Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДЕФИНИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Макулов С.И. 1
1 НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»
Проведен анализ понятий «культура», «поликультурное образование» в различных областях науки (философии, культурологи, социологии, педагогике). Обобщение результатов анализа известных в настоящее время определений понятия «поликультурное образование» позволило сделать вывод о том, что поликультурное образование реализует несколько целей: 1) формирование когнитивных процессов; 2) формирование знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения, исторических, интеграционных и социально-экономических изменениях собственной и других культур; 3) формирование видов деятельности (разрешать межкультурные конфликты, выделять и осмысливать ценности каждой культуры, оказание помощи и поддержки представителям контактирующих культур). Установлено, что для обоснованного выбора определений данных понятий с целью дальнейшего изучения проблем поликультурного образования в школе необходимо воспользоваться правилами, сформулированными в науке логике. Полученные таким путем содержания понятий «культура» и «поликультурное образование» позволило четко сформулировать цели образовательного процесса в поликультурном социуме.
поликультурное образование.
культура
содержание понятий
1. Алексашенкова И. В. Билингвальная образовательная программа (курикулум) как средство поликультурного образования студентов: Дисс. ... к. п. н.: 13.00.01. – Великий Новгород, 2000. – 148 с.
2. Асмус В.Ф. Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. – Москва: URSS, 2007. – 235 с.
3. Иванова Ю.В. Особенности проектирования социокультурной образовательной среды для обучения английскому языку в вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. - №40. – С. 406-412.
4. Иванчук О.В. Методика формирования у учащихся обобщенных видов деятельности по усвоению понятий о физических объектах: дис… к. п. н.: 13.00.02. – Астрахань, 1999. – 146 с.
5. Искусство и педагогика: Из культур. наследия России XIX-XX вв.: Хрестоматия для студентов пед. вузов и учителей / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [Сост. и авт. предисл. М. А. Верб]. – СПб.: Образование, 1995. – 293с.
6. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведениях. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2000. – 608с.
7. Колоколова И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося: дисс. ... к. п. н.: Ростов-на-Дону, 2001. – 198с.
8. Морозова Е.А. Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода: дисс. ... к. п. н. – Владимир, 2011. – 239 с.
9. Основы педагогики: Учеб. Пособие. Ун-т рос. акад. образования. - [2. изд., испр. и доп.]. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 614 с.
10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.
11. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1982г. – 160с.
12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
13. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: атореф. дисс. …к.п.н. – Казань, 1998. – 21с.
14. Юнг К.Г.Очерки по психологии бессознательного: перевод с английского. – [Изд. 2-е]. – Москва: Cogitocentre, 2010 (Киров: Дом печати – Вятка). – 350с.
15. Boos-Nünning U., Hohmann M., Reich H.H. Aufnahmeunterricht, MuttersprachlicherUnterricht, InterkulturellerUnterricht. ErgebnisseeinervergleichendenUntersuchungzumUnterrichtfürausländische Kinder in Belgien, England, Frankreich und den Niederlanden. München, 1983. – S. 359.
16. Essinger H., Graf J. InterkulturelleErziehungalsFriedenserziehung. 1984. – S.26.
17. Hohmann M. // Ausländerkinder in Schule u. Kindergarten. 1983. H.4. – S. 41.
18. Kruger-Potratz M. Die problematischeVerkurzung der AuslanderpadagogikalsSubdisziplin der Erziehungswissenschaft: In: Sozialarbeit u. Auslanderpadagogik. – Neue Praxis, SH 7, 1983. – S. 172.

Человек, являясь частицей социума, реализует себя как личность в среде, отражающей особенности различных культур. Поэтому одной из приоритетных задач системы образования, как в России, так и за рубежом, является подготовка индивидуума к успешному решению общественно-значимых задач, к самореализации, к гармоничному сосуществованию с окружающими в условиях межкультурного диалога. Проблемы и противоречия, возникающие в современном обществе, формируют социальный заказ системе образования - подготовить индивида к мирному существованию в поликультурном, многонациональном мире, сформировать соответствующую систему ценностей и норм поведения, воспитать толерантное отношение к другим культурам, обычаям, традициям и вероисповеданиям. В связи с чем образование предстает как многообразие сосуществующих или сменяющих друг друга структур социального взаимодействия разного масштаба, обеспечивающих, в конечном счете, становление единой человеческой цивилизации, наибольшей структурной единицей которого является мировое поликультурное образовательное пространство [7, с. 44].

