Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Макунина О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Уральский государственный унивеситет физической культуры"
На примере исследовательских работ в статье рассматриваются научно-методические подходы к исследованию психофизиологических механизмов волевой регуляции спортивной деятельности студентов. Установлено, что психофизиологические механизмы волевой регуляции спортивной деятельности студентов изучены физиологами недостаточно. Согласно взглядам автора научный подход к изучению психофизиологических механизмов развития волевой сферы должен учитывать, что волевые качества имеют врождённые предпосылки – типологические особенности индивидуального проявления свойств нервной системы, развиваются и приобретаются в процессе жизни. Значимость изучения психофизиологических механизмов волевой регуляции спортивной деятельности студентов определяется научно-практической информативностью этих данных для более успешного решения спортивных задач.
спортивная деятельность.
психофизиологические механизмы
волевая регуляция
волевые качества
1. Акатов Л. И. Экспериментальное исследование группового волевого усилия: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1971. - 24 с.
2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. - М.: Наука, 1978. - С. 70.
3. Барышев А.В. Развитие готовности студентов вуза физической культуры к воспитанию волевых качеств личности юных спортсменов: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010. - 182 с.
4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. - М.: Наука, 1991. - 568 с.
5. Белоусов А.В. Психодиагностика волевых качеств офицеров при принятии кадровых решений: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 163 с.
6. Берман Ави (Борис). Особенности профессиональной адаптации тренеров в зависимости от их волевых качеств: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2002. - 177 с.
7. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений / под ред. В. П. Зинченко. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.
8. Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психологический журнал. - 1998. - № 4. - С.27-35.
9. Быков А.В. Генезис волевой регуляции: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2003. - 452 с.
10. Гаврилина И. В. Факторы влияния на оценки степени развития волевых качеств личности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 198 с.
11. Гетте-Борисова И.В. Психологические условия развития волевых качеств личности у студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. - Сочи, 2005. - 182 с.
12. Горбунов Ю.А. Особенности структуры волевой активности в различных видах спорта // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 2. - С.25-41.
13. Енин В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1986. - 16 с.
14. Жихарев Д. Ю. Диагностика и формирование волевой саморегуляции юных боксеров в условиях детской юношеской спортивной школы: дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2007. - 197 с.
15. Загайнов P. M. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1998. - 25 с.
16. Зефирова Е. В. Психологические критерии прогнозирования успешности выступлений спортсменов (на примере спортивных единоборств): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2012. - 23 с.
17. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 24 с.
18. Иванников В.А. Смысловые механизмы волевой регуляции - деятельностный подход к пониманию воли www. psy-stavropol.ru/publ (дата обращения 19.12.2012).
19. Ильин Е.П. Психология воли. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
20. Кабачкова А.В. Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Томск, 2009. - 25 с.
21. Калин В. К. Экспериментальное изучение волевого усилия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1968. - 24 с.
22. Колиснык А.П. О природе волевого усилия. - М.: МГУ, 1985. - 216 с.
23. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. - Томск, 2008. - 40 с.
24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
25. Мосягин И. Г. Психофизиологические закономерности адаптации военно-морских специалистов: дис. ... д-ра психол. наук. - Архангельск, 2007. - 313 с.
26. Муфтахина Р.М. Психофизиологический статус боксёров различных спортивных квалификационных групп в возрастном аспекте: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Челябинск, 2011. - 22 с.
27. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - 336 с.
28. Самулкин С.Я. Особенности волевой активности представителей различных видов спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2004. - 22 с.
29. Смирнов Б.Н. Психологические механизмы эмоционально-волевой саморегуляции в спорте // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 12. - С.28-32.
30. Соколенко В.Н. Формирование волевых качеств личности будущего военного лётчика: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2002. - 171 с.
31. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.
32. Стамбулов А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1980. - 21 с.
33. Строгонов О. И. Воспитание волевых качеств юных каратистов на основе личностно-ориентированного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 23 с.
34. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999. - 136 с.
35. Чумаков М.В. Диагностика спортивно-волевых особенностей личности: Психология личности // Соционика, ментология и психология личности. - 2006. - № 1. - С.169-178.
36. Шингаев С.М. Психодиагностика и формирование волевых качеств курсантов высшего военно-учебного заведения: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2001. - 177 с.
37. Щербакова А.Ю. Развитие морально-волевой сферы студенток вузов на занятиях физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2006. - 163 с.
38. Яковлев Б.П., Фурсов А.В. Психическая нагрузка в учебно-тренировочном процессе студентов лыжников-гонщиков // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 9. - С. 68-70. URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783314 (дата обращения: 09.11.2012).
39. Яцков О. Н. Психологические особенности развития волевой сферы молодых людей в процессе подготовки специалиста: дис. ... канд. психол. наук. - Астрахань, 2006. - 111 с.

