Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Норина Е.Э. 1 Манузина Е.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
На основании анализа дефиниций «ценность», «ценностное отношение» обосновывается, что именно присутствие идеального в образовании определяет ценностную направленность современных педагогических исследований; доказывается необходимость обращения к ценностям культуры, морали и этики; возвращения к традиционным аксиологическим основаниям современных педагогических исследований. Таким образом, анализ источников позволяет констатировать, что сегодня востребованы работы по поддержанию высокого качества высшего образования, повышению профессиональной компетенции преподавателей, которое совершается за счет обновления содержания образования, развитие и укрепление научных школ, совершенствование организационных основ аспирантуры. В решении этих задач многое определяется профессиональной компетентностью и педагогическим мастерством профессорско-преподавательского состава вузов. Система образования должна удовлетворять запросы общества, а педагогическая наука – обеспечивать адекватное и эффективное удовлетворение образовательных потребностей общества. Главное в том, что обосновывая ценностную направленность современных педагогических исследований, не терять из виду высшую ценность – Человека.
аксиологические основания современных исследований.
идеальное в образовании
ценностное отношение
ценность
1. Городецкая Л.А. Ассоциативный эксперимент в коммуникативных исследованиях. Сб. научных трудов «Теория коммуникации и прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып. 1 / Под общей ред. И.Н. Розиной. - Ростов н/Д.: ИУБиП, 2002. - C. 28-37.
2. Доценко Т.Э., Норина Е.Э. Идеальное в гуманистической педагогике В.А. Сухомлинского // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3 (34). - С. 174-176.
3. Доценко Т.Э Гуманистический смысл антрополого-образовательной традиции: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11. - Санкт-Петербург, 2012. - 162 с.
4. Калина И.И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2012. - 42 с.
5. Рогова А.В. Индивидуальность как предмет исследования в отечественной философско-педагогической мысли второй половины XIX - начала ХХ вв. // Гуманитарный вектор. - 2012. - № 1 (29). - С. 62-69.
6. Садовская Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-исследователей университета: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Оренбург, 2005. - 225 c.
7. Филонов Г.Н. О достоверности педагогических исследований // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 30-35.
8. Философский энциклопедический словарь /Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
9. Ханалыев Т.А. Общепедагогические особенности формирования у студентов ценностного отношения к образованию: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01; 13.00.08. - Смоленск, 2006. - 180 с.

Введение

Сегодня в России существует серьезная опасность духовного опустошения не только современников, но и будущих поколений, так как образование сопровождается рядом сложных и противоречивых процессов, обусловленных ломкой устоявшихся социально-экономических и политических отношений, разрушением прежних ценностных приоритетов, известной идейной неопределенностью и недостаточной материальной обеспеченностью государственной образовательной политики. Вместе с тем в связи с включением России в мировое образовательное пространство и глобализацией социокультурных процессов чрезвычайно актуализируется проблема поиска аксиологических оснований педагогического образования, определение ценностной направленности современных педагогических исследований, адекватных мировым тенденциям их развития, с одной стороны, и этнопсихологическим особенностям и культурным традициям российского общества, с другой.

В настоящем исследовании мы опирались на теорию ценностей, разработанную в философско-этических исследованиях (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, А.В. Разин и другие); современные концепции гуманизации образования (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, В.С. Библер, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, С.В. Кульневич, А.Б. Орлов, А.А. Реан, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и другие); основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (Е.В. Бережнова, Г.Х. Валеев, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и другие).

В работе использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение и конкретизацию по изучаемой проблеме.

Основные идеи и материалы, представленные в исследовании, могут быть использованы при разработке содержания спецкурса и учебно-методических материалов для магистрантов и аспирантов педагогических вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями; применением совокупности теоретических методов, адекватных цели и задачам исследования; систематическим участием авторов в период с 2007 по 2010 год во Всероссийском методологическом семинаре под руководством В.В. Краевского, посвященном проблемам методологического обеспечения научных исследований, поиска идеологии в образовании, ценностных ориентаций и профессиональной компетентности современных исследователей в сфере образования в постнеклассический период.

Чтобы установить причины, влияющие на приобщение к определенным ценностям в современных педагогических исследованиях, попытаемся рассмотреть более подробно понятия «ценность», «ценностное отношение», «ценностная направленность».

