Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСОВ ПО ВЫБОРУ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Романов В.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
В статье на основе анализа научной и психолого-педагогической литературы показано, что к числу наиболее важных проблем профессионального педагогического образования и научного обеспечения процесса подготовки будущих учителей относится проблема формирования профессиональной готовности выпускников вузов и установок на творческую педагогическую деятельность. С учетом этого рассмотрены теоретические и методические подходы к созданию и использованию учебно-методических комплексов курсов по выбору, исходя из дидактических функций, присущих данному творческому процессу. Доказывается, что каждый курс по выбору, рассматривающий в той или иной степени действия учителя в экстремальных ситуациях, обладает присущими ему дидактическими возможностями в обеспечении сознательной деятельности студентов – будущих учителей в процессе обучения в вузе, например, при выборе модели профилактики или тактики оказания экстренной помощи детям, попавшим в начальной школе в сложную жизненную ситуацию.
формирование профессиональной готовности выпускников.
учебно-методический комплекс
теоретические и методические подходы
курсы по выбору
творческий процесс
оказание экстренной помощи детям
обучение в вузе
1. Антюхин Э.Г. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни / Э. Антюхин, 2007. - № 5. - С. 34-37.
2. Данченко С.П. Практикум в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности" как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям:дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2004. - 17 с.
3. Пазухина С.В., Романов В.А. и др. Подготовка будущих учителей начальных классов к оказанию помощи детям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации: монография / под общ. ред. канд. психол. н. С. В. Пазухиной. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. - 252 с.
4. Репин Ю.В. Гуманистическая концепция курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Екатеринбург, 2002. - 145 с.
5. Романов В.А. Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов: дидактический аспект: монография. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. - 188 с.
6. Романов В.А., Харькова А.А. Основные направления профессиональной подготовки учителя начальных классов к действиям в экстремальных ситуациях // Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Вып. 7 / под ред. П.И. Образцова. - Орёл: Изд-во ОГУ, ООО "Горизонт", 2013. - С. 11-15.
7. Романов В.А., Харькова А.А. Формирование у младших школьников правил поведения в экстремальных ситуациях // Инновационные процессы в современной школе: методология, теория, практика: Сборник статей Международной заочной науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.В. Митрохиной. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. - С. 108-112.
8. Фоменко Г.Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - Ставрополь, 2006. - 448 с.
9. Кrol V.M., Trifonov N.I., Mordvinov V.A. Problems and cognitive aspects of individual-based education / European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 1. № 3. P. 30-38.

В современных условиях, когда идёт реформирования высшей профессиональной школы, а общество активно говорит о наличии рыночных отношений перед системой образования, возникает проблема подготовки всесторонне развитой, творческой личности, способной грамотно оценивать ситуацию, принимать самостоятельные решения, находить новые, нестандартные способы преодоления встающих перед ней проблем. В связи с чем возрастает значимость определения долговременной стратегии высшего профессионального педагогического образования и научного обеспечения процесса подготовки будущих работников образовательной сферы [5].

Изменения экономической структуры нашего общества, социальных отношений, процесс технологизации различных видов деятельности предъявляют новые более серьезные требования к деятельности педагога в современной системе образования и к профессиональной подготовке учителя.

Сегодня смело можно говорить, что к числу наиболее важных вопросов, волнующих высшую школу, относятся вопросы формирования профессиональной готовности выпускников и установок на творческую педагогическую деятельность. Указанные вопросы, по нашему мнению, достаточно серьезны, решение их имеет большую практическую значимость и в полной мере затрагивает сферу подготовки будущего учителя как работника образовательной сферы [3].

По мнению некоторых педагогов-исследователей, современная школа превратилась в многопрофильное учебное заведение с вариативным содержанием образования. В связи с этим изменились и требования к молодому педагогу, общество и школа ждут от него новых идей, новых знаний, неординарных умений и практических предложений. Чтобы соответствовать потребностям школы и удовлетворять их, высшие профессиональные учебные заведения перешли на многопрофильную подготовку специалистов. Однако изменения в подготовке будущих педагогов некоторые руководители ограничивают возрастанием доли теоретических знаний при существенном сокращении времени на формирование практических умений. Это в свою очередь приводит к снижению качества обучения в школе [3; 5].

Практика работы автора в высшей школе показывает, что сегодня особенно актуально стоит вопрос о заложении в систему подготовки учителя тех компонентов, которые способствуют активизации процессов осознания студентами будущей собственной педагогической деятельности, самоопределения, самоформирования и саморазвития необходимых профессиональных качеств, которые в свою очередь обеспечивали бы успех совместной деятельности учителя и ученика [1; 3; 5].

Такая «сложная» система предполагает наличие профессионально-педагогических знаний, необходимого опыта сознательного и творческого выбора оптимальных способов преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов, с учетом ее последствий для общества, самого человека и природы. Эта система по-новому заставляет смотреть на умение мыслить системно, комплексно, выявлять потребности в информационном обеспечении будущей педагогической деятельности, стремление к непрерывному усовершенствованию методических способов и приемов передачи знаний и применении их в качестве средств технологического преобразования действительности.