Изучение проблематики создания поликультурного пространства предполагает конкретизацию и уточнение данного понятия и его составляющих, способов и механизмов его создания и функционирования. Поэтому уточнение и обоснованный выбор определения понятий «культура», «поликультурное образование» является, на наш взгляд, первоочередной задачей нашего исследования.

Анализ научно-исследовательской, учебной и популярной литературы, позволил сформулировать следующие выводы.

Во-первых, существуют различные подходы к формированию определений понятия «культура». Данные подходы выделены в работах М.А. Верба[5]: 1) условно-терминологический; 2) историко-археологичекий [6]; 3) этнографический; 4) личностно-деятельностный; 5) интегративный подход; 6) антропологический; 7) ценностный; 8) социологический).

Во-вторых, определения понятия «культура», сформулированные исследователями - сторонниками вышеназванных подходов, можно сгруппировать следующим образом: 1) описательные; 2) исторические; 3) нормативные; 5) ценностные; 6) психологические [14]; 7) идеологические; 8) антропологические; 9) социологические; 10) просветительско-образовательные.

В-третьих, в настоящее время существует в педагогической науке значительное число работ, посвященных актуальным проблемам формирования профессиональной культуры и информационной культуры как части культуры в целом у людей различных возрастных групп, этнической, расовой, социальной и профессиональной принадлежностей и вопросам поиска содержания понятий «профессиональная культура» и «информационная культура».

Такое многообразие не только подходов к рассмотрению содержания данного понятия, формулировке его определения, но и его разновидностей сподвиг нас сформулировать закономерный вопрос: что же следует понимать под понятием «культура»?

Чтобы ответить на данный вопрос, мы исходили из следующих соображений, во-первых, понятие «культура», как и любое другое понятие, представляет собой мысль, отражающую существенные признаки предметов, объектов, явлений и процессов, которые позволяют выделить их из множества других [2]. Такие признаки образуют так называемое содержание понятий. При этом существенными признаками являются лишь те, «каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны для того, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный объект от всех остальных и обобщить однородные предметы в единый класс [2,с. 10].

Во-вторых, содержание любого понятия описывается его определением. Термин «определение» был введен еще Аристотелем для обозначения высказывания, объясняющего, что есть данная вещь, или отчета о сущности вещи [4]. Определить понятие - это значит выразить в краткой форме основные и существенные признаки определяемого понятия, не исчерпывая всех его свойств и связей. Данная логическая операция заключается в том, чтобы уникально отличить изучаемый предмет от других предметов множества мышления, то есть к определению через род и видовые отличия.

Очевидно, если выделить род и видовые признаки понятия «культура» более четко, то возможно установить и цель процесса поликультурного образования через описание того, чем должен овладеть обучаемый в результате данного процесса. Поэтому мы выделили из содержания понятия «культура», сформулированного в определениях различных авторов, слова, указывающие на его род и видовые признаки. Данные подходы позволили установить, что под термином «культура» понимается: а) система материальных и духовных ценностей, включающая все достижения и результаты человеческой деятельности, созданные на разных этапах развития общества в данных социально-экономических и регионально-географических условиях, отличающих расовые, религиозные или социальные группы комплексом традиций, языка, литературой, этикетом, музыкой, формой одежды, видами пищи, конструкций и внутреннем убранством жилищ, праздниками, обрядами, обычаями, верованиями и идеалами; б) система норм поведения, способов деятельности и адаптации в социально-экономических и регионально-географических условиях, руководствуясь набором принятых взглядов, морали, общественных форм и материальных благ, соответствующих комплексу традиций расовой, религиозной или социальной группы.

