Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТА В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Марков К.К. 1 Николаева О.О. 1
1 ФГАOУ ВПО Сибирский федеральный университет
Рассмотрены проблемы медико-биологического обеспечения учебного процесса студента вуза в условиях интенсификации его учебной деятельности и повышения требований к эффективности обучения. Опти-мальным является учебный процесс студента, в котором ритм внешних педагоги¬ческих воздействий согласуется с индивидуальным ритмом адаптации психофизиологических функций. Должный уровень психофизиологического состояния организма студента может быть обеспечен на основе комплексной сис¬темы управления с двухуровневой системой экспресс-диагностики и биологической обратной связью, позволяющей обеспечить оперативный контроль и управле¬ние психическим состоянием студентов, сохраняя его высокую профессиональную работоспособность в процессе обучения. Принципиальная схема управления психофизиологическим состоянием студента включает методы интенсивной, срочной реаби-литации: фармакологические средства, гипнотерапию, электростимуляционные и рефлексотерапевтические воздействия, в том числе на биологически активные точки, а также овладения студентом навыками саморегуляции.
успешное обучение.
психофизиологические функции
экспресс-диагностика
оптимальный учебный процесс
1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процес-сы: Ощущение, восприятие. – М.: Наука, 1972. – С. 7-32.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – Т. 1-6. – М.: Учпедгиз, 1984.
3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. – Казань, 1969. – 237 с.
4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984. – 216 с.
5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.
6. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976. – 257 с.
7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для вузов: В 2 кн. – М.: Просвещение, 1994.
8. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. – 367 с.
9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 258 с.

Постановка задачи

Развитие современного общества в условиях научно-технической рево­люции ставит ряд весьма важных за­дач в области обеспечения оптимальной профессиональной работо­спо­собности трудящихся. Прежде всего, это выяв­ление и создание благоприятных условий для наиболее эффективного взаи­модействия человека и внешней среды [3].

В условиях научно-технического прогресса профессиональный труд сту­дентов вузов характеризуется значительной интенсифика­цией учебно-по­зна­вательной деятельности. С внедрением в учебный процесс технических средств обучения и вычислительной техники он становится более емким и насыщенным сложной и разнообразной информацией, что также увеличивает напряженность трудового процесса студентов. Дополнительную и весьма суще­ственную нагрузку на централь­ную нервную систему (ЦНС) учащихся вызывает также нали­чие спе­цифических для вузов сессионных периодов общей длительностью около трех меся­цев в году и характеризующихся чрезвычайно высо­ким уровнем психических стрессовых нагрузок. Такая активизация умственной деятельности не прохо­дит для организма бес­следно, вызывая значительные негативные сдвиги в различных биологических системах.

В ряде работ отечественных и зарубежных ученых, физиологов и психо­логов пока­зано, что для наиболее полного иссле­дования и анализа трудовой деятельности необходимо рассматри­вать человека как часть сложней дина­мической системы, образо­ванной рядом функционально взаимосвязанных подсистем. Кроме того, различные виды трудовой дея­тельности предъяв­ляют разные требования к функционированию отдельных физиологи­че­ских под­систем самого человека [1; 3; 8; 9].

В процессе трудовой деятельности формируется сложная сис­тема реф­лексов – рабо­чий динамический стереотип (РДС), эф­фективность функцио­нирования которого в условиях учебной деятельно­сти студентов вуза определя­ется, прежде всего, работоспособностью ЦНС, интенсивностью протекания психофизиологических процессов, лимитирующих основ­ные элементы умст­венной деятельности (восп­риятие, запоминание, анализ, сложные логиче­ские построения, принятие решения и т.д.). Рассматривая организм человека как динамиче­скую многоуровневую си­стему, а его психическое состояние как целостное интегральное со­стояние личности, необходимо решать проблему управления этим состоянием с позиций сис­темного анализа. В свете общей теории систем личность человека содержит целый ряд иерархически орга­низованных уровней индивидуальных свойств: социальный статус в си­стеме личностных отношений в коллективе и обществе; мотивы и отношения личности; свойства физических процессов и качеств; нейродинамические свойства; особенности пси­хофизиологического состояния. Воздействия с целью управления психическим состоянием должны представлять конкретную систему по отношению к каждому уровню и инди­виду­альным особенностям личности [5-7].

