Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ

Булавенко О.А. 1 Одинец А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
Рассмотрено понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), представлена класси-фикация ИКТ, используемых в образовании. Рассмотрены функции отдельных ИКТ. Далее проведен анализ внедрения современных ИКТ в процесс управления образованием в ФГБОУ ВПО Комсомоль-ском-на-Амуре государственном техническом университете. Приведены примеры используемых ИКТ и их роль в процессе управления образованием. В качестве примеров рассмотрены такие ИКТ, как: про-грамма «Контингент», «Учебный процесс», «Консультант плюс» и другие. Данные программы исполь-зуются во всех структурных подразделениях управления ФГБОУ ВПО КнАГТУ. Кроме этого приведен пример учебных ИКТ, которые непосредственно используются в образовательном процессе для повыше-ния эффективности обучения. В окончании работы проведен экономический расчет стоимости внедрен-ных в процесс управления КнАГТУ. Приведен экономический эффект от внедрения перечисленных ИКТ в процесс управления в ФГБОУ ВПО КнАГТУ.
ИКТ в управлении образованием
управление
информационные и коммуникационные технологии
1. Булавенко О.А. О системе экономического образования Дальневосточного региона // Высшее образование в России. – 2005. – № 5. – С. 153–156.
2. Булавенко О.А. Проектирование подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования: Монография. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 304 с.
3. Информационные технологии в образовании. http://dlib.rsl.ru
4. Миханев В.И., Булавенко О.А. Сущностные характеристики профессиональной компе-тенции современного специалиста // Ученые записки КнАГТУ. – 2010. – № 1–2(1). – С.23-28.
5. Одинец А.В. Использование мультимедийных средств при подготовке инновационно активных экономистов // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы II международной заочной научно-методической конференции, г.Комсомольск-на-Амуре.  2012.  С. 354-357.

Введение

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства [1].

Персональный компьютер является основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования. Его возможности определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными [2].

В процессе управления современной системой образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

Кроме специализированных операционных систем и прикладных программ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара – через Интернет, где возможен доступ к мировым информационным ресурсам.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, чат, с помощью которых в настоящее время происходит управление образованием. Разработанные специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно также проводить аудио и видеоконференции [3].

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Современной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционных изданий, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме, стимулирующей к обучению [4].

Повышение эффективности обучения в высшей школе является одной из главных задач образовательного процесса. Современное развитие технологий преподавания направлено на информатизацию обучения. Информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными формами обучения помогают решить такие задачи в образовании, как: сочетание слова с наглядным примером; создание положительного эмоционального фона в процессе обучения; повышение эффективности образования при рациональных затратах времени [5].

Таким образом, информационные технологии дают возможность управлять образовательной средой и образовательным процессом. С их помощью: совершенствуется организация преподавания, повышается индивидуализация обучения; повышается продуктивность самоподготовки учащихся; усиливается мотивация к обучению; активизируется процесс обучения, создается возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечивается гибкость процесса обучения.

В связи с вышесказанным можно произвести группировку средств информационных технологий, с помощью которых происходит управление образовательным процессом и его совершенствование (рис. 1).

Рис. 1. Средства информационных технологий

С помощью каждой группы ИКТ, представленной на рисунке, происходит управление образованием. Информационно-поисковые и справочные ИКТ используются во всех звеньях образования, например, программа «Консультант Плюс», которая является информационным средством как для преподавателей ВУЗа и обучающихся, так и для руководителей и работников внутренних структурных подразделений ВУЗа, таких как правовой отдел, общий отдел, УМУ и другие. Расчетные ИКТ – это специальное программное обеспечение, которое используется для выполнения различных расчетов, такие программные средства используются в бухгалтерии, отделе закупок и других структурных подразделениях ВУЗа.

С помощью моделирующих ИКТ создаются макеты и модели будущих проектов студентов, данные ИКТ широко используются при подготовке студентов технических специальностей. Лабораторные ИКТ служат оснащением для выполнения лабораторных работ. Обучающие, имитационные, тренажеры, демонстрационные и учебно-игровые ИКТ используются в управлении образовательным процессом в целях его совершенствования и повышения эффективности.

