Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРЕДООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Андреева К.В. 1 Быкасова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова»
С позиции системного и аксиологического подходов в статье представлено решение исследовательской задачи, связанной с выявлением качественно-видовых характеристик сред, одной из которых является образовательная среда, имеющая сложное полиструктурированное наполнение, геометрию, траекторию и закономерности развития. Обращение к культурной компоненте выявляет основные стилистические, коннотационные акценты концепта «культура», а также смыслы, наполняющие концепт. Отражение условий формирования среды, определяющей доминирующее эволюционирование образовательного комплекса, является одним из основных показателей ее динамичности и жизнеспособности. Развитие образовательного учреждения в формируемой среде связано с наличием определенных средств, ресурсов и резервов, т.е. потенциалом, который представлен его различными видами: образовательный, научный, информационный и т.д. В логике средоориентированного подхода в статье рассматривается модель научно-образовательной и воспитательной работы Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Данная модель не является статичной, а имеет особенность к разворачиванию и наращиванию новых структур благодаря появлению реперных точек в социальном, культурном, образовательном процессе. Авторская модель средоориентированного обучения в вузе состоит из трех блоков и представлена 8 компонентами, каждый из которых взаимодополняет друг друга в рамках герменевтики. Блочный характер модели обусловлен целями, задачами, функциями образовательного, воспитательного процесса в вузе. Различное наполнение блоков модели позволяет сделать заключение о ведущем значении того или иного компонента в формировании среды. В качестве промежуточного вывода в статье указывается, что основным средством организации, руководства вузом в средоориетированном обучении является сетевая морфология.
потенциал интеграционного взаимодействия
навигационная система
культурообразная матрица
среда
1. Бессонов Р.В., Околелов О.П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс [Текст] / Р. В. Бессонов, О. П. Околелов // ПЕДАГОГИКА: науч.-теорет. журн. - 2006. - № 7. - C. 23-29 .
2. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру [Текст]: учебное пособие / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1994. - 152 с.
3. Быкасова Л.В. Образовательный потенциал художественной педагогики ФРГ. - Монография. - М.: АПКиППРО, 2008. - 272 с. - ISBN 978-5-8429-0223-1.
4. Быкасова Л.В., Федотова О.Д. Потенциалцентрированный подход в педагогике // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 7. - С. 22-29. - ISSN 1995-1140.
5. Калмыков А.А., Хачатуров Л.А. Опыт создания виртуальных образовательных сред // Научно-методический семинар «Информационные системы в наукоемких технологиях образования»: тезисы - доклады, решения и рекомендации: МГДТДиЮ, МИРЭА. - М., 2000.
6. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В.А. Малинина. - М.: Республика, 2003. - 575 с.

Введение

Раскрывая смысл понятия «образовательная среда», К.В. Гавриловец, Л.Г. Кожевникова, В.А. Сапрыкин, Т.В. Цырлина соотносят ее с потенциалом учебного заведения, с присущими ему ценностями и традициями [2]. В.И. Слободчиков считает, что образовательная среда не есть нечто однозначное и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; совместное проектирование и строительство предмета продуктивной деятельности, выстраивание определенных связей и отношений между субъектами образования [1].

Мы предлагаем собственное определение образовательной среды. Образовательная среда - это

  1. Культурообразная матрица, имеющая качественный контент: архетипы, смыслы, символы;
  2. Многослойный субстрат, представляющий собой некий профессиональный, деятельностный, информационный материал;
  3. Интеллектуальная субстанция, свойственная ее субъектам;
  4. Окружение, имеющее конфигурацию/геометрию; навигационную систему; собственное информационное поле; траекторию развития; потенциал интеграционного взаимодействия;
  5. Структура, обладающая свойствами связности, целостности, управляемости, зависящая от насыщенности ее образовательными, воспитательными, информационными и другими ресурсами [5].

В широком смысле образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней, которые определяются административно, социально, институционально. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное ближайшее окружение индивида. Именно взаимодействие с этим окружением может оказывать наиболее сильное влияние на становление личности. Такой локальной средой может быть образовательная среда вуза.

