Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Алексеев В.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
В статье раскрываются возможности сетевого взаимодействия образовательных субъектов как нового подхода к решению актуальной проблемы образования России - формирования гражданской компетентности обучающихся. Рассматриваются подходы в понимании термина «сетевое взаимодействие» в педагогической науке. Определяются основные его характеристики, выделяются функции. Интегративные тенденции в педагогике позволили выделиться модели сетевого взаимодействия как новой педагогической технологии, позволяющей формировать социальные компетентности обучающихся. В статье отмечается, что совместная деятельность образовательных и социальных учреждений может быть направлена не только на повышение качества образовательной деятельности, но и на формирование гражданской компетентности. На практике это подтверждается деятельностью ассоциации учителей «Содружество» - образовательной сети, которая использует преимущества своей организационной модели с целью формирования гражданской компетентности обучающихся. Автор приходит к выводу, что сетевое взаимодействие как новый институт гражданского образования, служит становлению цивилизованной правовой культуры и моделирует отношения, которые эффективно влияют на формирование гражданской компетентности.
формирование гражданской компетентности обучающихся.
компетентность
сетевое взаимодействие
1. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку – М.: Эврика, 2006
2. Алексеев В.Н., Долинина И.Г. Формирование гражданской компетенции Пермь, 2013. – С. 122.
3. Алексеев В.Н., Долинина И.Г. Формирование гражданской компетенции в условиях Ассоциации «Содружество» / В.Н. Алексеев, И. Г. Долинина // Высш. образование сегодня. – 2013. - № 2. – С. 34 -37.
4. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.03 Москва, 2005. – 405 с. РГБ ОД, 71:05-13/288.
5. Немова Н.В. Как создать среду, побуждающую к успеху? // Директор школы. – 2002. - №7. – С. 43–50.
6. Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение. Часть 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - № 4. – 2004. – С. 39-55.
7. Пинчук Н.В., Якушкина М.С. Моделирование социокультурных сетей в процессе формирования образовательного пространства // Человек и образование. - № 4 (29). – 2011
8. Посохина Е.В. Педагогические условия формирования у школьников теоретического отношения к окружающей действительности: Дисс. кан. пед. наук: 13.00.01. – Белгород, 2000. – 279 с.
9. Реморенко И.М. Разное управление для разного образования. – СПб.; М.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – 367 с.
10. Тюленева О.Н. Интегративная модель образования для сельской малокомплектной школы: на примере дисциплин естественнонаучного цикла: Дисс.канд. пед. наук : 13.00.01. – Воронеж, 2006. – 197 c.: 61 06-13/2689.
11. Шепило А.Г. Интегративная модель сетевого взаимодействия учреждений городской образовательной системы по реализации технологического профиля обучения старшеклассников: Дисс. кан. пед. наук: 13.00.01. – Великий Новгород, 2008. – 196 с.
12. Audigier F. Teaching about society, passing on values. Council of Europe Publishing. – 1996. – Р. 34.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки граждан России к политическому участию, что является объективной потребностью обновляемого общества, вставшего на путь восхождения РФ в систему мировой культуры. В педагогике России на сегодняшний день недостаточно разработаны теоретические основы формирования гражданской компетентности обучающихся, практика не привлекает к этой задаче общественные структуры, тогда как способствовать этой цели может сетевое взаимодействие субъектов образовательной деятельности [2].

Цель исследования - раскрыть возможности сетевого взаимодействия для формирования гражданской компетентности обучающихся. Исследование основывается на теоретических положениях современных ученых, изучающих сетевое взаимодействие в педагогической науке, а также на практическом опыте автора как руководителя ассоциации учителей «Содружество», использующей в своей деятельности сетевое взаимодействие.

В основе сетевого взаимодействия в образовании лежит базовое понятие интеграции. В современном мире интегративные процессы во всех сферах общественной жизни набирают силу и становятся закономерностью. Нарастание тенденции к интеграции обуславливает необходимость коренных изменений в сознании людей, в характере их деятельности, а также в подготовке будущих специалистов.