Говоря о требуемой готовности учителей к достижению необходимых результатов в их педагогической деятельности, необходимо отметить и тот установленный наукой факт, что она обусловлена закономерностями их профессиональной принадлежности. Поэтому как сущность, так и содержание требуемой готовности учителей должны определяться целями и характером их профессионального труда [6]. Необходимое для повышения эффективности подготовки учителя в вузах понятие «готовности выпускников к дальнейшей профессиональной деятельности» обуславливает глубокий анализ сущности и особенностей труда педагогов. При этом если предположить, что формирование профессиональной готовности будущих учителей к педагогической деятельности будет осуществляться успешно, то, исключив функциональную сущность содержательных компонентов структуры профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности как условие, на ведущую позицию выходит решение проблемы создания и использования учебно-методических комплексов дисциплин [7; 9].

Рассматриваемые нами подходы к обоснованию теории и выбору методики создания и использования учебно-методических комплексов дисциплин исходит из целого ряда дидактических функций, присущих данному творческому процессу. Каждая учебная дисциплина, а мы хотим остановиться на курсах по выбору, рассматривающих вопросы оказания помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации, обладает своими дидактическими возможностями в обеспечении сознательной деятельности студентов в процессе обучения, развитии их креативных способностей, формирования интереса к будущей профессиональной деятельности.

Работа по созданию учебно-методических комплексов курсов по выбору, рассматривающих вопросы оказания помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации, не поточный процесс. Она предполагает творческий характер приложения сил, требующая от преподавателей знания ведущих законов и закономерностей педагогического труда, тем более что преподаватели в современных условиях имеют право в большей степени самостоятельно выстраивать учебные дисциплины, и, следовательно, несут ответственность за их качество.

Одним из результатов творческого педагогического труда является созданный учебно-методический комплекс курсов по выбору. Чтобы создать качественный «проект» данного учебно-методического комплекса преподавателю, по нашему мнению, необходимо следующее [5]:

  • знать научную область, отрасль и свой предмет;
  • уметь применять на практике методологические, психолого-педагогические основы, закономерности построения учебной деятельности, ее проектирования;
  • понимать перспективы развития образования в стране и мире;
  • владеть современными информационными технологиями и др.

Практический опыт работы в вузе и анализ существующих учебно-методических комплексов дисциплин показал, что преподаватели из перечисленных выше условий в достаточной степени владеют только знанием своего предмета. В роли пользователя могут включать в занятия элементы информационных технологий по курсу. Что касается понимания перспектив и знания закономерностей педагогического проектирования, то приходится констатировать, что в этих областях знания некоторым преподавателям вузов необходима теоретико-методологическая, психологическая, методическая поддержка и помощь. Пока процесс педагогического проектирования учебно-методических комплексов дисциплин (курсов по выбору) является формальным. Например, некоторые преподаватели рассматривают вопросы, касающиеся выбора моделей профилактики, условий и технологий подготовки будущих учителей начальных классов к профилактике, безопасному поведению и преодолению экстремальных ситуаций, а также к оказанию экстренной помощи детям очень поверхностно [3; 6; 7 и др.]. И в этом нет их вины, их просто этому не учили. Что делать? Как выходить из этого положения?

Посмотрим на существующие учебно-методические комплексы дисциплин. Трудно не заметить, что они характеризуются некоторыми отрицательными чертами:

  • описание курсов имеет формальный характер или отсутствует вообще (сразу следует содержание), отсутствует определение принципиальных, методологических оснований для постановки дисциплины;
  • в подавляющем большинстве учебно-методических комплексов дисциплин цели не сформулированы или сформулированы не корректно, а если они все-таки есть, то они очень общие или «расплывчатые»;
  • не выделяется главное и не определяется структура дисциплины, что затрудняет возможность формирования целостного представления обо всей дисциплине, т.к. все считается одинаково важным;
  • учебно-методические комплексы дисциплин часто не содержат образцы или варианты контролирующих заданий, которые используются для определения итоговой оценки по дисциплине и др.

На основе вышесказанного, можно резюмировать, что работа по созданию и последующему использованию учебно-методических комплексов курсов по выбору должна рассматриваться и определяться как целостный процесс порождения «сжатого», концентрированного образа учебной дисциплины. Такая работа педагога, конечно же, окажет существенное влияние на качество педагогической деятельности преподавателя в целом, направляя и организуя эту деятельность [3; 5 и др.].

Следуя логике изложения материала, необходимо отметить, что основой создания и использования учебно-методических комплексов курсов по выбору, организации и управления процессом обучения в вузе будет системно-структурный подход. Этот подход позволяет увязать все компоненты процесса обучения в соответствии с поставленными целями, т.е. определить качество и объем знаний, обеспечить преемственность дисциплин и взаимосвязи между ними и смежными предметами, определить эффективные формы, методы и средства обучения, применить соответствующие целям обучения методы контроля и анализа его результатов с обязательными коррективами на основе обратной связи.

