Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ИНФОРМАТИКА») К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Козловских М.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Проведен анализ законодательных нормативно-правовых документов и федеральных государственных образовательных стандартов с точки зрения реализации здоровьесбережения. Обоснована необходимость реализации здоровьесберегающих технологий в обучении информатике в школе и связанная с ней потребность системы высшего образования в подготовке бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика») к реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Сформулированы цель и общие задачи методики подготовки бакалавров педагогического образования к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий. В содержании подготовки выделены три взаимосвязанных этапа, которые могут быть реализованы при изучении предметных, педагогических и методических дисциплин профессионального цикла, а также в процессе педагогической практики. Прохождение рассмотренных этапов позволит выпускникам овладеть системой знаний теоретических основ здоровьесберегающих образовательных технологий и методических умений, направленных на их применение в учебном процессе, и обеспечит овладение общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, предполагающими готовность применять в учебно-воспитательном процессе современные методики и технологии с учетом их влияния на здоровье обучающихся.
подготовка бакалавров
здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
здоровьесбережение
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 дек. 2012 г., № 273-ФЗ // Вестник образования. – 2013. – № 5/6 (2755/2756). – С. 3-192.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – Федеральный выпуск №5639.

В современном обществе в целом и в системе образования в последнее время стало приобретать особое значение здоровьесбережение. Сохранение здоровья всех членов общества обеспечивается на законодательном уровне. В законодательстве Российской Федерации достаточно полно отражены права граждан на охрану здоровья с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, международных обязательств и также факторов, влияющих на здоровье [8]. Особое внимание уделяется сохранению здоровья детей и подростков, в том числе путем создания благоприятных условий воспитания и обучения. Сбережение здоровья каждого ребенка является одним из ключевых принципов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [1]. Сохранение здоровья субъектов образовательного процесса - один из основных тезисов Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) всех уровней образования [5, 6, 7].

В современных Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (начального, основного и среднего) одной из основных задач зафиксирована ориентация на сохранение здоровья подрастающего поколения на основе построения здоровьесберегающей среды образовательного учреждения и формирование у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Будущим бакалаврам педагогического образования (профиль «Информатика») по окончании вуза предстоит реализовывать данное направление современной системы образования. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте ВПО одной из профессиональных компетенций будущего учителя зафиксирована готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8) [4].

В связи с переходом на ФГОС ВПО третьего поколения в каждом педагогическом вузе созданы новые учебные планы, ориентированные на вариативность, позволяющую преподавателям вуза строить процесс обучения студентов в соответствии с любой моделью, что в значительной степени способствует учету потребностей работодателя и повышению эффективности подготовки бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика») к профессиональной деятельности.

Анализ нормативных документов, методической литературы и опрос начальников отделов образования, директоров школ Курганской области показал, что особое внимание в настоящее время следует уделять реализации здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ).

Необходимость реализации здоровьесберегающих технологий в обучении информатике объясняется широким использованием компьютера и других технических средств, что предполагает приобретение школьниками не только предметных знаний и умений по информатике, но также и представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе, факторах воздействия на здоровье, способах безопасного использования ЭВМ, принципах обеспечения информационной безопасности, умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет и т.д.

Педагогами и методистами термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) рассматривается как качественная характеристика любой образовательной технологии, как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, дополняющих традиционные технологии обучения и воспитания и вносящие в них признаки здоровьесбережения. Указанные компоненты ЗОТ не только служат охранению здоровья учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствуют воспитанию у учащихся культуры здоровья [3].

К принципам и отличительным особенностям ЗОТ можно отнести индивидуализацию педагогических воздействий, творческий характер образовательного процесса, использование на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения, оценку и учет учителем влияния на здоровье учащегося тех или иных педагогических воздействий, подробный анализ и изучение с точки зрения здоровьесбережения всех нововведений, педагогических приемов и технологии [3].

Учитель, реализующий здоровьесберегающие технологии в обучении информатике, должен обладать определенной научно-методической подготовкой, предполагающей знание теоретических и методических основ их использования, включая знание видов и особенностей здоровьесберегающих технологий обучения, владение умениями, связанными с реализацией этих технологий в учебном процессе в целом и в рамках отдельной дисциплины. Поэтому мы считаем, что в рамках обучения в педагогическом вузе необходима разработка и реализация методики подготовки будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика») к реализации здоровьесберегающих технологий.

Методика подготовки будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика») к реализации здоровьесберегающих технологий обучения рассматривается нами как компонент детально разработанной системы высшего образования, включающей не только качественно продуманные учебные планы и программы, но и все другие элементы деятельности вуза в их взаимосвязи.

В содержании подготовки будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика») к реализации здоровьесберегающих технологий обучения предусматривается обучение на основе ЗОТ в рамках дисциплин профессионального цикла и возможность для формирования знаний и умений, необходимых для реализации ЗОТ (методические дисциплины, курсы по выбору, дисциплины регионального компонента).

