Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Казакова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
В статье проанализировано понятие «инклюзивное образование», представлены его зарубежные и российские трактовки; дано авторское определение понятия «инклюзивное образование», выявлены его сущность и основные характеристики в современных российских условиях. Отмечается, что одной из главных составляющих инклюзивного образования является инклюзивное воспитание, основанное на гармоничном взаимодействии детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками. Рассматривается процесс освоения ценностей «Человек», «Здоровье», «Отечество», «Земля» и формирования ценностных ориентаций у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников в инклюзивной воспитательной среде. В заключение автором сделан вывод о том, что инклюзивная воспитательная среда оказывает положительное влияние на скорость и эффективность формирования нравственных норм и правил жизнедеятельности как у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, так и у их здоровых сверстников.
дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья
инклюзивное воспитание
инклюзивное образование
инклюзия
1. Закон «Об образовании в РФ». URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 21.03.2013).
2. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения. // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.
3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86-94.
4. Ballard K. Researching disability and inclusive Education: Participation, construction and interpretation // International Journal of Inclisive Education. 1997. Vol. 1. № 3. P. 243-256.
5. De Groot Kim S. Kevin: «I gotta Get to the Market»: The development of peer relationships in inclusive early childhood settings // Early Childhood Educational Journal. 2005. Vol. 33. № 3. P. 163-169.
6. Friend M. and Bursuck W.D. Including students with special needs: a practical guide for classroom teacher. USA. Boston: Allyn and Bacon, 2005.
7. Vislie L. From integration to inclusion: Focusing global trends and changes in the Western European societies. //European Journal of Special Needs Education. 2003. Vol. 18. № 1. P. 17-35.
8. Wilson B.A. Inclusion: Empirical guidelines and unanswered question // Educational and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities. 1999. Vol. 34. P. 119-133.

Современное российское общество характеризуется быстро меняющимися инновационными процессами, происходящими в различных сферах жизнедеятельности - социальной, политической, экономической, трудовой, и поэтому человек нашего времени должен быть активным, целеустремлённым, динамичным, быстрым. Это в определённой степени относится и к человеку с ограниченными возможностями здоровья, который в последние двадцать - тридцать лет в Российской Федерации стал рассматриваться в терминах модели независимого образа жизни как независимый и самостоятельный субъект различных сфер человеческой жизнедеятельности. Для формирования субъектной позиции у человека с ограниченными возможностями здоровья в детском и подростковом возрасте должна быть организована и проведена соответствующая по целям, формам и содержанию воспитательная работа в интегрированной (инклюзивной) воспитательной среде.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года) под инклюзивным образованием понимают «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].

В зарубежных исследованиях инклюзивное образование трактуется, во-первых, как «обучение детей со специальными образовательными потребностями совместно с типично развивающимися сверстниками в естественной окружающей среде» [5] на основе полной интеграции в общий учебный процесс до момента достижения целей обучения [6]; во-вторых, как «включение всех учеников соответствующего возраста в коллектив безотносительно учета их интеллектуальных, физических, сенсорных различий с равными правами для освоения культурных ценностей общества в общеобразовательном классе» [4]; в-третьих, важным при организации инклюзивного образования признается изменение школьной культуры (увеличение числа учащихся с различиями, активизация их участия в различных видах деятельности, усиление фактора общения) [7]; в-четвертых, в рамках инклюзии выделяют физическую интеграцию (совместное пребывание в одной классной комнате здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); социальную интеграцию (взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками и взрослыми); учебную интеграцию (совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе учета их особенностей) [8].

В российских исследованиях делается акцент на рассмотрении инклюзивного образования как формы реализации социальной инклюзии и создании специальных равноценных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе [2, 3].

С нашей точки зрения, можно дать следующее определение понятию «инклюзивное образование» - это равноправное и равноценное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками с целью их полноценного психофизического, личностного и социального развития в условиях открытого образовательного пространства. Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития.

