Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РОЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Лившиц Р.Л. 1 Ярочкина А.Н. 2 Бузуев О.А. 1
1 Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет
2 Камчатский политехнический техникум
Статья посвящена проблеме сотрудничества организаций и учреждений различных типов с целью оказания помощи учащимся в их профессиональной ориентации и повышения популярности технических профессий в их среде. Положения и выводы статьи основаны на практическом опыте организации тесного сотрудничества организаций и учреждений в г. Петропавловске-Камчатском. Дано описание уровней предпрофильной подготовки школьников и показана необходимость объединения ресурсов образовательных учреждений и промышленных предприятий. Подчеркивается необходимость сотрудничества с промышленными предприятиями (которые выступают в роли основных заказчиков кадров). Авторы формулируют общие принципы и условия системы сетевого взаимодействия и предлагают модель функционирования предпрофильной подготовки. Показано, что объединение ресурсов позволяет повысить качество и эффективность предпрофильной подготовки учащихся, а также способствует их успешной социальной и профессиональной адаптации.
систематическое сотрудничество
непрерывное образование
профессиональная ориентация
1. Лившиц Р.Л. Что нам нужно? Реформы высшего образования в России [Текст] / Р.Л. Лившиц // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке – 2010. - №2(26). – С. 180-185.
2. Лившиц Р.Л. Основные стратегии освоения Российского Севера. Институт образования и его место в социо-культурном пространстве [Текст] / Р.Л. Лившиц // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2011. - №3. – С. 227-232
3. Лисов Л.В. Анализ проблемы профильной подготовки учащихся в контексте региональных особенностей развития образования в России [Текст] / Л.В.Лисов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. – 2008. - № 26 (60). – С.41-419.
4. Смирнов С.И. Взаимодействие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования по повышению качества подготовки выпускников [Текст] / С.И. Смирнов // Профессиональное образование Камчатской области в условиях социального партнерства: Материалы совещания работников образования Камчатской области. – Петропавловск-Камчатский: РИО КФ МУПК, 2005. – С. 41-47.
5. Смирнов С.И. Непрерывная многоуровневая подготовка специалистов в Камчатской области [Текст] / С.И. Смирнов, М.В. Сущева // Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 6. – С. 83-94.
6. Смирнов С.И. Ресурсный центр как инновационная модель непрерывного профессионального образования конкурентоспособных специалистов [Текст] / С.И. Смирнов, Н.Е. Седова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 9. – С. 38-42.
7. Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ (Екатеринбург, 8 декабря, 2010г.) Окружная научно-практическая конференция «наука – образованию»: Материалы инновационной лаборатории. Екатеринбург, 2010. – 104 с.
8. Шумейко А.А. Механизмы обновления высшего профессионально-педагогического образования // Амурский научный вестник. – 2009. - №2. – С. 6-12.

Нет необходимости доказывать важность и полезность профориентационной работы. Она нужна для учащегося, потому что открывает перед ним перспективу правильного выбора профессии, она требуется и для учебного заведения, которому необходимо вести подготовку учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. В профориентационной работе, как и в любом серьезном деле, нельзя ограничиваться разовыми акциями и разрозненными мерами. Здесь нужна система, охватывающая все звенья процесса.

Настоящая статья освещает практический опыт организации такой системы в г. Петропавловске-Камчатском.

Организация этой системы базируется на том бесспорном утверждении, что своевременное выявление склонностей и способностей учащихся – важнейший фактор успеха во всей профориентационной работе. Чтобы ученик школы мог «примерить» себя к будущей профессии, в Петропавловске-Камчатском создана система первичной подготовки учащихся. Она включает в себя три основных звена: 1) предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов, 2) профессиональные пробы для учащихся 10-11 классов, осуществляемые в рамках курса «Технология» как в самих школах, так и на базе образовательных учреждений СПО и НПО, 3) деятельность СПО и НПО по привлечению школьников к формированию первичных профессиональных навыков и умений во внеучебное время (вторая половина дня, выходные дни).

Первое звено системы – предпрофильная подготовка учащихся старших классов.

В 2004 году сотрудниками техникума Смирновым С.И., Ярочкиной А.Н. была разработана рабочая программа предпрофильной подготовки и профессиональной апробации школьников «Современные подходы к выбору профессии». Программа курса предназначена для организации целенаправленной работы образовательных учреждений СПО с учащимися общеобразовательных школ по актуализации процесса профессионального самоопределения и апробации учащихся в результате специальной организации их деятельности в ходе различных видов занятий (лекция, игра, беседа, фактические занятия и т.д.) [2].

Восемь лет политехнический техникум плодотворно сотрудничает в этом направлении со школами города. В течение этого времени в работу по предпрофильной подготовке вместе с преподавателями техникума включались и преподаватели профессиональных училищ.

Рис 1. Характеристика взаимодействия учебных учреждений в процессе предпрофильной подготовки

Введение профильного обучения предполагает соответствующее кадровое обеспече­ние, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного учреждения. Поэтому многие принципы построения профильного обучения не получают должного отражения в практике школы.

Второе звено системы – профессиональные пробы для учащихся 10-11 классов.

Эти пробы осуществляются в рамках курса «Технология» как в самих школах, так и на базе образовательных учреждений СПО и НПО. В средней школе профессиональная ориентация начинается с информации о профессиях. При этом задача состоит в том, чтобы не ограничиваться рассказом о них, а устраивать экскурсии на предприятия и организации города, в техникумы и профессиональные училища. Отдельные виды профессиональных проб в Петропавловске-Камчатском проводятся на имитационном оборудовании, моделирующем производственные процессы. Такое оборудование в настоящее время имеется во многих образовательных учреждений СПО и НПО нашего города и края.

