Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ, НЕЛИНЕЙНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ САМООБУЧЕНИЯ

Кирикович Т.Е. 1
1 ГОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Идея гуманизации образования лежит в основе стратегического направления развития системы образования в XXI веке. Гуманизация образования подразумевает не только усиление удельного веса гуманитарных предметов в учебных планах, но и усиление роли гуманитарного образования в развитии личности. В статье рассматриваются гуманистические основания аксиологически направленной нелинейной личностной дидактической модели самообучения в сравнении с традиционной дидактической моделью обучения, которые интегрированы положением о признании уникальности, «самоценности» личности обучающегося, ее определяющей роли в процессе познания и способности самостоятельно решать основные задачи самообучения и саморазвития на основе личного опыта. В статье коротко раскрыто содержание предлагаемой модели, в части умения обучающегося: строить личностные информационные модели представления знаний, применять метод самообучения на основе «алгоритма самообучения», использовать метод самоуправления развитием своей личности.
метод самоуправления развитием личности.
метод самообучения на основе «алгоритма самообучения»
личностная информационная модель представления знаний
аксиологически направленная нелинейная личностная дидактическая модель самообучения
самообучение
гуманистические основания
гуманизация
1. Иванова С.В. Образование в организационно-гуманистическом измерении. - М.: РУДН, 2007. 240 с.
2. Кирикович Т.Е. Методологические основы самообучения школьников // Наука и школа. - 2013. - № 5. - С. 52-55.
3. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. - М.: Эгвес, 1997. - 232 с.
4. Новиков А.М. Методология образования. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: БРЭ, 2003. 528 с.
6. Педагогический словарь: уч. пособие для студ. вузов / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: ИЦ «Академия», 2008. 352 с.
7. Роджерс К.О групповой психотерапии. - М.: Гиль-Эстель, 1993.

Введение

Идея гуманизации образования, будучи одной из мировых тенденций, лежит в основе стратегического направления развития отечественного образования в XXI веке. Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой. Гуманизация образования подразумевает не только усиление удельного веса гуманитарных предметов в учебных планах, но и усиление роли гуманитарного образования в развитии личности, что призвано способствовать формированию у обучающегося: гражданской позиции, духовности, моральных качеств, широты кругозора, целевую и поведенческую ориентацию на общечеловеческие ценности. Гуманизацию образования, по мнению А.М. Новикова, следует рассматривать в широком смысле - как формирование у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем [3]. Поворот системы образования к личности обучающегося, к его потребностям, ценностям, уникальности и способности самому решать задачи своего обучения и развития, невозможен без изменения дидактической основы существующей системы обучения - дидактической модели обучения. Созданная в XVII веке традиционная дидактическая модель обучения, включающая процесс преподавания (деятельность педагога) и процесс учения (деятельность ученика) на протяжении четырех столетий не претерпела существенных изменений, хотя за это время произошли коренные перемены в жизни общества и человека.

Традиционная дидактическая модель обучения, применяемая сегодня повсеместно во всех видах и формах образования, в том числе и дистанционном, включает процесс преподавания (деятельность педагога, в основном направленная на управление учебной деятельностью обучающегося) и учения (деятельность обучаемого), при этом преподавание является ведущей, ключевой деятельностью, в то время как учение - ведомой. Под «учеником», далее по тексту, мы понимаем любого обучающегося, будь то школьник, студент или просто взрослый человек. Преобладание процесса преподавания над процессом учения означает, что функцию управления учением взял на себя педагог: 1) педагог определяет для «ученика» стратегические и тактические учебные цели; 2) планирует и организует учебную деятельность обучаемого; 3) педагог руководит учебной деятельностью «ученика»; 4) осуществляет контроль учебных результатов. «Ученику» остается незавидная роль исполнителя чужих решений. Вследствие всего вышесказанного природная познавательная активность личности «ученика» подавляется, дело доходит до того, что, например, в школе к девятому классу часть школьников присутствует на уроках формально, т.е. слушают учителя, но не слышат, обучаются, но не усваивают знания. При этом желание учиться у многих школьников к выпускному девятому классу пропадает навсегда. Следует отметить еще один важный антигуманный результат от применяемой повсеместно традиционной дидактической модели обучения, она не позволяет в полной мере развивать творческие способности обучаемого, так как деятельность, для которой цель определена извне, а не самим субъектом обучения, является только исполнительской, а никак не творческой [4]. Таким образом, существующая модель обучения формирует пассивных исполнителей чужой воли, не способных самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Отчужденность личности «ученика» от процесса принятия решений по вопросам своего обучения и развития, а также игнорирование его индивидуальных личностных познавательных способностей и потребностей приводят к следующим результатам:

