Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПОЛА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Чекалина А.А. 1 Каракетов Р.А. 2
1 ГБОУ ВПО г. Москвы "Московский городской педагогический университет"
2 ФГБОУ ВПО "Карачаево-Черкесский государственный университет" им.У.Д.Алиева
В статье представлены результаты изучения индивидуального стиля студентов разного пола и состояния здоровья, начинающих обучение в вузе. Авторы исходят из положения, что индивидуальный стиль сту-дентов, опирающийся на содержание и структуру интегральной индивидуальности, зависит от свойств субъекта деятельности и от объективных условий деятельности. Он наполняется общим и уникальным содержанием, которое под влиянием поливариантного взаимодействия возрастных, гендерных особенно-стей, физического состояния, субъективных внутренних свойств и объективных условий деятельности стимулирует становление, функционирование и развитие индивидуальности. Анализ компонентов ин-дивидуального стиля у групп лиц, выделенных по принципу гендерной принадлежности и состояния здоровья, показал, что они имеют свои общие и специфические черты, которые проявляются в соотноше-нии степени развитости особенностей нервной системы, темперамента, волевого и эмоционального са-моконтроля, характера межличностного взаимодействия.
соматическая ослабленность
гендерная принадлежность
индивидуальный стиль деятельности
свойства индивидуальности
студенчество
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. /А.Адлер. – М.: Академический проект, 2011. – 240 с.
2. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум / Ю.Г.Демьянов. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респекс», 1999. – 224 с.
3. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика лично¬сти / О.П.Елисеев / Под ред. В.Н.Панферова. – Псков: Изд-во ПОИУУ, 1994. – 278 с.
4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мер¬лин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.
5. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуаль¬ности / В.М. Русалов. – М., 1997. – 43 с.
6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психо¬диагностики / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2008. – 624 с.
7. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие / А.А.Чекалина. – М.: Ось-89, 2009. – 237 с.

Студенчество - определенный этап социальной и профессиональной социализации, который проходит значительная часть молодежи. На этом этапе формируются профессио­нально важные качества, в основе которых лежат свойства индивидуальности (Е.А. Кли­мов, Э.Ф. Зеер и др.), определяется профессиональная пригодность (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин и др.). Отдельные компоненты интегральной индивидуальности обеспечивают эффективность учебной деятельности у студентов. В частности, установ­лена связь между ступенью обучения студентов и плотностью группирования разноуров­невых свойств ин­дивидуальности (Ф.М. Шидакова и др.), между элементами структуры интегральной ин­дивидуальности и мотивацией учебной деятельности (Л.В. Мищенко и др.). На динамику профессионального развития, результат и успех профессиональной деятельности, форми­рование общих и специальных способно­стей, выработку оптимального индивидуального стиля деятельности существенно влияют психофизиологические свойства индивида (М.К. Акимова, В.М. Русалов и др.).

Системообразующей характеристикой в структуре свойств человека, определяющей целостность индивидуальности, по мнению В.С. Мерлина, является стиль деятельности [3]. Структура и соотношение характеристик внутри и между разных уровней интеграль­ной индивидуальности определяет стиль деятельности, и через стиль деятельности они оказываются взаимосвязанными.

Закономерной базой для потенциального индивидуального разнообразия людей яв­ляются гендерная принадлежность и состояние здоровья. Гендер является основанием для первоначальной естественной дифференциации людей, гендерная принадлежность явля­ется тем фундаментом, который определяет социализацию и профессионализацию лич­ности, формирует самосознание, систему отношений личности, в том числе и к себе - мужчине или женщине, здоровому или соматически ослабленному [7]. Гендерная принад­лежность обуславливает свойства и структуру интегральной инди­видуальности. Струк­туры интегральной индивидуальности студентов динамичны и варь­ируют в зависимости от гендерных различий, успешность формирования юношей и деву­шек в качестве субъек­тов учебно-познавательной деятельности обеспечивается опорой как на общие (возрас­тные) особенности развития интегративных структур, так и на разви­тие уникальных сис­темных характеристик, обусловленных фактором пола (А.Ф. Иорда­нов).

