Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ И ВЕЖЛИВОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Евсеева И.В. 1 Кожеко А.В. 2 Лузгина Т.А. 1
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
2 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Работа посвящена изучению проблемы речевого поведения представителей русской лингвокультуры в процессе интернет-коммуникации, а также направлена на целенаправленную пропаганду вежливых форм общения как значимых ценностей национальной культуры. В статье демонстрируется проявление этических особенностей коммуникации школьников в сети. С этой целью были выявлены инвективные и этикетные речевые жанры, которыми пользуются подростки в процессе сетевого общения. Установлены гендерные отличия, характеризующие речевую агрессию и проявление форм вежливости в речи учащихся. Материалом исследования послужила электронная переписка интернет-пользователей подросткового возраста (школьники от 11 до 16 лет) с целью выявления в их речи средств агрессии, а также особенностей этикетных форм общения.
категория вежливости
речевая агрессия
интернет-общение
1. Евсеева И.В., Кожеко А.В. Вежливость в интернет-коммуникации школьников // Экология языка и коммуникативная практика. – 2013. - № 2. – С. 30-40.
2. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. – М.: Ладомир, 1997.– 330 с.
3. Кожеко А.В., Лузгина Т.А. Инвективные речевые жанры в интернет-общении // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе (Труды молодых исследователей-филологов). Вып. 18. – Воронеж: Научная книга, 2013.
4. Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации. Сопоставление английских и русских лингвокультурныхтрадиций. – М.: Рукописныепамятники Древней Руси, 2009. – 512 с.
5. Хесед Л.А. Типы вежливого и невежливого поведения и их знаковые характеристики: Дисс. … канд. филол. наук. – М., 2013. – 231 с.
6. Шарифуллин Б.Я. Ивектива: лингвистика vs. юриспруденция, или лингвистика atque юриспруденция // Вестник Красноярского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – Красноярск, 2000. - № 2.– С. 93-96.
7. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. – Саратов, 1997. – С. 99-111.
8. Щербина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути её преодоления. – М.: Флинта: Наука, 2004.

Введение

В современном обществе существует множество способов и форм общения, из которых наибольшую популярность приобретает сегодня интернет-коммуникация. Люди разного возраста получили возможность свободно регистрироваться в социальных сетях, общаться на форумах и в чатах, быстро передавать друг другу информацию и т.д. Без сетевого взаимодействия уже трудно представить современное образование: все чаще учителя школ и преподаватели вузов общаются с учениками и студентами при помощи электронной почты, скайпа и даже через социальные сети. Все это говорит о том, что общение посредством интернет-сети становится важной составляющей в жизни человека.

Появление и распространение новой речевой формации, связанной с электронным взаимодействием, снимает ряд коммуникативных ограничений, имеющих место в процессе обычного общения. Это влечет за собой среди прочего изменение устоявшихся правил, связанных, в частности, с этическим аспектом. Свобода слова, возможность самовыражения и, как правило, анонимность интернет-пользователей приводят к негативным последствиям: уничтожаются сдерживающие механизмы, позволяющие создавать тексты, нарушающие не только языковые, но и морально-нравственные нормы.

В виртуальное пространство вовлечено сегодня огромное количество людей, среди которых значительную часть составляют школьники. Наши наблюдения за общением подростков в сети позволяют говорить о преобладании инвективных речевых жанров над этикетными, т.е. о частотности использования агрессивных форм между коммуникантами и часто отсутствии элементарной вежливости, что негативно сказывается на еще не устоявшейся психике детей. На этом основании считаем актуальным решать значимые для современного общества задачи, связанные с выработкой стратегий и тактик предотвращения возникающих (намеренно или невзначай) конфликтов в процессе сетевого общения. Кроме того, важно фиксировать, объяснять и при необходимости корректировать нормы, складывающиеся сегодня в интернет-коммуникации. Все это должно быть направлено на пропаганду этикетных норм как значимых ценностей национальной культуры. Не случайно вежливость считается важнейшим регулятором коммуникативного поведения, влияющим на характер и стиль общения, без которого весьма трудно добиться взаимопонимания между собеседниками.

В рамках данного исследования была проанализирована электронная переписка подростков (школьники от 11 до 16 лет) с целью выявления в их речи средств агрессии, а также особенностей употребления этикетных форм общения. Материалом изучения послужили диалоги подростков, имеющиеся на сайтах «vkontakte.ru»,«odnoklassniki.ru», «sprashivai.ru» и «my.mail.ru».