Организация и методы исследования

Комплексная система управления должна состоять из: социометрических методов; методов исследования направленности личности, мотивации от­ноше­ний, уровня притязаний и педагогического воздействия; методов исследования особенностей психических процессов (внима­ние, память, мышление и т.д.) и основных свойств ЦНС и тем­перамента; методов определения характеристик текущего психического сос­тоя­ния и его вос­становления до оптимального уровня. При этом необходимо учитывать, что высшие уровни свойств 1 и 2 ока­зывают наиболее значительное влияние на динамику упра­вления. Принци­пиальная схема управления с использованием ЭВМ представлена на рис. 1.

Рис. 1. Принципиальная схема управления психофизиологическим состоянием студента

Первой составной частью комплекса управления психическим состоя­нием является оперативная система экспресс-диагностики психофизиологи­ческих возможностей студентов к восприятию учеб­ной информации и к ее переработке в знания, умения и навыки, а также уровня стрессовой напря­женности умственной деятельности. Такая система учета состояния профес­сиональной работоспособнос­ти должна лежать в основе оптимальной органи­зации учебного про­цесса. Необходимость в подобных исследованиях тем более важна, что в ряде случаев в вузах проводятся различного рода организо­ванные и методические эксперименты без достаточного их медико-биологического обоснования. Так, вопросы составления рацио­нального расписа­ния учебных занятий с учетом видов и типов занятий для конкре­тного кон­тингента сту­дентов, сменности, пола и возраста и др. вряд ли могут быть успешно ре­шены без серьезных исследований в области психофизиологии умственного труда.

Кроме того, успешное функционирование РДС умственной дея­тельно­сти студента вуза, зависящее от характеристик таких клю­чевых функций, как концентрация нервных про­цессов, скорость и точность решения умственных задач, устойчивость и быстрота пе­реклю­чения внимания, скорость воспри­ятия и переработки информа­ции, нервно-эмоциональное состояние и ряд дру­гих, во мно­гом определяется оптимальным чередованием режимов на­пряжен­ной работы и отдыха, переключением на разные виды деятельности. С этой точки зрения весьма спорным выглядит решение рек­торатов ву­зов о сдваивании часов учебных за­нятий общей продол­жительностью до по­лутора часов без перерыва. Подобные меропри­ятия, не учитывающие волно­образный, колебательный характер про­текания ряда нервных процес­сов, ве­дут к снижению эффективности обучения и вызывают перенапряжение в наиболее важных физиологи­ческих системах организма. Таким образом, создание системы экспресс-ди­агностики пси­хофизиоло­гических показателей в процессе непосредственной учеб­ной дея­тельности на базе современной электронной вычислитель­ной техники является одной из ак­туальных задач научной организации труда в вузе [1; 2; 4].

Ожидаемые результаты исследований

При диагностировании утомления человека в условиях непо­средствен­ной деятельно­сти можно выделить две проблемы. Во-первых, выбор критериев утомления человека в усло­виях разли­чной степени адаптации отдельного индивидуума к предложенной ра­боте и, во-вторых, трудности чисто технического плана, заключа­ющиеся в получении необходимой информации о функционировании ор­ганизма с наименьшим от­влечением учащихся от учеб­ного процесса. Решение этих вопросов связано с определенным компромиссом в кон­кретной ситуа­ции. Известно, что в основе успешной деятельности человека ле­жит гармо­нич­ное взаи­модействие всех уровней и отделов нервной системы с другими физиологическими систе­мами организма. В усло­виях напряженной умствен­ной работы превалирует взаимодей­ствие центральной и вегетативной (ВНС) нервных систем с системами энергетического обеспече­ния. Поэтому в основу диагностики могут быть положены методы, одновременно оценива­ющие со­гласованность взаимодействия ЦНС и ВНС с сердечно-сосудистой систе­мой.

При выборе конкретных психофизиологических параметров и методов их регистра­ции и оценки целесообразно руководствоваться следующими тре­бованиями: достаточная информативность и максимально интегральный ха­рактер, возможность экспресс-диагно­стики в реальном масштабе времени с помощью ЭВМ, минимальный дискомфорт при изме­рении в процессе учебной дея­тельности, простота технической реализации и объективность данных, исключающая возможность сознательного влияния на результат контроля. На осно­вании упомянутых соображений наиболее рациональным пред­ставляется регистрация и оценка трех психофизиологических параметров [4-6; 9]:

  • для оценки работоспособности ЦНС, программа которой формируется корой голов­ного мозга, измерение квазистационарного по­тенциала голов­ного мозга, так называемого, омега-потенциала;
  • в оценке уровня функционирования ВНС, формирующей вместе с подкорковыми структурами эмоциональный фон деятельности, признанное место завоевал метод регистра­ции электрокожного со­противления (ЭКС);
  • энергетические затраты и возможности организма удобно оцени­вать по частоте сер­дечных сокращений (ЧСС).