Под ценностями понимают не только «мир должного», нравственные и этические идеалы, но и любые феномены сознания, даже объекты «из мира сущего», имеющие ту или иную мировоззренчески-нормативную значимость для субъекта и общества в целом [9].

Ценность есть то, что мы оцениваем как явление значимое для себя, некий идеал. Ориентация на ценности - это формирование у личности отношений и позиции к установившимся нормам, обычаям, идеалам, порядкам в обществе, социуме, коллективе. В предыдущих работах, рассматривая проблему идеала в образовании, мы опирались на работы В.А. Сухомлинского, на потребность в российском обществе возрождения возвышенной идеи воспитания гармоничного и многогранного в духовной жизни человека.

Идеальное в образовании - это даже не задаваемая цель, но сущностная характеристика феномена. Собственно вариативность результирующего компонента образования (в качестве такового может быть, например, человек культуры, человек умелый, человек, принявший ту или иную идеологию, и т.д.) свидетельствует, думается, о его исключительно прикладном характере, онтологический же смысл образования - в органическом присутствии в нем возвышенного идеала. Игнорирование данного начала сводит образование к технологии научения, самого же человека как микрокосм - к некоей функциональной возможности: производственной ли, социальной, физиологической и пр. [2; 3].

Данный аспект исследования отчасти отражен в одной из последних работ А.В. Роговой, где выделяются негативные тенденции в образовании, препятствующие решению проблемы становления индивидуальности; обосновывается необходимость обращения к философско-педагогической мысли второй половины XIX - начала ХХ в., когда в контексте разработки идеи культуры была создана религиозно-ценностная концепция становления личности. «...Индивидуальность, вступая в диалог с высшими духовными ценностями, познавая свои природные возможности, осуществляет самосозидание как высшую духовную деятельность - творчество, в ходе которого происходит личностный рост...» [5, с. 69].

В философии и аксиологии классический ряд ценностей включает истины, которые являются основополагающими компонентами общественного сознания и критериями деятельности и поступков человека [8].

Форма проявления отношений между объектом и субъектом - ценность. Именно отношение между субъектом и окружающим миром как универсальный момент взаимосвязи всех явлений может принимать особую ценностную характеристику. То или иное конкретное значение предмета, явления (или какого-нибудь их свойства) возникает в тот момент, когда предмет вступает с действующим субъектом в какую-либо связь, отношение в любой области материально-духовного производства, когда предмет вовлекается в человеческую деятельность для удовлетворения какой-нибудь потребности субъекта. Связь между предметом и субъектом деятельности, характеризующаяся с точки зрения значения первого для второго, есть ценностное отношение, ценность выступает мировоззренческой ориентацией личности, сформировавшимся представлением об идеалах и нравственных эталонах поведения в повседневной жизни и деятельности. Воспринимаемые человеком знания, факты, события и явления пропускаются им через призму своего личного отношения к ним. Именно осознание личностной значимости приобретаемых знаний, полученных представлений, тех или иных фактов и явлений делает их для исследователя ценностями. Следовательно, значение того или иного объекта, факта, явления проявляется через отношение человека к ним.

Гипотетически можно утверждать, что характер проявления ценностного отношения зависит от двух обстоятельств: 1) на каждом этапе развития индивида превалирует ведущий вид деятельности, а остальные имеют подчиненное положение; 2) интерес к той или иной стороне образования определяется значимостью конкретной сферы деятельности в жизни человека.

Современность, как нечто новое, передовое, лучшее, наивысший образец развития общества, предполагает наличие современного человека, который осознает свою принадлежность к гражданскому обществу, идентифицирует себя с этим обществом. Современно то, без чего человек не может мыслить себя. Современный человек не может мыслить себя без гражданского общества, без ценностей культуры и морали, образующих содержание ценностных оснований его жизнедеятельности, являющихся системообразующим компонентом гражданской идентичности.

Однако образование, являющееся объектом педагогической науки, не обладает возможностью осовременивания ценностных оснований жизнедеятельности человека. Педагогическая наука вносит знание в деятельность человека по преобразованию ценностных оснований бытия. Преобразование ценностных оснований бытия, осовременивание бытия базируются на знании, которым человек овладевает в процессе образования, на освоенных им ценностях [4].

