Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ – ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Шакирова Е.А. 1
1 ГБОУ СПО «Пермский техникум промышленных и информационных технологий»
Предметом настоящей статьи является проблема государственно-общественного взаимодействия в процессе правового просвещения. Автором раскрываются понятия: «правовое просвещение», «общественные ресурсы», «общественные ресурсы правового просвещения». Обосновывается идея о том, что в образовательном пространстве учебного заведения необходимо целенаправленно выстраивать систему государственно-общественного взаимодействия в сфере правового просвещения. Описаны формы сотрудничества законодательных и исполнительных органов власти c просветительскими учреждениями и общественными организациями. Возможности общественных ресурсов обеспечивают эффективные условия для реализации целей и задач правового просвещения, способствуют реализации новых форм и методов правового просвещения, увеличивают возможности образовательного учреждения, реализуют государственную политику по расширению образовательного пространства и привлечению в образовательный процесс государственные, социальные институты общества.
образовательное пространство.
общественные ресурсы правового просвещения
общественные ресурсы
просвещение
1. Алексеев, В.Н. Долинина, И.Г. Формирование гражданской компетентности: монография / В.Н. Алексеев, И.Г. Долинина. – Пермь, 2013. – 121 с.
2. Долинина, И. Г. Шакирова, Е. А. Правовое просвещение: концептуальные основы/ И. Г. Долинина, Е. А. Шакирова // Высшее образование сегодня. – 2013. - № 3. – С. 50.
3. Долинина, И.Г., Шакирова, Е.А. Правовая культура как цель правового просвещения. /И.Г. Долинина, Е. А. Шакирова // Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. Материалы XIII Всероссийской научно - практической конференции. – Пермь, 2013. – С. 167.
4. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 73.
5. Снегирева М.В. Педагогические возможности общественных ресурсов в правовом просвещении [Текст] // Вестник ТГПУ. – 2009. – Выпуск 1(79).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». – URL: http://base.garant.ru/70188902.

В мае 2012 года утвержден и вошел в жизнь Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [6, с. 2]. Одним из направлений его реализации является создание системы развития государственно-общественного управления в образовании. Закрепление такого направления на нормативном уровне ориентирует нас на поиск новых форм взаимодействия образовательного учреждения с государственными и общественными институтами, как в системе образования в целом, так и в правовом обучении и воспитании.

Правовое просвещение понимаем как интегративный процесс взаимно обусловленных видов деятельности - образовательной и просветительской, в основе которых - воспитание и обучение в области права, решение задач, в результате которых обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной и социальной деятельности. [3, с. 67]. Правовое просвещение - это целенаправленный процесс формирования правовой культуры, основанный на знании законов, прав человека и гражданина, свободе выбора правовой информации, реализуемый через систему государственных и общественных организаций и обеспечивающий развитие правового сознания, подготовку к правовому поведению обучающихся [2, с. 50].

Систему просвещения образовательного учреждения необходимо рассматривать как составную часть государственной системы, которая встраивается в среду образовательного учреждения, определенным образом структурируя ее, выступая при этом источником организационных влияний, и корректируется с учетом внутренних ресурсов образовательного учреждения.

Обычно в педагогической литературе общественные ресурсы понимают как субъекты или объекты, выступающие в качестве источника и транслятора информации для получения благ для осуществления какой-либо деятельности.

В частности, М.В. Снегирева предлагает понимать «общественные ресурсы - как важнейшую педагогическую технологию в правовом просвещении, при которой широко востребованы социальные институты (определённая организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, культурной, нравственной и др. сфер жизни общества), а также специалисты по различным отраслям знаний, организации, учреждения, предприятия, памятники истории и культуры, другие социальные объекты; различные события и мероприятия, в которых можно принять участие: конференции, телевизионные передачи, круглые столы и др.; иное использование возможностей, имеющихся в обществе (кино, театр, теле- и видеофильмы, радиопередачи, газеты, журналы, ресурсы Интернета и пр.)» [5, с. 87].

Общественный ресурс в нашем исследовании - это социально-педагогический феномен правового просвещения, имеющий специфику распространения знаний о законе, нормотворчестве, правомерном поведении и правах человека, владеющий педагогическими методами социализации участников посредством включения в социальную практику с целью успешной позитивной правовой адаптации, развития и удовлетворения потребностей, прав, достоинства и интересов обучающихся.

В результате поиска общественных ресурсов правового просвещения нами привлечены: исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ; просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности; учреждения и организации, организующие образовательную и просветительскую деятельность на определенной территории; государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности; негосударственные правозащитные институты и организации, оказывающие консультационную, методическую помощь и ведущие разъяснительную работу; коммерческие организации, поддерживающие социально значимые проекты просветительской направленности; волонтерские организации; средства массовой информации.

