Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Савельева Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Статья отражает особенности подготовки будущих бакалавров и магистров для высокотехнологичных предприятий на базе центра инновационных технологий в машиностроении, созданном в Томском политехническом университете на кафедре технологии автоматизированного машиностроительного производства. Для обеспечения эффективной подготовки студентов к профессиональной деятельности с развитием у них профессиональных компетенций и технического интеллекта разработаны и применяются программные средства обучения, моделирующие производственные и научно-исследовательские задачи машиностроения, информационно-образовательная технология подготовки студентов – будущих бакалавров. Результаты экспериментального исследования по сформированности профессиональных компетенций и технического интеллекта у бакалавров позволяют сделать вывод об эффективности разработанной и внедренной информационно-образовательной технологии в процесс подготовки будущих бакалавров машиностроения.
подготовка
профессиональные компетенции
бакалавры
информационно-образовательная технология
1. Боголюбова М.Н., Савельева Н.Н. Применение методов компьютерного моделирования при изучении технических дисциплин. Труды V Всероссийской конференции «Российские модели образования и их интеграция в мировое образовательное пространство» – ЮТИ, ТПУ, Юрга, 2007.
2. Савельева Н.Н. Современные подходы к подготовке кадров для высокотехнологичных производств экономики региона // Среднее профессиональное образование. – М., 2012. – № 2.
3. Савельева Н.Н., Боголюбова М.Н., Проскуряков П.Ю. Конструкторско-технологическая подготовка студентов на основе электронных образовательных ресурсов // Актуальные вопросы науки и образования: материалы XIII Международной научно-практической конференции. – М., 2012. – С. 114-119.
4. Савельева, Н.Н. Организация обучения и мониторинга занятий студентов на базе WebCT / М.Н. Боголюбова, Н.Н. Савельева // Информационные технологии в образовании: материалы II Международной научно-практической конференции (ИТО-Сибирь-2008). – Томск, 2008. – С.56-57.
5. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения: Учебно-методическое пособие для педагогов, аспирантов, магистрантов. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – 203 с.

Одним из важных направлений развития профессионального образования в России является ориентация на требования работодателя и реализацию компетентностно- ориентированных Федеральных государственных стандартов. Поэтому актуальным является внедрение в образовательных учреждениях инновационных программ, направленных на изменение образовательных технологий, моделей управления технологическими процессами с учетом потребностей работодателей, региональной специфики, ресурсного обеспечения [2].

В связи с этим в Томском политехническом университете в 2011 году был создан центр инновационных технологий в машиностроении для разработки конкурентоспособных изделий машиностроения и создания ресурсноэффективных технологий их изготовления, а также подготовки бакалавров для высокотехнологичных производств.

Научными направлениями деятельности центра являются:

  • создание современных технологий обучения будущих специалистов для высокотехнологичных производств;
  • оптимизация геометрических параметров режущих инструментов;
  • разработка и исследования сборных инструментов со сборными многогранными пластинками;
  • обработка деталей чистовым пластическим деформированием и др.

Одной из целей создания центра декларировалось создание системы подготовки бакалавров, специалистов и будущих магистров для высокотехнологичных предприятий машиностроения. Создание центра инновационных технологий в машиностроении необходимо, т.к. в нем сконцентрированы материально-технический, кадровый, методический и информационный ресурсы, и отрабатываются новые педагогические и информационные технологии с применением уникального оборудования, прикладного программного обеспечения, электронных образовательных ресурсов.

Созданная система обучения решила следующие актуальные для современного высокотехнологичного производства проблемы:

  • дефицит квалифицированных специалистов для инновационной экономики;
  • неудовлетворенность работодателей уровнем развития компетенций выпускников;
  • устаревшая и недостаточно оснащенная материально-техническая база;
  • отсутствие у предприятий целевого перспективного заказа на подготовку кадров.

Первоначально для подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей промышленности была создана материально-техническая база – аппаратно–программный комплекс [3,4]. Аппаратно-программный комплекс предназначен для проведения расчетов, компьютерного моделирования технологических процессов с заданными свойствами в различных условиях эксплуатации. Важной особенностью комплекса является возможность объемного моделирования. 3D-модели деталей передаются по локальной сети в системы инженерных расчетов САЕ. Проверенные в расчетах объемные модели передаются в системы подготовки производства САМ, которые автоматически создают управляющие программы для соответствующих типов станков с ЧПУ. На базе 3D-моделей возможна организация сквозного автоматизированного проектирования технологической подготовки производства изделий на станках с ЧПУ, исключая трудоемкие операции ручного труда.

Для подготовки кадров по специальностям и профессиям машиностроительного профиля создана информационно-образовательная технология (ИОТ) на базе электронных образовательных ресурсов [3,4]. Основные характеристики созданной технологии: целевая направленность, пошаговое освоение всеми студентами запланированных массивов знаний, диагностические процедуры после каждого этапа и в конце обучения.

При создании ИОТ мы руководствовались следующими принципами:

  • обеспечение непрерывной информационной подготовки студентов;
  • включение в содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин информационно-технологической составляющей, которая обеспечивает системное использование прикладных информационных технологий.

