Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛТАВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УКРАИНЫ

Клевака Л.П. 1
1 Харьковскй национальный педагогический университет имени Г.С. Сковороды
В работе сделан обзор научных исследований по проблеме женского образования, региональных особенностей деятельности женских учебных заведений второй половины ХIХ – начала ХХ века на территории Украины. На основании теоретического анализа историко-педагогической литературы, архивных материалов в статье рассмотрены достижения в организации учебно-воспитательного процесса женских учебных учреждений Полтавской губернии второй половины ХIХ – начала ХХ века. Полученные результаты позволяют по новому взглянуть на провинциальное женское образование в Российской империи исследуемого периода. Определены факторы возникновения женских учебных заведений в современных условиях развития женского образования в Украине. Рассмотрено использование традиций прошлого в современных женских учебных заведениях Полтавского региона. Выделены прогностические тенденции развития женского образования 90-х гг. ХХ – начале XXI века на Полтавщине.
Российская империя.
Полтавская губерния
региональное образование
традиции
женские учебные заведения
женское образование
1. Бардінов А. Система допрофесійної підготовки домашнього вихователя (гувернера) // Збірник наукових праць Полтавського державного педагогічного університету імені В.Г. Короленка. – Випуск 6/7 (20-21). – Полтава, 2001. – С. 259-264.
2. Вовк О. Національна спадщина як основа навчання і виховання в початкових класах // Теоретико-методичні основи формування громадянина України: матеріали наук.-практ. конф. – Полтава: ПДПІ, 1993. – С. 68-69.
3. Мазанов П. Полтавский институт благородных девиц: 1818-1898. Архивные справки. – Полтава: Полтава, 1899. – 324 с.
4. Підготовка домашнього гувернера-вихователя в сучасному освітньому просторі : навч. пос. / Автори-упорядники: А.В. Бардінов, В.Д. Бардінова. – Полтава: Довкілля-К, 2007. – 224 с.
5. Полтавщина: енциклопедичний довідник / За ред. А.В. Кудрицького. – К.: Українська Енциклопедія, 1992. – 1024 с.
6. Центральний державний історичний архів (ЦДІА) України, м. Київ. Ф.707, оп. 87, спр. 6756., Звіт навчально-виховної діяльності Полтавської Маріїнської жіночої гімназії за 1885-1886 н.р, арк. 76-93 зв.
7. ЦДІА України, м. Київ. Ф.707, оп. 38, спр. 1. Звіт про стан Кременчуцької жіночої гімназії Полтавської губернії за 1871-1872 н.р., 1872 р., арк. 343-346.
8. ЦДІА України, м. Київ. Ф.707, оп. 33, спр. 1. Звіт про стан Полтавського Маріїнського жіночого училища першого рівня за 1866-1867 н.р., 1867 р., 417 арк.

Введение. Отечественная история, образовательные традиции Украины составляют важный источник совершенствования современной системы образования, поисков новых подходов к обновлению основ базового обучения и воспитания личности. В связи с этим отметим, что ценный материал предоставляет именно опыт организации учебно-воспитательной деятельности женских учебных заведений (ЖУЗ) второй половины XIX - начала ХХ в., для которого характерны существенные реформаторские преобразования в области женского образования, поиски возможностей развития национальных образовательных идей в условиях доминирования идеологии царской России.

Поэтому целью данного исследования является выявление достижений в организации учебно-воспитательного процесса ЖУЗ Полтавской губернии (вторая половина XIX - начало ХХ в.) и возможностей их дальнейшего использования в деятельности современных женских школ Украины.

Материалы и методы исследования. Научный поиск позволяет судить о том, что проблема женского образования на территории Украины привлекает внимание широкого круга ученых, исследователей истории отечественной педагогической мысли. Так, данному аспекту образования посвящены научные работы Е. Анищенко, И. Волковой, Л. Применко, Т. Сухенко, Т. Тронько и других ученых. В контексте исследования значение имеют диссертации, посвященные региональным особенностям украинского женского образования: В. Вирченко (г. Киев), В. Добровольская (Юг Украины)​​, Л. Ершова (Волынь), О. Литвиненко (Херсонская губерния), Г. Маслий (Западноукраинские земли), М. Рыжкова (Харьковская губерния), Т. Шушара (Таврическая губерния), Т. Яковишина (Волынь).

