Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ «ПОЖИЛЫХ»: ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ

Васильева Е.Н. 1 Мосина О.А. 2
1 ФГБОУ ВПО Тюменская государственная академия культуры.
2 Оренбургский филиал ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Оренбургский филиал РАНХиГС)
Активное изучение в последние десятилетия социально-демографической группы «пожилые» связано с улучшением качества жизни, хорошей интеллектуальной и физической сохранностью людей в возрасте от 55 до 72-х лет, их высоким ресурсным потенциалом. Это актуализирует поиск новых форм, методов и технологий взаимодействия общества с новой социальной группой «пожилые». В 2009–2012 годах в Оренбургской области проведено исследование, целью которого явилось выявление потребности пожилого населения в реализации трудовых и общественно-полезных форм деятельности. Предложены новые технологии реализации потенциала пожилых людей: интернет-технологии, технологии межпоколенного взаимодействия (наставничество, консультирование, группы взаимопомощи), работа в общественных объединениях, клубная деятельность и др. Новые технологии позволяют конструировать, и реализовывать формы и способы самореализации в зависимости от состояния здоровья, личных интересов и пристрастий, наличия ресурсов развития.
социальные технологии.
активность
ресурсный потенциал
социально-демографическая группа «пожилые»
1. Васильева Е.Н., Мосина О.А. Пожилые в социально-демографической структуре российского общества / О.А. Мосина, Е.Н. Васильева // Материалы III тюменского социологического форума 3-4 октября 2013. - Тюмень: Тюменская областная Дума, ФГБОУ ВПО «ТюмГУ», 2013. - С. 436-441.
2. Водянова Н.В. Самореализация личности в пространстве Интернета: философско-антропологический аспект: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Наталья Викторовна Водянова; Чел. гос. акад. кул. и ис-ва. - Ч., 2009. - 169 л.
3. Игровые дневники (URL: http://www.hopesland.narod.ru - поселок, живущий по правилам второй редакции AD&D; URL: http://www.gates.narod.ru - Город в Междумирье, играют по свой собственной системе; URL: http://www.gameguild.narod.ru - Гильдия Мастеров и др.); дата обращения 12.10.2011.
4. Кувшинова О.А. Геронтологические теории активности человека в пожилом возрасте / О.А. Кувшинова // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург, 2003. - № 4. - С. 168-173.
5. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР / В.Д.Шапиро. - М.: Наука, 1983. - 128 с.

Пристальное внимание в последние десятилетия к новой социально-демографической группе «пожилые» актуализирует вопросы исследования ее специфических проблем. Особого внимания заслуживает проблема реализации ресурсного потенциала пожилого населения. Пожилой возраст традиционно рассматривается как период угасания личности, а пожилой человек воспринимается как немощный, требующий только заботы и ухода. Современные реалии диктуют необходимость изменения отношения к данной категории граждан. Длительная сохранность физической и интеллектуальной активности, увеличение средней продолжительности жизни актуализируют потребность в поиске новых форм, методов и технологий взаимодействия общества с новой социальной группой [1].

Исходя из современных геронтологических теорий, ведущих видов активности у пожилого населения две: семейно-бытовая и досугово-рекреативная [4, С.171]. Однако насущные потребности общественной системы не дают возможности назвать эти виды активности достаточными на сегодняшний день. Как показали опросы, проведенные автором на территории Оренбургской области в период с 2009 по 2011 год, у пожилых существует потребность в реализации различных трудовых и общественно полезных форм активности. Именно эти формы активности занимают ведущие позиции в жизни пожилого населения.

На необходимость создания специальных рабочих мест для людей, вышедших на пенсию, указали 13,3 % опрошенных, при этом желание продолжать трудовую деятельность на прежнем рабочем месте отметили 30,8 %. Потребность в помощи при организации малого бизнеса существует у 26,7 % респондентов. Стремление к самообразованию, в том числе к получению высшего образования, проявили 7,6 %. Желание заниматься общественной работой выявлено у 28,0 % испытуемых. Семейно-бытовая и досугово-рекреативные становятся второстепенными. Таким образом, налицо существенная проблема отсутствия возможности реализации существующего потенциала активности людей пожилого возраста.

