?136001 (дата обращения: 21.11.2013).
27. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ / [Министерство образования и науки РФ]. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 21.11.2013).
28. Организационная культура в системе управления персоналом / М.А. Назаренко [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 191–192.
29. Охорзин И.В., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Применение принципов менеджмента качества для обеспечения социальной мотивации и улучшения качества трудовой жизни // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 176–176.
30. Повышение мотивированности студентов и обеспечение выполнения принципа гуманистического характера образования при проведении научно-практических конференций / В.Н. Нескромный [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 172–173.
31. Проектирование кадровой политики и критерии ее эффективности / А.Р. Самохвалова [и др.] // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 1. – С. 85–86.
32. Путин В.В. При платном образовании Россия станет третьестепенной страной / [РосБизнесКонсалтинг]. – URL: http://top.rbc.ru/economics/13/03/2013/849060.shtml (дата обращения: 21.11.2013).
33. Путин В.В. Послание федеральному собранию российской федерации // Вестник Российской нации. – 2012. – Т. 26. – № 6. – С. 013–023.
34. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Вестник Российской нации. – 2012. – Т. 2–3. – № 22–23. – С. 35–43.
35. Современные методы управления персоналом и пути их совершенствования / М.М. Фетисова [и др.] // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 11. – С. 196–197.
36. Управление организационной культурой и роль высшего руководства организации / И.А. Горькова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10 (часть 3). – С. 516–517.
37. Фетисова М.М., Горькова И.А., Горшкова Е.C. Система развития интеллектуального потенциала персонала организации // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 11. – С. 193–195.
38. Формирование организационной культуры в соответствии с целями организации / Е.С. Горшкова [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 8 (часть 3). – С. 178–180.

Российская Федерация в современных условиях в числе стратегических задач имеет две крайне важные: сохранение суверенитета и востребованность со стороны партнеров [33]. Обе эти задачи требуют всестороннего развития научно-технического потенциала: военного для обороны и гражданского для взаимовыгодного сотрудничества. По сути, России требуется вторая индустриализация, как это подчеркивал Президент РФ В.В. Путин, которая невозможна без наличия грамотных специалистов во всех областях – от фундаментальной науки и до техников со средним специальным образованием. В настоящее время вопросу образования уделяется пристальное внимание, при этом вопрос рассматривается комплексно. Согласно Федеральному закону РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [27] образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, т.е. помимо функции обучения теоретическим знаниям и практическим навыкам в образовательный процесс входит и воспитательная функция [4]. Современное понимание воспитания, помимо нравственного аспекта (патриотизма и других традиционных русских ценностей), включает в себя обучение социальным навыкам, востребованным в социально-экономических областях: общение в коллективе [30], умение отстаивать свое мнение и др. Современный специалист должен не просто обладать неким набором теоретических знаний [8], но и уметь применять их на практике, а также поддерживать организационную культуру в научном или производственном коллективе [22].

Образование в России должно сохранить лучшее из традиционных подходов (системность, фундаментальность обучения) и добавить к ним актуальные современные подходы – личную инициативность и ответственность, обладание социальными компетенциями, индивидуальные планы обучения, ориентацию на конечный практический результат в соответствующих областях.

Наиболее важными вопросами современности в области российского образования, на наш взгляд, являются:

1. Доступность образования.

Доступность образования для всех, кто в состоянии обучаться на должном уровне, независимо от их территориального расположения и материального положения, является приоритетной целью. Как справедливо заметил В.В. Путин: «Эффективность социальной политики измеряется мнением людей – справедливо ли устроено общество, в котором мы живем» [34], между тем как «школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию». Стоит дополнить, что сказанное В.В. Путиным по сути относится не только к школам, но и к учреждениям дошкольного образования, а также к высшей школе. Помимо недопустимо высокой дифференциации по качеству обучения имеется тенденция к замене процесса обучения, т.е. научения знаниям, методологии мышления, практическим навыкам по специальности и др. на «предоставление образовательных услуг», под которыми иногда скрывается лишь формальное выполнение требуемых действий без надлежащего контроля за эффективностью. Подобные тенденции недопустимы, так как они обесценивают высшее образование как таковое и способствуют подрыву индустриальной и оборонной мощи страны, а также социальной и культурной деградации общества. Требуется системное обучение научной картине мира, обучение самостоятельному мышлению; особое внимание следует уделять навыкам саморазвития и умению сформулировать свою исследовательскую позицию [11].