Разновидностью инклюзивного образования является инклюзивное воспитание, которое можно определить как целенаправленную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания.

Инклюзивное воспитание характеризуется целенаправленным изменением как человека с ограниченными возможностями здоровья, так и его здоровых сверстников при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности на основе формирования общих ценностей и ценностных ориентаций, поведенческих установок, нравственных норм и правил жизнедеятельности.

Ценности и ценностные ориентации, формируемые у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, относятся к различным сферам жизнедеятельности; среди них основные - это ценности «Я», «Здоровье», «Отечество», «Земля». Восприятие и содержание каждой из вышеперечисленных ценностей специфично у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, что объясняется накоплением своеобразного и различного предшествующего социального опыта.

Для человека с ограниченными возможностями здоровья ценность «Я» преломляется через ощущение и восприятие болезни; осознание значимости и уникальности собственного «Я» происходит медленно, для чего требуется специальное формирование положительного отношения к себе и адекватной самооценки. Для здоровых детей и подростков ценность «Я» связана с осознанием границы между «Я» и «не Я», восприятием собственного отличия, уникальности и неповторимости. Следовательно, формирование ценности «Я» в инклюзивной воспитательной среде требует согласования различных точек восприятия данной ценности у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников на основе демонстрации различия, многовариантности, неповторимости и уникальности человека.

У любого человека формирование ценности «Здоровье» связано с осознанием наличного состояния здоровья и возможности его сохранения на ближайшую и дальнюю перспективу. Важно отметить, что детский и подростковый возраст, с одной стороны, является самым восприимчивым для любой новой информации, с другой стороны, это возраст, в котором не задумываются о проблемах вообще и о проблемах со здоровьем в частности. Этим фактом можно объяснить различие в восприятии и оценке значимости ценности «Здоровье» у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и у их здоровых сверстников: большинство молодых людей без нарушений развития рассматривают здоровье как противоположность болезни, как состояние полного счастья и благополучия, как отсутствие вредных привычек, как жизнь без стрессов и потрясений. Во всех работах этих респондентов объединяющим началом является дихотомический выбор между положительными и отрицательными характеристиками здоровья и болезни. Для детей и подростков с нарушениями развития здоровье, прежде всего, «то, чего у них недостаёт», «то, к чему они хотели бы стремиться», «то, без чего жизнь потеряла краски». Состояние болезни как отсутствие здоровья детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья оценивается эмоционально окрашено, в оценках преобладают нейтральные или отрицательные мотивы. Если сравнивать отношение человека к потере здоровья, то молодые люди, не имеющие нарушений развития, появление хронических или неизлечимых болезней определяют как обычную (стандартную) ситуацию; в то же самое время люди с отклонениями в состоянии здоровья наличие болезней или появление новых оценивают как катастрофичную ситуацию, требующую немедленного разрешения. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ценность «Здоровье» является абсолютной ценностью и в иерархии ценностей занимает первое место. Представленная выше информация характеризует отношение к ценности «Здоровье» детей и подростков, воспитывающихся раздельно: так, в планы воспитательной работы классных руководителей общеобразовательных школ входят мероприятия, посвященные здоровому образу жизни, в основном это лекции и беседы о негативном влиянии вредных привычек; в специальных (коррекционных) школах и социально-реабилитационных центрах формированию ценности «Здоровье» посвящены занятия по социально-бытовой ориентировке, лечебная физическая культура, проводится специализированная, адаптированная к потребностям и возможностям детей и подростков с физическими и психическими нарушениями воспитательная работа, целью которой является формирование положительного отношения к здоровью, а также практических умений и навыков по сохранению и восстановлению здоровья. По нашим собственным наблюдениям, в инклюзивной группе происходит переоценка ценности «Здоровье» как здоровыми детьми и подростками, так и детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья; это проявляется в следующем: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья начинают яснее осознавать важность сохранения и восстановления здоровья, т.к. начинают понимать, что:

1) возможности здорового человека выше;

2) ощущение здорового тела приятнее;

3) при более высоком уровне здоровья круг общения и контактность расширяются.