Одним из видов досугово-рекреативной активности является погружение в Интернет-пространство. Освоение интернет-технологий в муниципальных библиотеках и читальных залах позволит запустить компенсаторные механизмы, направленные на восполнение недостающих событий в жизни пожилого человека. Пожилой человек сможет сделать внутри виртуального пространства то, на что он не решался многие годы: прыгнуть с парашюта, поохотиться на тигров и т.д. Может найти друзей или товарищей по переписке, познакомиться с интересными людьми. Интернет-двойник позволяет экспериментировать в виртуальном пространстве над собственной личностью и проигрывать ситуации, которые могут смоделировать поведение, уместное в реальной жизни.

В Интернете возможно реализовать себя как литератора, не боясь осуждения и критики [3]. Заполнение виртуального дневника дает возможность представить себя окружающим. Человек выбирает для себя персонаж и от его имени начинает описывать вымышленные события.

С одной стороны, такой дневник можно сравнить с прочтением книги, когда по ходу повествования приходится переживать чувства и состояния персонажа. Однако читатель в отличие от участника игры не может влиять на ход событий. В Интернете ход событий во многом будет зависеть от того, как выстроит их участник.

Кроме того, восприятие себя внутри виртуального игрового пространства имеет существенное отличие от идентификации себя с литературным персонажем. Наличие неограниченного времени и пространства представляет большие возможности для творчества и самореализации. Интернет - это уникальная возможность оказаться в параллельном мире, живущем по особым законам, проявить себя в необычных сферах деятельности, трансформировать свою идентичность. Возможно экспериментирование со многими жизненными ролями, тем более, что, в отличие от реальной жизни, которая проживается раз и навсегда, в Интернете возможно отменить сложившиеся обстоятельства, вернуться в исходное состояние и прожить виртуальную жизнь заново или в иной ипостаси. Таким образом, может происходить моделирование различной идентичности и формирование обновленной самоидентичности.

Конечно, у пожилого человека, так же, как и у любого другого, существует риск потери ориентации между on-line образами и off-line реальностью, возможности восприятия киберпространства как истиной реальности. Поэтому лучше, чтобы выбор игрового поля проходил под контролем специалистов. Особенно важно не входить в мир виртуальной агрессии и использовать такое Интернет-пространство, в котором запрещено насилие, но разрешены экстремальные поступки.

Такие перемещения в виртуальном пространстве могут способствовать закреплению чувства защищенности и неограниченной свободы одновременно, способствуя процессу экспериментирования с собственной идентичностью. Интернет-игра даст возможность пожилому человеку смоделировать возможные варианты ролей и ситуаций, вплоть до возможных путей дальнейшего построения жизненных планов.

Так, например, выбор блогов. Как отмечает ряд исследователей (Т. Сафонова, П. Протасов, М. Соколов, Н. Водянова), в них «много правдивых и реальных событий, а фантазия и воображение занимают более скромное место, несмотря на благоприятные для них условия анонимности и отсутствие ограничений. Благодаря своей открытости блоги проходят своеобразные тесты на правдивость: во-первых, прямая ложь в дневнике, открытом для всех, очень скоро может стать раскрытой; во-вторых, большинство дневников содержат ссылки на дневники людей, с которыми они лично знакомы, и вообще содержат подробности, которые помогают узнать истинные сведения об их владельцах. Уход блоггеров от реальности в вымышленные личности происходит редко, так как неправда в блогосфере быстро обнаруживается. Кроме того, многие популярные «виртуалы» в «ЖЖ» являлись либо развлекательно-литературными проектами, либо пародиями (например, «ЖЖ» Петросяна). Большинство «ЖЖ» знаменитостей не скрывают своих имен...» [2, C. 139]. Следовательно, в случае участия пожилого человека в блогосфере опасность оторваться от реальности сводится к минимуму.