К вопросу доступности образования относится и платность обучения, причем некоторые политики выступают за абсолютизацию подхода, перевод всего высшего образования (и частично среднего) на платную основу. Зачем продвигается такая концепция, пояснил Президент РФ В.В. Путин [32]: «если в условиях такого расслоения общества по уровню доходов мы перейдем на платное образование, мы в мгновение скатимся на уровень третьестепенной страны. Это скажется на всех сторонах нашей жизни: и на трудоспособности, и производительности труда, и перспективах страны в целом. Это абсолютно недопустимая вещь».

К этой же области логично отнести и проблему трудоустройства выпускников: должна учитываться регионализация требований рынка труда, чтобы желающие по окончании вуза работать в своем регионе имели такую возможность.

Проблема возникла как следствие несогласованности образовательной деятельности высшей школы [24] и востребованности профессий на уровне региональных рынков. Большинство вузов продолжает свою работу со времен, когда вопрос устройства на работу выпускников решался не в региональном, а в федеральном масштабе и не относился к компетенции непосредственно вуза (максимум – в вопросе распределения по позициям списка), поэтому во многих учебных заведениях отсутствуют структуры, полноценно занимающиеся этим вопросом. Дополнительным негативным фактором является нежелание значительной части выпускников работать по полученной специальности [28], а также стремление значительной части таковых уехать из региона (зависит от региона).

Таким образом, в каждом вузе необходимо создать специальную организационную структуру, которая будет заниматься вопросами регионального социального партнерства с другими организациями региона (включая средние школы и производства, имеющие отношение к специальности вуза). Целесообразно вести такую работу, структурно разделив ее на два блока (см. рисунок): внутренний блок относится непосредственно к учебной работе, внешний же занимается комплексной работой с другими организациями [17].

Схема работы вуза по вопросам регионализации

Регионализация высшей школы экономит значительные средства и создает благоприятную социальную обстановку в регионе. Подобный подход с успехом применяется в г. Дубне (Московская обл.) [20]. Например, организации ОАО «Приборный завод “Тензор”» и ОАО МКБ «Радуга» тесно взаимодействуют с филиалом МГТУ МИРЭА в г. Дубне, и уже на 4-м курсе у студентов решается вопрос будущего места работы, если они желают остаться в регионе (а таковое желание зависит в том числе и от наличия работы по профилю).

Важно отметить, что системная регионализация образования не означает «замыкания» на ресурсах региона, наоборот: при наличии эффективно работающего социокультурного пространства значительно упрощается вопрос межрегионального взаимодействия с подобными структурами других регионов. Так, для г. Дубна наиболее актуальным является межвузовское взаимодействие с высшими учебными заведениями Москвы и Подмосковья, а также Тверской области.

2. Повышение престижа профессионального образования.

Актуальной задачей современности является изменение восприятия специалистов со средним профессиональным образованием на положительное. К сожалению, в поздний советский период сложились непрестижные образы «ПТУшника» и «нищего инженера», которые (особенно второй) усугубились в ельцинский период 90-х годов XX века. В настоящее время, несмотря на то, что рабочие специальности в ряде случаев хорошо оплачиваются, работа «на производстве» многими считается непрестижной. Преодолеть это можно лишь при помощи грамотной социальной пропаганды [31], подкрепленной соответствующим отношением государства к тем, кто создает его материальную мощь.

