Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В РЕГИОНЕ

Бружукова О.В. 1
1 Ростовский государственный строительный университет
Рассмотрены основные направления совершенствования государственного регулирования социально- эколого-экономических региональных систем, обозначенных в рамках организационного механизма, включающего экономическую и экологическую сферы, а также социальную политику территорий. Для эффективного управления эффективность организационного социо-эколого-экономического механизма должна быть определена взаимодействием множества элементов, среди которых: международные стандарты по реализации национальных приоритетов и текущих проектов в области социальных, экологических и экономических трансформаций; мероприятий по разработке и практической реализации международных программ социально-эколого-экономической системы, внедрение научно и методически обоснованных эффективных методик, подходов, критериев и инструментов для социо-эколого-экономической оценки; оптимизация управления уровня антропогенного воздействия на развитие территорий; создание и развитие международных социо-эколого-экономических систем; разработка и внедрение тотальных мер по стимулированию развития рационального природопользования и экономической эффективности отдельных территорий. Управление социо-эколого-экономическими системами должно быть основано на практическом использовании результатов имитационного моделирования и прогнозных сценариев для различных уровней систем.
совершенствование
управление
системы
регион
критерии
развитие
1. Бружукова, О.В. Специфика факторов экономического роста и структуры социо-эколого- экономической системы в Ставропольском крае / О.В. Бружукова // Вестник университета (ГГУ). - 2009. - № 26. - 0,5 п.л..
2. Бружукова, О.В. Специфика факторов экономического роста и структуры социо-эколого- экономической системы в Ставропольском крае / О.В. Бружукова // Вестник университета (ГГУ). - 2009. - № 30. - 0,5 п.л.
3. Бружукова О.В. Комплексная социо-эколого-экономическая оценка формирования и прогнозирование развития территориальных систем (на материалах Ставропольского края): Монография / О.В. Бружукова. - Невинномысск: НГГТИ, 2011. - 180 с.
4. Герасимов А.Н. Эконометрический подход к исследованию результатов функционирования региональных социально-экономических систем / А.Н. Герасимов, С.А. Левченко // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 4. - С. 183-188.
5. Пшеничный П.П. Совершенствование системы управления экономикой макрорегиона: Монография / П.П. Пшеничный, А.Н. Герасимов, Е.И. Громов, О.И. Шаталова - М.: Колос, 2012. - 156 с.

Введение

Современная экономика России характеризуется большой долей ресурсоемких отраслей, развитие которых, с одной стороны, необходимо и обусловлено задачами экономического роста, однако, с другой стороны, их всевозрастающая доля влечет за собой серьезные последствия, и в первую очередь в области экологии и социальной сферы, то выражается в виде нерационального использования природных ресурсов, нарушении экологических систем и ростом антропогенного воздействия на окружающую среду. Рост экологических проблем, наряду с негативными тенденциями экономического развития регионов РФ, привел к обострению проблем реструктуризации социально-эколого-экономического развития регионов и требует детального анализа экономической системы с позиции устойчивости в среднесрочной перспективе.

Методы исследования

Развитие социально-экономических системных образований невозможно без эффективного внешнего регулирования и управления, в том числе государственное вмешательство или вмешательство частных, других управляющих структур. Первоочередная приоритетность отдается регулированию именно государственным ведомствам, так как малый бизнес проблемы социального и экологического характера практически вовсе не интересуют ввиду отсутствия в них фактора прибыльности. В целях обеспечения эффективности государственного управления в социо-эколого-экономических региональных образованиях необходимо использование комплексного системного подхода, включающего разработку стратегии и тактических мероприятий по государственному воздействию в данной области. Основополагающим базисом государственного регулирования должен стать синтез интересов всех заинтересованных сфер территорий, куда должны быть включены и организационно-хозяйственный механизм, и экологическая составляющая, и социальная результативность проводимых реформ. Главенствующую роль какого-либо из выделенных аспектов при этом определить невозможно, так как системный подход характеризуется комплексностью и взаимоувязкой всех составляющих элементов. К примеру, помимо классификации государственного регулирования по отраслевой принадлежности, оно должно быть дифференцировано также по вертикальным элементам и быть практически реализовано на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, учитывая при этом вариативности рыночных механизмов.