В содержании подготовки будущих бакалавров к реализации здоровьесберегающих технологий зафиксированы цели, задачи, содержание, методы, средства, приемы, формы учебной работы с учетом принципов ЗОТ.

Рассмотрение различных аспектов здоровьесберегающих технологий может быть реализовано при изучении дисциплин базовой и вариативной части в рамках профессионального цикла (блок Б3), предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки «050100.62 - педагогическое образование (профиль Информатика)»:

  • дисциплины, связанные с предметной подготовкой («Информационные технологии», «Теоретические основы информатики», «Теория алгоритмов», «Программное обеспечение ЭВМ», «Практикум по решению задач по информатике», дисциплины по выбору);
  • педагогические и методические дисциплины («Педагогика», «Методика обучения информатике», дисциплины по выбору).

Целью разрабатываемой нами методики подготовки будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика») к реализации здоровьесберегающих технологий является обучение использованию в своей профессиональной деятельности здоровьесберегающих технологий с учетом межпредметных связей отдельных учебных дисциплин. Для оптимального выполнения цели определим следующие общие задачи:

  1. Для формирования представлений о ЗОТ, принципах их использования в рамках предметной области «Информатика», реализовать ЗОТ при обучении дисциплинам предметной подготовки в рамках профессионального цикла.
  2. Для теоретического и методического обоснования ЗОТ, перспектив и возможностей их использования в учебном процессе школы, раскрыть данный теоретический материал при изучении студентами педагогических и методических дисциплин («Педагогика», «Методика обучения и воспитания (информатика)», курс по выбору «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках информатики»).
  3. Для апробации теоретических, методических обоснований ЗОТ и получения опыта их практической реализации предполагается использование данных технологий будущими бакалаврами при прохождении педагогической практики.

В соответствии с общей методологией решения задач следует выделить следующую последовательность действий:

  1. Управление подготовкой будущих учителей к реализации ЗОТ. Преподаватели кафедры разрабатывают учебные программы, определяют перечень требований к курсам, строят учебные планы для каждой программы, работают с составителями курсов, организуют процесс обучения в соответствии с планами.
  2. Формирование учебного курса. Преподаватель определяет методику реализации ЗОТ для конкретной дисциплины с учетом заданных целей подготовки будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика»).
  3. Процесс обучения. Преподаватель знакомит студентов с основными положениями реализации ЗОТ.
  4. Контроль и коррекция процесса подготовки будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика»). Преподаватель разрабатывает систему оценивания процесса изучения материала, при необходимости корректирует обучение в соответствии с принципами ЗОТ.
  5. Анализ учебного процесса. Преподаватель анализирует процесс обучения в целом по курсу, по циклу дисциплин, программе, оценивает динамику уровня подготовленности студентов, выявляет возможные проблемы.

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в обучении информатике в школе предъявляет особые требования к подготовке будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика»). Для эффективной помощи и поддержки в реализации ЗОТ будущему учителю необходимы знания целей и задач здоровьесбережения в процессе обучения; особенностей здоровьесбережения в различных детских образовательных учреждениях; направлений реализации здоровьесбережения в процессе обучения информатике; особенностей методики обучения информатике с использованием ЗОТ.

Для формирования этих знаний необходимо проанализировать и адаптировать программы некоторых предметов профессионального цикла дисциплин педагогических ВУЗов, готовящих бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование (профиль «Информатика»)» («Педагогика», «Методика обучения информатике»). Кроме того, необходима реализация элективных курсов, содержание которых устанавливается вузом. На заседании кафедры теории и методики информатики было принято решение о введении в качестве курса по выбору дисциплины Б3.ДВ.12 «Использование ЗОТ на уроках информатики». Необходимость введения данного курса определяется перспективностью реализации на уроках информатики здоровьесберегающих образовательных технологий.

Выделим компоненты учебного плана (УП), которые используются нами при реализации ЗОТ. Знания и умения, необходимые будущему бакалавру для использования ЗОТ в своей профессиональной деятельности, формируются при реализации следующих учебных дисциплин (в скобках указаны сведения при реализации учебного плана для двух профилей):

Дисциплины «Б2.Б.1. (Б3.В12) Информационные технологии», «Б3.В.9 Теоретические основы информатики», «Б3.В.16 Операционные системы, сети и оболочки», «Б3.В.20 (Б3.В.19) Программирование», «Б3.В.24 Программное обеспечение ЭВМ», реализуемые на 1-2 курсе позволяют сформировать знание и осознанное выполнение правил здоровьесбережения, знание основных понятий здорового образа жизни, знание принципов организации обучения с использованием здоровьесберегающих технологий, знание принципов создания здоровьесберегающей среды как совокупности условий, гарантирующих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся, знание и соблюдение требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности, представление о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе.