Фрагментарно особенности подготовки учениц в ЖУЗ Полтавщины - центра украинской духовности и культуры, в котором формировалась современная украинская речь, начиналась украинская литература, писались казацкие летописи, действовали просветительские общества и более 240 ЖУЗ - исследовали в своих работах Т. Благова, В. Василенко, В. Жук, А. Конисский, Н. Кочерга, Н. Куприян, П. Мазанов, М. Марио, И. Петренко, Т. Пустовит, Л. Рассоха и другие ученые.

Вышеупомянутые историко-педагогические исследования раскрывают различные аспекты становления отечественной женской школы, однако не дают целостной картины развития женского образования, осуществления учебно-воспитательной деятельности в ЖУЗ Полтавской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в. и возможностей внедрения позитивных аспектов в современных женских образовательных учреждениях.

Теоретический анализ историко-педагогической литературы, архивных материалов Центрального государственного исторического архива Украины, государственного архива Полтавской области, Полтавского краеведческого музея, отчетов начальниц ЖУЗ Полтавской губернии, периодических изданий того времени («Земской обзор» (Полтавского губернского земства), «Полтавские губернские ведомости», «Полтавские епархиальные ведомости») позволяет выявить позитивные аспекты в организации женского образования Полтавской губернии во второй половине XIX - начале ХХ в.

Анализ организации учебно-воспитательной деятельности ЖУЗ Полтавщины (институт благородных девиц, гимназии, прогимназии, начальные училища, земские начальные школы, профессиональные школы и курсы, епархиальные училища, церковно-приходские школы, школы грамоты, воскресные школы) позволяет говорить о наличии интересного и полезного опыта, важных для современных образовательных учреждений достижений в становлении нормативной базы, развитии сети, организации деятельности, совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

Положительными достижениями в организации женского образования Полтавской губернии (вторая половина XIX - начало ХХ в.) являются: понимание населением необходимости женской образованности; учет в содержании образования потребностей женщины как будущей жены и матери; сотрудничество государства, губернского и уездных земств, церкви, меценатов в создании и материальной поддержке ЖУЗ. Достижением в организации учебно-воспитательного процесса ЖУЗ региона являлся и тот факт, что образование получали девушки всех сословий и вероисповеданий. Организационные вопросы решали начальницы, попечители учреждений, обучение возлагалось на законоучителей, учителей и учительниц, а воспитание - на классных дам (воспитательниц). Важным являлось и привлечение родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом ЖУЗ, контролю знаний и успеваемости учениц (семья впервые приглашалась к участию в жизни учебного заведения).

Позитивным аспектом второй половины XIX - начала ХХ в. является активное сотрудничество земств Полтавской губернии с женскими образовательными учреждениями. Земства основывали ЖУЗ, оказывали им материальную помощь в ремонте, обеспечении учебно-методической литературой, наглядностью, учреждении стипендий для малообеспеченных учениц, создании пансионов или квартир (для проживания сирот и учениц, дома которых находились далеко от школы) [5].

В ЖУЗ Полтавской губернии особое внимание уделяли морально-религиозному воспитанию девушек. Роль учебно-воспитательного процесса заключалась в том, чтобы взгляды воспитанниц правильно формировались, влияли на их характер, закаляли волю, вызывали восхищение и любовь к Богу, царю и Родине, к истине, добру и прекрасному.

Педагогический коллектив ЖУЗ обращал особое внимание на здоровье учениц. С этой целью осуществляли наблюдение за одеждой, обувью, питанием воспитанниц, проветриванием классных комнат, обеспечивали осмотр врачом, учитывали состояние здоровья девочек при составлении учебной нагрузки, подборе гимнастических упражнений, занятий танцами. При ЖУЗ организовывались медицинские кабинеты или больницы.