Речевая агрессия в интернет-пространстве

Речевая агрессия в социальных сетях воплощается посредством использования инвективных речевых жанров (понятие введено Б.Я. Шарифуллиным [6], далее - ИРЖ). ИРЖ не только наносят психологические травмы адресатам, особенно если пользователем интернет-форумов является подросток, но и способствуют отстранению образованных, воспитанных пользователей от коммуникативного процесса. Последнее связано с тем, что коммуникативная цель ИРЖ - выбить собеседника из колеи, умышленно дискредитировать определенного человека, причинить ему моральный и эмоционально-психический вред. В этом смысле ИРЖ тесно связаны с явлением кибербуллинга (преследование с помощью цифровых технологий, в том числе и в интернете), получившем распространение в связи с развитием интернет-коммуникации. Кибербуллинг находит свое выражение в непосредственном использовании инвективы (если речь идет о наиболее распространенном способе кибербуллинга - рассылке сообщений). В отличие от кибербуллинга, всегда направленного на унижение, травлю, т.е. на причинение какого-либо вреда адресату, ИРЖ могут употребляться не только с целью оскорбления собеседника, но и с другими целями, не подразумевающими прямого негативного воздействия на адресата. Инвективные характеристики [2] в сетевом общении могут выступать, с одной стороны, средством понижения социального статуса адресата, патологического сквернословия, провоцировать бунт и вербальную агрессию, с другой - дружеского подтрунивания или подбадривания, использоваться с целью самоподбадривания и привлечения внимания.

Подростки в ходе сетевого общения прибегают к ИРЖ не на всех типах сайтов. Например, на тематических форумах или форумах, специально созданных для подростков, мы практически не встретились с этим явлением. На организованных форумах, где есть модераторы, подростки следят за своей речью, стараются понять друг друга, найти единомышленников. Например, на форуме «predkov.net» школьники рассуждают о смысле жизни, о своем месте в мире, делятся своими проблемами, впечатлениями, почти все стараются относиться друг к другу лояльно. Но есть и другие сайты, которые полны инвективы, это касается, например, социальных сетей «vkontakte.ru» и«sprashivai.ru».

Среди самых популярных ИРЖ были выявлены: оскорбление, угроза, насмешка, упрек, претензия, нападки и некоторые другие. Остановимся на этих жанрах подробнее (иллюстративный материал приводится с сохранением авторской орфографии и пунктуации).

ИРЖ «окорбление» чаще направлен на внешность, умственное развитие или поведение человека. Ср.: «фууууууу, он же страшненький!!!!!», «бесит когда девушки считают себя красотками ты дурра», «да. ну ты и стерва оказалась», «чмошница малолетняя!», «Ты очень страшная.», «овца тупая», «ну и урод ты ! моральный ....»и т. п.

Целью ИРЖ «угроза» является запугивание собеседника, чтобы вызвать у него чувство тревоги, беспокойства за свою безопасность, дискомфортное состояние.В интернет-переписке имеют место такие черты угрозы, как конкретность (ясность того, каким образом лицо намерено исполнить угрозу) и реальность (достаточность оснований, что угроза будет приведена в исполнение). Ср.: «слыш ты малолетка, ты договоришся скоро, за психичку ты ещё разкрутишся!!!!!!!, «это ты меня не беси лучше, а то в этом городе ты себе места не найдёш!!!!!!!!!!!!!», «я сделаю все чтоб вы не были вместе. если надо будет буду действовать силой. скажи ей. пусть готовится!!!!», «Скажи своей марине и её тупой подруге, что бы дома сидели, а то мало ли кто то вечерком так как прищимет, больно будет!» и др.

За ИРЖ «насмешка» стоит проявление презрения и пренебрежения по отношению к кому-либо. Задача автора насмешки - указать на недостатки, высказать недовольство или несогласие: «За собой хоть бы научилась ухаживать...», «что за бред, засматриваются они. Хотя возможно и засматриваются бомжики, нормальный парень не посмотрит на девушку, которая не умеет одеваться!»,«... Белые носки, с туфлями черными, это круто !», «иди спать! школоло еще не выспишься, ведь сегодня в школу...рюкзак то собрал?...» и др.

ИРЖ «упрек» демонстрирует злобу через плохо скрытую агрессию, ср.: «голову бы лучше помыла, и нахера по бокам делать гафаре, а остальное оставлять зализанным ??», «Поменяй статус в вк,а то как лох с одним и тем же!! И он лоханский!!!», «как можно так одеваться... извини, но это «слегка» шлюховато», и др.