  • процессы обучения и развития, в сознании обучаемого, слабо связаны между собой, так как потребность в саморазвитии своей личности не следует из потребности что-либо узнать. Вследствие этого, задачу саморазвития личности в процессе обучения сложно полноценно решать в рамках существующей модели обучения;
  • процесс обучения имеет низкую эффективность, так как «ученику» навязаны не только учебные цели, но и способы, методы, приемы познания, эффективные, либо для автора учебника, либо для учителя, но никак недля ученика;
  • личностные познавательные потребности, уникальные способности и опыт ученика игнорируются и даже попираются в такой модели обучения. В результате, в каждом акте обучения школьнику, либо студенту преподносится урок антигуманного отношения к человеку.

Таким образом, традиционная дидактическая модель обучения в сегодняшней ситуации антигуманна по своей сути, каким бы образом она не была украшена, она уничтожает в «ученике» личность, готовит армию пассивных исполнителей, не отвечает современным потребностям общества.

Мы предлагаем аксиологически направленную, нелинейную, личностную дидактическую модель самообучения, в которой нет процесса преподавания, преподавателем и учеником в одном лице выступает сам обучающийся, при условии компетентного педагогического сопровождения данного процесса педагогом на начальных стадиях самообучения.

Рассмотрим подробнее предлагаемую нелинейную, личностную дидактическую модель самообучения с позиций гуманизма. В новейшем философском словаре под редакцией А.А. Грицанова гуманизм определяется как высшая самодостаточная и самоосознающая значимость человека [5]. Античеловеческим является все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению. Идеи гуманизации образования широко разрабатывались учеными, как зарубежными (Р. Бернс, М. Грин, Р. Кекк, А. Комбс, А. Маслоу, А. Опорт, К. Роджерс, Э. Фромм, Д. Фрейберг), так и российскими (А.Г. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Петровский, Ю.В. Сенько, Г.С. Сухобская, Е.Н. Шиянов, И.С. Якимовская и др.). Большую роль в развитии философии гуманизма сыграли успехи гуманистической психологии (Г. Олпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм), обратившей внимание философов-исследователей к психологическим особенностям личности человека, его личному опыту в процессе познания [7].

Концептуальной базой предлагаемой дидактической модели самообучения определен личный опыт «ученика» по развитию своих способностей, личностных качеств и овладению знаниями, умениями, компетенциями, навыками, привычками. Данное методологическое основание детерминировано базовым понятием гуманизма о «самоценности личности», как таковой, ее центральной, определяющей ролью в мироздании и в процессе познания. Опыт применения знаний является также важным компонентом компетенции (В.П. Бездухов, Б.М. Бим-Бад, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, А.М. Новиков), играет ведущую роль в обучении, обеспечивает готовность субъекта применять усвоенные знания [6]. Для самообучения - это соответственно личный опыт субъекта. Предлагаемая аксиологически направленная, нелинейная, личностная дидактическую модель самообучения построена на личном опыте «ученика» в:

  • достижении социально-личностных целей (знания, личностные качества, способности «ученика» в контексте его жизненных перспектив, не противоречащие принципам гуманизма) посредством самообучения;
  • субъектном (самостоятельном) и автономном (независимом) решении основных учебных задач (определении учебной цели и средств ее достижения, самоорганизации для достижения цели, самоконтроля результата), с помощью метода самообучения на основе «алгоритма самообучения», который предполагает поэтапное (проектирование, выполнение, рефлексия) усвоение знаний с опорой на умение строить личностные информационные модели представления знаний, в соответствии с личностным набором способов, методов, приемов и средств познания. Под информационной моделью представления знаний об объекте (явлении или процессе) мы понимаем его субъективный образ (результат процесса познания) в форме понятий, умений, выявленных связей, закономерностей;
  • осознанном и целенаправленном проявлении познавательной активности, которая выполняет роль дидактического средства управления вектором движения «ученика» в самообучении и развитии. Обучающийся самостоятельно начинает действовать - познавать объект (явление, процесс, др.) с того места, с которого ему, либо хочется действовать, либо понятно как действовать, либо интересно, либо он способен только здесь начать двигаться вперед. Если для преодоления проблемы «ученику» потребуется в чем-то качественно измениться - произойдет микроэтап в развитии его личности. Способность «ученика» успешно преодолевать проблемы развития, в процессе самообучения, определена в рассматриваемой модели самообучения как метод самоуправления развитием личности [2].