Отдельно отметим, что мы намеренно не акцентировали внимание в получившемся определении на принадлежности «системы материальных и духовных ценностей», «системы норм поведения, способов деятельности и адаптации» только к этническим (национальным группам), принимая во внимание тот факт, что данные категории могут принадлежать к более широким или узким социальным группам, например, культура специалистов одной профессиональной области (педагогическая культура, культура «голубых воротничков», корпоративная культура), культура сексуальных меньшинств, неформальных объединений и т.п.

Итак, чтобы разобраться в сущности «поликультурного образования» как в целостной дефиниции, нами первоначально было выявлено содержание понятия «образование». Установлено, что большинство исследователей рассматривают «образование» как: 1) единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны [10]; 2) овладение личностью определенной системой научных знаний, прак­тических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие [12, c. 74]; 3) приобретенное достояние личности, выявляющееся в ее поведении, заключенное в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе общения с другими людьми, в процессе приобретения личного опыта познания мира [3, с. 407].

Интерес представляют определения данного понятия, сформулированные Б.З. Вульфовым и В.Д. Ивановым, согласно которым «образование есть зафиксированное достижение уровня культуры, реализуемое в процессе обучения» [9, c. 21]. Такое толкование является актуальным для нашего исследования, так как связывает образование и культуру - в процессе поликультурного образования реализуется развитие обучаемых в соответствии с целями, опосредованными культурным содержанием и методами его усвоения.

Для обоснованного выбора понимания понятия «поликультурное образование», которое позволило бы сформулировать концептуальные (теоретические) основы нашего исследования, мы решили воспользоваться подходом, обусловленным следующими соображениями: так как образование является процессом, регламентируемым определенными образовательными или воспитательными целями, то с помощью определений понятия «поликультурное образование» и ведущими теоретическими идеями, сформулированными авторами работ, мы постарались выделить конечную цель данного процесса. Для этого мы воспользовались классификацией, предложенной И.В. Алексашенковой [1], дополнив ее определениями понятия «поликультурное образование» и работами, выполненными позднее данного исследования. Примеры проделанной работы и полученные результаты представлены в таблице.

Таблица 4. Результаты анализа понятия «поликультурное образование» и подходов к реализации поликультурного образования

 

Автор исследования

Определение понятия «поликультурное образование»

Цель поликультурного образования

Аккультурационный

У. Боос-Нюннинг

Традиции изучения родной культуры, процесса переработки традиций в рамках новой культуры, поскольку конфронтация с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров [15, с. 359]

1) создать и развить гармонию в отношениях между членами различных этнических групп

2) изучить традиционную родную культуру и ее изменение в рамках новой культуры

3) оказать помощь и поддержку представителям контактирующих культур

4) воспитать открытость, интерес и терпимость

А.В. Шафрикова

Совместная тенденция мирового процесса, утверждающую идею о том, что в основе мировой цивилизации лежит множество независимых самостоятельных сущностей, ...направленных на хранение и развитие многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе и базирующихся на принципах диалога различных культур [13]

1) организовать деятельность по усвоению семенных ценностей и норм поведения

2) развить способности выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры

3) сформировать собственную культуру идентичности

Диалоговый

М. Хоманн

Совместное решение межкультурных конфликтов, существование которых должно быть признано и осознано и обогащено за счет диалога с чужими культурами [17]

1) приобщить к различным культурам

2) сформировать общепланетарное сознание, позволяющее тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное сообщество.

3) воспитать миролюбивость

4) воспитать умение разрешать межкультурные конфликты

5) развить способности к межкультурной коммуникации

6) сформировать представления о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах

М. Крюгер-Потратц

помощь обучаемым ориентироваться в обществе, в котором вся жизнь определяется этнической, языковой, религиозной и социальной готовностью [18]

Социально-психологический подход

Тейлор Хакль

Развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и мышления, чужой культуре, развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, интеграции элементов других культур в собственную систему мышления [1]

1) развить терпимость к чужому образу жизни и мышления, уважение к чужой культуре;

2) развить способности к интеграции элементов чужих культур в собственную систему мышления;

3) научить солидарности;

4) воспитать умение разрешать межкультурные конфликты.