В психологической литературе описаны результаты изучения отдельных компонен­тов интегральной индивидуальности соматически ослабленных лиц (М.И. Баженова). В частности, при формировании соматически ослабленной личности наблюдаются измене­ние структуры мотивации, снижение побудительной силы мотивов, обеднение эмоцио­нально-волевой сферы, инфантилизм, снижение оценки реального Я (М.Н. Ливанова), своеобразие формирования самооценки, ценностей и интересов, развития коммуникатив­ной сферы, гендерные различия в осознании состояния своего здоровья (Ю.Е. Куртанова), специфика формирования личностных качеств (Т.А. Клетенкова и др.), от­ношения к своему жизненному пути (Е.Ю. Коржова и др.), характер социальной адаптации (А.А. Лифинцева). Осознание своего здоровья является необходимой частью формирования самосознания человека. Характер взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности определяется отношением соматически больных к болезни через стиль реагирования на нее (М.И. Баженова). Больные с психосоматическими заболеваниями в целом имеют общие психофизиологические характеристики, но отдельные их элементы различаются в зависимости от пола пациента (И.А. Новикова и др.).

Исследования иллюстрируют представления об особенностях развития соматиче­ски ослабленной личности, однако не создают целостной картины ее интегральной инди­виду­альности и жизнедеятельности, не дают представлений, за счет каких ресурсов, меха­низ­мов компенсаций вырабатываются подобные поведенческие изменения. Разрешить эту проблему возможно, если сопоставить структуры индивидуальности соматически ос­лаб­ленной и условно здоровой личности с учетом ее гендерной принадлежности.

Соматическое заболевание, равно как соматическая ослабленность, обладает пси­хо­логическими следствиями, больного человека правомерно рассматривать как страдаю­щего человека с нарушением физического, душевного, социального благополучия, рас­строй­ством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, пережива­нием стесненной свободы (А.В. Квасенко). Соматическая ослабленность как органический де­фект непременно окажет решающее значение в развитии, породив специфичные меха­низмы компенсации (А. Адлер). Эти механизмы будут функционировать на отдельных уровнях интегральной индивидуальности; их свойства, особенности функционирования будут определяться характером заболевания, его продолжительностью, возрастом, полом личности, условиями жизнедеятельности. Компенсация будет осуществляться не только внутри каждого уровня, она должна реализовываться и на уровне всей интегральной ин­дивидуальности как системы, захватывая и видоизменяя межуровневые связи [1].

Такое представление структуры интегральной индивидуальности студентов, кон­туры которого дополнятся результатами эмпирического исследования, позволяет осмыс­ливать особенности индивидуальных стилей деятельности студентов разной гендерной принадлежности с соматической ослабленностью и условно здоровых. Одним из направ­лений практического применения данной информации является корректировка учебных программ, включающих обучение студентов когнитивным техникам, интерактивным стратегиям, навыкам рефлексии и самоанализа.

Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей разноуровне­вых свойств и структуры интегральной индивидуальности у юношей и девушек в состоя­нии условного здоровья или соматической ослабленности, было проведено в 2008-2010 гг. в Карачаево-Черкесском государственном университете. Испытуемыми явились студенты первых курсов гуманитарных факультетов, адаптирующиеся к вузовскому обучению, 16-18 летнего возраста. В процедуре исследования приняло участие 156 человек (70 мужской выборки, 86 женской выборки), распределенных по состоянию здоровья. Для изучения свойств нейродинамического уровня использовалась «Шкала оценок для измерения реак­тивности» (Я. Стреляу), психодинамического уровня - опросник формально-динамиче­ских свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова, опросник EPQ Г.Ю. Айзенка. Для диагностики свойств личностного уровня - характерологический опросник Леон­гарда-Шмишека, «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина). Социально-психологический уровень индивидуальности был представлен показателями типов поведения людей в конфликтных ситуациях (К. То­мас), межличностных отношений (Л.Н. Собчик) [3; 5; 6].

Вычисление попарных одноуровневых и межуровневых корреляционных связей по­зволило сделать заключения об особенностях формирования индивидуального стиля в за­висимости от характеристик гендера и состояния здоровья студента. В таком анализе мы опирались на критерии выраженности (жесткости), количества (плотности), качества и содержания связей.