Интеграция как полноправное научное понятие появляется в педагогике в первой половине 80-х гг. на фоне бурно развивающихся взаимопроникающих процессов в экономической, информационной, культурной и других сферах жизни. К этому времени оно уже достаточно прочно закреплено в философской и научной литературе.

Анализируя научно-педагогическую литературу и современные диссертационные исследования, можно сказать, что интеграция становится одной из важных проблем в педагогической теории и практике. Весомый вклад в разработку теории интеграции образования внесли исследования: А.П. Беляева, Л.Б. Баряева, С.Н. Бабина, Л.Ф. Иванова, С.И. Корнеев, В.Н. Максимова, Ю.С. Тюнников, О.Н. Тюленева, Н.К. Чапаев, В.Т. Фоменко и других.

Интеграция, по мнению многих ученых, является одним из перспективных направлений реализации личностно-ориентированного образования, что также дает нам понять, что формирование индивидуальных характеристик ученика, его коммуникативных, интеллектуальных, а также гражданских компетенций требует условий взаимодействия с окружающей средой.

В основе интегративной модели Л.Б. Баряевой находится инвариантный компонент, который включает в себя синтез разных видов деятельности. Такая модель, считает она, позволяет проявлять максимум возможную самостоятельность, реализовывать позицию субъекта в процессе деятельности [4]. Интегративная модель образования способна обеспечить условия такого образования, которые позволяют стимулировать мотивацию обучения и рост качества (О.Н. Тюленева) [10].

Интеграция - многостороннее объединение и взаимодействие деятельности образовательных учреждений и иных организаций, занимающихся образовательными инициативами, путем слияния необходимых ресурсов и разработки совместных планов, программ и курсов, совершающее единый учебный процесс, который рассматривается как система, состоящая из частей, функционирующих во взаимосвязи друг с другом, методически грамотно организованная. Результатом интегративного процесса является создание самых благоприятных и необходимых условий для формирования компетентностей учащихся (Шепило А.Г.) [11].

В условиях недостатка ресурсов в системе образования в решении вопросов развития, воспитания, социализации личности с конца 90-х годов особенно ощущается ценность ресурса сотрудничества как индивидуальных, так и коллективных субъектов образования и иных учреждений социальной сферы. Отражением поиска таких новых форм взаимодействия, по мнению специалистов, стало сетевое взаимодействие. Сегодня этому вопросу посвящены труды таких современных ученых, как А.И. Адамский, А.А. Пинский, А.Г. Каспржак, К.С. Пигров, И.М. Реморенко, М.Ю. Кожаринов, Н.И. Бугаев, В.Ф. Лопуга, А.М. Цирульников, Е.В. Посохина, Н.В. Немова.

В педагогике понятие сетевое взаимодействие стало употребляться в 90-х гг. 20 века.

И.М. Реморенко понимает под «сетью» совокупность институций, выполняющих определенную функцию. В таких сетях узлами являются материальные единицы - учреждения [9]. По определению Н.В. Немовой, сеть - это особый тип взаимодействия самых разных образовательных учреждений, основанный на их равном положении относительно друг друга и на многообразии горизонтальных связей. А взаимодействие есть двунаправленный процесс обмена действиями между двумя и более партнерами [5].

А.А. Пинский, А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов считают, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений. Участниками сетевого взаимодействия, по их мнению, могут быть юридические лица: общеобразовательные учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также негосударственные образовательные организации [6].

Сети, которые создают условия для возможного действия, но не обеспечивают взаимный интерес субъектов, не столь интересны и важны. Появляются сети, порождающие новые человеческие отношения, поддерживающие реальные взаимодействия субъектов и педагогических идей. Цель такой сети - выработать новую связь, достичь качественного изменения ее субъектов. Появляются сети как структуры, обеспечивающие эти связи, например, через Интернет, педагогическую печать. Общение по электронной почте, через сайт становится особым видом человеческой коммуникации.

Один из лидеров инновационных процессов в образовании России А.И. Адамский рассматривает сетевое взаимодействие как систему связей, позволяющих разработать, апробировать и предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики. Он говорит об особом характере отношений, связей, взаимодействий образовательных институтов, цель которого - моделирование характера отношений, связей и типов взаимодействий, присущих гражданскому открытому обществу [1].