Х. Эссингер, И.Граф

цели поликультурного образования состоят в эмпатии, солидарности и способности решать конфликты [16]

Обобщая результаты анализа рассмотренных выше определений понятия «поликультурное образование» и соответствующих целей поликультурного образования как процесса, можно сделать следующий вывод, что поликультурное образование является многоаспектным процессом и включает в себя несколько целей, а именно: 1) формирование когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление и др.); 2) формирование знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения, исторических, интеграционных и социально-экономических изменениях собственной и других культур; 3) формирование видов деятельности (разрешать межкультурные конфликты, выделять и осмысливать ценности каждой культуры, усвоение семенных ценностей и норм поведения, оказание помощи и поддержку представителям контактирующих культур).

Подобный подход был применен в работе Е.А. Морозовой [8]. Однако, на наш взгляд, автором данного исследования не учтены следующие факты (положения). Во-первых, при формулировании своего определения Е.А. Морозовой [8, с. 162] не учтено, что ближайший признак, так называемый род данного понятия, является «образование». Поэтому в определении «поликультурное образование» должны быть включены понятия составляющие данных процессов (воспитания, обучение).

Во-вторых, несмотря на то что автором исследования был выделен когнитивный аспект [8, с.163], им не был учтен тот факт, что когнитивная психология (раздел науки психологии) рассматривает понятие психики как опосредованное овладение человеком познавательной деятельности с помощью когнитивных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление). В связи чем автором в качестве когнитивной составляющей поликультурного образования понимается освоение только «образов и ценностей мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов» [8, с. 163].

Отметим, что сформулированное нами определение понятия «поликультурное образование» согласуется с полученным нами определением понятия «культуры», а именно: 1) формирование системы норм поведения соотносится с когнитивным аспектом поликультурного образования; 2) формирование знаний соотносится со знаниями о системе материальных и духовных ценностей; 3) формирование видов деятельности соотносится с различными видами деятельности, в том числе и адаптацией, регламентируемым набором принятых взглядов, морали, общественных форм и материальных благ, соответствующих комплексу традиций расовой, религиозной или социальной группы.

1. Под «культурой» понимается: система материальных и духовных ценностей, включающая все достижения и результаты человеческой деятельности, созданные на разных этапах развития общества в данных социально-экономических и регионально-географических условиях, отличающих расовые, религиозные или социальные группы комплексом традиций, языка литературой, этикетом, музыкой, формой одежды, видами пищи, конструкций и внутреннем убранством жилищ, праздниками, обрядами, обычаями, верованиями и идеалами; система норм поведения, способов деятельности и адаптации в социально-экономических и регионально-географических условиях, руководствуясь набором принятых взглядов, морали, общественных форм и материальных благ, соответствующих комплексу традиций расовой, религиозной или социальной группы.

2. «Поликультурное образование» - это процесс: 1) формирование когнитивных процессов (восприятие, память, речь, мышление и др.); 2) формирование знаний о ценностях, сложившихся традициях, нормах поведения, исторических, интеграционных и социально-экономических изменениях собственной и других культур; 3) формирование видов деятельности (разрешать межкультурные конфликты, выделять и осмысливать ценности каждой культуры, усвоение семенных ценностей и норм поведения, оказание помощи и поддержку представителям контактирующих культур).

3. При реализации любого из аспектов поликультурного образования необходимо помнить, что система материальных и духовных ценностей система норм поведения, способов деятельности и адаптации может принадлежать не только к этническим (национальным группам), но другим социальным группам, например, культура специалистов одной профессиональной области (педагогическая культура, культура «голубых воротничков», корпоративная культура, культура сексуальных меньшинств и т.п.).

Рецензенты:

Мирзабекова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г.Астрахань.

Ильясова М.Д., д.п.н., доцент, профессор кафедры «Социология и психология», заведующая научно-исследовательской лабораторией «Компетентностный подход в подготовке и сертификации кадров» Астраханского государственного технического университета, г.Астрахань.


Библиографическая ссылка

Макулов С.И. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДЕФИНИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11267 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674