В проявлении речевой агрессии у девушек и юношей очень много общего. Такой ИРЖ, как оскорбление, активно используется как юношами ты наивен..и слишком глуп.аглавное,трус», «двуличным еще меня будешь называть , овца тупая», «галочку с анонима сними тварь тупая)» и т. д.), так и девушками глаза разуй,слепошара», «они головенки заворачивают лишь потому, что они в жизни не видали столь плоского убожества», «поняла, что реально ты дура», «психичка ненормальная: DDD» и т. д.). Девушки нередко прибегают к угрозам закройся уже, всех достала», «это ты меня не беси лучше, а то в этом городе ты себе места не найдёш!!!!!!!!!!!!!!!», «я не знаю что с ней сделаю и ты ей не поможешь»). Однако парни гораздо чаще используют угрозы в своей речи, обычно употребляя императив или указывая на конкретное действие, которое может быть совершено адресантом: «пожалуйста, избавь меня от своего излишне навязчивого внимания, потеряйся...», «я тебе потом голову так прищимлю,нечаянно чисто от души)))», «моргала выколю сука))» и т. д.

В речевой агрессии девушек, в отличие от юношей, находит свое выражение обилие восклицательных и вопросительных знаков, а так же смайлов, что связано с наибольшей эмоциональностью девушек. Замечено, что девушки иногда используют оскорбительные формы слов по отношению к своим подругам, видимо, с целью подчеркнуть близость, неформальность общения («Чтобы через полчаса у меня была, овечка!», «ах ты сууучка!!!:)))))», «курица моя;))» и т. д.

Приведенный выше языковой материал показывает, что ИРЖ нередко смешиваются, т.е. наблюдается вкрапление одного жанра в другой, например, в ИРЖ «упрек» - ИРЖ «оскорбление» и др. Кроме того, ИРЖ часто выражаются с использованием обсценной лексики, что не является исключением в общении подростков. Обсценная лексика в интернет-общении употребляется: (1) как средство понижения социального статуса адресата, (2) для самоподбадривания, (3) для привлечения внимания, (4) как патологическое сквернословие, (5) для выражения инвективы как бунта, (5) как средство вербальной агрессии, (6) как средство дружеского подтрунивания или подбадривания и др. См. об этом подробно в работе [3].

В ИРЖ интернет-пользователей встречаются следующие типы инвективной лексики [7]: (1) слова, обозначающие антиобщественную социально осуждаемую деятельность - проститутка, ворьё; (2) лексика с ярко выраженной негативной окраской - враг народа, кучка ворья, банда; (3) зоосемантические метафоры - курица, овца, собака драная; (4) глаголы с осуждающим значением - поимели, обворовывают, припудрила; (5) слова с экспрессивно-негативной лексикой, оценивающей чью-либо личность - стерва, моральные уроды, диградод, пустышка; (6) эвфемизмы - нечаянно прищимет, ни куя, ещё та штучка! и др.

Специфику ИРЖ создают смайлики, их использование направлено на: (1) выражение раскрепощенности, независимости или беззаботности; (2) желание адресата показать автору вышесказанной инвективы, что попытки автора унизить, выбить из колеи адресата были неудачны; (3) самоподбадривание; (4) нежелание автора отвечать за свои слова, показав «смайликами» кажущуюся несерьезность или шуточность оскорбления.

Ю.В. Щербининой выделены стратегии смягчения речевой агрессии в разных ситуациях общения, как правило, устного [8]. Многие из этих стратегий могут быть использованы учащимися школ в процессе сетевой коммуникации. К таковым можно отнести, например, игнорирование, переключение внимания, метод проецирования положительных личностных качеств, эвфемизация речи.

Вежливость в интернет-пространстве

Вежливость сегодня оценивается как важнейший регулятор процесса коммуникации в разных сферах жизни общества [4, 5]. Степень вежливости в интернет-сети по-разному проявляется у юношей и девушек. Так, девушки активнее употребляют смайлики, представляющие собой как изображение человеческих эмоций на письме с помощью знаков пунктуации, так и их графические аналоги в виде рожиц, выполненных в цвете. Перечень графических смайлов (так называемый «смайловый алфавит») предлагается модераторами социальных сетей. Девушки чаще прибегают к вежливым формам обращения, парни такие формы (как правило, это одна-две номинации) используют только по отношению к «своей» девушке (возлюбленной).

Из частной переписки подростков мы выделили формы вежливости, связанные с такими этикетными речевыми жанрами (по классификации Т.В. Шмелевой [7], далее - ЭРЖ), как приветствие, обращение, просьба, извинение, комплимент и некоторые другие.

ЭРЖ «приветствие». Анализ языкового материала показал, что в сети школьники приветствуют друг друга в самом начале общения с целью установить контакт. Как только контакт установлен, формулы приветствия используются все реже, а общение начинается сразу с вопроса, просьбы, предложения и проч., даже если имеет место временной разрыв в коммуникации.

Наиболее частотной формой приветствия является «привет!», используются и разговорные («приветик»,«здрасти», «дарова», «здарова»,«здаровенько»), заимствованные формы («хай», «неllо»), а также варианты, в которых наблюдается игра с формой («привед» и «превед»). Показательно, что формулы типа «дарова», «привед» и «превед» в общении близких друг другу школьников (в первую очередь это касается девушек) используются крайне редко.