Все это лишний раз убеждает нас в том, что создание и последующее использование учебно-методических комплексов курсов по выбору, рассматривающих вопросы оказания помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации, представляет собой сложный процесс, так как все его компоненты взаимодействуют в разнообразных взаимосвязях.

Анализируя сказанное, можно констатировать, что, работая над созданием учебно-методических комплексов курсов, рассматривающих вопросы оказания помощи детям в экстремальных ситуациях, устанавливая объем учебного материала, определяющего содержание подготовки учителя, целесообразно выделить четыре основные [5] (это подтверждается опытом работы ППС вузов), четко обозначившиеся направления:

  • первое - анализ состояния профессионально-педагогической подготовки студентов;
  • второе - научное переосмысление содержания профессионально-педагогической подготовки в вузах;
  • третье - специализация курсов дисциплин применительно к профилю подготовки специалиста в педагогическом вузе;
  • четвертое - разработка рекомендаций по применению методов обучения, активизирующих познавательную деятельность студентов педагогических вузов в процессе обучения на выпускающих кафедрах.

С целью создания необходимых условий для подготовки учителей следует совершенствовать логическую структуру того или иного изучаемого курса. Считаем целесообразным начинать планирование работы над созданием учебно-методического комплекса курса по выбору, рассматривающего вопросы оказания помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации, с четкого осознания и применения системно-структурного подхода, с составления структурно-логической схемы, которая должна включать перечень разделов данного курса и обоснование их связей с темами предшествующих, параллельных и последующих курсов.

Интерес в этом вопросе при разработке структурно-логической схемы, по нашему мнению, могут представлять следующие рекомендации [2; 3; 5], применительно к условиям конкретного вуза:

  • анализ учебных планов и программ подготовки учителя с целью определения логических и информационных связей планируемой дисциплины с другими дисциплинами;
  • пересмотр содержания каждой дисциплины в соответствии с достижениями фундаментальной и психолого-педагогической науки и исходя из проведенного анализа логических связей;
  • распределение учебного материала разрабатываемого курса по отдельным разделам, темам и занятиям, установление рациональной, логической последовательности их изучения;
  • оформление структурно-логической схемы.

В практике планирования процесса обучения в вузе определенный интерес может представлять следующий алгоритм составления учебно-методических комплексов курсов по выбору, рассматривающих вопросы оказания помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации:

  • определение затрат времени, необходимого для овладения основными элементами подготовки в этом направлении;
  • определение элементов, относящихся к общенаучной и профессионально-педагогической подготовке;
  • установление оптимальной и приемлемой в учебном процессе последовательности изложения основных элементов подготовки учителя тактике экстренной помощи детям;
  • установление и определение очередности включения отдельных разделов и тем в план-график подготовки;
  • составление тематических планов с учетом имеющегося фонда времени и др.

Анализируя и обобщая представленный в статье материал, считаем целесообразным рассматривать весь процесс разработки содержания учебно-методических комплексов курсов по выбору, рассматривающих вопросы оказания помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации в последовательности, предложенной нами. При этом необходимо помнить, что незнание способов поведения в экстремальных ситуациях, неготовность к их самостоятельному разрешению не позволяют младшим школьникам находить эффективные выходы из них, а психические реакции детей на экстремальные условия могут надолго лишить ребенка способности к рациональным поступкам и действиям, вызвать дезорганизацию психической деятельности, способствовать возникновению неврозов, различного рода заболеваний [1; 8; 9].

Подводя итог изложенному выше, считаем необходимым отметить, что в процессе разработки учебно-методических комплексов курсов по выбору, рассматривающих вопросы оказания помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации необходимо учитывать:

  • уровень предшествующей подготовки;
  • установленный объем учебного материала, основывающийся на научно обоснованных нормативах затрат времени на выполнение заданий и упражнений;
  • возможность планирования тем и разделов изучаемого курса с опорой на структурно-логические схемы и детального планирования как необходимого условия внутридисциплинарных и межпредметных связей;
  • содержание учебного материала курса, которое, в свою очередь, должно в наибольшей степени соответствовать профилю подготавливаемого учителя и решаемых им специфических задач.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что при соблюдении этих рекомендаций учебно-методический комплекс курсов по выбору, рассматривающий вопросы оказания помощи детям, попавшим в экстремальные ситуации, будет представлять собой эффективное средство подготовки будущего учителя к действиям в экстремальных ситуациях в начальной школе.

Работа выполнена и издана в рамках Регионального конкурса "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее" 2013 - Тульская область: "Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям". Номер проекта: 13-16-71006 в РГНФ.

Рецензенты:

Ромашина Е.Ю., д.п.н., профессор, декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.

Привалов А.Н., д.т.н., профессор, помощник ректора по информатизации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.


Библиографическая ссылка

Романов В.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСОВ ПО ВЫБОРУ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11745 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674