Известно, что эффективность целенаправленной деятельности спортсмена зависит не только от знаний, умений и навыков, которыми он обладает, не только от уровня развития его важных качеств, но и от уровня волевой регуляции в спортивной деятельности [3, 1, 31].

Волевые качества особенно начинают проявляться в юношеском возрасте и определяют успешность личностного и профессионального развития [13, 34]. Специфика деятельности в этом возрасте влияет на процесс формирования волевой сферы. Это вызвано тем, что молодые люди в большей степени включены в единый поток процессов социализации и индивидуализации [11], в целенаправленно организованную самостоятельную деятельность. Деятельность студентов-спортсменов характеризуется сочетанием учебно-профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Любой вид деятельности осуществляется благодаря наличию психофизиологических механизмов, изложенных в концепции психофизиологии движений Н.А. Бернштейна [7], теории функциональных систем П.К. Анохина [2], а также научных представлений А.Р. Лурия о динамической локализации высших психических функций [24].

Учебная деятельность - процесс формирования ключевых компетенций, то есть готовности обучаемых использовать знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в реальной жизни для решения практических и теоретических задач. Результатом учебной деятельности является научение - приобретение человеком новых психологических качеств и свойств [38].

В учебной деятельности объединяются познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление) и потребности (мотивы, воля, эмоции) [20].

Применительно к спортивной деятельности, отметим, что это особая социально детерминированная форма психомоторной активности, развивающая и совершенствующая физические и психические качества человека в соответствии с целями и потребностями спорта [33].

Как отмечает А.Ц. Пуни [38, c. 219-230], спортивная деятельность имеет свою специфику. Предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом. Профессиональная деятельность многих специалистов-тренеров, судей, врачей и психологов направлена на него. Однако спортсмен является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Вся деятельность спортсмена направлена на формирование собственных физических и психических качеств [28]. Кроме того, этот вид деятельности характеризуется необычными по длительности и интенсивности физическими и психическими напряжениями, часто предельными для спортсмена. Основной формой спортивной деятельности является соревнование. Наконец, продуктом и результатом этой деятельности должно явиться спортивное достижение [15].

Спецификой спортивной деятельности является социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими цели субъекта и объекта этой деятельности. Спортсмен часто вынужден в процессе своей спортивной карьеры концентрировать психофизические усилия и проявлять максимальные психомоторные возможности и испытывать моционально-волевые перенапряжения [23].

Следующей специфической особенностью спортивной деятельности является неоднократно доказанное влияние последней на развитие не только моторных, но и психических процессов, а также личностных свойств спортсмена [32]. В.И. Енин установил [13], что в процессе регулярных занятий определённым видом спортивной деятельности изменяются не только уровневые показатели психических процессов, состояний и свойств, но и формируется специализированная их структура, то есть интегративная деятельность интеллектуальных и психомоторных центров, обеспечивающих высокие спортивные результаты. Р.Н. Загайнов [15] доказал, что спортсмены высокой квалификации проявляют такие свойства, как высокая ответственность, мотивация достижения, высокая эмоциональная устойчивость, твёрдость характера, уверенность в себе, самоконтроль, самостоятельность, настойчивость и упорство, инициативность и смелость. Кроме того, по мнению [31, c. 64-72], спортивная деятельность расширяет адаптационные возможности человека.

Суммируя особенности спортивной деятельности, можно согласиться с мнением, что спорт в целом и физические упражнения в частности оказывают существенное влияние на формирование психологических свойств личности [33, 37].

В литературе отмечают недостаточность исследований, посвященных изучению волевой сферы личности студента [8, 10, 11, 30, 34, 36, 37, 39]. В отечественной литературе исследований, посвящённых изучению волевой сферы студентов-спортсменов, нами не обнаружено.

Проблема воли, волевых качеств и волевой активности изучена достаточно широко в общей и в спортивной психологии [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 21, 22, 28, 29, 30, 33, 34, 35, 36, 37, 39].

Проблему воли и волевой регуляции многие учёные считают центральной для психологии личности и ее формирования [4, 18, 19]. Исследования волевых качеств позволили выявить конкретную связь волевых процессов с эмоциональными и интеллектуальными процессами и подойти к решению важного вопроса о месте воли во всей структуре личности [29, 32].

Работы отечественных психологов посвящены формированию различных волевых качеств в процессе подготовки специалистов разных уровней [5, 30, 36, 37, 39]. Установлен ряд закономерностей развития воли в онтогенезе [8, 13, 26, 34] и дан психологический анализ волевой активности в разных видах деятельности [5, 10, 30, 35, 36, 37, 39]. Предпринимались попытки дать целостное представление о генезисе волевой регуляции, начиная с первых ее проявлений до функционирования в зрелых формах, в работах ряда исследователей [9, 17].