Обучение проходило на базе интегрированной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая оснащена индивидуальной учебной программой и разбита на модули. Отдельные модули оснащены структурными схемами, где четко прописан объем выполняемых студентами работ (лекций, тестов, лабораторных, практических и контрольных работ), что обеспечивает гибкость обучения и позволяет осваивать дисциплину с индивидуальной скоростью в зависимости от базовой подготовки студента и его интеллектуального развития.

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» содержит 4 модуля (плоское черчение, трехмерное моделирование, проектирование технологических процессов, создание управляющих программ и наладка станка) и реализуется в течение 4 семестров. Содержание каждого модуля интегрировано с общепрофессиональными и специальными дисциплинами для достижения единых целей.

Таблица 1

Модули

Этапы ИОТ

 

Дисциплины, интегрированные по содержанию

Основные цели

Модуля

1 модуль

Плоское черчение

Инженерная графика

Научить студентов читать и создавать эскизы, чертежи деталей

2 модуль

3D моделирование

Детали машин

Режущий инструмент

Проектировать 3D модели и по ним чертежи деталей

3 модуль

Сборочные чертежи

Метрология.

Технологическое оборудование

Технологическая оснастка

Научиться создавать и назначать технические требования на сборочные чертежи, выполнять деталировку.

4 модуль

Составление технологических процессов, управляющих программ для станков

Технология машиностроения Программирование для станков с ЧПУ

Проектирование технологических процессов, оформление технологической документации, создание управляющих программ, наладка станка на операцию

Для организации обучения были созданы программно-методические и дидактические средства обучения, которые включают в себя: обучающие программы в среде Delpfi [1], структурно-логические схемы, задания для практических и лабораторных работ, для курсовых и дипломных проектов, диагностический комплекс – тесты текущего и итогового контроля знаний, тесты и контрольные работы для оценки уровней сформированности профессиональных компетенций, задания для комплексной итоговой аттестации и задания для дипломного проектирования. Пример обучающей программы для выбора режущего инструмента по различным исходным условиям на операцию технологического процесса приведен на рисунке 1.

Рис.1. Обучающая программа для лабораторных работ

Спроектированная и реализованная ИОТ (рис. 2) направлена на развитие технического интеллекта и формирование профессиональных компетенций у студентов при подготовке к профессиональной деятельности и содержит следующие этапы: диагностический, мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный.

1 этап – диагностический, предусматривает оценку начального уровня развития технического интеллекта и сформированности профессиональных компетенций у студентов.

2 этап – мотивационный, его целью является отработка положительного отношения и проявление устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов – будущих бакалавров, что достигается установлением междисциплинарных связей и проведением обучения в реальных производственных условиях с применением высокотехнологичного оборудования.

Рис. 2. Этапы информационно-образовательной технологии формирования профессиональных компетенций и технического интеллекта у будущих бакалавров

3 этап – когнитивный, приобретение знаний и основных навыков работы с прикладными профессиональными программами, выполнение простых схем, чертежей и трехмерных моделей будущих изделий.

4 этап – деятельностный, развитие технического интеллекта и формирование профессиональных компетенций при выполнении практических работ и проектов в интеграции с общепрофессиональными и специальными дисциплинами; мониторинг развития технического интеллекта и формирование профессиональных компетенций; на этом этапе студенты выполняют курсовые проекты с использованием прикладных профессиональных программ, позволяющих творчески решать поставленные проблемы.

5 этап – рефлексивно-оценочный, включает окончательную оценку уровня развития технического интеллекта и сформированности профессиональных компетенций, внесение корректировок в технологию обучения.

Все проекты выполняемые студентами развивают технический интеллект, формируют профессиональные компетенции и способствуют их профессиональному развитию [5]. В реальной производственной ситуации велико количество вариантов решений изучаемых проблем, и студентам предлагается алгоритм решения поставленной задачи. Тем самым студенты учатся учитывать наиболее важные факторы, анализировать их, оценивать влияние каждого фактора и в будущем принимать наиболее правильные решения при решении производственных задач. При этом после всесторонне проведенного анализа студенты синтезируют и обобщают имеющийся материал и могут выполнить конструкторский или технологический проект без дополнительной подготовки на предприятии.

Приобретение профессиональных компетенций осуществляется на лабораторных, практических занятиях и курсовом проектировании. Студенты самостоятельно разрабатывают технологические процессы изготовления изделий, проектируют операции на станках с ЧПУ, моделируют управляющие программы, исследуют влияние геометрии режущего инструмента на точность обработки, т.е. решают инженерные задачи или проводят научные исследования [1].

Таким образом, студенты все профессиональные проектные работы выполняют в условиях, приближенных к реальным высокотехнологичным производствам. Это является мотивацией к качественному выполнению проектных работ будущими бакалаврами машиностроения. В процессе обучения студентами компьютерной графики, прикладных профессиональных программ, которые используются для проведения лабораторных и практических работ, курсовых и дипломных проектов в центре инновационных технологий, способны самостоятельно моделировать различные технологические процессы и решать профессиональные задачи для высокотехнологичных производств в будущем.

Рецензенты:

Мищенко В.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГОУ ВПО Югорский государственный университет, г. Югра.

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики Томского политехнического университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Савельева Н.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12080 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674