Анализ показал довольно выраженную (жесткую) связь между показателями во всех изучаемых выборках. Анализ количества связей внутри- и между уровнями индиви­дуальности является фактическим подтверждением интегрированности ее показателей. В группе условно здоровых одноуровневая плотность 151,93 %, межуровневая - 89,07 %, в группе соматически ослабленных одноуровневая плотность 157,96, межуровневая - 126,13 %.

Внутриуровневый корреляционный анализ структур интеграль­ной индивидуальности выявил, что во всех группах респондентов низшие уровни индивидуальности (нейро- и психодинамический) значительно опережают по плотности корреляций высший уровень (личностный и социально-психологический). И у юношей, и у девушек, у соматически ослабленных и условно здоровых одноуровневые свойства одинаково сгруппированы на нейродинамическом уровне. На остальных уровнях связи внутри показателей носят раз­личный характер.

В целом количество внутриуровневых корреляций от низшего уровня к высшему последовательно уменьшается. Очевидно, что на начальном этапе обучения, в процессе адаптации к вузу, вне зависимости от пола и состояния здоровья студентов их природные, наследственные свойства играют решающую роль в жизнедеятельности и выполняют ве­дущую приспособительную роль.

Межуровневый анализ показал, что для всех обследуемых групп уровень темпера­мента играет роль звена, опосредующего двусторонние связи между природными и со­циальными свойствами личности студентов.

И у юношей, и у девушек соматически ослабленных наблюдаются более плотные связи между ближайшими в теоретической структуре уровнями индивидуальности: ме­жду нейро- и психодинамическим, психодинамическим и личностным, личностным и социально-психологическим уровнями.

Наибольшее количество межуровневых связей вне зависимости от гендера и состоя­ния здоровья наблюдается между показателями психодинамического и личностного уровней, наименьшее количество - между показателями нейродинамического и соци­ально-психологического уровней. Т.е. во всех обследуемых группах становление лично­стного уровня в наибольшей степени детерминировано свойствами темперамента, станов­ление свойств социально-психологического уровня в наименьшей степени детерминиро­вано свойствами нервной системы.

Качество связей между показателями является фактическим подтверждением зави­симости особенностей индивидуальности от гендерной принадлежности и от состояния здоровья. Во всех обследуемых группах совпадают лишь психофизиологические взаимо­связи - на уровнях нейро- и психодинамическом, и взаимосвязи свойств личности (кроме показателей девушек); отсутствуют совпадения на социально-психологическом уровне.

Анализ показал, что в выборке условно здоровых юношей и девушек совпало 9 кор­реляций, что составляет 2,7 % от максимально возможного их количества (666). Студен­тов этой группы объединяют активные взаимосвязи показателей силы возбудительного процесса, силы тормозного процесса и уравновешенности / неуравновешенности свойств нервной системы, коммуникативной пластичности, нейротизма, психотизма, показателей гипертимной акцентуации и личностной тревожности, избегания и типа межличностных отношений.

В выборке соматически ослабленных оказались совпадающими 22 корреляции (6,61 % от максимально возможного их количества). Независимо от гендера обнаруживаются взаимосвязи показателей силы возбудительного процесса, силы тормозного процесса, подвижности свойств нервной системы, психомоторных эргичности и эмоциональности, интеллектуальных эргичности, скорости, эмоциональности, коммуникативной скорости, нейротизма, циклотимной и неуравновешенной акцентуации, ситуативной тревожности, избегания в конфликте.

Пол и состояние здоровья опосредуют содержание полиморфных связей. Анализ содержания связей между показателями у условно здоровых респондентов позволил придти к заключению о том, что организаторами интегральной индивидуальности явля­ются сила возбуждения и сила торможения, уравновешенность нервной системы, свойства коммуникативной пластичности, гипертимной акцентуации и личностной тревожности.

В содержании связей соматически ослабленных наиболее активными показателями являются сила возбуждения, психомоторные эргичность и эмоциональность, интеллекту­альные эргичность, скорость, эмоциональность, коммуникативная скорость, нейротизм, циклотимная и неуравновешенная акцентуация, ситуативная и личностная тревожность, приспособление и избегание в конфликте.

