Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Вишневская Н. Л., Шевченко А.Е., Баулина А.А.

Сложность и увеличение масштабов тех­нологических систем, рост автоматизации производства обо­стряют проблему надежности человеческого звена в системе «человек-техника-среда». Задачи снижения производственного трав­матизма, обеспечение безопасных условий труда требуют не только контроля факторов производственной среды, оказывающих вредное влияние на здо­ровье работников, но и детального изучения и оценки факторов личности, имеющих принципиальное значение в опасной производственной ситуации.

Выделяется два аспекта, требующих психологического ана­лиза:

  • научно-психологическое обоснование мероприятий по безопасности;
  • психические особенности и состояния человека, влияю­щие на безопасность его работы.

Задача администрации предприятия в создании наиболее безопасных условий труда в пределах существующих возможностей техники в целях снижения вероятности риска аварийных ситуаций, травм или гибели людей. При этом следует учитывать, что в зависимости от типа опасной ситуации работники используют различные стратегии поведения. Анализ показал, что главным виновником аварийных ситуаций является сам человек.

Действия работников могут быть обусловлены стремлениями к экономии сил и облегчению трудовых условий, выбору более легких, но более опасных действий, рабочих поз, движений. Стремление к экономии сил обостряется на более тяжелых видах производственной деятельности.  Дополнительной личностной характеристикой является недооценка опасности, которая базируется на появлении в сознании уверенности в отсутствии ответственности за свои ошибки. Исследования показывают, что многолетнее отсутствие травм и гибели в цехе, на данной производственной площадке в отделении формирует у людей ошибочное мнение о невозможности чрезвычайных ситуаций даже при нарушении режима труда. В некоторых случаях важно учитывать, что             по мере работы в опасных условиях человек привыкает к опыту единичных благоприятных исходов ошибочных действий и в сознании формируется мнение о безопасности этого вида труда, при этом не наказывается нарушение требований безопасности

Кроме того, ряд опасных ситуаций на производстве связан с самоутверждением в глазах коллег, желанием нравиться окружающим, демонстрацией решительности, смелости в работе в условиях повышенной опасности. Самоутверждение в собственных глазах может быть причиной характера и соответственного игнорирования требований по обеспечению безопасности труда. Переоценка собственного опыта в некоторых случаях дает человеку основание предполагать, что его знание и умение действовать в критической ситуации гарантирует ему возможность быстро принять меры по предупреждению и ликвидации предаварийной ситуации.

Выполненные нами исследования показали, что практикуемый в настоящее достаточно широко переход на 12-часовой рабочий день привел росту несчастных случаев на производстве, что в первую очередь связано, по нашему мнению, с проблемами организации режимов труда и отдыха и усилением утомления персонала.

Привычка работать с нарушениями также влияет на аварийную ситуацию. Многократно работая в определенных целях с нарушениями, она формирует в сознании уверенность и спокойствие, ведущее к трагедии.

Известно, что выделяют и два основных фактора, обусловливающих возникновение опасности и аварийной ситуации в производственных условиях.

  • особенности производственной среды;
  • опасности, связанные с человеческим фактором.

По данным ВОЗ, смертность от трудового травматизма занимает третье место в мире, что требует выполнения неотложных мер по сохранению трудовых ресурсов. Наиболее часто работники сталкиваются с тремя видами опасностей: неизвестными; известными, но которых можно избежать; известными и неизбежными.

В зависимости от типа опасной ситуации работник исполь­зует различные стратегии поведения. В первом случае пытаются узнать о ситуации и перевести в категорию известной. Во втором пытаются найти выход из данной ситуации. Третья ситуация са­мая сложная, поскольку для ее решения следует определить степень риска. Нередко человек просто не знает, как избежать опас­ности, но, получив соответствующую информацию: прило­жив усилия, может это сделать.

Психологический анализ причин аварийных ситуаций, связанных с человеческим фактором показал, что наряду с «человеческим фактором» важными составляющими аварийной ситуации может быть совокупность технических и технологических условий, а также плохая орга­низация работы, или значительное влияние на работников факторов производственной среды. По мере развития прогрессив­ных технологий разработчики пытаются уменьшить степень риска в трудовых процессах, однако полностью его исклю­чить невозможно.

Важным составным элементом системы «человек-техника-среда» следует считать информированность работника о всевозможных вариантах опасных ситуаций на участке, что должно способствовать обоснованности действий и профилактике паники. Знание позволяет чело­веку принять разумное решение в аварийной ситуации с допустимой долей риска.


Библиографическая ссылка

Вишневская Н. Л., Шевченко А.Е., Баулина А.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1100 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674