Высокая степень сохранности, активности и возможностей личностного роста среди лиц пожилого населения делает возможным использование их физического и эмоционального потенциала в социальной сфере, реализуя, таким образом, общественно полезные и трудовую формы активности.

В сфере реализации трудового потенциала возможно использовать такие формы занятости как аутсорсинг и аутстафинг. Несмотря на то, что они имеют ряд недостатков, пожилому работнику они могут дать очевидные преимущества. Это объясняется тем, что лица пожилого возраста не всегда заинтересованы в полной занятости на каком-то конкретном предприятии в течение рабочего дня или недели. Предпочтительным может оказаться именно вариант разовых работ, работ консультационного характера, оплачиваемых по факту выполнения. В этом случае пожилые работники сами смогут определять, какими видами деятельности они хотели бы заниматься, в каком объеме и за какую оплату. Применение данных форм занятости в отношении лиц пожилого возраста открывает широкие возможности использования их трудового потенциала.

Кроме того, возможно воспользоваться европейским опытом квотирования определенного процента рабочих мест для пожилых людей на предприятиях городов, областей и краев. Режим работы пожилых людей практически не отличается от обычного трудового распорядка других сотрудников, следовательно, не может нанести вред работодателю. Необходимо только учитывать ограничения, которые накладывает российское законодательство на возраст соискателей. Так, для государственных служащих предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. На должности руководителей вузов (ректора, проректоров, руководителей филиалов, деканов факультетов) избираться могут кандидаты в возрасте не старше 65 лет. По достижении этого возраста работников, занимающих указанные должности, следует перевести с их письменного согласия на иные должности, соответствующие квалификации.

Жизненный опыт и большое количество свободного времени позволяют включить представителей пожилого поколения в процесс межпоколенного взаимодействия посредством включения в мероприятия, в которых задействованы представители всех возрастных категорий. В большинстве Западных стран и в Америке особенно развита волонтерская работа, которая, с одной стороны, позволяет сократить расходы на реализацию социальных программ, а с другой - способствует процессу становления социального согласия.

Применительно к нашей стране, считаем возможным наладить эту работу через Центры социального обслуживания населения или региональные представительства (если таковые имеются). На их базе возможно создание общественных объединений, которые будут руководить добровольцами и налаживать систему обратной связи между волонтерами и потребителями их услуг.

В целом, пожилые люди, имея соответствующее образование и опыт работы, пройдя специальную систему подготовки, могут начинать работать с детьми, имеющими задержку умственного развития. Такие волонтеры необходимы как детским домам (или домам-интернатам), так и обычным семьям.

Особенно актуальна на современном этапе работа волонтеров внутри семьи. Родители, как правило, в нашей стране не имеют возможности полноценно заниматься детьми, так как заняты на производстве или в бизнесе. Бабушки и дедушки тоже в большинстве своем не имеют достаточно свободного времени. В такой ситуации грамотный волонтер станет решением многих проблем.

Кроме того, волонтеры способны наладить взаимодействие с детьми из неблагополучных семей. Они быстрее, чем социальные работники, у которых слишком большая нагрузка и небольшая заработная плата, смогут выяснить условия проживания детей, нуждающихся в уходе или особом внимании, и определить перспективы неблагополучной семьи, возможности ее реальной реабилитации.

Конечно, волонтерская деятельность должна затронуть и детские дома, и интернаты. На сегодняшний день в этих учреждениях работают добровольцы, но это в основном студенты-педагоги. В силу своей молодости, профессиональных и жизненных планов они не в состоянии наладить регулярную работу с конкретными детьми. Если так можно сказать, студенческая «текучка» не дает возможности последовательной работы с конкретно взятым ребенком. Такую проблему способны решить волонтеры пожилого возраста.