Попарное сопоставление данных отражает в группе соматически ослабленных

  • большую жесткость корреляционных связей в группе юношей (r = 0,605-0,702), чем у девушек (r=0,609-0,665) на всех изучаемых уровнях, кроме нейродинамического (для девушек r=0,761; 0,01 %, для юношей r=0,592; 0,01 %);
  • большую внутриуровневую плотность связей у юношей на психодинамическом (19,05 % против 11,4 %), личностном (15,15 % против 9,09 %) и социально-психологиче­ском уровне (80,8 % против 77,16 %); девушки опережают юношей по плотности на ней­родинамическом уровне (50 % против 33,3 %). Различия в состоянии здоровья заключа­ются в том, что свойства индивидуальности у девушек опираются в основном на свойства нервной системы:
  • существенно большую межуровневую плотность у юношей (91,27 %), чем у деву­шек (34,86 %);
  • у девушек социально-психологический уровень не опосредован свойствами нерв­ной системы (0 % связей);
  • качественные различия корреляционных связей на нейродинамическом уровне у юношей заключаются в активности силы возбудительного процесса (8 корреляций), на психодинамическом уровне у юношей заключаются в активности показателей интеллек­туальных пластичности (10 корреляций) и эмоциональности (9); у девушек - психомотор­ной эмоциональности (7) и коммуникативной пластичности (6);
  • качественные различия корреляций на личностном уровне у юношей проявляются в развитости связей педантичной (8), циклотимной (8) акцентуации. У девушек на данном уровне организатором индивидуальности является черты неуравновешенной акцентуации (5). На социально-психологическом уровне у юношей максимум связей образовывает приспособление в конфликте (6), у девушек максимум связей образовал показатель избе­гания в конфликте (4 корреляции);
  • нечувствительными к влиянию других свойств индивидуальности у девушек ока­за­лись показатели психомоторной пластичности и сотрудничества.

В группе условно здоровых на всех изучаемых уровнях обнаружены:

  • большая жесткость корреляционных связей в группе юношей (r = 0,486 - 850), в сравнении с девушками (r=0,387-646);
  • у юношей более плотная связь отмечается между показателями нейродинами­че­ского (50 % против 33,3 %), психодинамического (21,9 % против 7,62 %) и личност­ного (21,22 % против 4,55 %) уровней; плотность на социально-психологическом уровне у обеих групп одинаковая (6,67 %);
  • у юношей оказались более сгруппированными показатели свойств психодинамиче­ского и личностного уровня (18,34 %) , т.е. свойства темперамента, акцентуаций и тре­вожности, нежели у девушек (9,45 %);
  • у девушек более активные связи демонстрирует нейродинамический уровень - с психодинамическим (10 % против 1,67 % у юношей) и личностным (6,25 % против 4,17 %), и личностный - с социально-психологическим (8,34 % против 1,39 %);
  • качественные различия на психодинамическом уровне у девушек заключаются в том, что организаторами взаимосвязей являются свойства нейротизма (5) и психотизма (5), у юношей - коммуникативные пластичность (9) и эмоциональность (8), интеллекту­альная пластичность (8), показатель экстраверсии (8).
  • качественные различия в корреляционных связях у девушек на личностном уровне заключаются в развитии компонентов демонстративной (4 корреляции) акцентуации, у юношей - показателей циклотимной (10); на социально-психологическом уровне у юно­шей наибольшую активность проявляет свойство приспособления в конфликте (7).

Выводы

1. Индивидуальный стиль студентов, опирающийся на содержание и структуру ин­тегральной индивидуальности, зависит от свойств субъекта деятельности и от объектив­ных условий деятельности. Он наполняется общим и уникальным содержанием, которое под влиянием поливариантного взаимодействия возрастных, гендерных особенностей, фи­зического состояния, субъективных внутренних свойств и объективных условий дея­тельности стимулирует становление, функционирование и развитие индивидуальности.

2. Анализ компонентов индивидуального стиля у групп лиц, выделенных по прин­ципу гендерной принадлежности и состояния здоровья, показал, что они имеют свои об­щие и специфические черты, которые проявляются в соотношении степени развитости особенностей нервной системы, темперамента, волевого и эмоционального самоконтроля, характера межличностного взаимодействия.