Государственная политика социо-эколого-экономического развития территорий должна быть, прежде всего, сконцентрирована на развитии и рациональном использовании природных запасов региона, повышении энергоресурсосбережения в развитие экономики, повышение результативности и конкурентоспособности производимой продукции предприятий реального сектора, стабилизации и улучшении состояния экологической среды региона, обеспечении экологической безопасности населения, развитии социальных региональных проектов. При этом указанные направления должны выступать индикаторами для координации работы федеральных органов управления, а региональная политика должна носить более конкретный и адресный характер и соблюдать следующие условия:

  • сбалансирование приоритетности отраслей народного хозяйства по социальному, экологическому и экономическому аспекту, несмотря на их определяющую направленность и ориентированность на повышение результативности функционирования производительных сил региона;
  • федеральные и региональные программы социально-экологической направленности должны реализовываться на основании справедливых публичных тендеров;
  • формирование государственного регулирования должно реализовываться в тесном взаимодействии с условиями и факторами развития малого и среднего бизнеса, как наиболее перспективного и инновационного производственного кластера;
  • экологическая безопасность региона и его населения должна характеризоваться главенствующими приоритетными позициями по сравнению с экономическими факторами проектов;
  • повышение экологичности производства и отраслей регионального хозяйства должно реализовываться путем поощрения рационального развития социо-эколого-экономических систем и введением системы дотирования и льготного субсидирования;
  • системность государственного регулирования должна включать природно-ресурсную, природопользовательскую, научную и образовательную деятельность посредством формирования кластерных учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений профессионального высшего образования, научных организаций, имеющих государственный и общественный статус, а также инновационных центров, технопарков, технополисов и т.д. [3].

В современных условиях исследование и управление социо-эколого-экономической деятельности региональных систем реализовывают только государственные органы власти, посредством предоставления квот на добычу и разработку, выдачи лицензий, сертификатов и т.д. В условиях развития рыночных отношений является довольно целесообразным, по нашему мнению, формирование альтернативных коммерческих структур, обладающих всеми полномочиями осуществления экологической сертификации, заключению сделок по купле-продаже прав на допустимое загрязнение, проведению эколого-экономического аудита, консалтинга. Мировой опыт наглядно демонстрирует эффективность деятельности подобных организаций, и в этом случае большая часть налогового бремени по обслуживанию данных структур полностью переходит на самоокупаемость. Во избежание лоббирования собственных интересов со стороны данных структур, а также в целях недопущения монополизации рынка экологических услуг этими структурами или превышения ими своих полномочий, деятельность таких учреждений сертифицируется в обязательном установленном порядке

Совокупность действенных и взаимообусловленных экономических мер, направленных на получение конкретного результата, составляет организационно-экономический механизм управления социо-эколого-экономическими системами, обеспечивающий оптимизацию ресурсосберегающего природопользования, базирующегося на принципах устойчивости экономического развития.

Такой механизм должен являться частью общей системы управления развития территориями, в то же время для различных уровней он будет характеризоваться своими специфическими особенностями. Применительно к макроуровню данная специфика будет проявляться в реализации его общих методов управления экономикой в целом; на мезоуровне - будет проявляться в спецификации отдельных отраслей или комплексов; на микроуровне - проявление характеризуется уровнем приспособленности к определенным хозяйствующим условиям. Базовой концепцией организационно-экономического механизма и выбор конкретных превентивных мер будут зависеть от решения вопроса о стратегических целях развития экономики конкретного региона. Целью механизма управления социо-эколого-экономических систем является сбалансированное сочетание социальных, экономических и экологических интересов народного хозяйства на всех уровнях.