Процесс правового просвещения с привлечением общественных ресурсов предполагает расширение образовательного пространства путем создания партнерских отношений с субъектами, входящими в структуру общественных ресурсов. На эффективность такого взаимодействия указывает В.Н. Алексеев [1].

Взаимодействие с законодательными и исполнительными органами государственной власти определяется приоритетными задачами государственной политики в сфере правового просвещения и закреплено нормативно-правовыми документами.

Плодотворным является наше сотрудничество с аппаратом Уполномоченного по правам человека Пермского края, Комитетом по молодежной политике Пермского края, Инспекцией по делам несовершеннолетних Свердловского района города Перми.

Большой интерес у молодых людей вызвало участие в проекте «Формирование основ толерантного поведения учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования». Преподавателями получен уникальный опыт обучения основам толерантного поведения, приобретены программа и учебные пособия курсов для обучающихся.

Выступления сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних с лекциями по темам: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Юридическая ответственность подростков»; беседы инспектора по безопасности дорожного движения: «О культуре дорожного движения», «О причинах дорожно-транспортных происшествий», «О правилах дорожного движения и правилах личной безопасности» влияют положительно на поведение учащихся, заставляют их ответственно относиться к своим поступкам.

Взаимодействие с общественными организациями строится на принципах взаимного равенства, партнерства и добровольности.

Учебное заведение активно сотрудничает Межрегиональной Ассоциации «За гражданское образование» - руководитель доктор педагогических наук, профессор И.Г. Долинина. Оказывается информационная, научно-методическая, организационная помощь в области правового образования и воспитания молодежи, обучающиеся получают возможность участвовать в работе интерактивных площадок: форумах, конкурсах, олимпиадах, дискуссиях. Создан клуб «Я гражданин ХХI века», разработан и реализован проект «Школа молодого избирателя».

Цели проектов сочетали социальные и педагогические направления: формирование опыта гражданского участия; развитие правового сознания и правовой культуры; сотрудничество общественных объединений для реализации и защиты интересов молодежи; развитие гражданского просвещения и воспитания. В ходе реализации мероприятий были организованы встречи с Полномочным представителем Президента РФ, депутатами Законодательного собрания Пермского края и помощниками депутатов. У учащихся появилась возможность ознакомиться с деятельностью законодательных органов власти, задать интересующие их вопросы, высказать свою позицию, дать наказы депутатам. В форме клубной работы ребята активно обсуждают новые идеи, сами выступают в качестве организаторов мероприятий.

Просветительские проекты являются формой повышения квалификации преподавателей. Учителя из различных школ Перми и края, начинающие и опытные педагоги, имеют возможность общаться, обсуждать проблемы формирования ответственного поведения обучающихся в обществе, разрабатывать новые виды взаимодействия с общественными и государственными институтами по вопросам правового воспитания. Результат работы - повышение активности педагогов.

Образовательное учреждение Профессиональный лицей №1 участвует в работе Общественного совета по гражданскому образованию Пермского края (при Министерстве образования). Основная цель деятельности Общественного совета - содействие развитию гражданского образования в Пермском крае.

В Совет входят представители Центра гражданского образования и прав человека, Мемориального центра истории политических репрессий «Пермь-36», некоммерческой организации «Гражданские ценности в образовании», Пермского регионального отделения Межрегиональной Ассоциации «За гражданское образование», некоммерческой организации «Гражданские ценности в образовании», фонда поддержки общественных инициатив «Гражданская позиция», Межрегиональной ассоциации «Голос», Дома развития творчества детей и юношества «Муравейник», Научно-методического центра развития политической культуры, Педагогического колледжа № 1, кафедры философии и гражданского образования Института повышения квалификации работников образования, Главного управления юстиции по Пермской области, Уполномоченного по правам человека.

Организации, входящие в Общественный совет, обмениваются информацией о своей деятельности, обсуждают теоретические, организационные и методические вопросы развития гражданского образования в регионе, организуют мероприятия краевого уровня. Разработана и реализована «Целевая комплексная программа развития политической культуры и гражданского образования в Пермском крае на 2007-2011 годы».

Деятельность по правовому просвещению и методическая и поддержка педагогов осуществляется в рамках сотрудничества с Центром гражданского образования и прав человека, который занимается просвещением и воспитанием молодежи, в духе идеи толерантности, ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизма. Учащиеся Лицея принимали участие в конкурсе ученических работ «У меня есть права», преподаватели Лицея посещали проблемно-целевые семинары, участвовали в дискуссиях и дебатах по проблемам прав человека.

В наше время глобальной информатизации правовое просвещение более эффективно, если привлекать партнеров обеспечивающих информационно-правовое образование. РИЦ «ТелекомПлюс» - крупнейший в Пермском крае центр Общероссийской Сети распространения справочно-правовой информации КонсультантПлюс.