Очевидно, что на начальном этапе обучения, в процессе адаптации к вузу, вне зави­симости от пола и состояния здоровья студентов их природные, наследственные свойства играют решающую роль в жизнедеятельности и выполняют ведущую приспособительную роль. И у юношей, и у девушек, у соматически ослабленных и условно здоровых, одно­уровневые свойства одинаково сгруппированы на нейродинамическом уровне. На осталь­ных уровнях связи внутри показателей носят различный характер.

Для всех обследуемых групп уровень темперамента играет роль звена, опосредую­щего двусторонние связи между природными и социальными свойствами личности сту­дентов; становление личностного уровня в наибольшей степени детерминировано свойст­вами темперамента, становление свойств социально-психологического уровня в наимень­шей степени детерминировано свойствами нервной системы.

3. Различия в индивидуальном стиле деятельности девушек и юношей, условно здо­ровых и соматически ослабленных, базируются на пластичности интегральной индивиду­альности и приспособительных возможностях.

Уникальность структур интегральной индивидуальности студентов зависит от их гендер­ной принадлежности и состояния здоровья, которые опосредуют выраженность, плот­ность, качество и содержание связей между свойствами. Различия были обнаружены практически на каждом уровне интегральной индивидуальности мужчин и женщин.

4. Степень пластичности интегральной индивидуальности и приспособительные возможности более выражены в результатах соматически ослабленных студентов. Раз­личия в состоянии здоровья здесь указывают на то, что процесс приспособления к новым условиям жизнедеятельности у студентов с соматическими заболеваниями протекает от­лично от условно здоровых и отличается гораздо большей уплотненностью и упорядо­ченностью связей между свойствами индивидуальности.

5. В группах, выделенных по признаку пола, значительно более скоординирован­ными оказались связи между свойствами индивидуальности у условно здоровых юношей, чем у девушек. Юноши значительно опережают девушек по жесткости искомых связей на всех уровнях индивидуальности и по плотности на всех уровнях, кроме социально-психо­логического. У юношей оказались более сгруппированными свойства темперамента, ак­центуаций и тревожности, нежели у девушек; у девушек более активные связи демонстри­руют свойства нервной системы.

В группах, выделенных по признаку состояния здоровья, у юношей также оказа­лись более скоординированными связи между свойствами индивидуальности, чем у деву­шек. Гендерные различия в этой группе показывают значительно более жесткие и плот­ные связи свойств нервной системы у девушек, но их ограниченные возможности опосре­дования характера межличностного взаимодействия в структуре индивидуальности.

6. В содержании связей показателей, участвующих в формировании индивидуаль­ного стиля всех респондентов, обращаем внимание на активность формально-динамиче­ских и личностных свойств. Наиболее чувствительными показателями у студентов всех обследуемых групп явились те, которые характеризовали их степень вовлеченности в умственную деятельность (интеллектуальная эргичность), готовность к общению, новым социальным связям (коммуникативная пластичность) и личностная тревожность.

7. Гендерные различия детерминируют уникальность содержания интегральной ин­дивидуальности девушек и юношей в студенческом возрасте и проявляются в совокуп­ности связей свойств психодинамического, личностного и уровня социальных отноше­ний. Состояние здоровья отражается на всех уровнях интегральной индивидуальности, включая нейродинамический, чем детерминирует уникальность формирования индивиду­ального стиля деятельности студентов с соматической ослабленностью на данной образо­вательной стадии.

8. В адаптационный период студенты овладевают многокомпонентной учебной дея­тельностью, которая сопровождается приобретением новых способов поведения и ак­тиви­зацией социальных отношений. Обращаем внимание на жесткое влияние генотипа, несба­лансированное участие уровней индивидуальности в регуляции поведения сомати­чески ослабленных девушек, на отсутствие у них координированности показателей склонности к разнообразным формам двигательной активности (психомоторная пластич­ность) и навы­ков сотрудничества при решении конфликтных ситуаций в межличностном общении.

Рецензенты:

Бершедова Л.И., д.псх.н., профессор, профессор кафедры общей и прикладной психоло­гии Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

Лебедев А.Н., д.б.н., профессор, профессор ка­федры психологии образования Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Чекалина А.А., Каракетов Р.А. О ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СТУДЕНТОВ РАЗНОГО ПОЛА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11853 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674