Общеизвестно, что целью образования является подготовка человека к самостоятельной практической жизни, то есть формирование человека, способного самостоятельно ориентироваться в реальных жизненных ситуациях. Однако, определяя таким образом цели образования, следует иметь в виду, что приведенная характеристика целей недостаточна, так как в ней отсутствует прежде всего ценностная ориентированность образования, то есть формирование человека, способного рефлексивно устоять перед отрицательными влияниями в повседневной жизни и тем самым способного положительно интерпретировать и корректировать эту реальность. В этом и состоит общественный смысл системы образования. И как это ни парадоксально, именно в своем противостоянии повседневности система образования выражает сегодня действительно всеобщий общественный интерес.

Анализ источников позволяет констатировать, что сегодня востребованы работы по поддержанию высокого качества высшего образования, повышению профессиональной компетенции преподавателей. Так, в работе Е.А. Садовской [6] подчеркивается, что особую актуальность приобретают вопросы обновления методики и содержания послевузовского профессионального образования, связанные с переходом к наукоемким, информационным и другим современным образовательным технологиям. Предполагаемые дальнейшие исследования работы аспирантуры как ключевого звена в структуре послевузовского профессионального образования необходимы для повышения качества подготовки научно-педагогических кадров (обновление содержания образования, развитие и укрепление научных школ, совершенствование организационных основ аспирантуры). В решении этих задач многое определяется профессиональной компетентностью и педагогическим мастерством профессорско-преподавательского состава вузов.

В статье Л.А. Городецкой «Ассоциативный эксперимент в коммуникативных исследованиях» отмечается, что на выбор темы исследования, на полученные результаты чаще всего влияет личность экспериментатора, собственные ценностные ориентации исследователя или его предварительная гипотеза [1].

Например, проводя ассоциативный эксперимент с американскими и российскими студентами, автор подчеркивает, что «в большинстве американских университетов созданы и действуют этические комитеты, которые строго защищают интересы участников экспериментов. Каждый исследователь обязан представить в комитет подробное описание всего проекта и планируемого эксперимента, если хочет получить официальный доступ к добровольным респондентам» [1].

В эмпирическом научном контексте ни один исследователь, даже студент, пишущий курсовую работу, не может что-либо утверждать, не ссылаясь на источник или на самостоятельно установленную истину, его всегда могут спросить: «Откуда Вы знаете, что это так?» [1]. Безусловно, любая выборка респондентов может оказаться недостаточной, условия эксперимента - ограниченными, а результат - неточным или опровергаемым при расширении экспериментального поля.

Для развития объективности в отечественных коммуникативных исследованиях Л.А. Городецкая рекомендует в соответствующих вузах ввести обязательный учебный курс методики гуманитарных исследований, во время обучения уделять большее внимание грамотному построению наблюдения и эксперимента, предостерегая студентов и молодых исследователей от излишней умозрительности и необоснованных выводов.

Г.Н. Филонов, анализируя современные исследования по педагогике, отмечает необходимость искать новые способы диагностирования работ социально-ценностной, культуросообразной и духовно-нравственной ориентации в области гуманитарных наук [7]. Также автор подчеркивает, что в вопросах обеспечения социализации и воспитания детей возрастает роль педагогических работ и достоверности получаемых результатов.

Таким образом, повышение качества исследований в области педагогики невозможно без развития методологической культуры педагога-исследователя, глубоких философских и социологических оснований и толкований исследуемых проблем.

Выводы

Суждения, представленные в данной статье, носят лишь предварительный характер и предполагают дальнейшее обсуждение, развертывание проблематизации, рефлексии по поводу затронутых в ней вопросов.

Бесспорно, система образования должна, в конечном счете, удовлетворять запросы общества, а педагогическая наука действительно должна обеспечивать адекватное и эффективное удовлетворение образовательных потребностей общества.

Главное в том, что обосновывая ценностную направленность современных педагогических исследований, не терять из виду высшую ценность - Человека, обращать внимание на ценности культуры, морали и этики, которые являются социально значимыми, определяют социально-нравственный ориентир, указывающий на путь стабилизации отношений между людьми и их единения, консолидации общества.

Рецензенты:

Мокрецова Л.А., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск.

Возчиков В.А., д.филос.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск.


Библиографическая ссылка

Норина Е.Э., Манузина Е.Б. ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10880 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674