Волю связывают с понятием саморегуляции [4, 8, 14, 18, 29]. В работе [14] наряду с побудительной выделена регулирующая функция воли как способность человека сознательно регулировать свое поведение. Автор [21] видел специфику воли в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройки их организации для создания оптимального режима психической активности). Главная задача воли - обеспечить человеку овладение своим собственным поведением и психическими функциями.

В работе [17] автор считает, что волевая регуляция является личностным уровнем произвольной регуляции деятельности и психических процессов.

Можно выделить ситуативную волевую регуляцию как кратковременную мобилизацию через изменение смысла действия или создание дополнительного смысла. Такие изменения смысла достигаются различными способами: переоценка значимости мотива, изменение роли личности в коллективе, предвидение и эмоциональное переживание последствий действий, изменение значимости действия для человека и др.

Второй механизм волевой регуляции связан с развитием смысловой сферы личности, проявляющейся в степени выраженности различных волевых качеств, характеризующих человека как волевую личность.

При таком понимании волевой регуляции волю можно рассматривать как высшую психическую функцию, обеспечивающую намеренное изменение мотивации к действию, принятому личностью к исполнению, но мотивационно не обеспеченному, либо намеренную регуляцию различных параметров действий и психических процессов [17, 18].

При рассмотрении проблем волевой саморегуляции, на наш взгляд, целесообразно придерживаться положений, разработанных такими авторами, как [4, 14, 17, 19]. Воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как составную часть произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью. Произвольному управлению соответствует более широкое понятие «воля». Волевая саморегуляция призвана удерживать поведение человека в пределах норм, правил, выработанных произвольным управлением.

Несмотря на широкое изучение вопросов волевой регуляции, данная проблема характеризуется противоречивостью взглядов и недостаточной полнотой раскрытия. Отмечается неоднозначность в трактовке феноменов, касаемых волевой саморегуляции [14].

И. П. Павлов отмечал, что волевые действия - результат суммарной работы всего мозга. Физиологические механизмы волевой регуляции деятельности не локализованы в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представляют собой сложные функциональные системы. Акцепторы действия человека функционируют в его понятийной сфере. Нейрофизиологической основой воли является системная работа всего мозга, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий. Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его программу, контролируют процесс ее реализации и оценивают итоговый результат [24].

И. М. Сеченовым в его классической работе «Рефлексы головного мозга» было обосновано положение, что волевое поведение детерминировано и произвольно. Ученый показал, что произвольная деятельность начинается чувственным возбуждением, за которым следует психический акт, заканчивающийся мышечным сокращением и движениями человека [24].

Недостаточно изучена волевая регуляция в спорте как системное образование, ее структура и детерминанты, особенности развития в различных видах спорта [28].

Неоднозначные подходы к пониманию сущности воли, обозначенные в литературе, отражают различные ее стороны, обозначают различные ее функции, а не противоречат друг другу. В самом деле, воля связана с сознательной целеустремленностью человека, с преднамеренностью его поступков и действий, т. е. с мотивацией; она связана с самоинициацией действий и их самоорганизацией [15].

Поэтому понимание воли возможно только на основе учета ее полифункциональности и как механизма сознательного и преднамеренного управления человеком своим поведением. В связи с этим более правильным представляется рассматривать волю не как мотивацию, но мотивацию как существенную часть произвольного управления. Мотивация составляет с волей единое целое, так как без мотивации нет воли, но функция воли не сводится только к побуждению активности человека [19].

В современных условиях различных преобразований в связи с ростом профессионализации спорта высших достижений и развитием массового и юношеского спорта изучение психофизиологических закономерностей развития волевой регуляции спортивной деятельности студентов с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что проблема воли и произвольного управления поведением учёными физиологами недостаточно изучена.

Согласно нашим взглядам, научный подход к изучению психофизиологических механизмов развития волевой сферы должен учитывать, что волевые качества имеют врождённые предпосылки - типологические особенности индивидуального проявления свойств нервной системы развиваются и приобретаются в процессе жизни.

Значимость изучения психофизиологических механизмов волевой регуляции спортивной деятельности студентов определяется научно-практической информативностью этих данных для более успешного решения спортивных задач. В экстремальных условиях тренировочно-соревновательного процесса решающими для победы могут стать способности спортсмена к волевому усилию и особенности личностной саморегуляции спортивной деятельности.

Информация о результатах психофизиологического исследования волевых свойств спортсменов способствует эффективности взаимодействия тренера со спортсменами, сотрудничеству в команде, самокоррекции спортсменов-студентов для повышения спортивных результатов.

Рецензенты:

Байгужин П.А., д.б.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии человека и животных, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Латюшин Я.В., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии УралГУФК, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Макунина О.А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11791 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674