Функционирование социо-эколого-экономических систем основано на использовании принципов управления и построения организационного - экономического механизма, которые выступают исходным базисом, определяющим все их развитие в дальнейшем.

Основными принципами предложенного механизма должны выступать платность, научная обоснованность и экономическая ответственность. Применительно к российским условиям дополнительно должны реализовываться еще два принципа - комплексность и самоокупаемость, так как ограниченность федеральных ресурсов может во многом затормозить процесс нормального функционирования данного механизма [4].

На современном этапе развития механизм управления социо-эколого-экономическими системами применительно к Российской Федерации включает ряд основополагающих элементов, основными из которых являются: платежи за использование природными богатствами; платежи за загрязнение окружающей среды; платежи за размещение вредных отходов; организационно-правовое обеспечение экономического стимулирования и экономической ответственности; система социально-экономических фондов; система страхования.

Создание эффективного организационно-экономического механизма управления социо-эколого-экономических систем должно базироваться на научно-обоснованном методе планирования, которое представляет собой систему комплексных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природных ресурсов, должного уровня социального развития и оптимального распределения природно-материальных ценностей различных территорий. В дополнение к методам планирования активно должны применяться и прогнозные методы.

Последствия мирового финансово-экономического кризиса отражаются и на современной российской экономике, вследствие чего в большей степени приходится говорить именно об устойчивости социо-экономического развития территорий (то есть о стабильности состояния), нежели об экономическом росте региональной экономики.

Под устойчивым развитием понимается некая модель антропологического бытия, существование которой не наносит никакого вреда существованию будущих поколений. Для формирования такой модели необходимо внедрение инноваций, инвестиций в социальную и экологическую сферу, но прежде всего необходим переход от материализма к осознанию истинных, вечных ценностей. Несмотря на многочисленные работы ученых в этой области, до сих пор четко не обозначена никакая концепция устойчивого социо-эколого-экономического развития, на сегодняшний момент поставлены только основополагающие задачи. Средства достижения поставленных задач будут адаптированы к конкретным условиям определенной страны [1].

Принцип сбалансированности всех основополагающих элементов системных образований обеспечивает достижение устойчивости развития системы в целом, однако его реальная практическая реализация возможна только на основании детального мониторинга особенностей развития каждой территории, ее традиционных и этнических ценностей, приоритетов и т.д.

Действие основополагающих принципов развития социо-экономических систем проявляется в характеристике основных трансформаций, происходящих в организационном механизме природопользования, а именно:

  • детальная кластеризация источников финансирования природоохранных мероприятий, воспроизводственных и мероприятий по возобновлению природных ресурсов между хозяйствующими субъектами и государственными источниками;
  • необходимость создания и действенности нормативно-правовой регламентации рынка экологических услуг;
  • формирование адекватной системы платежей за природные ресурсы и экологических налогов, стимулирующих социально справедливое и экономически эффективное распределение рентных доходов от этих ресурсов [5].

Учитывая нынешнюю ситуацию, необходимо разработать механизм выхода из кризисной ситуации, актуализированный по двум основным направлениям:

  • формирование нового кластера производительных сил ввиду внедрений новых технологий, способствующих сокращению потребления используемых ресурсов. Данное направление носит в большей степени стратегический характер, так как оно предусматривает не только развитие научно-технического прогресса, но и повышение уровня жизни населения, повышение качества образования;
  • сбалансированное и рациональное использованием ресурсов производства, то есть интенсивный путь развития, который характеризуется как тактический. В данном направлении речь, прежде всего, идет об оптимизации рабочей силы, применяемой при потреблении природных ресурсов, производственной инфраструктуры - все это будет оказывать положительное влияние как на общее развитие региона, так и на экономику в частности, и будет стимулировать ресурсосбережение.

