Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ

Попова Е.А. 1 Белоновская И.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В статье анализируется специфика развития профессиональной компетентности сотрудников право-охранительных органов. Выявлены новые тенденции в юридической педагогике, которые связаны с ре-формированием правоохранительных органов. Представлена тенденция развития партнерского взаимо-действия с населением на основе внедрения СМАРТ – технологий. Анализируются компетенции сотруд-ников полиции среднего начальствующего состава в целях разработки актуальных образовательных программ среднего профессионального образования. Установлено, что основные требования в ФГОС СПО к их компетенциям носят, так называемый «рамочный» характер и определены в ФГОС СПО как результат освоения профессиональных модулей. Рассмотрены виды новых технологий в деятельности полицейских, которые должны быть отражены в их профессиональном образовании. Определены усло-вия обучения в образовательной корпорации регионального характера. Установлены возможность кон-центрации и распределения образовательных ресурсов корпорации для реализации современных техно-логий обучения.
СМАРТ- технологии
образовательная корпорация
сотрудники правоохранительных органов
1. Белоновская, И.Д., Филиппова, Е.О. Моделирование проблемных ситуаций в прогностической подготовке будущего юриста / И.Д. Белоновская, Е.О.Филиппова // Вестник оренбургского государственного университета.- 2011, №11.- С.163- 168.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. - Питер , 2009. - 431с.
3. Волков, В.Н. Юридическая психология. - М.:Юнити - Дана, 2009. - 368 с.
4. Инновационные технологии на службе полиции: [Электронный ресурс]. URL: http://12.mvd.ru/news/item/259180. (Дата обращения: 18.03.2013).
5. Информационно-правовой портал «Гарант». Интернет-интервью с начальником Департамента информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенантом внутренней службы М.Л. Тюркиным [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/action/interview/348616/. (Дата обращения: 17.05.2013).
6. Информационные технологии, связь и защита информации МВД России - 2012. [Электронный ресурс]. URL: mvd.informost.ru ›2012/pdf/part1/0-3.pdf. (Дата обращения: 17.05.2013)
7. Левитан, К.М. Юридическая педагогика: учебник / К.М. Левитан. - М.: Норма, 2008. - 432 с.

Введение

Перспективы демократизации Российского общества связаны с устойчивым развитием государственности и институтов правопорядка. В этой связи развитие компетенций сотрудников полиции составляет актуальную задачу профессиональной педагогики. В данной статье представляется региональный опыт непрерывного профессионального образования работников правоохранительных органов среднего звена с использованием САМРТ - технологий на базе образовательной корпорации.

Цель данного исследования. Проанализировать специфику развития профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов среднего начальствующего состава в условиях непрерывного профессионального образования. К задачам статьи мы относим представление СМАРТ технологий как педагогического средства актуализации и интенсификации развития компетентности в условиях образовательной корпорации.

Актуальность проблемы. Проблематика развития профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов актуальна, в первую очередь, в связи с кардинальными изменениями в их деятельности. 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции», который положил начало широкомасштабному и глубокому реформированию органов внутренних дел. В этой связи современная профессиональная педагогика все более дифференцирована в стратегиях и технологиях подготовки специалистов различных уровней правоохранительной деятельности, что отразили новые тенденции в отечественной юридической педагогике [2,3,7].

Первая актуальная тенденция отражает сущность реформирования правоохранительной деятельности. В настоящее время функции и принципы деятельности сотрудников правоохранительных органов изменились, что связано с введением в действие Федерального закона «О полиции». Полиция становится современной, надежной и отрытой к переменам. В рамках реформы делается акцент на формировании партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. В новом законе присутствует ряд разделов, детально регламентирующих эти отношения. Планируется ориентация на лучшие зарубежные образцы взаимодействия полиции с населением и рекомендации отдела стратегических вопросов полицейской деятельности секретариата ОБСЕ по построению партнерских отношений полиции и общества в государствах-участниках ОБСЕ «Наилучшая практика построения партнерства между полицией и обществом». Таким образом, актуализируется развитие коммуникативных и информационно-коммуникативных компетенций, основанных на знании культурных, политических и социальных традиций региона проживания и IT-технологий.

