Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДАСТРОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПЕНЗЕНСКОМ КАДАСТРОВОМ ОКРУГЕ.

Киселева Н.А. 1 Романюк И.А. 1 Стеклова А.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский Государственный университет архитектуры и строительства»
В настоящее время остро обсуждается вопрос об эффективности создания кадастра недвижимости в Российской Федерации, достигнутых показателях, а также проблемах формирования государственного информационного ресурса. Большое внимание в сфере администрирования уделяется качеству оказания государственных и муниципальных услуг. В данной статье авторами сделана попытка анализа ведения кадастра недвижимости в Пензенском кадастровом округе, а также качества предоставления государственных услуг по ведению государственного кадастрового учета объектов недвижимости и предоставлению сведений о них из государственного кадастра недвижимости в Пензенской области. В основе оценки эффективности оказания государственных услуг по предоставлению сведений в государственный кадастр недвижимости и постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет лежит сравнение расчетных показателей с фактическими. В данном анализе фактическое значение показателей эффективности соответствует расчетным, а по некоторым позициям превышает, при этом большое значение имеет социальная составляющая эффективности, которая может быть выражена удовлетворенностью заявителей и кадастровых инженеров, постоянно взаимодействующих со специалистами территориального органа кадастрового учета. Социальная эффективность в Пензенском кадастровом округе имеет достаточно высокий уровень, так как очереди при обращении в отдел кадастрового учета ликвидированы, появилась возможность электронного взаимодействия и предварительной записи на прием, выезда специалистов на дом, а для кадастровых инженеров определены дни и часы приема специалистами.
кадастровое производство
эффективность
государственный кадастровый учет
государственный кадастр недвижимости
1. Варламов А.А. Земельный кадастр: Т.3 Государственная регистрация и учет земель : учеб. пособие для вузов / А.А. Варламов, С.А. Гальченко. – М. : Колос, 2004. – 528 с.
2. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221 – ФЗ.
3. Об организации мониторинга качества и доступности государственных услуг, предоставляемых территориальными органами Росреестра и подведомственными федеральными бюджетными учреждениями «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ Росреестра от 08.09.2011 N П/338 / Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru
4. Об утверждении методических рекомендаций по внедрению системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) [Электронный ресурс] : Приказ Минэкономразвития РФ от 1.03.2013 № 110 / Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru
5. Официальный сайт Росреестра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru
6. Сухомлин В.П. Оценка экономической эффективности проектных решений и предложений в области землеустройства и кадастров : учеб. пособие для вузов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2012. - 117 с.
7. Хаметов Т.И. Совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом региона, муниципального образования и отдельного хозяйствующего субъекта : монография. – Пенза : ПГУАС, 2009. – 304 с.

Теоретическим и методическим вопросам анализа эффективности формирования и функционирования системы государственного кадастра недвижимости (ГКН) с введением закона [2] в экономической теории и практике уделяется много внимания [1; 6; 7], и их рассмотрение в настоящее время является актуальным.

Авторы солидарны с мнениями экономистов в том, что при анализе эффективности результатов производственной деятельности или любой экономической системы следует различать понятия эффекта и эффективности. Эффект - результат какой-либо деятельности. Эффективность - способность приносить эффект [6, с. 22].

Применительно к системе ГКН, на наш взгляд, целесообразно употреблять понятие эффективности, которую можно разделить на две составляющие: эффективность кадастрового производства и эффективность применения данных ГКН.

Следует отметить, что при анализе эффективности системы ГКН необходимо использовать показатели как экономической, так и социально-экономической, экологической, информационной, правовой и т.п. эффективности, что обусловливает необходимость использования различных методик.

В данной статье рассмотрены результаты анализа экономической эффективности кадастрового производства в Пензенском кадастровом округе.

Эффективность кадастрового производства можно определить, руководствуясь приказами Росреестра от 8.09.2011 г. [3] и Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2013 г. [4].