Важно отметить, что в содержании образования большое внимание уделялось и эстетическому воспитанию. Ученицы изучали музыку, церковные и светские песнопения, танцы, рисование, игру на музыкальных инструментах. Существовали дополнительные занятия по цветоводству, вязанию, вышиванию, изготовлению изделий из шерсти, кожи, разных видов тканей. Для воспитанниц систематически организовывали театральные представления, музыкальные и литературные вечера (часто на иностранном языке, для национальных меньшинств - на их родном языке), тематические прогулки, экскурсии [6-8].

В институте благородных девиц, женских гимназиях и епархиальных женских училищах Полтавского края предоставлялась возможность получить квалификацию учительниц начальной школы (первых четырех классов гимназии), домашних наставниц или домашних учительниц при завершении дополнительного педагогического класса. Ученицы женских прогимназий для получения такой квалификации должны были после завершения курса обучения полгода отработать в качестве помощниц учительниц начальной школы.

С 70-х гг. XIX в. происходило насыщение содержания среднего женского образования педагогикой, дидактикой, методикой обучения учебным предметам начальной школы, а также риторикой, логикой (Полтавский институт благородных девиц), латинским языком (Лубенская женская Александровская гимназия, Гадячская, Зеньковская, Кобелякская, Кременчугская, Лохвицкая женские гимназии и др.), английским языком (Полтавская частная женская гимназия В. Ахшарумовой), польским языком (Сувалковская женская гимназия). Важно отметить, что преподавателями иностранных языков, преимущественно в средних учебных заведениях, были представители тех стран, язык которых девушки изучали. А высокий уровень обучения и воспитания учениц был заслугой деятельности педагогов (известных методистов, композиторов, пианистов, художников, архитекторов, деятелей истории и украинской культуры). Так, например, в Полтавском институте благородных девиц работали: С. Стеблин-Каминский, Д. Пильчиков, А. и В. Едличка, Г. Маркевич, М. Цертелев, И. Зарецкий и другие [3; 5]. Позитивным в обучении являлся факт предоставления предпочтения не теоретической, а практической подготовке воспитанниц: изучение методики преподавания предметов начальной школы путем прохождения педагогической практики в образцовых женских воскресных и начальных школах, младших классах ЖУЗ. Открытие образцовых женских школ также осуществлялось с целью заимствования положительного педагогического опыта другими ЖУЗ [5].

Важным достижением конца XIX в. являлся факт изменения учебной деятельности ЖУЗ в сторону профессионализации: кроме рукоделия вводились - филигранные искусства, практическое шитье, крой и шитье, цветоводство, домоводство, занятия по приготовлению пищи на кухне, работа в саду, огороде, уход за скотом и птицей. При активном участии земств, сельскохозяйственных товариществ, меценатов создавались профессиональные женские школы, рукодельные классы, мастерские, учебные и учебно-показательные пункты по освоению различных ремесел и кустарных промыслов [3; 5-8].

В 1917 г. создаются национальные школы (две женские гимназии в г. Полтава), в которых обучение осуществляется на украинском языке. В этом же году вводится предмет «Украинский язык» в некоторых ЖУЗ губернии (Лубенская женская Александровская гимназия, Гадячская и Лохвицкая женские гимназии). ЖУЗ на территории Российской империи начинают исчезать после Октябрьской революции 1917 г., однако в Полтавской губернии некоторые из них продолжали существовать до конца 1919-1920 учебного года [5].

Считаем, что ретроспективное изучение отечественного опыта вместе с совершенствованием его организационных принципов будет способствовать более эффективному осуществлению женского образования в современной Украине.

Возрождение культурно-исторических ценностей украинского народа, его традиций и прогрессивных достижений, их творческое использование для дальнейшего проектирования научно-педагогического поиска и обеспечения перспективы развития национального образования отвечает основным требованиям Конституции Украины, Государственной национальной программы «Образование» («Украина XXI в.»), Закона «Об образовании» и др.

На основании результатов проведенного научного исследования определены факторы возникновения ЖУЗ в современных условиях развития женского образования в Украине: неспособность страны удовлетворить потребности женщин в возможности получить дополнительные знания, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни женщины как будущей жены, хозяйки, матери, получение элементарной профессиональной подготовки.