Основанием для возникновения и становления сетей, как правило, являются культурно-образовательные инициативы. Н.В. Пинчук и М.С. Якушкина рассматривают сеть как сообщество социокультурных институтов не только как организаций, но и как неких способов формирования образовательных культур. Они рассматривают культуру как самодетерминацию личности и, следовательно, «образовательную культуру» определяют как культурную форму, в которой происходит самоопределение личности [7].

Цель создания сетевых организаций - конкурентное сотрудничество, позволяющее, с одной стороны, сохранять стимулы к развитию, с другой стороны, укреплять сотрудничество в тех директориях, где оно приносит взаимную пользу.

А.Г. Шепило представляет две модели сетевой организации [11]. Первый вариант модели связан с объединением нескольких учреждений вокруг наиболее сильного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, исполняющего роль «ресурсного центра». Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных ресурсов. Возможно создание межмуниципальных сетей, интегрирующих локальные сети.

Классифицировать сети через формы сетевого взаимодействия предлагает Е.В. Посохина: а) в осуществлении процесса обучения и воспитания: организация сетевых классов и групп на базе образовательных и других учреждений сети; б) в использовании материально-технических ресурсов: использование помещений, оборудования и т.д. образовательных и других учреждений; в) в использовании кадровых ресурсов: ротация кадров, работа выездных бригад, работа сетевых преподавателей в реальных и виртуальных образовательных сетях; г) в форме виртуальных (компьютерных) и др. видов связей [8].

Основными отличительными характеристиками сетевого взаимодействия являются: независимость членов сети, множественность лидеров, объединяющая цель, добровольность связей, множественность уровней взаимодействия.

Функции сетевого взаимодействия включают аналитическую (участники сети на всех этапах развития системы проводят анализ информации об окружающей среде), организационную (организация деятельности в сети и взаимодействия между ее участниками), информационную (создание и обеспечение информационных потоков внутри сети), контрольно-диагностическую (проведение мониторинга динамики развития), прогностическую (создание стратегии развития).

Сетевое взаимодействие учреждений, имеющих единые цели в образовательном пространстве, основанное на добровольном объединении их ресурсов, является более перспективным направлением в организации сети образовательных учреждений, целью которого является повышение качества образования. Кооперация школ и развитие системы договорных отношений служит и становлению цивилизованной правовой культуры, что особенно важно в период современных преобразований.

За последние десять лет множество индивидуальных образовательных сообществ и объединений складываются в структурированные сети, что способствует развитию инновационных процессов в системе современного образования. В таких сетях успешно раскрываются формы становления и развития педагогического опыта. Инновационные сетевые коллективы могут осуществлять авторские нововведения и выполнять функцию площадки для становления идей других субъектов [3]. Такая функция динамично передается по сети и способствует ее самоорганизации и саморазвитию. Об этом свидетельствует реализация Федерального проекта «Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».

В случае объединения профессиональных образовательных субъектов, эффект коалиционного взаимодействия будет достаточно высоким. Взаимодействие в сети всегда отличается масштабностью. Разделение общей цели на индивидуальные задания является обязательным для участников коалиции. Цель сети - это интегрированный фактор, объединяющий разных участников, территории. В то время как условия формирования системы взаимоотношений между различными субъектами образовательного пространства, сферы деятельности, функции, статусы, идеалы и ценности различны: одни группы субъектов изначально заняты процессом организации передачи знаний, другие - определением содержания и технологии воспитания, третьи - просвещением в области культуры, четвертые - определением стратегии развития образования. Это позволяет создать максимально комфортные условия для объектов сети - обучающихся. Для них моделируются разные условия, в которых учащиеся способны понять и проявить определенные качества, которые впоследствии трансформируются в необходимые социальные компетенции.

Сетевая образовательная организация многомерна. Центральное звено сети - это не определенное учреждение или программа, а оригинальная модель, авторская школа или коллектив, то есть нечто иное, нежели стандартизированная государственная образовательная система. В сетевой организации не существует учреждений в традиционном понимании, главную роль здесь играют сообщества, событийные коллективы, интеллектуальные объединения.