Сфера ведения государственного кадастра недвижимости представляет собой систематическую процедуру сбора и оценки показателей, характеризующих эффективность и результативность деятельности территориальных органов Росреестра и подведомственных федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации по предоставлению следующих государственных услуг Росреестра:

  • государственный кадастровый учет недвижимого имущества (ГКУ);
  • предоставление сведений, внесенных в ГКН.

Рассмотрим отдельные аспекты кадастрового производства в Приволжском федеральном округе, в котором расположена Пензенская область, чтобы выявить состояние Пензенской области по отношению к соседним регионам в части проведения процедур по ГКУ и предоставлению сведений из ГКН.

По данным Государственных национальных докладов о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, в 2008–2011 гг. наибольшая активность участников земельного рынка наблюдалась в Приволжском федеральном округе [5] (рис. 1).

 
Количество документов/1000 чел.

Рисунок 1 - Активность участников земельного рынка по Российской Федерации в 2008 - 2011 гг.

Активность участников рынка недвижимости непосредственно связана с кадастровым производством, так как предоставление сведений государственного кадастра недвижимости осуществляется по запросам заинтересованных лиц и зависит в том числе от количества совершаемых на определенной территории юридически значимых действий с объектами недвижимости (земельными участками), а также от объема выполняемых на такой территории кадастровых работ.

В таблицах 1 и 2 приведены сведения о размере платы за предоставление сведений, внесенных в ГКН по субъектам РФ Приволжского федерального округа за 2011 год, и о количестве подготовленных документов [5]. Как видно из данных таблиц, Пензенская область по объему денежных средств, поступивших в 2011 г. за предоставление сведений, занимает 8 позицию из 13, а по количеству подготовленных документов – 10 позицию из 15, что является довольно высокой характеристикой по сравнению с другими крупными промышленными регионами, занявшими верхние позиции.

Таблица 1

Информация о плате за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, по субъектам РФ Приволжского федерального округа за 2011 год [5]

 

Наименование кадастрового округа

Плата за предоставление сведений, внесенных ГКН, руб.

поступившая за отчетный период

возвращенная заявителю за отчетный период

Башкирский кадастровый округ

70 830 142,59

657 555,88

Татарстанский кадастровый округ

41 779 316,00

829 194,16

Нижегородский кадастровый округ

44 437 120,00

489 140,00

Самарский кадастровый округ

33 995 155,20

86 950,00

Саратовский кадастровый округ

33 235 982,00

286 905,00

Пермский кадастровый округ

32 964 158,87

377 665,00

Оренбургский кадастровый округ

28 642 576,62

361 849,00

Пензенский кадастровый округ

16 631 612,70

225 861,86

Чувашский кадастровый округ

14 401 022,00

0,00

Удмуртский кадастровый округ

12 998 077,00

83 207,00

Ульяновский кадастровый округ

12 901 099,00

25 600,00

Кировский кадастровый округ

12 864 800,00

177 200,02

Мордовский кадастровый округ

11 143 994,20

64 115,54


Таблица 2

Информация о деятельности по государственному кадастровому учету земельных участков
и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости по кадастровым округам Российской Федерации Приволжского федерального округа в 2009 – 2011 годах [5]

Наименование

кадастрового округа

 

 

Количество подготовленных документов

Кадастровых выписок о ЗУ, кадастровых паспортов ЗУ по заявлениям о постановке на ГКУ, ед.

Кадастровых выписок о ЗУ, кадастровых паспортов ЗУ по заявлениям о внесении изменений в характеристики земельных участков, ед.

Кадастровых выписок о ЗУ, кадастровых паспортов ЗУ по запросам о предоставлении сведений ГКН, ед.

Кадастровых планов территорий по запросам о предоставлении сведений ГКН, ед.