Важно сделать профессиональное образование таким же качественным, как и среднее общеобразовательное (и высшее на соответствующем уровне), что можно достигнуть при помощи реализации концепции непрерывного образования. В этом случае профессиональное образование дается на основе полученного общего среднего (школьного), и при этом собственно профессиональное образование занимает не 3–4 года, а около года и даже менее – но при этом опирается на уже полученные знания, а в практическом смысле проходит на реальном производстве [25] под руководством наставников-профессионалов, использующих на практике системный подход к обучению [23]. Наставники – это высококвалифицированные специалисты, имеющие длительный опыт работы в конкретной организации и понимающие ее специфику. Специфика института наставничества в том, что он практически не затратен по ресурсам: специально нанимать никого не требуется, все решается в штатном режиме. Однако большинство учебных заведений упускают из вида этот метод, используя краткосрочные тренинги и т.п. (вероятная причина – калька с западного менеджмента). Второй немаловажный аспект – это понимание целесообразности длительности наставничества, между тем как зачастую под видом наставничества понимают лишь кратковременный адаптационный период работы, несколько месяцев или даже недель. Для сложных производств и наукоемких областей такой подход нецелесообразен, необходима пролонгация наставничества вплоть до формирования полноценного специалиста (с постепенным уменьшением опеки и переходом на самостоятельность работы).

Затем по мере необходимости специалист может проходить курсы дополнительного образования многократно, выбирая нужные для конкретной практической задачи [25]. Особенно целесообразно создавать центры дополнительного образования и переподготовки в области наукоемких производств и научных центрах [3], в том числе и для специалистов с высшим образованием [9].

3. Ориентация на практическую востребованность.

Выпускники средних специальных и высших образовательных заведений не просто должны получить диплом, но и устраиваться работать по специальности, иначе образование становится формальным и затраты на него теряют смысл. Этот вопрос должен решаться комплексно, путем налаживания связей с потенциальными работодателями еще на этапе обучения

Область трудовой деятельности – процесс сложный и диалектичный, характеризующийся различием интересов наемных работников и их работодателей, неизбежно следующим из капиталистического способа производства. Однако примитивность однофакторной модели марксизма «работники хотят получать больше, а работодатели желают платить меньше» очевидна, и необходимо учитывать междисциплинарные факторы: эффективность использования наемного труда обусловливается не только материальным вознаграждением за таковой. В современной социологии разрабатывается важная концепция социального партнерства, т.е. системы взаимоотношений интересов наемного персонала и работодателей, связанной с юридическими, психологическими и социологическими аспектами. Концепция является междисциплинарной, в ее рамках рассматриваются вопросы коллективного договора, роли профсоюзов, понятие социального партнерства и др. Особенно важным аспектом является вопрос участия государственных органов власти и местного самоуправления.

В филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне было проведено исследование в среде выпускников заочной формы обучения [6]. В результате было выявлено, что наибольшее доверие вызывает принцип «соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (19,5% анкетированных), а наименьший уровень доверия вызывает тезис «содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе» (0,0% респондентов). Таким образом, современная молодежь с опытом работы (среди опрошенных заочников все имели трудовой стаж) имеет крайне высокий уровень недоверия к государству в области социально-трудовых отношений. Не касаясь обоснованности этого мнения в государственном масштабе (но отмечая важность вопроса), логично сконцентрироваться на проблемах, которые могут быть решены на региональном уровне, который и является актуальным в свете обсуждаемой темы.

Критерием качества образования вуза должны быть не только формальные критерии теоретического образования, но и такие факторы, как потребность общества в их выпускниках [13], а также желание выпускников посвятить себя выбранной специальности.

4. Грамотная мотивация специалистов.