В то же время новые функции и обязанности были возложены на сотрудников уже действующей организации. Ежедневные ситуации и события в обеспечении правопорядка по-прежнему определяются компетентностью рядовых сотрудников полиции, и именно «среднее звено» полиции демонстрирует уровень демократизации и признание конституционных прав граждан. В этой связи юридическая педагогика обращается к проблемам среднего профессионального образования, что обусловлено нормативной базой МВД России. В соответствии с ФЗ от 30 ноября 2011 г. N342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» по квалификационным требованиям средний начальствующий состав (от младшего лейтенанта полиции до капитана юстиции) должен иметь уровень образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности. В настоящее время актуальна задача не только подбора новых кадров, но и качественного обновления имеющегося кадрового потенциала, необходимо повышение уровня образования работающих сотрудников рядового и младшего начальствующего состава и развития профессиональных компетенций среднего начальствующего состава. Эти процессы могут быть полноценно обеспечены в техникумах и колледжах, где реализуются образовательные программы СПО по специальности «Правоохранительная деятельность», существует развитая учебно-методическая и лабораторно-практическая база. В этой связи ведутся исследования специфики развития профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов [1].

Другой тенденцией юридической педагогики является ориентации на непрерывность, что также нашло отражение в новом законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». Эти тенденции неразрывно связаны с необходимостью применения новых образовательных технологий, ускоряющих восприятие учебного материала, обеспечивающих его контекстный характер, а также опережающую профессиональную социализацию обучающихся [7].

Значимой тенденцией юридической педагогики является все большая ориентация на информационно-технологические и инновационно - технологические аспекты деятельности сотрудников правоохранительных органов. В повседневную деятельность органов внутренних дел активно внедряются передовые технологии, которые помогают существенно повысить эффективность принимаемых мер по защите граждан от преступных посягательств и охране правопорядка. Сотрудники полиции в своей деятельности обязаны использовать достижения науки и техники, современных «умных» технологий.

Такая позиция, в частности, обусловлена и предложениями расширенной рабочей группы экспертов, образованной при Министре внутренних дел Российской Федерации. Созданный этой группой документ «Дорожная карта МВД России 2013» отмечает необходимость дальнейшего внедрения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в котором реализована навигационная система мониторинга подвижных объектов на основе возможности автоматизированного информационного оповещения нарядов полиции о преступлениях. Кроме того, планируется переформатирование всего учебного процесса подготовки будущих полицейских для обучения новейшим методам работы с информацией. Обучение сотрудников полиции работе в среде современных так называемых «СМАРТ-технологий» достаточно сложно на базе отдельной образовательной организации, поскольку связано со значительными финансовыми, организационными и кадровыми проблемами. В этой связи актуальными, по нашему мнению, являются сетевые и корпоративные программы, обеспечивающие концентрацию ресурсов и оптимизацию их распределения между партнерами. Вариантом такого дохода являются образовательные корпорации.

Материалы. Представим кратко степень разработанности данных тенденций в педагогической науке и практике. Исследования подготовки сотрудников правоохранительных органов, по мнению А.М.Столяренко, в последние десятилетия сформировались в целостное научно-педагогическое направление - юридическую педагогику, которая характеризуется наличием развитой источниковой базы. Значительный вклад в развитие юридической педагогики внесли B.Л. Васильев, С.П. Безносов, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть, B.C. Олейников, В.Ю. Рыбников, В.П. Сальников, H.H. Силкин, В.Я. Слепов, В.И. Хальзов, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестков, Я.Я. Юрченко.