Всего, ед.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

Башкирский

86184

98302

67843

44044

33575

15351

499589

444879

231439

62420

117262

17218

692237

694018

331850

Марийский

18560

11890

9179

14643

15395

10268

49401

45833

29641

9439

8245

3131

92043

81363

52219

Мордовский

9192

9544

10192

12780

15189

13947

79545

80562

59380

11575

12672

8536

113082

117967

92055

Татарстанский

48367

60303

47296

41424

43482

24742

317941

333663

154797

37316

32668

13638

445048

470116

240470

Удмуртский

32465

16223

17392

17679

17284

16726

107361

91025

52109

9373

16909

4864

166878

141441

91091

Чувашский

26553

12718

12449

32537

15921

8452

106896

95104

72567

15987

22695

6530

181973

146438

99998

Кировский

15143

13436

10156

5957

7548

3929

77516

60771

43566

1724

886

2043

100340

82641

59694

Нижегородский

95783

51717

47737

57386

39968

31337

312673

306660

135267

39779

50763

15620

505621

449108

229960

Оренбургский

42080

30181

25560

31498

31822

28113

162982

173980

109327

43490

36058

13194

280050

272041

176194

Пензенский

21762

17627

14055

8687

8179

7343

95228

110598

71835

23170

26370

16052

148847

162774

109280

Пермский

70853

49343

40390

40069

32493

16935

208436

224073

158355

54991

68706

27787

374349

374615

243460

Коми-Пермяцкий

1031

974

731

2553

2010

851

11578

12653

7669

10085

4883

1182

25247

20520

10433

Самарский

53535

34076

25843

63030

44123

27815

232278

229468

104770

29368

43320

21956

378211

350987

180384

Саратовский

62913

50634

32092

24361

26790

26290

136898

124515

84489

35842

32296

23298

260014

234235

166169

Ульяновский

13433

10499

12362

25295

21472

16460

165027

148668

61699

22560

47222

812

226315

227861

91333


Далее рассмотрим отдельные факторы, оказывающие влияние на повышение эффективности кадастрового производства в Пензенском кадастровом округе.

Определенную роль в регламентации выполнения кадастровых процедур и работы с заявителями (гражданами, представителями юридический лиц и кадастровыми инженерами) в территориальном органе кадастрового учета призван играть документ, называемый Административным регламентом. Такие регламенты широко распространены в отношении большинства государственных и муниципальных услуг в нашей стране. Однако проект Административного регламента Росреестра по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ГКУ недвижимого имущества находится еще в разработке [5].

Прием заявителей в Пензенском кадастровом округе осуществляется в 33 пунктах на территории Пензенской области. Анализ основных показателей эффективности деятельности в ГКУ в 2012 году показал следующие результаты:

  • среднее количество обращений в месяц – 9534;
  • среднее количество заявлений о постановке на ГКУ земельных участков в месяц – 859;
  • среднее количество заявлений об учете изменений характеристик земельного участка в месяц – 1216;
  • среднее количество запросов о предоставлении сведений ГКН в месяц – 7472 (рис. 2).

Рисунок 2 – Среднее количество обращений в орган кадастрового учета Пензенской области в 2012 г.

На основе вышеуказанных показателей эффективности ГКУ в Пензенском кадастровом округе за период 2011-2012 гг. можно сделать следующие выводы.

1. В 2012 г. сократилось количество сотрудников филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области:

а) осуществляющих ГКУ с 38 в 2011 г. до 19 человек в 2012 г.;

б) задействованных в процессе приема документов на предоставление сведений из ГКН с 86 в 2011 г. до 39 человек в 2012 г.;

в) задействованных в процессе приема документов на ГКУ с 86 в 2011 г. до 57 человек в 2012 г.

2. Положительной является тенденция к сокращению общего количества действий по исправлению технических ошибок, допущенных при ведении кадастра недвижимости. В 2011 г. таких действий было совершено 1012, а в 2012 г. – 873.

3. Увеличилось в 2012 г. по сравнению с 2011 г. общее количество принятых решений по заявлениям о ГКУ объектов недвижимости: с 1604 до 2362. Почти вдвое увеличилось количество поступивших заявлений о ГКУ с 1518 в 2011 г. до 2424 в 2012 г.

