Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глушанок А.В.
Положительные тенденции развития туристского рынка влекут за собой изменение подходов к построению профессионального образования и его научно-методического обеспечения. Автором рассматриваются методы обучения, позволяющие достигать новых задач, поставленных перед профессиональным образованием и современных требований, предъявляемых к специалистам туристской отрасли.

Туризм и сфера гостеприимства относятся к социокультурной сфере, в которой решаются, философские, культурологические, социально-психологические, психолого-педагогические, экономические и другие проблемы, имеющие влияние на состояние внутренней и внешней политики страны. Положительные тенденции развития туристского рынка влекут за собой изменение подходов к построению профессионального образования и его научно-методического обеспечения. Это в полной мере относится к системе подготовки кадров в сфере туризма. Отличительной чертой современного этапа развития сферы гостеприимства и туризма является то, что обе сферы работают в ситуации непрерывно изменяющихся внешних и внутренних требований, роста числа задач, которые необходимо постоянно решать менеджерам и трудовым коллективам. Однако уровень подготовленности кадров к решению новых задач бывает недостаточен. Поэтому необходимо создать такие педагогические условия в сложившейся системе повышения квалификации, которые будут способствовать подготовке специалистов соответствующего уровня. Концептуальной задачей в процессе обучения является формирование умений и навыков управленческого характера, связанных с необходимостью принимать самостоятельные решения. Основными проблемами процесса обучения являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как учить - методы обучения. Каждая группа методов (по классификации, принятой за основу), каждый метод реализуют определенную функцию в процессе обучения. Такой подход к рассмотрению функций и места методов в процессе обучения является одним из важнейших условий решения вопросов об их выборе. Другим условием эффективности выбора методов обучения является комплексный учет критериев и их оптимального сочетания. Такими критериями являются соответствие методов: дидактическим принципам обучения; целям и задачам обучения; специфики содержания обучения; избранным формам организации учебного процесса. Выбор методов обучения следует соотносить с логикой процесса учебного познания. До недавнего времени все проблемы развития рыночной экономики в области туриндустрии, связанные с созданием товаров и услуг рыночной новизны, - прогрессивных технологий и оборудования гостиниц, новейших методик искусства управления и т.д. - решались одним способом - "методом проб и ошибок". Предприниматели и менеджеры называли его "слепым", так как выбор вариантов решения всегда вёлся наугад. За простоту и примитивность этого "метода" приходилось платить потерями времени и средств. А между тем интеллект предпринимателя туристской индустрии многими отождествляется с системой умственных операций, со стилем и решением задач на уровне "высшего пилотажа" творческого акта, поэтому особое внимание следует обратить на группу методов дидактического моделирования коллективной интеллектуальной деятельности. Данные методы в свою очередь делятся на эвристические и логико-алгоритмические. К эвристическим методам относятся: метод фокальных объектов, метод мозгового штурма, синектика и др. Наиболее простым из них является метод фокальных объектов, который поможет начинающему менеджеру научиться уходить от стереотипов и принимать оригинальные решения. Согласно этому методу, выбирается объект или явление, требующее изменения или усовершенствования. Называются несколько случайных объектов и составляется перечень их признаков, свойств. Эти признаки и свойства приписываются фокальному объекту. Полученные идеи оцениваются без предубеждения и отбираются. Метод мозгового штурма один из самых известных методов коллективного творчества, однако он требует от участников определённой подготовленности. Среди участников непременно должны быть "генераторы" и "критики", первые должны высказывать как можно больше идей, не оценивая их с точки зрения пригодности, вторая группа критикует высказанные идеи, и в процессе критики возникают приемлемые варианты. Метод синектики предполагает работу на совершенно ином уровне с участием профессионалов высокой квалификации. Синектика - один из сильнейших способов активизации творческого мышления и предъявляет специалисту следующие требования: умение забывать проторенные пути мышления; выстраивать цепочки ассоциаций вплоть до откровенно фантастического уровня; умение придержать первые найденные решения в расчёте на то, что лучшие ещё впереди; искренняя терпимость к чужим идеям, готовность к их обсуждению; целенаправленность и глубокая вера в успешное решение; привычка находить необычное в обычном и наоборот. На современном этапе развития бизнеса коллективное творчество приобретает всё большую актуальность, особое значение оно имеет для менеджеров туристского профиля, так как в создании туристских услуг и туристского продукта принимают участие множество людей разных профессий. К логико-алгоритмическим методам можно отнести морфологический анализ, метод функционального конструирования, алгоритм решения изобретательских задач, функционально-стоимостной анализ и т.д. Цель морфологического исследования состоит в том, чтобы увидеть перспективу полного поля знаний о предмете. Существуют три основных морфологических метода: систематического покрытия поля; отрицания и конструирования; морфологического ящика. Метод алгоритма решения изобретательских задач был предложен русским исследователем Г.С.