Одновременно пожилые добровольцы способны помогать и самим студентам в той области знания, в которой они являются специалистами. Консультации по практическим вопросам можно наладить не только для тех, кто обучается профессии, но и для молодых специалистов. Кстати, в нашей стране имеется уникальный наработанный опыт по наставничеству и передачи опыта от старых специалистов молодым. В середине 60-х годов ХХ века этой проблемой активно занимались А.Ю. Корчак-Чепурковский, В.С. Лукьянов, А.С. Новосельская, В.Д. Шапиро и др. [5]. Отечественные исследователи рассматривали пожилых людей, вышедших на пенсию, как большую группу потенциальных носителей общественной активности. Свободное время, которое получал человек в результате выхода на пенсию, по их мнению, обеспечивалось коллективным трудом. Жизненный и профессиональный опыт старшего поколения рассматривался как социальная ценность. Проведенные ими социально-психологические исследования показали, что наиболее эффективно привлекать пожилых людей к работе в общественных отделах и организациях: общественный отдел кадров, НТО, действующие производственные совещания, комиссии по трудоустройству, проверка качества продукции и т.д.

В целом для пожилых характерна забота об окружающих и стремление к взаимопомощи. В связи с этим возможно использовать волонтеров как воспитателей или нянь для группы детей или одного ребенка, а также компаньонами для одинокого или больного человека, в уходе за больными пожилыми и старыми людьми, которые живут в своем доме или квартире, но нуждаются в постоянной опеке.

В настоящее время уже имеются стихийно сформировавшиеся группы взаимопомощи, которые уместно было бы превратить в клубы и дать им рекламу. В рамках клубных мероприятий взаимопомощи проходит обучение различным видам искусства, празднование знаменательных дат и событий, передача бытовых навыков, психотерапевтические тренинги и т.д. Участие в таких делах могут принимать как пожилые люди, так и представители любой возрастной группы, что является солидаризирующим компонентом в межпоколенных отношениях.

Деятельность подобных клубов не только объединит усилия, но и будет способствовать реализации собственных сил лиц пожилого возраста, их знаний и навыков, поможет поставить под контроль собственную жизнь, построить перспективы личностного развития. Конструирование и реализация социально значимых ролей будет способствовать активному включению в деятельность социума людей пожилого возраста. Главное, что пожилой человек сможет сам выбирать формы и способы самореализации в зависимости от состояния здоровья, личных интересов и пристрастий, наличия ресурсов развития.

Итак, среди социальных технологий, способных активизировать процесс взаимодействия людей пожилого возраста с обществом, мы отмечаем следующие:

  • специализированные программы, подготавливающие человека к выходу на пенсию; работа со средствами массовой информации по формированию нового образа пожилого человека и демонстрации разнообразия жизненных позиций и способов самореализации в этом возрасте;
  • социальная поддержка в решении проблем пожилых людей не только через государственные органы, но и посредством добровольческих объединений;
  • внедрение в практику межпоколенных взаимодействий, расширяющих практику сотрудничества и общественного согласия;
  • расширение возможностей для создания пожилыми людьми объединений и клубов по интересам;
  • налаживание взаимодействия с международными организациями пожилых людей;
  • организация специальной консультационной службы, специализирующейся на правах лиц пожилого возраста и имеющей возможности оказания реальной помощи в трудоустройстве, медицинском сопровождении, временном обслуживании и т.д.

Реализация предложенных технологий будет способствовать удовлетворению индивидуальных и групповых запросов и потребностей пожилого населения и поможет включить его в процесс социального взаимодействия как активных участников.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор ТГАКИ, г. Тюмень.

Борко Т.И., д.филос.н., профессор ТюмГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Васильева Е.Н., Мосина О.А. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ «ПОЖИЛЫХ»: ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11993 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674