4. В связи с введением Росреестром портала электронных услуг увеличилось в анализируемом периоде количество заявлений о ГКУ, поступивших в электронном виде (с 4 до 404), что, безусловно, свидетельствует о повышении эффективности ведения ГКН, о востребованности данной услуги ее потребителями, удобстве при проведении кадастровых работ, создании комфортных условий для заказчика кадастровых работ и, соответственно, сокращении сроков выполнения таких работ, снижении напряженности при личном обращении заявителей с документами на государственный кадастровый учет.

5. Сократилось в 2012 г. по сравнению с 2011 г. общее количество запросов о выдаче сведений из ГКН с 8147 до 5263. Однако данная услуга очень востребована посредством электронных услуг Росреестра. В электронном виде запросов поступило в 2012 г. больше, чем в 2011 г. (1346 – в 2011 г. и 1796 – в 2012 г.).

В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и постановления Правительства Пензенской области от 05.12.2008 № 869-пП «Об утверждении Программы проведения административной реформы в Пензенской области в 2009-2010 годах» в 2008 г. Пензенской области создано государственное автономное учреждение Пензенской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), задачей которого является оказание государственных и муниципальных услуг населению посредством «одного окна» на основе соглашений о взаимодействии с различными структурами и учреждениями.

6. Организация предоставления государственных услуг по постановке объектов недвижимости на ГКУ и выдаче сведений ГКН через многофункциональный центр очень востребована жителями Пензенской области, так как освобождает заявителей от обращений в многочисленные инстанции при оформлении документов, например на недвижимость. Заявлений на ГКУ, принятых в МФЦ Пензенской области в 2011 г., было 773, а в 2012 г. уже 844. Количество запросов, полученных через МФЦ, несколько сократилось: в 2011 г. их было 4033, а в 2012 г. – 3411.

7. С 2012 г. была введена предварительная запись на постановку на ГКУ и выдачу сведений из ГКН. Востребованность данной услуги подтверждают следующие показатели: 390 запросов и 575 заявлений в 2012 г. по сравнению с 2011 г., когда она полностью отсутствовала. Среднее время ожидания заявителя, обратившегося за предоставлением государственной услуги по постановке на ГКУ и выдаче сведений из ГКН посредством предварительной записи, составило в 2012 г. один день.

Высоким является показатель качества телефонного обслуживания в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области и составил 97%, что соответствует расчетному. Этот показатель вычисляется путем самообследования, как отношение количества звонков, завершившихся дозвоном, к общему количеству совершенных звонков.

В 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось среднее время ожидания в очереди при обращении граждан или организаций при получении государственной услуги по ГКУ и среднее время ожидания в очереди при обращении граждан или организаций при получении государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в ГКН, с 10 минут до 13 минут. Данный показатель не превышает расчетного.

В основе оценки эффективности предоставления государственных услуг по предоставлению сведений ГКН и постановке объектов недвижимости на ГКУ лежит сравнение расчетных показателей с фактическими. В данном анализе фактическое значение показателей эффективности соответствует расчетным, а по некоторым позициям превышает, при этом большое значение имеет социальная составляющая эффективности, которая может быть выражена удовлетворенностью заявителей и кадастровых инженеров, постоянно взаимодействующих со специалистами территориального органа кадастрового учета. Социальная эффективность в Пензенском кадастровом округе имеет достаточно высокий уровень, так как очереди при обращении в отдел кадастрового учета ликвидированы, появилась возможность электронного взаимодействия и предварительной записи на прием, выезда специалистов на дом, а для кадастровых инженеров определены дни и часы приема специалистами.

Рецензенты:

Хаметов Т.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Землеустройство и геодезия», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г.Пенза.

Маслова И.И., д.и.н., профессор кафедры «Кадастр недвижимости и право» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Киселева Н.А., Романюк И.А., Стеклова А.С. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДАСТРОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПЕНЗЕНСКОМ КАДАСТРОВОМ ОКРУГЕ. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12043 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674