Специфические аспекты подготовки студентов - будущих юристов и особенности развития их профессионально - личностных качеств рассмотрены в исследованиях С.С. Алексеева, С.А. Беличевой, A.M. Бандурки, С.П. Бочаровой, B.Л. Васильева, В.И. Власова, В.В. Гульдана, П.С. Дагеля, М.И. Еникеева, М.М. Коченова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Романова, Е.М. Рузаевой, В.Ф. Пирожкова, В.Ф. Яковлева и других. ному исследование первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России посвящена работа В.В.Николаева. О.П. Кубасовым научно-методически обоснована проектно-кластерная модель формирования современного образовательного пространства на основе принципа интеграции в вузах МВД. Проблемы обеспечения непрерывного профессионального образования в его практической реализации для сотрудников органов внутренних дел исследовали A.B. Борисов, С.Ф.Сердюк, A.B. Симоненко, A.M. Столяренко, В.Н. Фетисов.

Нами изучались основные требования к компетенциям сотрудников полиции рядового, младшего и среднего начальствующего состава в целях разработки актуальных образовательных программ СПО. Основные требования к их компетенциям в действующих ФГОС СПО носят, так называемый «рамочный» характер и определены во ФГОС СПО как результат освоения профессиональных модулей. Например, во ФГОС СПО 031001- Правоохранительная деятельность эти требования включают «практический опыт выполнения оперативно-служебных задач в соответствии с профилем деятельности правоохранительного органа в условиях режима чрезвычайного положения, с использованием специальной техники, вооружения, с соблюдением требований делопроизводства и режима секретности». По нашему мнению, современная специфика работы полиции отражена в них не достаточно полно.

Наши исследования показали, что современные условия работы полиции предполагают все более широкое использование информационных, электронных и аппаратно-программных комплексов различных типов. В отличие от предыдущих лет, происходит не только комплексная информатизация деятельности сотрудников полиции, но и ориентация на интеллектуальные технологии нового поколения - СМАРТ- технологии (Self Monitoring Analysing and Reporting Technology). Среди активно внедряемых средств уже действуют единая информационно-телекоммуникационная система, в которую заложены основы ведомственной инфраструктуры, и обеспечен базовый уровень технического оснащения подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, а также интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система органов внутренних дел, к которой подключены около 6,2 тысяч узлов связи подразделений системы МВД России (53,4 % от общего количества), а также ряд аппаратно-программных комплексов на основе принципов СМАРТ- технологии. По сообщениям полиции различных регионов эффективно используются такие АПК как «Безопасный город», «Легенда», «Умный перекресток», радары - мониторинг [4]. В Оренбурге в рамках реализации программы «Безопасный город» включено в систему видеонаблюдения 103 видеокамеры (57 видеокамер приобретенных по программе и 46 видеокамер ведомственных структур), а также 10 модулей «Гражданин-полиция». С помощью видеонаблюдения выявлено 5239 административных правонарушений, благодаря использованию системы видеонаблюдения в городе созданы «зоны безопасности». Информационные каналы современной полиции пополняют твиттер-лента новостей МВД, канал «Милицейская волна», типовые сайты МВД региона [5]. Полиция все более активно использует в своей работе социальные сети. Практически все виды и уровни ее деятельности обеспечиваются системой электронного документооборота. Указанные инновационные технологии должны быть освоены работниками полиции уже в ходе получения начального и среднего профессионального образования и эффективно использованы в работе с населением.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенного анализа определили направления проектирования программ развития профессиональных компетенций работников правоохранительных органов. На основе сопоставительного анализ СМАРТ- технологий, применяемых в образовательной практике СПО и в профессиональной деятельности полицейских рядового, младшего и среднего командного состава были выявлены ресурсы, необходимые для развития коммуникативных и информационно-коммуникативных, информационно-технологических умений. Нами изучались проблемы развития профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов на базе Оренбургского филиала НОУ «Башкирский экономико-юридический колледж» (БЭК). Колледж является членом Ассоциации негосударственных ССУЗов Российской Федерации и Ассоциации негосударственных учебных заведений Республики Башкортостан. Колледж является членом корпорации «Столичное образование» (КСО), объединившей вузы Москвы, Московской области, Уфы, Екатеринбурга, техникумы и колледжи Альметьевска, Казани, Московской области, Оренбурга, Сочи, Набережных Челнов, Томска и Уфы. Несмотря на масштабы этой корпорации, она не обеспечивает формирования современного уровня компетенций сотрудников правоохранительных органов в пределах Оренбургской области.