ЭРЖ «обращение». Формулы обращения, как правило, либо сразу следуют сразу за приветствием, либо начинают общение. Кроме традиционного обращения по имени, в сети частотны такие формы (главным образом среди девушек), как Зая, птенчик, сестренка (при отсутствии родства), моя (Привет, моя!). Показательно, что местоимение моя выступает и как самостоятельное ласковое обращение, и в совокупности с другими лексемами (Привет, Зая моя! Моя дорогая! Ты моя милая!). Встречаются и персонифицированные обращения типа скарлатинщица (Выздоравливай, скарлатинщица). В речи парней чаще используются модифицированные варианты имени с оценочными суффиксами при обращении к коммуникантам обоих полов (Диман, Димон, Пахан, Натаха и др.), а иногда и отчества (Олеговищщщ). Подобные обращения вместе с приветствием и эмоционально-окрашенной лексикой в совокупности с графическими средствами передают положительный настрой собеседников на мир друг друга.

И юноши, и девушки в случае длительного ожидания ответа со стороны собеседника используют междометия-обращения (ау, ты где там? алё-ё, куда пропала).

ЭРЖ «похвала». Девушки часто используют в процессе переписки комплименты, что тоже создает положительную тональность («ты же у меня везде красавица!!», «Ти же у меня умница!», «классная ава!!!!!!!!!)))))))» и др.). В переписке юношей отмечаются иные формы комплимента и похвалы. Например: «ты заслужил царский лайк» или «Юхууууууу, хээээпппии».

В ходе обсуждения изображения на фотографиях, которые выставляются на личных страницах, вежливость ярко проявляется в виде комплиментов, похвалы (как правило, со стороны девушек, юноши чаще нажимают на кнопку «класс») и благодарности за высказанную оценку.

ЭРЖ «благодарность». Самым частотным благодарственным словом в интернет-переписке школьников является «спасибо» (юноши иногда прибегают к формам «спасиб» и «спасяб»), «спасибочки» и сокращенный вариант «спс», который чаще употребляется в ходе повседневной переписки.

Как правило, школьники выражают благодарность за услугу (сообщили домашнее задание или дали его списать и др.), комплимент, поздравление с каким-либо праздником, днем рождения. Показательно, если школьника поздравляет взрослый человек, особенно педагог, благодарность ребенка характеризуется эмотивной окрашенностью: «спасибо огромное!».

В сочетании с подчеркнуто уважительной формой на «Вы» и трансформацией имени благодарность со стороны коммуниканта того же возраста приобретает больший вес (Наталиииии, спасибо Вааам:*J).

ЭРЖ «прощание». Показательно то, что в общении между сверстниками практически отсутствуют формулы прощания (эта же тенденция наблюдается при коммуникации в сети взрослых), и это не воспринимается как невежливость. То есть в сети происходит временное прерывание общения, которое возобновляется через какое-то время (иногда через день и более) словами приветствия.

Иная ситуация наблюдается в общении младших школьников со взрослыми. Малышей приучают с детства к приветствиям и прощаниям, что довлеет на детей, начинающих осваивать социальные сети. Поэтому младшие школьники используют и формы приветствия и формы прощания: привет и пока, если контактирующие ребенок и взрослый находятся в близких отношениях, здравствуйте, добрый вечер, до свидания - при общении ребенка с педагогом. О специфике ЭРЖ в сетевом общении младших и старших школьников см. в работе [1].

Выводы

Проанализированные нами диалоги подростков в социальных сетях показали, что в речи школьников сосуществуют две прямо противоположные тенденции, характеризующие вежливость и невежливость. Невежливость связана с использованием инвективных речевых жанров, порождающих агрессию, таких как угроза, оскорбление, насмешка, упрек и проч. Вежливость же соотносится с употреблением этикетных жанров, призванных поддерживать положительный настрой коммуникантов.

На проявление агрессии в общении школьников должны реагировать взрослые (родители и учителя). Не менее важным, на наш взгляд, является обращение внимания на формы вежливого общения школьников в интернет-сети. Ученики умеют этично общаться, и это умение надо поддерживать, развивать и поощрять.

Переписка школьников в социальных сетях позволяет выявить не только специфику сетевого общения по сравнению с его традиционными формами, но и гендерные и возрастные различия.

Рецензенты:

Араева Л.А., д.фил.н., профессор, зав. кафедрой стилистики и риторики, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово.

Карабулатова И.С., д.фил.н., профессор, профессор кафедры общей лингвистики, лингвокультурологии и переводоведения, Институт филологии и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Евсеева И.В., Кожеко А.В., Лузгина Т.А. РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ И ВЕЖЛИВОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11863 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674