При всех положительных сторонах описанных методов контро­ля психо­физиологиче­ского состояния человека, они обладают од­ним существенным недостатком – необходимо­стью прикрепления к телу человека датчиков и электродов, что даже с применением теле­метрических систем усложняет процесс диагностики и вносит оп­ределенный дискомфорт в работе с иссле­дуемым. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о бескон­тактной регистрации показателей функционального состояния на ба­зе автоматизиро­ванной системы сбора и обработки информации с использованием анализа спек­тральных интонационных характеристик речи путем за­писи стандартной фразы через мик­рофон на магнитную ленту с последующей обработкой ее физических параметров на ампли­ту­дно-частотном анализаторе и сравнением результатов с фо­новыми показателями и бескон­тактная регистрация параметров биополя с помощью спе­циаль­ных жидкокристаллических датчиков.

Представленная на рис. 1 схема управления предусматривает двухуров­невую систему диагностики. Первому уровню будет соот­ветствовать подсис­тема бесконтактной регистра­ции психофизиологи­ческой информации. В комплексе с этими измерениями при помощи ЭВМ возможно выполнение тестовых задач с оценкой качества и скорости их решения. Вто­рой уровень диагностики предполагает более глубокие и точные методы контактной диаг­ностики по всему комплексу пока­зателей.

Общий алгоритм работы диагностических систем выглядит сле­дующим образом: в ходе текущей учебной деятельности учащемуся через определен­ные промежутки времени с помощью технических средств обучения предъявля­ются тестовые задачи и ЭВМ проводит контроль по I уровню бес­контактной диагностики. В случае, когда оцениваемые параметры выходят за оптималь­ные пределы, система дает команду на контроль второго уровня для количественной оценки функ­циональных сдвигов, после чего выдаются конкретные рекомендации по ме­тодам вос­становления (от­дых, физические и специальные дыхательные уп­ражнения, специаль­ные профилактические мероприятия, медицинская по­мощь и т.д.). Второй важной частью си­стемы управления состоянием чело­века явля­ется комплекс адаптационных и реабилитацион­ных средств, обеспечиваю­щих оптимальный уровень функционирования РДС умствен­ной деятельно­сти.

Срочные адаптационные сдвиги, возникающие в ЦНС при напряженной умственной работе, особенно при значительных стрес­совых психосоциальных нагрузках, и образующие РДС, закрепляются и совершенствуются только при оптимальном сум­мировании следов нервного возбуждения. Это возможно лишь при условии, что характер и скорость процессов восстановления отдельных психофизиоло­гических функций будут соответствовать последующим внешним нагрузкам, обеспечивая их оптимальный уровень в каждом рабочем цикле. Несоблюде­ние этих принципов приводит к накоплению нервной усталости, снижению ада­пта­ционных возможностей, прежде всего ЦНС, психическим стрессо­вым срывам, а в крайней стадии – и к патологии в отдельных физио­логических сис­темах.

Оптимальным следует считать учебный процесс студента, в котором ритм внешних педагоги­ческих воздействий согласуется с индивидуальным ритмом прохождения фаз адап­тации психофизиологи­ческих функций. Сложность решения указанных проблем заключается еще и в том, что величины и характер адаптационных сдвигов, а также ди­намика их восста­новления у каждого человека сугубо индивидуаль­ны. Они во многом опреде­ляются особен­ностями ЦНС и темперамен­том, социальным статусом инди­видуума, уровнем его личных мотивов и притязаний и т.д.

Следовательно, без решения данных задач вряд ли возможно серьезно ставить вопрос индивидуализации обучения. В то же время ориентирование на некоего «усредненного» сту­дента, что, как пра­вило, имеет место в вузах, зна­чительно снижает эффективность обучения и в ряде случаев негативно влияет на здоровье учащихся. Комплекс средств, регулирующих процесс восстановления от­дельных физиологических функций весьма широк и универсален. Здесь, прежде всего, рациональное построение всего рабочего дня студента с достаточно эф­фек­тивными и эмоционально-активными занятиями физической культурой, оз­доровление самой учебной деятельности и быта.

Большое влияние на улуч­шение процессов восстановления ока­зывают простейшие методы и средства гигиены: водные процедуры и ванны, сауна, самомассаж с применением до­полнительных сравни­тельно несложных приспособлений, меры по борьбе с курением и другими нарушениями режима труда и отдыха. Значительный эффект дает создание на базе профилакториев и медицинских кабинетов сис­темы психологической реабилитации с при­влечением методов пси­хорегуля­ции и аутотренинга, специальной физиотерапии ЦНС, ре­флексотерапии и фармакологии.