В этой связи для развития профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов была создана на договорных началах региональная образовательная корпорация, объединившая ряд различных по целям и организационным формам структур города. Образовательным ядром корпорации стал Оренбургский филиал БЭК. В структуру образовательной корпорации в Оренбурге вошли: Оренбургский филиал БЭК, детская спортивная школа №3 при Комитете по физической культуре и спорту гор. Оренбурга; школа ДСАФ - Оренбургская областная организация общественно-государственного объединения Всероссийского физкультурного общества «Динамо»; криминологические лаборатории - ГБУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы; ООО «Эксперт» независимая криминалистическая лаборатория; школа милиции - Центр профессиональной подготовки УВД России по Оренбургской области, учебно-методический центр «Щит»; Оренбургский областной стрелково-спортивный клуб РОСТО; Оренбургское отделение общества «Братство» Российского фонда инвалидов войны в Афганистане.

В качестве нормативной базы создания корпорации выступил Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2009 г. № 609 «О государственной поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы МВД России» и постановление Правительства РФ от 12.08.2009 г. № 662 «О мерах дополнительной государственной поддержки образовательных учреждений МВД России, внедряющих инновационные образовательные программы». Реализация документа обеспечила внедрение в практику образования 27 программных комплексов [6]. Из них на условия техникумов и колледжей ориентированы следующие: «Виртуальная комната участкового уполномоченного милиции», «Образовательно-консультационный портал дознавателя», «Педагогические технологии моделирования технико-тактических действий по задержанию правонарушителей», «Дежурная часть ОВД», «Ситуационно-имитационный комплекс учебно-практического и тренажерного обучения личного состава курсантов образовательных учреждений МВД России навыкам оказания экстренной медицинской помощи от воздействия крайних температур, химических веществ, электрической и лучистой энергии», «Уголовно-правовые меры противодействия современному экстремизму в Интернет-пространстве», «Интегральная физическая, огневая и тактико-специальная подготовка курсантов и слушателей», «Ситуационно-ориентированное обучение сотрудников ДПС».

В условиях образовательной корпорации к ним стало возможно добавить реализацию и других педагогических средств, соответствующих по своим возможностям вышеописанным СМАРТ - технологиям профессионального характера. Это, в частности, системы дистанционного обучения, включающие освоение программного комплекса «Личный кабинет». Его назначение: организация индивидуальной учебной деятельности в интерактивном режиме. ПК «Личный кабинет» обеспечивает развитие умений самостоятельного целенаправленного информационного поиска, создания информационных структур, удаленного доступа к информационным ресурсам, хранения и корректировки учебно-методических материалов, разработки видео отчетов, генерации отчетных документов, подготовку к аттестации. Такие умения обеспечивают в профессиональной деятельности интерактивное взаимодействие на основе приема-передачи автоматизированной информации, закрепление процессуальных действий посредством электронного документооборота, хранение и корректировка документации, формирование видео отчетов, генерацию отчетных документов, создание аттестационных отчетов.

Учебная работа в информационных базах данных и библиотеках WEB-Ирбис развивает умения взаимодействия с профессиональными БД и правовыми АИС (например, «Сводка», «Гастролеры», «Грузы-ЖД», «Наркобизнес», «Картотека-Регион», «Спецаппарат» др.).

Реализация в колледже программного комплекса «Кампус» позволяет организовать оперативное информационное взаимодействие сообществ образовательных учреждений и партнеров в целях организации обучения, практики, профессиональной ориентации, продолженного обучения и дистанционных обучающих технологий. Эта деятельность в определенной мере имитирует работу профессиональной единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТС) и оперативное взаимодействие с подразделениями, поиск и получение непосредственно на месте происшествия необходимых сведений из информационных источников, работу с оперативными видео сводками, формирует навыки продуктивной работы в социальных сетях.