Основными характеристиками образовательной среды вуза являются ее

  • уровни (определяемые институционально, административно, социально);
  • показатели (насыщенность, структурированность среды);
  • характер (отношения между участниками деятельности, режимные моменты и т.д.);
  • части (социально-контактная, информационная, соматическая, предметная и т.д.);
  • единицы:

1. Физическое окружение (архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки);

2. Человеческий фактор (личностные особенности, успеваемость учащихся, их гендерные, возрастные и национальные особенности);

3. Программа обучения (структура деятельности учащихся, содержание программ обучения, стиль преподавания и характер контроля);

  • эффекты (интегральный, консолидирующий, образовательный форсайт);
  • свойства (обучающая, воспитывающая, образовывающая среда);
  • модификация (виртуальная, образовательная, распределенная, учебная);
  • отношения (межличностные, административные, субъект-объектные, дружеские);
  • факторы (пространственные, предметные, материальные);
  • компоненты (эмоциональный, социальный, психо-дидактический, пространственно-предметный).

В вузовской среде создаются условия для

  • гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студентов;
  • социализации юношей и девушек;
  • формирования нравственных ориентаций будущих учителей;
  • профессиональной культуры будущих специалистов.

Понятие «культура» трактуется в философском словаре, как совокупность телесно-духовно-душевных свойств личности [6]. По мнению Е.В. Бондаревской, интеграция «образования в культуру» и, наоборот, «культуры в образование» позволяет активно осуществлять процессы социализации в обществе в определенной культурной среде, результатом которой является образование и воспитание «человека культуры» [2]. Образование при этом рассматривается как форма трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала.

Обратимся к трактовке концепта «потенциал». По мнению Л.В. Быкасовой, «потенциал» определяется как совокупность средств, ресурсов и резервов, которые могут быть актуализированы при определенных условиях в соответствующей социально-экономической, исторической и политической ситуации [3]. Существует парадигма разновидностей потенциала. Наиболее актуальным для вуза является образовательный и научный потенциал. Образовательный потенциал ориентирован на развитие образования и представляет собой совокупность параметров, обусловливающих наличие у образовательной системы определенных возможностей, способностей, ресурсов, направленных на ее эволюцию. Научный потенциал - совокупность научно-исследовательских, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций, чья научная деятельность сориентирована на производство новых достоверных знаний об окружающей действительности, на создание научной теории действительности [4]. Этот потенциал представляет собой сложноструктурированное целостное образование, состоящее из взаимодействующих компонентов, среди которых важнейшее значение имеют:

  • обеспеченность научными кадрами - их численность, квалификация, горизонтальная и вертикальная мобильность, возрастная структура, ресурсы;
  • финансовая и материально-техническая обеспеченность науки - удельный вес финансирования исследований и разработок в общем объеме национального дохода, соотношение финансирования фундаментальных и прикладных исследований;
  • научно-информационная обеспеченность - наличие задела оригинальных научных идей, конкурентоспособных на мировом рынке знаний, информированность о мировом научном опыте, сеть и эффективность работы информационных центров, объем, уровень и количество национальных научных публикаций;
  • уровень организации и управления наукой - умение использовать творческий потенциал ученых и их общностей, рациональная организация усилий научных коллективов на решении наиболее актуальных и перспективных проблем, повышение эффективности исследований, ускорение реализации их результатов в образовании и других сферах общественной жизни.

Научно-образовательный потенциал вуза представляет собой сложноструктурированное динамически развивающееся целостное образование, состоящее из совокупности взаимодействующих компонентов: кадровый, материально-технологический, организационно-управленческий, духовно-психологический, информационно-содержательный социально-деятельностный.

Обратимся к опыту развития научно-образовательного потенциала в культурно-образовательной среде ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова». В логике средоориентированного подхода модель научно-образовательной и воспитательной работы имеет многокомпонентную структуру:

1. Научная среда представлена следующими объединениями:

  • кружок по изучению древних языков;
  • кружок по страноведению;
  • центр изучения творчества А.П. Чехова;
  • кружок по генеалогии;
  • центр военно-исторических исследований.

2. Научно-исследовательская среда. В ТГПИ имени А.П. Чехова действует Совет молодых ученых, который занимается популяризацией научной деятельности среди аспирантов и студентов; разработкой грантовых поддержек; коллективным научным творчеством (проекты, монографии, хоздоговорные работы).