Альтшуллером и состоит из семи этапов алгоритмов решения изобретательских задач (АРИЗ): Выбор задачи и её уточнение. Построение модели задачи с учётом противоречия. Анализ задачи и формулировка идеального конечного результата. Устранение различных противоречий. Предварительная оценка полученного решения (проверка устранения противоречия). Развитие полученного решения. Сравнение хода решения со стандартным и определение степени оригинальности. Анализ многочисленных исследований показал, что все вышеперечисленные методы в 60-ти процентах случаев приводили к положительным результатам. Установка на победу, выигрыш, успех резко отличает настоящих менеджеров от их подобия, ориентированных на детали и теряющихся в кризисной обстановке. Слишком сильны стереотипы мышления и поведения, слишком велики изменения профессионального статуса, чтобы обучать эти группы по стандартным методикам. Здесь нужны нетрадиционные подходы к подаче материала, возбуждающие любознательность, живой неподдельный интерес, формирующие психологически устойчивый стержень личности будущего туристского менеджера, оснащённого набором "золотых законов" бизнеса и технологиями выхода из нестандартных ситуаций. Введение в учебные планы такой формы занятий как имитационная игра позволяет обучающимся освоить системность выработки практических навыков выявления проблем, их анализа, принятия оптимальных решений в создании алгоритмов лидерских управленческих действии по достижению поставленных целей. Имитационная игра позволяет путём игры по заданным самими участниками правилам вырабатывать методы принятия стратегических и тактических решений в различных нестандартных ситуациях. За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают «активные» методы обучения, которые предполагают высокий уровень активности обучаемых. Одним из таких методов является проблемно-поисковый метод, сущность которого заключается в столкновении слушателей с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей». Проблемные ситуации создаются на реальном материале этих примеров. К активным методам относятся и семинарские занятия, включающие три этапа проведения: лекцию преподавателя по теме семинара, самостоятельную домашнюю работу слушателей по подготовке к семинару и собственно проведение семинара с общениями слушателей. При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации слушателей, т.е. побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности и, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. С понятием метода обучения тесно связано другое понятие - прием обучения, или методический прием. Под методическими приемами понимают детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода. В процессе обучения как методы, так и методические приемы переплетаются, сочетания их разнообразны. Один и тот же вид работы выступает то как метод, то как прием. Основными положениями в методологии переподготовки специалистов в туристской отрасли являются: - реализация многоуровневого, разнопрофильного, вариативного повышения квалификации; интегративность (взаимопроникающая проблемная, методологическая связь в содержании курсов) и индивидуальность (персонификация учебного материала); - проблемность, развитие творческого профессионального мышления слушателей курсов и умение их самореализации в профессиональной деятельности; - диалогичность и организация деятельности в процессе обучения на основе гуманистической психологии и человекоцентристского подхода в обучении; - создание методических систем обучения, ориентированных на максимальное использование информационных технологий. Организация обучения с учетом особенностей работы в аудитории взрослых, где слушатели отличаются не только своей психологией, опытом, возрастом, должностью, но и образованием, требует применения личностно-ориентированных педагогических технологий, которые опираются на следующие постулаты: - признание слушателей главной действующей фигурой процесса повышения квалификации; - ориентация на субъективный опыт и психологические особенности слушателей; - признание двух равноправных источников процесса повышения квалификации: обучение и самообучение. Любая деятельность человека, в том числе и учебная, происходит под влиянием целого ряда факторов, главными из которых являются потребности. Потребности вызывают причины поступков, которые в психологии называют мотивами. Основой, чисто человеческой потребностью является познавательная потребность. Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения, осознания обучающимся, для чего и почему им нужно изучать данный раздел программы, что именно предстоит изучить и освоить, каковы учебная задача и конечная цель предстоящей работы. Мотивационным компонентом в разработке содержания обучения менеджеров туризма самопознанию профессионально-личностных свойств и качеств в процессе повышения квалификации является: - цель обучения - подготовка к конкретным видам профессиональной деятельности; - ориентация на высший уровень обучения, который предполагает овладение самостоятельным творчеством на основе эмоционально-оценочного отношения к миру, сформированное умение на основе анализа теории и практики самостоятельно находить, формулировать проблемные задачи, решать их творчески, используя методы научного познания и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Зорин И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме: Учеб. / И. В. Зорин. - М.: РМАТ, 1997. - 240 с.
  • 2. Шагаева О.А. Совершенствование профессионализма педагогических работников колледжа в рамках системы повышения квалификации. / Шагаева О.А., Северьянова Л.А. // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Пятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - Кн. П. - 410 с.

Библиографическая ссылка

Глушанок А.В. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1192 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674