Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Мингазова Э.Н. 1 Зиатдинов А.И. 2
1 ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России»
2 ГАУЗ «Городская поликлиника № 4 «Студенческая»
На основе комплексного медико-социального исследования контингента часто болеющих студентов медицинского университета определены сила и достоверность влияния различных социально-гигиенических, гигиенических, поведенческих и других факторов риска для составления научно обоснованных профилактических и оздоровительных программ. Результаты исследования основаны на сравнительном анализе двух медико-социальных характеристик: студентов эпизодически болеющие «простудными» заболеваниями (633 человек) и часто (3 и более раз в год) болеющие респираторными заболеваниями (155 человек). В ходе исследования были выявлены гендерные различия в особенностях влияния ряда медико-социальных факторов на формирование контингентов часто болеющих девушек и юношей, обучающихся в медицинском университете. Результаты исследования составят основу профилактических и оздоровительных программ для студентов – медиков, разрабатываемых на индивидуальном и групповом уровнях.
профилактические мероприятия
часто и эпизодически болеющие
здоровье студентов
медико-социальные факторы
1. Абросимова М.Ю.Возрастно-половые особенности смертности молодежи в Республике Татарстан / М.Ю. Абросимова // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН. - 2005. - № 2. - С. 82-85.
2. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети / В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, И.А. Камаев. - СПб.: Морской Петербург, 2003. - 180 с.
3. Глыбочко П.В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / П.В. Глыбочко, И.О. Бугаева, М.В. Еругина // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2009. - Т. 5. - № 1. - С. 9-11.
4. Горшков М.К.,Шереги Ф.Э.Молодежь России: социологический портрет / М.К.Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Институт социологии РАН, 2010. 2-е изд., доп. и испр. - 592 с.
5. КругляковаИ.П. Медико-социальная характеристика студентов подросткового возраста на современном этапе / И.П. Круглякова,Л.И. Вагапова// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 3. - С. 176-177.

Введение

Студенческая молодежь - стратегически наиважнейшая часть населения страны, определяющая ее экономическое, социальное, интеллектуальное благополучие, обороноспособность и безопасность. По данным различных авторов, для студентов, как и для молодого поколения России в целом, в последние десятилетия характерны неблагоприятные показатели, свидетельствующие об ухудшении их состояния здоровья [1, 3, 4]. Данные изменения отражаются в росте показателей заболеваемости, распространенности заболеваний и функциональных отклонений. Как показывают исследования, наиболее частыми причинами пропусков учебных занятий студентами являются так называемые «простудные» заболевания. При частом повторении респираторные заболевания, с одной стороны, способны существенно отразится на состоянии здоровья студентов, провоцируя формирование хронической патологии, с другой - являются причиной снижения успеваемости и компетентности будущих специалистов [2, 5]. Вышеизложенное убеждает в необходимости комплексного изучения особенностей формирования частых респираторных заболеваний среди студентов - медиков с оценкой степени влияния медико-социальных факторов для разработки путей совершенствования медико-профилактической помощи

Цель исследования: на основе комплексного медико-социального исследования контингента часто болеющих студентов определить особенности влияния различных социально-гигиенических, поведенческих и других факторов риска для составления научно обоснованных профилактических и оздоровительных программ.

Методы и материал исследований

Применялись социально-гигиенический, гигиенический, клинический, аналитический, графоаналитический, статистический методы исследования. Были проанализированы основные показатели здоровья 788 студентов различных факультетов медицинского университета и проведен анализ результатов их интервьюирования по специально разработанным картам. Студенты были разделены на 2 группы - эпизодически болеющие «простудными» заболеваниями (633 человек - группа сравнения) и часто (3 и более раз в год) болеющие респираторными заболеваниями - 155 человек - контрольная группа.

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с целью исследования были составлены медико-социальная характеристика частоболеющих студентов (ЧБС). Среди всех 453 обследованных девушек частоболеющих было 23,62 %, среди 335 юношей - соответственно 14,33 % (Р≤0,05). Как показал статистический анализ, гендерные различия существуют также в силе и достоверности влияния остальных медико-социальных факторов среди часто болеющих студентов медицинского университета (табл. 1).