В период формирования российской экономики к инновационным инструментам управления социально-эколого-экономического развития относились платежи за пользование природными ресурсами и выбросы загрязняющих веществ. Существенным недостатком данного инструмента является то, что в различных регионах коэффициент за использования ресурсов различный, а суммы платежей остаются на одном уровне. По нашему мнению, в целях повышения экономической эффективности природоохранной политики в регионах требуется модификация механизма использования природных ресурсов, который должен учитывать две основные парадигмы:

  • адекватное соответствие используемых ресурсов и платежей за их использование;
  • ограничение на промышленное освоение природных ресурсов.

Реорганизация должна затронуть и систему платежей за выбросы в окружающую среду. В современных условиях платежи за загрязнение включают две компоненты: сумму платы за выбросы в пределах нормы и сумму за превышение нормативных загрязнений. Однако данная система показала свою несостоятельность, так как существует глубокая дифференциация по объемам превышения выбросов в различных компаниях (от одного процента, до нескольких тысяч раз). В такой ситуации представляется действенным инструментом введение шкалирования платы по нормам превышения выбросов.

Региональные квоты должны быть основаны на оценке экологического и экономического потенциала территории, а в качестве основного критерия эколого- ориентированного производства должна выступать их экономическая техноемкость территорий. В таком случае главным вопросом должно стать определение потенциального уровня полезности территорий, который должен учитывать соблюдение всех экологических и технологических стандартов, принимая во внимание способность ресурсозамещения регионального производственного потенциала.

Изменить сложившуюся ситуацию можно путем модифицирования и реструктуризации региональной политики, а также путем трансформации экономики на экологические стандарты производственных систем, однако это требует значительных инвестиций и длительного периода времени [2].

Другим инновационным инструментом для управления социально-эколого- экономического развития территорий является введение интегрального показателя оценки природных ресурсов, расчет которого проводился бы на различных уровнях и в различных ведомствах. По своей функциональной принадлежности данные структуры во многом схожи с финансовой системы, то есть предполагают наличие контролирующих функций (в частности, экологический аудит, экологическая сертификация), регулирующей (перераспределение ресурсов) и фискальной (сбор платежей) и т.д.

Формирование социально-эколого-экономического моделирования базируется на построении прогнозных сценариев развития системных образований на различных уровнях. Проведение имитационного моделирования показало, что основной воздействующий характер на социо-эколого-экономические системы оказывает антропогенное влияние, что предполагает необходимость выработки эффективной системы мер по устранению или снижению уровня данного воздействия.

В последние несколько десятилетий роль имитационного моделирования адаптивного прогнозирования все больше возрастает, так как именно эти инструменты являются наиболее действенными и эффективными при разработке региональной политики.

Как правило, экономические, социальные и экологические прогнозы на макро-, микро- и мезоуровне отличаются целеполаганием. Так, на макроуровне формирование социально-эколого-экономических прогнозов заключается в разработке поливариантных сценариев развития национальной экономики в масштабах страны, в том числе производства основных видов стратегических товаров, развитие международного экологического сотрудничества и политики, улучшение качества жизни населения в низкоразвитых странах и т.д.

На мезоуровне или на уровне отдельного региона разработка прогнозов и имитационных моделей состоит из трех основных блоков факторных индикаторов: социальные, экологические и экономические, и основная цель моделирования - определение негативного или стимулирующего воздействии каждого фактора в отдельности. На микроуровне или на уровне отдельного предприятия - моделирование заключается в уровне потребления тех или иных ресурсов и оценка эффективности их использования.

Вывод

Таким образом, можно констатировать, что и в области эколого-экономического моделирования на локальном, региональном и глобальном уровнях ощутим вклад отечественных ученых, причем предложенные концептуальные модели обязательно должны быть адаптированы к региональным особенностям территорий, определяющим ее место в национальном процессе устойчивого развития.

Рецензенты:

Герасимов А.Н., д.э.н., доцент, доцент кафедры статистики и эконометрики ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.

Ткаченко В.Н., д.э.н., профессор, декан экономического факультета НОУ ВПО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Бружукова О.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11727 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674