В программы подготовки в корпорации включены обучающие тренажеры водителя, оператора и др., аналогичные, например, профессиональному автотренажеру контраварийного вождения "ФОРСАЖ-9/ДПС-полиция".

Особый интерес у обучающихся вызывают симуляторы и симуляционные игры типа «Police Force» для проигрывания типичных ситуаций полицейского или Police Station, включающие ситуации "Личный кабинет", "Лаборатория судебной экспертизы», опрос свидетелей, изучение места преступления и т.д.

Обязательным элементом обучения является современный электронный тир, обеспечивающий быструю перенастройку изучения видов оружия и программ перевооружения, а также на практике отработку навыков владения оружием. В профессиональной деятельности лазерные приборы электронных тиров обеспечивают тренировку сотрудников полиции в стрельбе, сохранение устойчивых профессиональных умений при изменениях оперативной обстановки.

Активное взаимодействие с населением при регулировании транспортных потоков обеспечивает освоение обучающими систем мониторинга на специализированных курсах «Система ГЛОНАСС и ее использование в транспортных службах региона». Курс включает профессиональную программу «ГЛОНАСС в УВД» (темы: автоматизированный обмен данными Центрального управления; контроль передвижения патрульных машин, осуществляющих охрану общественного порядка; маршрутизация движения оперативного транспорта; внедрение систем обеспечения безопасности сотрудников, в том числе при выполнении ими специальных заданий; мониторинг стационарных объектов) и «ГЛОНАСС в ГИБДД» (темы: навигационное обеспечение патрульных машин; обеспечение оперативного доступа сотрудников ГИБДД к служебным базам данных; получение сотрудниками ГИБДД оперативной служебной информации, в том числе об угонах транспортных средств, о случившихся ДТП, о затруднениях в движении транспорта и т.п.; обеспечение обмена информацией между сотрудниками патрульно-постовой службы).

Для изучения систем телеметрии, видеонаблюдения, электронного мониторинга (реализации в профессиональных АПК «Умный перекресток», «Безопасный город») разработана программа практик в УВД Оренбургской области, но первоначальный учебный результат достигается использованием системы видеонаблюдения колледжа как масштабного тренажера в рамках освоения профессионального модуля.

Выводы. Таким образом, специфика развития профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных в современных условиях состоит в ориентации их на партнерские отношения с населением при активном внедрение в профессиональную деятельность СМАРТ-технологий. Роль СМАР-технологий состоит в обеспечении оперативного, систематического и прогностического характера деятельности правоохранительных органов, повышении ее эффективности, снижении уровня опасности и трудоемкости. Смарт-технологии в непрерывном образовании могут стать действенным средством развития компетенций обучающихся. В условиях региона для этих целей целесообразно создание корпораций. Опыт деятельности образовательной корпорации на базе Оренбургского филиала Башкирского экономико-юридического колледжа показал, что в рамках корпорации стало возможным реализовать траектории непрерывного образования «общеобразовательная школа - НПО - СПО - ВПО» с освоением современных информационно-коммуникационных технологий интеллектуального типа. Региональная корпорация позволила решать и вопросы профессиональной ориентации выпускников школ, имеющих достаточный уровень физической подготовки. Реальным стало использование в учебном процессе необходимых и разнообразных информационных, методических, технических и технологических ресурсов. Привлечение общественных организаций и участие российского фонда инвалидов войны в Афганистане позволило существенно обогатить формы воспитательной работы и партнерского взаимодействия с населением, активизировать работу в социальных сетях.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г.Оренбург.

Каргапольцев С.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогики Оренбургского государственного университета, г.Оренбург.


Библиографическая ссылка

Попова Е.А., Белоновская И.Д. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11664 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252