Таблица 1

Сила влияния (η2) факторов и достоверности (Р<) на число ЧБС медицинского университета

 

Факторы

Юноши

Девушки

η2

Р<

Ранг

η2

Р<

Ранг

Курс

0

-

-

1,82

0,05

16

Факультет

0,12

-

-

0

-

-

Местожительство

6,10

0,001

4

6,96

0,001

6

Вид жилища

2,78

0,05

11

7,59

0,001

3

Жилищно-бытовые условия

3,69

0,01

8

9,51

0,001

1

Материальная обеспеченность

0,57

-

-

5,42

0,01

8

Работа после учебы

3,91

0,01

6

4,02

0,01

11

Учебные нагрузки

1,68

0,05

13

4,06

0,01

10

Работа с компьютером

0,54

-

-

0,25

-

-

Занятие спортом

0

-

-

1,98

0,05

15

Двигательная активность

0,82

-

-

1,17

-

-

Прогулки в будни

8,82

0,001

1

1,14

-

-

Прогулки в выходные

3,76

0,01

7

5,53

0,01

7

Сон

0,82

-

-

7,32

0,001

5

Закаливание

0,48

-

-

0,11

-

-

Стресс

6,83

0,001

3

4,00

0,01

12

Антибиотики

8,75

0,001

2

5,12

0,001

9

Витаминно-минеральные комплексы

0,90

-

-

3,75

0,01

13

Физическое развитие

2,13

0,05

12

2,22

0,05

14

Хронические заболевания в прошлом

2,88

0,05

10

9,15

0,001

2

Потребление белка

1,65

0,05

14

7,41

0,01

4

Потребление жиров

3,48

0,01

9

0

-

-

Потребление фруктов

4,98

0,01

5

0

-

-

Потребление овощей

1,69

0,05

15

0

-

-

Фактор «курс обучения». Градациями фактора являлись: 1-2 курсы, где часто болеющие юноши составили 23 человека, а ЧБ девушки - 51, 3-4 курсы, где соответственно ЧБ юношей было 17, а девушек - 35, 5-6 курсы соответственно - 8 и 21. Анализ показал, что данный фактор на число ЧБ юношей не действует, а на ЧБ девушек влияет с силой η2 - 1,82 % (Р<0,05).

Фактор «факультет». Первая градация фактора - лечебный факультет, где среди ЧБ юношей было 10, а среди девушек - 30; вторая градация - педиатрический, где среди юношей ЧБ - 13, среди девушек - 40; третья градация - медико-профилактический, где среди юношей ЧБ - 15, девушек - 30; четвертая градация - стоматологический, где среди юношей ЧБ - 10, среди девушек - 7. Влияние данного фактора на число ЧБ как у юношей, так и девушек не выявлено.

Фактор «местожительство». Первая градация - студенты, приехавшие их сельской местности, среди юношей ЧБ - 10, среди девушек - 38; вторая градация - студенты выходцы из других городов, среди юношей ЧБ - 21, среди девушек - 34; третья градация - студенты, проживающие в г. Казани, среди юношей ЧБ - 17, среди девушек - 35. Сила влияния этого фактора на число ЧБ юношей составила η2 - 6,10 % (Р<0,001), девушек - η2 - 6,96 % (Р<0,001).

Фактор «вид жилища» или условия проживания. Первая градация фактора - живут с родителями, среди юношей ЧБ - 9, среди девушек - 21; вторая градация - снимают квартиру, среди юношей ЧБ - 2, среди девушек - 15; третья градация - снимают комнату, среди юношей ЧБ - 12, среди девушек - 26; четвертая градация - живут в общежитии, среди юношей ЧБ - 25, среди девушек - 45. Силы влияния этого фактора на число ЧБ юношей составила - η2 - 2,78 % (Р<0,05), девушек - η2 - 7,59 % (Р<0,001).

Фактор «жилищно-бытовые условия». Градациями фактора являлись: первая - хорошие, вторая - удовлетворительные, третья - плохие. Среди юношей число ЧБ - 48, девушек - 107. Сила влияния этого фактора на число ЧБ юношей составляет - η2 - 3,69 % (Р<0,01), девушек - η2 - 9,51 % (Р<0,001).

Фактор «материальное положение». Градации: первая - выше среднего, вторая - среднее, третья - низкое. У юношей влияние этого фактора не выявлено, у девушек составляет - η2 - 5,42 % (Р<0,01)

Фактор «работа после учебных занятий». Юноши и девушки подразделены на две градации - работают, не работают. Влияние этого фактора - у ЧБ юношей составляет - η2 - 3,91 % (Р<0,01), у девушек - η2 - 4,02 % (Р<0,01).

Фактор «учебные нагрузки» с учетом самоподготовки. Здесь нами выделены две градации: более 10 часов в день, менее 10 часов в день. У юношей этот фактор на число ЧБ влияет с силой - η2 - 1,68 % (Р<0,05), девушек - η2 - 4,06 % (Р<0,01).

Фактор «работа с компьютером». Градации - более 4-х часов в день, менее 4-х часов в день. Влияние этого фактора, как у юношей, так и у девушек, не выявлено.

Фактор «занятие спортом». Градации - занимаются, не занимаются. Влияние этого фактора, как у юношей, так и у девушек, не выявлено.

Фактор «двигательная активность». Первая градация - в пределах нормы, вторая - ниже нормы. Влияние отсутствует.

Фактор «прогулки на свежем воздухе в будние дни». Градации - отсутствуют, редко, регулярные. Этот фактор на число ЧБ юношей действует с силой - η2 - 8,82 % (Р<0,001), девушек - не выявлено.