Проблема мотивации специалистов – многофакторная, что крайне редко учитывается современным менеджментом. Обеспечение достойного материального вознаграждения является необходимым, но не достаточным условием. Законодательство в области образования должно учитывать и другие факторы, востребованные квалифицированными специалистами [15], причем еще на этапе обучения в вузе [5]. К таким факторам обычно относятся наличие обратной связи от результатов деятельности специалиста, возможность не только выполнять поставленные задачи, но и творчески мыслить и внедрять результаты на практике. Кроме того, социальная обстановка в коллективе также сильно влияет на качество труда. Тема социальной обстановки рассматривается в современности согласно принципам менеджмента качества, где работники являются не безликим ресурсом, а теоретически полноправным партнером, имеющим свои индивидуальные интересы, а также групповые, отличающиеся от интересов работодателя. Таким образом, для эффективного решения управленческих задач необходимо учитывать интересы и запросы работников, их мотивацию.

Под мотивацией развития качества трудовой жизни подразумевается процесс создания условий, в рамках которых у субъектов (или социальных групп) возникает потребность в межсубъектных взаимодействиях в области развития элементов трудовой жизни. Это означает, что каждый субъект (социальная группа) оценивает свои потребности и то, какими средствами он может их удовлетворить, т.е. оценивает качество элементов трудовой жизни [29].

Процесс учета мотивации работников для повышения эффективности работы организации целесообразно представить в виде ряда последовательных действий.

Действие 1. Актуализация потребностей индивидов, вовлечение их во все аспекты системы социально-трудовых отношений организации.

Действие 2. Целенаправленный поиск удовлетворения потребностей работников, разработка способов их мотивирования.

Действие 3. Определение социальных и психологических процессов взаимодействий внутри конкретной организации.

Действие 4. Предоставление возможностей реализации действиям индивидов, направленных на удовлетворение личностных потребностей в контексте профессиональной деятельности и социальной жизни коллектива.

Действие 5. Получение и анализ результата предпринятых действий, прогнозирование и формирование дальнейших потребностей.

Таким образом, можно говорить о комбинации методов социальной мотивации, качества трудовой деятельности и принципов менеджмента качества в рамках единой системы, моделирующей работу организации как холистичного объекта. Эффективность работы зависит от осознания общих целей, функций элементов системы и их связей всеми индивидами, автоматически включаемыми в систему в качестве элементов таковой.

Человек не должен сводиться к профессиональной функции, а рассматриваться системно, с учетом психики индивида.

К области мотивации специалистов относится и вопрос охраны труда [14], который оказывает существенное влияние на мотивацию к трудовой деятельности, качество трудовой жизни, социальное партнерство в социально-трудовой сфере.

5. Инновационная деятельность.

В современной России много говорится об инновационной деятельности, в том числе и в законодательных актах. Так, в законе Московской области «Об образовании» [26] в ст. 8 прописано, что инновационная деятельность в сфере образования в Московской области осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями и т.д.

Проблема состоит в том, что законодательство сейчас всесторонне стимулирует инновационную деятельность [7], но при этом практически не занимается вопросом определения критериев и качества таковой, и под видом инноваций зачастую проходят не пригодные к практической реализации проекты, которые являются затратными для бюджета без какой-либо практической задачи.

Таким образом, введение инноваций, в том числе и в образовательный процесс, должно подвергаться тщательной экспертизе до финансирования и попытки внедрения проекта [16]. При этом важно учитывать, что успешное применение некоей концепции в одних условиях не означает ее универсальной применимости [10]. К сожалению, на практике законотворцы зачастую пытаются применять западный подход и методологию к российской действительности, что недопустимо из-за культурных, экономических и политических различий. Однако изучать европейский опыт с целью выделения полезных для российского образования методик необходимо [18].

6. Системность подхода к образованию.