В процессе изучения дисциплин «Б3.Б.2. Педагогика», «Б3.Б.4. Методика обучения и воспитания (информатика) / Б3.Б.6. Методика обучения информатике» на 2-4 (2-5) курсе формируются знание возрастных особенностей обучаемых (периодизация психического развития; кризисы в психическом развитии ребенка; ведущая деятельность; основные новообразования; учебная деятельность), знание проблем соотношения обучения и развития (актуальные вопросы и трудности развивающего обучения), знание об уровнях возможной обученности и их психологической обусловленности, знание психологических проблем школьной отметки и оценки, знание способов мотивации обучаемых, знание теоретических основ образовательных технологий (адаптивная, модульная, уровневая дифференциация), знание существующих вариантов здоровьесберегающих технологий и тенденций их развития.

Реализация на 4 (4-5) курсе дисциплины по выбору «Б3.ДВ12. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках информатики» позволяет сформировать знание санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к кабинету информатики, умения рассчитывать исходя из норм и строить здоровьесберегающую среду в кабинете информатики, умения определять и рекомендовать учащимся уровень обучения в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых, умения корректировать работу учащихся в рамках реализации ЗОТ, умения конструировать здоровьесберегающий урок информатики, формировать его дидактическую структуру, строить технологическую карту урока.

В рамках дисциплин «Б3.Б.4. Методика обучения и воспитания (информатика) (Б3.Б.6. Методика обучения информатике)», «Б3.ДВ7. Практикум по решению задач на ЭВМ», «Б3.В.10 Теория алгоритмов», «Б3.В.12. Информационные и коммуникационные технологии в образовании», изучение которых предусмотрено на 3-4 (3-5) курсах, формируются знания методологических основ использования ЗОТ на уроках информатики в школе, умения планировать процесс обучения школьников информатике на основе использования здоровьесберегающих технологий, умения отбора и конструирования теоретического и практического материала курса информатики с учетом реализации принципов ЗОТ.

В рамках педагогической практики, проведение которой предполагается на 3-4 (4-5) курсах могут быть сформированы умения разработки и использования в процессе обучения информатике системы здоровьесберегающих мероприятий, определение результативности их применения, умения использования ЗОТ на уроках информатики на примере преподавания какой-то одной или двух тем.

Процесс подготовки будущих бакалавров педагогического образования (профиль «Информатика») к реализации ЗОТ должен включать несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых представляет собой функциональную систему.

  1. Подготовительный этап (1-2 курс), ориентированный на использование ЗОТ при изучении профессиональных дисциплин учебного плана направления подготовки бакалавра «050100.62 - педагогическое образование (профиль Информатика)» («Информационные технологии», «Теоретические основы информатики», «Операционные системы, сети и оболочки», «Программирование», «Практикум по решению задач по информатике»). Будущие бакалавры получают общее представление о реализации здоровьесбережения в процессе обучения информатике.
  2. Основной этап (2-4 курс для одного профиля, 2-5 курс для двух профилей), ориентированный на систематизацию психолого-педагогических знаний: идей, принципов, направлений, обосновывающих методику здоровьесбережения в процессе обучения в целом («Педагогика») и информатике в частности («Методика обучения информатике», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Современные программные средства поддержки педагогического процесса»). На данном этапе продолжается реализация ЗОТ в рамках изучения предметных дисциплин профессионального цикла («Теория алгоритмов», «Компьютерное моделирование», «Практикум по решению задач на ЭВМ»).
  3. Методический этап (3-4 курс для одного профиля, 3-5 курс для двух профилей, первый год работы в школе), конкретизирующий приемы и методы ЗОТ, исходя из особенностей профиля подготовки. На данном этапе происходит выделение специфики методов и средств реализации ЗОТ в процессе изучения дисциплин «Методика обучения информатике» и «Использование ЗОТ на уроках информатики». Кроме того, студентам дается задание реализовать на педагогической практике элементы (3 курс для одного профиля, 4 курс для двух профилей) и технологию в целом (4 курс для одного профиля, 4 курс для двух профилей).

Реализация рассмотренных этапов предполагает овладение будущими бакалаврами педагогического образования (профиль «Информатика») системой знаний теоретических основ ЗОТ и методических умений, направленных на их реализацию в учебном процессе.

Основывая подготовку будущего бакалавра на использовании здоровьесберегающих технологий (при изучении предметных дисциплин) и теоретико-методической подготовке к реализации этих технологий (при изучении педагогических и методических дисциплин), обеспечивается овладение общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, предполагающими готовность применять современные методики и технологии, способность использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса, готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

Рецензенты:

Пономарева Л.И., д.п.н., профессор, исполняющий обязанности проректора по научно-исследовательской работе ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск.

Казаева Е.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики Института социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический институт», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Козловских М.Е. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ИНФОРМАТИКА») К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11910 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674