Организованное взаимодействие создает новое образовательное пространство, в котором выстраиваются партнерские отношения между образовательными учреждениями и коммерческими и общественными организациями. Решаются задачи реализации прав граждан на образование, на просвещение, право на информацию через предоставление и поддержку программного обеспечения и методическое сопровождение информационно- правовой системы «КонсультантПлюс».

Сторонники практико-ориентированного подхода считают, что изучение права должно основываться именно на практической работе обучающихся с различными документами и источниками права. При работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно [4, с. 73], повышается уровень правовой культуры и правосознания. Использование возможностей программы «Консультант Плюс» создает условия для практической работы обучающихся с правовой информацией и позволяет решать следующие учебные задачи: повышение качества подготовки конкурентоспособного специалиста, подготовка обучающихся к жизни в условиях информационного общества, формирование правовой компетенции и повышение уровня правовой культуры обучающихся, развитие навыков самообразования.

Взаимодействие с образовательными и просветительскими учреждениями.

При поддержке научно-педагогической общественности и участников Клуба «Я -гражданин» при ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» была выстроена система взаимодействия Лицея с ВУЗом. В ходе взаимодействия были проведены совместные обучающие семинары «Школа будущего избирателя», «Основные типы избирательных систем. Мировой опыт проведения выборов»; конкурс студенческих работ «Мой выбор - мой голос». К 60-ти летнему юбилею принятия Всеобщей декларации прав человека организованы: выставки графических работ «Права человека: не повторить ошибки предшественников...», «Мы все рождены свободными и равными»; «Достижение прав человека через терпимость и мир»; конкурс эссе «Права человека: создать свободу, мир и уважение»; дискуссии «Это мои права и ваши...», «Эти права принадлежат всем нам...», «Права человека: механизмы реализации»; «Толерантны ли мы? Пределы толерантности». В ходе дискуссий обсуждались социальная толерантность как форма взаимодействия между различными социальными группами общества, взаимосвязь толерантности и прав человека, необходимость обеспечения и защиты прав человека, формирование уважительного отношения к правам других людей. В работе принимали участие студенты разных факультетов, учащиеся НПО и СПО. Студенты историко-политологического и философско-социологического факультетов выступали в роли модераторов. Констатировалось своеобразное состояние: студенты политологи воспитаны в демократической моноидеологии, а учащиеся НПО и СПО не знакомы со многими демократическими нормами. В дискуссии познавалась истина.

Обучающиеся и преподаватели активно используют ресурсы Краевой библиотеки имени М. Горького. При библиотеке создан центр правовой информации, при посещении которого обучающиеся получают информационное обслуживание, для них созданы оптимальные условия для полного удовлетворения информационно-правовых запросов с использованием готовых технологий справочных информационных систем, организована методическая помощь преподавателям, есть возможность пройти обучение навыкам работы со справочно-правовыми системами. Библиотека предлагает расширенный спектр электронных ресурсов: НТЦ «Система», СПС «Гарант», «Консультант Плюс». В фондах имеются и интерактивные мультимедийные курсы для дистанционного образования по правовой тематике. Библиотекой организованы передвижные выставки: «Библиотека и гражданское общество», «В суд без адвоката». Информационно-правовые услуги пользуются большой популярностью у обучающихся и преподавателей.

Социально-культурная среда создана через участие учащихся в специализированных сменах, организуемых ФДЦ «Смена» г-к. Анапа Краснодарский край. Программа «Я - гражданин России» имела целью создание такой социально-культурной и образовательной среды, которая по своему содержанию, технологиям, ресурсному обеспечению позволила выполнить следующие задачи: развитие знаний о духовно-нравственных ценностях, отечественных традициях, гражданских правах и обязанностях, доверия к обществу, государству, бизнесу; развитие консолидации молодежи, ее толерантности и противостояния экстремизму в современной ситуации; развитие понимания основ обеспечения своего социального благополучия; наработка практики поведения в правовом поле, самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция в общении и деятельности. Участникам смены передавались ценности: национально-государственного служения, здорового образа жизнедеятельности, правовой культуры общения и взаимодействия.

Просветительская деятельность выстраивалась по направлениям: гражданин и патриот (правовые и духовно-нравственные основы), историко-культурное наследие России, атрибуты, символика государства, правовая, социальная, личностная и семейная культура.

Возможности общественных ресурсов обеспечивают эффективные условия для реализации целей и задач правового просвещения, способствуют реализации новых форм и методов правового просвещения, увеличивают возможности образовательного учреждения, реализуют государственную политику по расширению образовательного пространства и привлечение в образовательный процесс государственные, социальные институты общества.

Рецензенты:

Долинина И.Г., д.п.н., профессор кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь.

Лебедева И. П., д.п.н., профессор кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Шакирова Е.А. ОБЩЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ – ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11750 (дата обращения: 18.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252