3. Среда творческих коллективов

  • формирует общекультурные компетенции;
  • повышает интеллектуальный и общекультурный уровень;
  • способствует проявлению инициативы;
  • адаптирует к новым ситуациям.

Креативное направление в ТГПИ имени А.П. Чехова представлено следующими составляющими:

  • академический хор факультета искусств и художественного образования;
  • ансамбль русских народных инструментов «Лель»;
  • фольклорный ансамбль ТГПИ имени А.П. Чехова;
  • клуб «Музыкант-педагог».

4. Оздоровительная среда формируется с учетом здоровьесберегающих технологий. Для занятия физкультурой и спортом в ТГПИ имени А.П. Чехова функционирует спортивный клуб, состоящий из 2 залов, где студенты имеют возможность заниматься в 15 спортивных секциях по различным видам спорта. На базе спортивно-оздоровительного лагеря «Ивушка» проводятся мероприятия: день СМИ, день семьи, день здоровья, день искусств, день традиций, день культуры и родного языка, день толерантности и др.

5. Клубная среда представлена широким спектром тематических студий

  • клуб Активной Психологии;
  • медиаклуб «Синема»;
  • литературно-музыкальное объединение;
  • клуб интеллектуальных игр, Дебаты.

6. Среда творческих мастерских (молодежная студия творческой самореализации «Hijo de la luna», кружок начинающих поэтов, школа КВН).

7. Информационная среда создана для

  • обеспечения информационно-консультационной поддержки студентов;
  • выражения их жизненной позиции через СМИ;
  • ознакомления с жизнью сверстников в других вузах;
  • занятий наукой и творчеством.

Современный социум характеризуется вовлечением большого количества пользователей в сеть Интернет, так как в виртуальной культурной коммуникации

  • происходит конструирование/моделирование социальной реальности различных социальных групп;
  • формируется культура Интернет (форма существования субъекта в виртуальной среде);
  • оформляются нормы и ценности, регулирующие социальные практики;
  • образуется структура нового Интернет-сообщества.

Особенностью новой культуры, формируемой Интернет, является ее независимость от статуса, возрастной группы, места жительства пользователя. В виртуальном культурном пространстве рельефно выделяются три субъекта информационного поля: профессионалы, культурная элита, разнохарактерная аудитория.

В виртуальном культурном пространстве особо выделяется значение «сетевой морфологии» в реорганизации отношений, оформления всех видов потенциала (научного, образовательного, информационного и т.д.). Сетевая морфология является средством организации, руководством вуза.

8. Социопедагогическая среда

  • развивает творчество;
  • способствует самореализации личности;
  • формирует у студентов гражданскую позицию;
  • сохраняет и приумножает нравственные, культурные, научные ценности.

Исходя из структуры, модель средоориентированного образования вуза может выгладить как совокупность трех блоков: воспитательный, образовательный, обучающий, каждый из которых включает несколько компонентов:

  1. Воспитательный блок включает в себя 5 компонентов (среда творческих коллективов, оздоровительная среда, клубная среда, среда творческих мастерских, социопедагогическая среда);
  2. Образовательный блок состоит из 4 компонентов структуры (информационная среда, среда творческих мастерских, научная среда, научно-исследовательская среда);
  3. Обучающий блок представлен 4 компонентами (среда творческих коллективов, клубная среда, среда творческих мастерских, научно-исследовательская среда).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что два блока модели (образовательный и обучающий) содержат одинаковое количество структурных элементов. Воспитательный блок представлен большим количеством структурных компонентов, что позволяет сделать заключение о его ведущем значении в формировании среды как субстрате, легитимирующем, формирующем, поддерживающем и развивающем

  • личность во всех ее ипостасях;
  • антропосферное мышление студентов;
  • сублимацию личности;
  • пасторальную структуру;
  • новые ментальные модели.

В рамках аксиологического и системного подходов целесообразно развертывание каждого блока модели для гармоничного развития субъекта образования в полиструктурированной среде. В рамках средоориентированного обучения необходимо учитывать процессы дифференциации, диверсификации, интеграции в образовании.

Рецензенты:

Федоров А.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», г. Таганрог.

Стеценко И.А., д.п.н., доцент, декан факультета информатики и управления ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», г. Таганрог.


Библиографическая ссылка

Андреева К.В., Быкасова Л.В. СРЕДООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11421 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674