Аксиологическая направленность рассматриваемой личностной дидактической модели определяется ценностными ориентациями личности обучающегося, а также ценностно-смысловым самоопределением обучающегося в плане понимания самообучения и саморазвития в течение всей жизни как способа успешного бытия. Нелинейный характер рассматриваемой дидактической модели самообучения обусловлен тем, что обучающиеся достигают учебного результата в разные сроки и в разном месте информационно-образовательного пространства своего бытия. Личностный характер дидактической модели придает то, что обучающийся приобретает личный опыт самообучения, достигает в самообучении социально-личностную цель, применяет личностный набор способов, методов, приемов, средств, познания, движется в познании по личностной траектории самообучения и развития, получает личностный результат в знаниях, способностях, личностных качествах, строит личностные информационные модели представления новых знаний [2].

Гуманистическими основаниями рассматриваемой нелинейной личностной дидактической модели самообучения будут следующие положения:

  • Уважение личности «ученика», признание ее уникальности, «самоценности», определяющей роли в процессе познания, способности самостоятельно решать основные задачи самообучения и саморазвития на основе личного опыта.
  • Признание всеми участниками образовательного процесса приоритета индивидуальных социально-личностных образовательных потребностей «ученика» над всеми остальными, в контексте гуманистических принципов. «Ученик» сам определяет стратегические и тактические цели обучения и развития.
  • «Ученик» является полноценным субъектом своего обучения и развития: определяет цель; планирует средства для ее достижения; организует себя на достижение цели; руководит процессом достижения цели; контролирует результат. Педагог создает условия для самообучения и саморазвития школьника, студента или взрослого: дидактические, организационные, педагогические, информационные и пр. Таким образом, в каждом акте познания « ученик» получает урок ценностного отношения к личности.
  • Познавательная активность выполняет роль дидактического средства управления вектором движения «ученика» в процессе самообучения. Таким образом, познавательная активность и творческие способности обучающегося не подавляются, а развиваются, что жизненно необходимо для выживания в информационном обществе, а значит - гуманно и в интересах человека.
  • Обучающийся имеет возможность выявить и использовать в самообучении и развитии предпочтительный и эффективный лично для него набор способов, методов, приемов, средств познания, который обусловлен особенностями протекания психических процессов, личностными характеристиками.
  • Включение в процесс самообучения и саморазвития личности «ученика» потенциала информационно-образовательного пространства бытия современного человека (юного, молодого и взрослого) с ресурсами новых динамично развивающихся источников знаний, таких, как телевидение, Интернет, сотовая связь, СМИ, знания товарищей, коллег и социума. Это позволяет экономить затраты времени и средств на самообучение.
  • Осознание всеми участниками образовательного процесса необходимости ценностно-смыслового самоопределения «ученика» в личностном плане и в плане понимания самообучения как способа успешного бытия в условиях поликультурности, избыточности, доступности и фрагметарности знаний, представляемых современными источниками информации.
  • Формирование потребности в саморазвитии личности «ученика», которая становится жизненно необходимой для выживания в быстро изменяющемся мире, характеризующемся динамизмом перемен и неопределенностью будущего.

Таким образом, рассматриваемая дидактическая модель самообучения направлена на усиление роли гуманитарных ценностей в структуре личности, а именно - признание самоценности личности как таковой, вне зависимости от ее способностей, успехов и пр.; формирование у обучающегося общечеловеческих и гражданских ценностей. Данная модель экспериментально проверена в учебном процессе общеобразовательных учреждений и учреждений высшего профессионального образования, показала свою эффективность. Гуманистический характер рассматриваемой дидактической модели самообучения проявляется также в том, что она создана для каждого конкретного индивида, направлена на достижение социально-личностных целей обучения и развития конкретной личности; позволяет использовать ее способности и возможности, эффективна для нее, развивается вместе с тем, кто ее применяет, является средством достижения успеха конкретной личности в информационном обществе.

Повсеместно применяемая традиционная дидактическая модель обучения является методологическим фундаментом системы обучения, а с ней и системы образования, она может быть преобразована в аксиологически направленную, нелинейную, личностную дидактическую модель самообучения, которая отвечает целям гуманизации системы образования.

Рецензенты:

Санникова А.И., д.п.н., профессор, проректор по управлению качеством образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Кирикович Т.Е. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ, НЕЛИНЕЙНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ САМООБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12068 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674