Дети и подростки без нарушений в состоянии здоровья при взаимодействии с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья начинают лучше понимать их проблемы и особенности, бережнее относиться к своему здоровью, ценить тот уровень здоровья, который был им дан природой.

Ценность «Отечество» воспринимается детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья так же, как и их здоровыми сверстниками. Знание о своей малой родине и о стране, в которой ты родился, интересно для всего молодого поколения. Задача в воспитании человека с ограниченными возможностями здоровья - познакомить с историей малой и большой родины (посёлка, деревни, города), а также с историей своей собственной семьи в 3-4 поколениях, способствовать формированию и проявлению патриотических чувств. Говоря о культурных и исторических ценностях нашей страны, необходимо заметить, что они должны быть максимально приближены к человеку с ограниченными возможностями здоровья (выездные выставки), доступны и понятны для него (простая речь, соответствующие возможностям знаковые системы) и т.д. Для формирования ценности «Отечество» в инклюзивной воспитательной среде на базе экспериментальных площадок мы осуществляли проект «Открывая музейные тайны», суть которого заключалась в знакомстве детей и подростков с экспозициями различных музеев города Ульяновска и Ульяновской области; создании экспонатов и экспозиций для традиционных музеев и «собственных домашних коллекций». Кроме того, для знакомства с Родиной можно использовать телепрограммы и радиопрограммы, Интернет-ресурсы, специальные виртуальные путеводители и гиды, которые расширят кругозор людей с ограниченными возможностями здоровья и позволят им узнать свою родную страну лучше. Телемосты между разными городами тоже могут являться средством формирования ценности «Отечество». В ходе проведения эксперимента здоровые дети и подростки обратили внимание на недоступность большинства музеев для людей с ограниченными возможностями здоровья; так появилась идея картирования музеев по признаку доступности или недоступности для людей с различными видами нарушений развития и идея создания благоприятных условий для повышения доступности учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья различного возраста.

Формирование ценности «Земля» у человека связано с осознанием Земли как планетарного (планета, на которой мы живём; наш дом) и природного феномена (часть природы, образующая твердый покров, основу для жизни растения и животных). В инклюзивной воспитательной среде дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья и их здоровые сверстники осваивают ценность «Земля» на основе приближенности и значимости её для человека, для жизни и трудовой деятельности.

Инклюзивная воспитательная среда имеет также значение для целенаправленного формирования поведенческих установок, связанных с отношением к взаимодействию и восприятию друг другом здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья на основе равноценных партнерских отношений в различных сферах человеческой деятельности - спорте, игре, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности. Нами была выявлена закономерность, согласно которой, чем раньше в возрастном онтогенезе начинается взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками, тем менее заметны (нивелированы) отрицательные и нейтральные поведенческие и эмоциональные реакции и тем более становятся заметными положительные поведенческие и эмоциональные реакции. По нашему мнению, это является отражением привыкания (адаптации) людей друг к другу, ценностного отношения к человеку вне зависимости от его возраста, пола, индивидуально-личностных характеристик.

В инклюзивной воспитательной среде быстрее и эффективнее формируются нравственные нормы и правила жизнедеятельности, как у здоровых детей и подростков, так и у их сверстников с ограниченными возможностями здоровья, т.к. срабатывают такие механизмы социализации, как механизм подражания и идентификации (т.е. при формировании нравственных норм и правил жизнедеятельности принцип «Делай как я!» является ведущим).

Следовательно, инклюзивное воспитание в современных российских условиях является формой целенаправленной совместной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, направленной на формирование ценностей и ценностных ориентаций, правил общения, нравственных норм и поведенческих стереотипов.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №12-36- 01274а2 «Инклюзивное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья».

Рецензенты:

Шубович М.М., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.

Захарова Л.М., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, г.Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Казакова Л.А. СПЕЦИФИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10945 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674