Из краткого перечня этих проблем следует, что создание и внедрение системы профи­лактики и восстановления общей работо­способности в вузе, охватывающей весь контингент студентов, а также профессорско-преподава­тельский и административный аппа­рат, является весьма важной и достаточно сложной задачей, решение которой требует соответствующей организации и создания спе­циальной «службы здоровья». Применяемые на практике спо­собы психологической адаптации и реаби­литации можно условно разделить на методы пси­хогигиены и профилактики и методы срочного, интенсивного восстановления, применяемые при значи­тельных отклонениях от уровня гомеостаза.

Методы психогигиены и профи­лактики направлены в первую очередь на обучение основам саморегуляции и борьбы со стрессом с помо­щью простейших регулирующих и ги­гиенических процедур: психорегулирующая (ПРТ) и аутогенная (АТ) тре­нировка, комплексы умеренных физических упражнений оздоровительной на­правленности с учетом характера деятельности и индивидуальных особенно­стей и склонностей, специальная дыхательная гимнастика и релаксационные упражнения, простейшие физио- и гигиенические процедуры. Традиционные методики обучения ПРТ, специальной дыхатель­ной и ре­лаксационной гимна­стике достаточно просты и доступны для массового вне­дрения при сравнительно не­сложной организации. Инициатива во внедре­нии данных методов должна, на наш взгляд, при­надле­жать кафедрам физического воспитания, которые совместно со студенческими по­ликлини­ками на базе профилакториев имеют воз­можность для организации кабинетов пси­хологи­че­ской разгрузки. Эти мероприятия решают задачи сроч­ной психо­логической адапта­ции и спо­собствуют образованию навыков психологической саморегуляции [1; 2; 7].

Вместе с тем эффективность указанных психорегулирующих методов может быть значительно повышена при наличии системы контроля с обрат­ной биологической связью («биофидбек»). При контроле за психофизиологи­ческими параметрами (частота сердечных сокращений, электрокожное сопротивление, омега-потенциал) с визуальной информа­цией об их изменении че­рез ЭВМ значительно ускоряется процесс обучения и достигается более полное и глубокое восстановление, особенно после стрессо­вых нагрузок.

Таким образом, весь комплекс психопрофилактических мер должен быть направлен на приобретение студентом вуза определен­ных навыков по само­стоятельной борьбе с психи­ческим утомлением и стрессовыми нагрузками. Данные умения и навыки регулировать свое со­стояние будут полезны и для будущего молодого специалиста в условиях производства.

Методы интенсивной, срочной реабилитации рассчитаны на их проведе­ния в усло­виях профилактория или другого медицинского уч­реждения под наблюдением психотера­певта и включают в себя:

  • фармакологические средства;
  • гипнотерапию;
  • электростимуляционные воздействия на ЦНС (центральная электро­анальгезия, элек­тросон и пр.);
  • рефлексотерапию с воздействием на биологически активные точки.

Описанные методы восстановления образуют в соответствии со схемой рис. 1 двухуровневую систему реабилитации. В комплекс средств I уровня входят методы саморе­гуляции и гигиены. Точное и сознательное их применение обеспечи­вает доста­точно эффек­тивное восстановление, сохраняя у сту­дента высокую работоспо­собность, хорошее настрое­ние и активную жиз­ненную позицию. В отдель­ных, более тяжелых случаях необходимо применять комплекс методов II уровня, что также потребует соот­ветствующей организа­ци­онной и психоло­гической перестройки всей системы медико-профилактиче­ского обеспече­ния учебного процесса.

Выводы

1. Интенсификации учебной деятельности студентов вузов и задачи по­вышения эф­фективности обучения требует современного медико-био­ло­гиче­ского обеспечения всего учебного процесса.

2. Обеспечение оптимального уровня психофизиологических показате­лей организма возможно лишь на базе комплексной сис­темы управления с применением современных ме­тодов экспресс-диагностики и ЭВМ.

3. Создание и внедрение двухуровневой системы диагностики позволяет гибко, с учетом реальных условий учебного процесса, обеспечить оператив­ный контроль и управле­ние психическим состоянием студентов, гарантирует сохранение высокой профессиональной работоспособности студентов за все время учебы в институте, а также обеспечит овладение навыками саморегу­ляции для дальнейшей производственной деятельности.

Рецензенты:

Близневская В.С., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Сибирского Федерального университета, г. Красноярск.

Кудрявцев М.Д., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой валеологии Красноярского государственного торгово-экономического института, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Марков К.К., Николаева О.О. УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТА В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11645 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674