Кардинальные экономические и социокультурные преобразования, начавшиеся в Украине в конце 80-х - начале 90-х гг., нивелирования пола, феминизации мальчиков и маскулинизации девушек привели к возрождению женского образования. На сегодня в Украине функционируют ЖУЗ разных уровней и типов, базирующихся в своей работе на опыте организации учебно-воспитательной деятельности ЖУЗ второй половины XIX - начала ХХ в.: женская вечерняя гимназия (г. Черновцы, действует с 2007 г.), женская гимназия при Александрийском педагогическом колледже имени В. Сухомлинского (1991-2004 гг.), женский лицей при школе-интернате № 13 (г. Киев, функционирует с 1992 г.), женские классы при общеобразовательных школах № 6 (г. Харьков, действуют с 2000 г.), № 37 (г. Полтава, 1990-1994 гг.), Галициновской школе Николаевской области (1992-1995 гг.), вечерняя женская гимназия «Жемчужина» - учреждение, которое готовило гувернанток (г. Полтава, 1995-2011 гг.), женский еврейский педагогический колледж «Бет-Хана» (г. Днепропетровск, функционирует с 1995 г.); частные: «Частная специализированная общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка «Школа благородных девочек «Леди» (г. Боярка, действует с 2000 г.), школа «Юная леди» при модельном агентстве «Мar -GO» (г. Полтава, работает с 2012 г.).

Рассмотрим использование традиций прошлого в современных ЖУЗ Полтавского региона. Концепция воспитательной и учебной деятельности коллектива авторской национальной школы № 37 г. Полтавы ​​базируется на прогрессивных традициях ЖУЗ Полтавской губернии. Основной ее целью является взаимообусловленное развитие личности учащихся и учителей в различных видах деятельности - труде, общении, игре, самодеятельности. На основе тезиса о принципиально разном призвании мужчины и женщины в 1990-1995 гг. на базе школы действовали классы для мальчиков и девочек со специальными программами обучения и внеурочной работы. Как показал опыт нескольких лет, особенно целесообразно и продуктивно такое разделение в начальной школе. Учебно-воспитательный процесс в классе девочек был ориентирован на подготовку будущей матери, которая должна хранить устои семьи, а значит, и народа, государства. Вся работа основывалась на национальных традициях и возрастных особенностях девочек. Каждый день недели имел свою направленность. Понедельник посвящался народному творчеству. Во вторник ученицы получали навыки ведения домашнего хозяйства, ухода за собой. Среда посвящалась изучению колыбельных, которые вобрали в себя душу народа, нежность и любовь, все краски национальной поэзии. В четверг анализировались народные праздники, обряды, традиции, с целью почувствовать себя частью народа с его многогранной культурой и славной историей. В пятницу изучали народную медицину, основы экологической грамотности [2]. Опыт авторской национальной школы № 37 г. Полтавы доказывает, что культурное и историческое наследие украинского народа, ЖУЗ Полтавщины может стать основой и содержанием учебно-воспитательной деятельности.

Также в Полтаве с 2012 г. действует частная школа «Юная леди» для девочек в возрасте от 3 лет, основанная при модельном агентстве «Мar-GO». ЖУЗ осуществляет подготовку гармонично развитой личности, будущей модели. Обучение происходит в группах по следующим возрастным категориям: 3-5, 6-8, 9-11, 12-14, 15 лет и более. Содержание образования состоит в овладении лекций по гигиене, стилю, психологии, этикета, эстетики, моделинга, актерского мастерства. Также осваивается дефиле, практические умения по хореографии (классической, бальной, народной, модерна и эстрадного танца), шейпинга. Особое внимание уделяется предметам эстетического цикла. Первое лекционное занятие всегда посвящается историческому аспекту обучения и воспитания девушек в Полтавском институте благородных девиц, сочетается с экскурсией по указанному дореволюционному ЖУЗ. После завершения обучения ученицы получают диплом.