Под управлением понимается такое воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, которое связано с обусловленными их взаимодействием процессами получения, преобразования и передачи информации и направлено на решение задач, стоящих перед системой, обеспечение соответствующих этим задачам ее организации и функционирования.

В Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете для организации системы управления образовательным процессом в настоящее время используются все вышеперечисленные средства информационных технологий. Университет имеет собственный сайт, с помощью которого осуществляется управление информацией о деятельности и работе ВУЗа. Кроме этого в университете имеется ряд программ, обеспечивающих взаимосвязь структурных подразделений университета и обеспечивающих их бесперебойное общение и информирование о событиях, происходящих в ВУЗе и за его пределами. Такими ИКТ являются программа «Bat», с помощью которой происходит переписка среди структурных подразделений университета и переписка университета с другими ВУЗами страны. С помощью данной программы происходит информирование университета о возможностях участия во всероссийских выставках и международных научно-технических конференциях. Программа «Учебный процесс» необходима для обеспечения учебного процесса университета. Она предоставляет возможность расчета учебной нагрузки преподавателей в отдельных структурных подразделениях университета и их централизацию в учебно-методическом управлении. Кроме этого в ней отражается общее расписание по кафедрам, по отдельным преподавателям и группам. Программа «Контингент» дает возможность систематизации данных о количестве групп на факультете, их численности, а также успеваемости студентов. Программа «Консультант Плюс», которая установлена во всех структурных подразделениях университета, которая позволяет получить наиболее новую и полную информацию о сложившихся явлениях и процессах в обществе, в ней можно найти обновленные федеральные законы об образовании и другие нормативно-правовые источники. Система Консультант Плюс содержит свыше 20 500 000 документов. Данная программа используется как и для организации учебного процесса, так и в других подразделениях ВУЗа.

Данные информационные технологии создают условия для управления образовательным процессом. Внедрение их в деятельность университета значительно упростило и модернизировало все процессы управления в университете.

Кроме перечисленных информационных технологий, в университете при помощи специального оборудования и программных средств проводятся виртуальные учебные занятия в реальном режиме времени. С помощью данных средств ИКТ проводятся видео-лекции со студентами, обучающимися в филиале ФГБОУ ВПО КнАГТУ в пгт. Ванино. Внедрение данных информационно-коммуникационных технологий позволяет преподавателям более рационально использовать свое время, а университету дает возможность экономии около 30 % средств на командировочные расходы преподавателей.

Кроме перечисленных средств ИКТ, используемых в университете для управления процессами в образовании, каждый преподаватель университета использует средства ИКТ в образовательном процессе, при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий. Более распространенными из них являются программные средства, используемые для проведения лабораторных работ (специальные программные продукты, такие как «Программа 1С Бухгалтерия», MicrosoftExel и другие).

Все рассмотренные выше средства ИКТ в настоящее время внедрены в процесс управления образованием на факультете экономики и менеджмента. Рассчитаем затраты на приобретение и внедрение данных программных продуктов на факультет. Средняя стоимость используемых средств ИКТ приведена в таблице 1.

Таблица 1. Стоимость ИКТ, используемых на факультете экономики и менеджмента

Наименование продукта

Средняя цена, р.

«Bat»

1700

«Консультант Плюс»

7000

«Контингент»

20000

«Учебный процесс»

20000

Итого

48700

Приведенная стоимость данных ИКТ невысока. А полученный эффект от внедрения их в образовательный процесс университета огромен. Внедрение данных ИКТ значительно усовершенствовало процесс управления на факультете. Появилась возможность получения своевременной и точной информации.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что в настоящее время информационные технологии действительно являются неотъемлемой частью управления образованием. С их помощью создаются внутренние и внешние процессы управления в образовании: происходит своевременный и полный обмен информации между участниками общения, систематизируется организационный процесс управления, создаются более эффективные и современные способы организации образовательного процесса.

Рецензенты:

Степченко Т.А., д.п.н., профессор, проректор по научной деятельности ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского», г. Брянск.

Литовченко В.В., д.э.н., профессор, декан факультета экономики и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», г. Комсомольск-на-Амуре.


Библиографическая ссылка

Булавенко О.А., Одинец А.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10843 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674