Таким образом, процесс становления сетевых сообществ, происходит естественным, эволюционным и закономерным путем в условиях обычной человеческой деятельности, путем добровольного и открытого взаимодействия и сотрудничества и далее - организации и развития. По сетевым каналам постоянно осуществляется обмен необходимыми ресурсами - информационными, трудовыми, материальными, финансовыми. Каждый элемент сети имеет доступ ко всем объединенным ресурсам, что дает ему возможность эффективно развиваться. Перманентный обмен опытом, а также неизбежно возникающая конкуренция образовательных субъектов способствует как прогрессу каждого элемента, так сети в целом. И что особенно важно - с помощью модели сетевого взаимодействия обучающиеся могут получить более разнообразный спектр возможностей для развития.

Сетевое взаимодействие - институт гражданского образования. Одним из таких институтов, по мнению Ф. Одижье, также является школа, которая как общественный институт и один из агентов социализации молодежи должна реагировать на перемены в обществе и предлагать свое решение проблемы гражданского образования школьников и повышения их социально-адаптивных возможностей. Гражданское образование в школе направлено на создание возможностей для овладения учащимися правил жизни в обществе, этических и моральных норм и стандартов, которые не только формируют представления школьников о человеке и обществе, но и сами строятся на них. В связи с этим сегодня мы видим спрос на гражданское образование и на его новые институты, которые позволят эффективно решать поставленные социумом задачи. Франц Одижье пишет, что «школы ищут принципы и инструменты, которые бы позволили более эффективно решать общественные задачи. Это разнообразие, как в социальном, так и в культурном отношениях, как в проблемах школьников, так и в проблемах преподавания в быстро меняющейся социальной среде, увеличивает насущную необходимость внедрения новых методов и содержания гражданского образования» [12].

В основе гражданского образования лежит система, включающая в себя нравственное, правовое и политическое воспитание. Такое воспитание реализуется в условиях проведения учебных занятий, внеклассной и внеурочной работы и в создании открытого демократического уклада жизни в образовательном учреждении, который развивается на принципах честной конкуренции и сотрудничества. Поэтому в педагогической среде, следуя социальному заказу, возникают организации, основным принципом работы для которых являются интегративные технологии: кооперация и взаимодействие. Такие организации способны дополнять основной курс образования в школах и средних специальных учебных заведениях, выполняя задачи не столько по содержанию образования и учебным нагрузкам, сколько по формированию компетенций учащихся.

Для подтверждения теоретических положений исследования приведем пример деятельности Ассоциации учителей «Содружество», которая была создана в 2007 году. На старте Ассоциация представляла собой культурно-образовательную инициативу с возможностью построения модели сетевого взаимодействия. Ассоциация была организована как общественная организация на профессиональной основе.

Было создано единое информационно-образовательное пространство на территории пяти муниципалитетов юго-восточного региона Пермского края, чтобы осуществлять преемственность в обучении школьников и студентов, вести совместную проектную деятельность, а в целом - улучшить качество обучения иностранным языкам.

С расширением границ деятельности стало понятно, что сетевое взаимодействие позволяет решать гораздо более широкие и важные задачи, чем улучшение качества образования; оно позволяет осуществлять воспитание школьников. Поэтому сегодня, «Содружество» - добровольное объединение субъектов, организующих сетевое взаимодействие образовательной деятельности для сотрудничества и достижения общих целей формирования гражданской компетентности обучающихся.

Таким образом, сетевое взаимодействие как новый институт гражданского образования помогает сформировать необходимые компетентности обучающихся, основополагающей из которых является гражданская компетентность. Без общества, без государства, без социальных отношений человеческая жизнь невозможна. Именно поэтому сегодня, когда мы находимся на пути построения и развития гражданского общества, мы создаем и принимаем новые способы воспитания и образования молодежи. Один из таких - образование в условиях сетевого взаимодействия.

Рецензенты:

Долинина И.Г., д.п.н., профессор кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь.

Лебедева И.П., д.п.н., профессор кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический институт», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Алексеев В.Н. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11703 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674