Фактор «прогулки на свежем воздухе в выходные дни». Градации фактора - нет, редко, регулярно. Влияние на число ЧБ юношей составляет - η2 - 3,76 % (Р<0,01), девушек - η2 - 5,53 % (Р<0,01)

Фактор «сон». Градации - в норме, ниже нормы. У юношей влияние этого фактора не выявлено, у девушек сила действия составляет - η2 - 7,32 % (Р<0,001).

Фактор «закаливание». Влияние этого фактора не выявлено.

Фактор «стресс». Градации фактора - нет, редко, часто. Выявлено, что данный фактор на число ЦБ юношей оказывает влияние с силой - η2 -6,83 % (Р<0,001), у девушек - η2 - 4,0 % (Р<0,01).

Фактор «применение антибиотиков». Градации - не принимают, редко, часто, принимают. Сила влияние на число ЦБ юношей составляет - η2 -8,75 % (Р<0,001), у девушек - η2 - 5,12 % (Р<0,001).

Фактор «применение витаминно-минеральных комплексов» на число ЧБ девушек оказывает влияние с силой - η2 - 3,75 % (Р<0,01), у юношей влияние отсутствует.

Фактор «физическое развитие». Градации - норма, дефицит массы тела, избыток массы тела, низкий рост. Сила влияния этого фактора на число ЧБ юношей составляет η2 - 2,13 % (Р<0,05), девушек - η2 -2,22 % (Р<0,05).

Фактор «хронические заболевания в прошлом», т.е. имевшиеся у студентов до поступления в медицинский университет. Градации - не было, было. На число ЧБС влияние этого фактора у девушек составляет - η2 - 9,15 % (Р<0,001), у юношей - η2 - 2,88 % (Р<0,05).

Фактор «потребление белков». Градации - в соответствии с физиологическими нормами, ниже этих норм. Сила влияния этого фактора на число ЧБ юношей составляет - η2 - 1,65 % (Р<0,05), девушек - η2 - 7,41 % (Р<0,001).

Фактор «потребление ниже физиологических норм» полиненасыщенных жиров, фруктов, овощей на число ЧБС у юношей влияет соответственно с силой - η2 - 3,48 % (Р<0,01), η2 - 4,98 % (Р<0,01), η2 - 1,64 % (Р<0,05), у девушек влияние этих факторов не выявлено.

Заключение. Таким образом, из учтенных нами 24 факторов на число часто болеющих студентов юношей с той или иной силой оказывают влияние 15. Среди них ведущими являются: недостаток прогулок на свежем воздухе в будние дни - η2 - 8,82 % (Р<0,001), частое потребление антибиотиков - η2 - 8,75 % (Р<0,001), частый стресс - η2 - 6,83 % (Р<0,001), место жительство (жители городов РТ, в т.ч. Казани) - η2 - 6,10 % (Р<0,001), недостаточное потребление фруктов - η2 - 4,98 % (Р<0,01). Силы достоверного влияния остальных девяти факторов менее 4,0 %, т.к. различия по этим медико-социальным показателям среди часто и эпизодически болеющих юношей оказались не существенными.

Из учтенных нами 24 факторов 15 оказывают достоверное влияние на число часто болеющих девушек студенток, среди них: плохие жилищно-бытовые условия - η2 - 9,51 % (Р<0,001), хронические заболевания до поступления в университет - η2 -9,15 % (Р<0,001), вид жилища (проживание на частных квартирах и общежитии) - η2- 7,59 % (Р<0,001), недостаточное потребление белковых продуктов - η2 - 7,41 % (Р<0,001), недостаток сна - η2 - 7,32 % (Р<0,001), местожительство ( в городах РТ, в том числе г.Казани) - η2-6,96 % (Р<0,001), отсутствие прогулок на свежем воздухе в выходные дни - η2 - 5,53 % (Р<0,01), материальный недостаток - η2 - 5,42 % (Р<0,001). Остальные девять факторов влияют на число ЧБС у девушек, с силой менее 4,0 %. Это объясняется отсутствием различий по идентичным медико-социальным показателям часто и эпизодически болеющих девушек, т.е. значительное число девушек, как в группе контроля, так и группе сравнения, недостаточно физически активны, мало спят, редко бывают на свежем воздухе и т.п.

Результаты данного статистического анализа составят основу профилактических и оздоровительных программ для часто болеющих юношей и девушек - студентов медицинского университета.

Рецензенты:

Амиров Н.Х., д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда Казанского государственного медицинского университета, г. Казань.

Галиуллин А.Н., д.м.н., профессор кафедры менеджмента в здравоохранении ФПК и ППС Казанского государственного медицинского университета, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Мингазова Э.Н., Зиатдинов А.И. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11365 (дата обращения: 18.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252