Реформа образования должна проходить комплексно, на всех уровнях: высшем, профессиональном, среднем и даже дошкольном. Образование должно быть непрерывным в течение всей жизни, только так можно не отстать от современных темпов развития цивилизации. Кроме того, современный руководитель должен быть компетентен, помимо своей научной сферы интересов, и в области управления персоналом [2], чтобы уметь сформировать требуемую организационную культуру в коллективе [36] в зависимости от актуальных целей научной и трудовой деятельности [38]. В организационную культуру входит и управление персоналом с применением междисциплинарного подхода [12], позволяющего наиболее эффективно реализовать интеллектуальный потенциал коллектива [36] с учетом как внешних условий, так и внутренних характеристик организации [35]. Рекомендуется давать студентам задания по самостоятельной формулировке политик и ближайших целей качества образования как лично для них, так и для учебной группы [1].

Очевидно, что программные задачи различных уровней образования должны быть согласованы [21] и представлять собой единую систему [19], в которой знания преподносятся на разном уровне развития, но при этом не являются фрагментарными, а входят в естественнонаучную картину мира.

Примером такой программы может служить «Программа развития образования в Московской области» [20], написанная в соответствии с Законом Московской области «Об образовании» [26] и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [27].

Задачами программы являются:

Задача 1. Развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности всех видов образования, включая дополнительное, с учетом территории проживания.

Задача 2. Развитие образовательного потенциала, включая профессиональное обучение, соответствующего требованиям социально-экономического развития Российской Федерации с учетом перспектив развития.

Задача 3. Разработка стандартов качества образования современного уровня, равно как и инструментария для независимой оценки такового, независимого от общества.

Задача 4. Модернизация образовательных программ в соответствии с современными требованиями.

Задача 5. Создание системы использования имеющихся социокультурных и интеллектуальных ресурсов региона для поддержки и развития образовательного потенциала.

Задача 6. Создание единой образовательно-культурной среды региона.

Задача 7. Создание эффективной системы управления системой образования региона.

Программа состоит из четырех подпрограмм.

Подпрограмма «Дошкольное, общее и дополнительное образование детей» должна обеспечить 100%-ю доступность указанных видов образования детей независимо от их состояния физического здоровья, места проживания и материальной обеспеченности.

Подпрограмма «Развитие профессионального образования» нацелена на преобразование системы профессионального образования Московской области в соответствии с потребностями рынка труда, а также предусматривает тесное сотрудничество с предприятиями области – потенциальными работодателями.

Подпрограмма «Развитие высшего образования» направлена на упрочнение положения вузов Московской области в масштабе страны, а также на приведение программ высшего образования в полное соответствие государственным образовательным стандартам, привитие навыков самостоятельной работы студентам. Помимо непосредственной задачи обучения студентов именно высшей школе необходимо заниматься вопросом интегрирования всех уровней образования в единую систему.

Подпрограмма «Управление качеством образования» содержит парадигму перехода с управления затратами на управление результатом, указывает на необходимость повышения уровня компьютеризации и создание единой информационной системы образования, а также на необходимость перехода на методы оценки качества образования, включающие в себя участие всех заинтересованных лиц (родители, потенциальные работодатели) и при этом прозрачные для внешнего наблюдателя.

Современное законодательство в области образования находится в процессе реформирования. Так, основной Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят менее года назад, причем в него уже вносились поправки; областной закон «Об образовании» был принят всего несколько месяцев назад. Таким образом, на данный момент времени введены в действие лишь самые общие законы, отвечающие современным требованиям к образованию, и они по своей сути не могут быть достаточно детальны. Однако они дают достаточно свободы для разработки региональных программ образования, отвечающих как современным требованиям, так и задачам регионального уровня.

Рецензенты:

Киричук С.М., д.соц.н., профессор, член Совета Федерации – представитель от исполнительного органа государственной власти Тюменской области, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва.

Омельяненко М.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой промышленной электроники МГТУ МИРЭА (Министерство образования и науки Российской Федерации), г. Дубна.


Библиографическая ссылка

Назаренко М.А. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОСОБЕННОСТИ ВСТУПИВШЕГО В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12083 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674