Рост экономики, капиталистических отношений в начале ХХ в. требовали создания профессиональных заведений на базе школ элементарного образования, средних ЖУЗ Полтавской губернии. Этот опыт является особенно интересным в современных условиях экономического развития Украины, ведь происходит ранняя профессиональная ориентация и формирование конкурентоспособного подрастающего поколения. Профессиональное образование девушкам долгое время (1995-2011 гг.) оказывала Полтавская вечерняя женская гимназия «Жемчужина». Гимназия, организованная к. п. н., доцентом В. Бардиновой и ее сыном - А. Бардиновым, функционировала на базе средней школы № 38. Цель женской вечерней гимназии - формирование девушки как целостной личности, способной к выполнению в будущем как сугубо женских ролей - быть матерью, хозяйкой, хранительницей семейного очага, - так и способной к выполнению социальных ролей, в частности выполнение роли домашнего воспитателя (гувернера) [1, 261]. Основу учебно-воспитательной деятельности гимназии составляют идеи выдающегося украинского педагога Х. Алчевской, которая занималась проблемами развития и распространения женского образования в Украине в XIX - начале XX в., а также традиции средних ЖУЗ Полтавской губернии. Важно отметить, что именно средние ЖУЗ в исследуемый период давали возможность получить аттестат домашней учительницы и домашней наставницы. С этой точки зрения вечерняя женская гимназия воспринимается как вклад в возрождение региональных традиций развития женского образования в Украине.

В вечернюю женскую гимназию «Жемчужина» принимали девушек подросткового и юношеского возраста. Обучение длилось два года и было бесплатным. В 2007 г. в гимназии обучалось около 100 девушек. Набор происходил с учетом возрастных групп: от 14 до 15 лет, от 15 до 17 лет, от 17 до 28 лет. Наполняемость классов-групп осуществлялась в соответствии с возрастом и предусматривала от 6 до 15 человек. Занятия проводились 2 раза в неделю (среда, четверг) по 4 академических часа в день [1, 262-263]. Все преподаватели, среди них 2 доктора, 8 кандидатов наук, работали по авторским программам. Основой содержания учебного плана и программ были положения квалификационной характеристики профессии «гувернер» [4, 12]. Понимая, что ролевая функция женщины лучше воспринимается ученицами в возрасте от 15 до 20 лет, педагоги заботились о том, чтобы девушки осознали, что они - будущие матери, главные воспитатели своего ребенка. В подготовке гувернера в гимназии существенную роль играли также такие курсы, как: «Все о ребенке», «Основы возрастной психологии», «Медицина», «История женщин», «Мамина школа», «Семейная экономика», «Основы юридических знаний», «Искусство общения», «Фитотерапия в нашем доме», «Иностранный язык» и др. [1, 264]. Завершался курс проведением квалификационного экзамена. Гимназистки, которые на «отлично» окончили курс обучения, получали звание домашней гувернантки-воспитательницы [4, 15].

Таким образом, проведенное исследование позволяет определить такие прогностические тенденции развития женского образования 90-х гг. - начала XXI в. на Полтавщине: распространение различных типов ЖУЗ; целью деятельности ЖУЗ является формирование личности девушки с развитым чувством собственного достоинства, веры в свои силы, направленности на жизнетворчество, самовоспитание и самосовершенствование, развитие ее талантов и способностей, подготовка к самостоятельной жизни; приоритетными задачами ЖУЗ становятся возрождение национальной системы образования и воспитания, обращение к культурно-историческому опыту региона, содействие становлению высокой нравственности; гуманистическая, личностно ориентированная направленность учебно-воспитательной деятельности; актуализация содержания, методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности в рамках внедрения модели женского образования и воспитания, совершенствования методики преподавания с учетом психофизиологических и социокультурных особенностей пола.

Выводы. В процессе деятельности ЖУЗ Полтавской губернии накоплен ценный педагогический опыт, который на сегодняшний день может быть рационально использован в условиях возрождения национальной системы образования и воспитания представительниц женского пола.

Рецензенты:

Гниздилова Е.А., д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленка, г.Полтава.

Шиян Н.И., д.п.н., профессор кафедры химии и методики преподавания химии Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленка, г. Полтава.


Библиографическая ссылка

Клевака Л.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛТАВСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА В СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УКРАИНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11859 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674