Третье звено – деятельность СПО и НПО по привлечению школьников к формированию первичных профессиональных навыков и умений во внеучебное время.

Использование современной техники, уже имеющейся в образовательных учреждениях СПО и НПО, позволяет развеять предубеждения школ и их родителей против технических профессий как якобы нетворческих и не требующих больших интеллектуальных затрат. При этом существенно, чтобы в процессе использования техники происходило обучение навыкам, полезным в повседневной жизни и быту. Приобретая такие навыки, учащийся на собственном опыте убеждается в перспективности и востребованности соответствующей профессии, проникается сознанием ее важности [3].

Так как каждая отдельная школа не обладает необходимыми кадровыми, материальными ресурсами для организации профильного обучения, встает вопрос о сетевом взаимодействии различных об­разовательных учреждений. Для организации качественного обучения старшеклассников целесообразно использовать образовательные ресурсы учреждений дополнительного, профессионального образования всех уровней, различных структур довузовского образования, заочных школ, дистанционного образования и т.п.

В Петропавловске-Камчатском сложились различные формы совместного использования несколькими юридическими лицами материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов, что расширяет спектр возможностей для профориентации учащихся. Сетевое взаимодействие позволяет совместно использовать ресурсы, а также разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования.

На практике сформировались следующие организационные принципы сетевого взаимодействия:

  • принцип адекватности и перспективности, что означает необходимость учитывать реальные возможности и потребности учащихся, их возрастные особенности, а также видеть перспективы дальнейшего обучения и развития с учетом жизненных планов детей;
  • принцип инвариантности и вариативности, который подразумевает обеспечение необходимого уровня базовой подготовки учащихся и вариативности в соответствии с выбором учащихся;
  • принцип интеграции и дифференциации, который предполагает согласованность целей, содержания, форм, методов обучения на всех уровнях; установление связей между образовательными областями и учебными дисциплинами, реализующими предпрофильную подготовку и профильное обучение, между программами общего, дополнительного, начального профессионального образования;
  • принцип мотивации и стимулирования, позволяющий, с одной стороны, учесть мотивы, ценностные ориентации, направленность деятельности детей, с другой – создать условия, обеспечивающие раз­витие потребностно-мотивационной сферы личности в соответствии с ее реальными возможностями.

Взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования позволяет решить следующие задачи:

  • привлечение специалистов к разработке программ элективных курсов;
  • совместная организация научно-исследовательской работы, проектной деятельности;
  • использование потенциала учебных заведений профессионального образования для организации предпрофильной подготовки учащихся.

Но усилий одного педагогического сообщества, даже объединенного в целостную сеть, явно недостаточно для эффективной профориентации. Необходимо сотрудничество с промышленными предприятиями, которые и выступают в роли основных заказчиков кадров соответствующего профиля.

Благодаря такому сотрудничеству удается укрепить материально-техническую базу обучения в образовательных учреждениях, привлечь высококвалифицированных специалистов к профориентационной работе, к целевому обучению выпускников школ.

Объединение ресурсов позволяет обеспечить доступное качественное, непрерывное образование школьников, содействовать развитию осознанного личностного и профессионального самоопределения учащихся на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и успешности социальной и профессиональной адаптации.

Информационно-коммуникационные ресурсы дают возможность всем субъектам сетевого взаимодействия экономично использовать Интернет-технологии и формировать единое информационное поле для тех, кто стремится к получению качественного профессионального образования. Все субъекты сетевого взаимодействия смогут иметь доступ к информации об образовательных услугах, спросе и предложении на рын­ке труда, о возможностях карьерного роста. Сетевое взаимодействие позволяет организовать дистанционное обучение под руководством высококвалифицированных специалистов, осуществлять самообразование [4].

Рис.2 Модель функционирования предпрофильной подготовки

Сетевое взаимодействие удается наладить при соблюдении следующих условий:

  • наличие общего дела, общей задачи;
  • взаимодополнительность компетенций членов сетевого сообщества;
  • сознание ответственности всех и каждого за решение общей задачи.

При ограниченности источ­ников финансирования школ отсутствует возможность их оснащения современным оборудованием, открытия мастерских, лабораторий, поэтому объединение материально-технических ресурсов образовательных учреждений различных типов (НПО, СПО, ВПО) способствует повышению качества образования старшеклассников.

Рис 3. Структура системного интегратора сетевых образовательных ресурсов для предпрофильной подготовки школьников

Научно-методические и содержательно-технологические ресурсы обеспечивают успешность инновационных преобразований. Сетевое взаимодействие позволяет привлечь профессорско-преподавательские кадры для организации научно-исследовательской деятельности учителей школ и преподавателей СПО, апробирования образовательных программ профильных предметов и проведения занятий для старшеклассников [5].

Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов в рамках одного города (и региона в целом) – перспективное направление повышения качества предпрофильной подготовки.

Рецензенты:

Шумейко А.А., д.п.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО «АмГПТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.

Седова Н.А. д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «АмГПТУ», г. Комсомольск-на-Амуре.


Библиографическая ссылка

Лившиц Р.Л., Ярочкина А.Н., Бузуев О.А. РОЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11397 (дата обращения: 26.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252