Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ УКЛАДА ШКОЛЫ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Вачкова С.Н. 1
1 Институт педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
В качестве основной цели исследования, результаты которого представлены в статье, выступило изучение динамики отражения уклада школы в информационно-коммуникационной среде (ИКС) и определение возможностей целенаправленного управления формированием и развитием уклада в этой среде. На первом – констатирующем - этапе исследования было выявлено, что уклад школы в основном отражается в контенте и в коммуникациях общероссийских и глобальных социальных сетей. Обнаружилась невысокая значимость школьных сайтов как источников информации, их низкая оценка в плане отражения уникального «лица» школы. В рамках формирующего эксперимента в школах были обеспечены специальные психолого-педагогические условия: вовлеченность школ в ИКС, развитие специальных компетенций у педагогов, снятие дисфункций, возникающих в ходе формирования коммуникационной структуры, поддерживающей управление в ИКС. Важнейшими результатами формирующего эксперимента стали: значимый рост степени соответствия виртуальной проекции школы ее укладу, принципиальное изменение направленности воздействия виртуальной проекции уклада школы на сам уклад, повышение информационной представленности событий школьной жизни на школьном сайте их объективной значимости.
виртуальная проекция уклада школы
информационно-коммуникационная среда
уклад школы
1. Вачкова С.Н. Принципы и условия управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2013. – № 5. – С. 108-111.
2. Вачкова С.Н. Проблемы эмпирического изучения уклада современной массовой школы и его отражения в информационно-коммуникационной среде образовательного учреждения // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. – 2013. - № 2 (24). – С. 77-88.
3. Вачкова С.Н. Уклад школы как педагогическая категория и феномен действительности // Вестник БФУ им. И. Канта. – 2013. – № 5. – С. 54-59.
4. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. - C. 190-191.
5. Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. – М. : Сентябрь. – 176 с.

Начавшись в 70-х годах прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. Образование является составной частью социальной сферы, а поэтому основные проблемы, пути и этапы информатизации образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом. Широкое использование компьютеров и глобальных сетей ведет к существенному изменению стиля мышления, психологических установок, методов организации самых различных видов деятельности в образовательном учреждении. Развитие информационно-коммуникационных сред затрагивает фундаментальные, глубинные основы жизнедеятельности образовательных учреждений. Существенные сдвиги происходят в казавшихся ранее неизменными сферах: появляются новые формы дистанционного образования, виртуальные школы становятся из теоретических проектов фактами реальной жизни, проблематизируются пространственные и временные границы школы и мн. др. Естественно, эти воздействия касаются и уклада школы (сформировавшиеся структуры и устоявшееся содержание всей совокупности социальных взаимодействий и взаимного восприятия педагогов и учащихся образовательного учреждения).

Целью экспериментального исследования стало изучение динамики отражения уклада школы в информационно-коммуникационной среде (динамики виртуальной проекции уклада школы в ИКС) и возможностей целенаправленного управления формированием и развитием уклада в этой среде.

В исследовании использовался комплекс психолого-педагогических методов. Среди них: метод экспертных оценок, основанный как на оригинальных авторских шкалах, так и на шкалах, построенных с использованием материалов В.А. Ясвина, анкетирование, наблюдение, различные формы анализа результатов деятельности (в том числе анализ всего контента, относящегося к событиям школьной жизни, размещенный на сайте в течение календарного года с учетом его хронологии), методика А.Ф. Фидлера (как метод косвенной оценки) [4; 5]. Все методы были структурированы в соответствии с критериями и показателями, выделенными для диагностики [2].

В число измеряемых критериев были включены все элементы уклада школы (ценностный, субъектно-средовой и структурно-процессуальный) [3], а также отдельные характеристики системы управления (степень сформированности организационно-педагогических условий) [1].

В выборку школ, составивших эмпирическую базу исследования, входила 21 школа из 4 регионов России. На выборке 5889 респондентов решалась задача оценка сформированности одного из важнейших организационно-педагогических условий: степени погруженности уклада школы в информационно-коммуникационную среду (ИКС). Оценивалась степень вовлеченности учащихся в различные формы общения, игры и деятельности в ИКС. Полученные данные продемонстрировали, что для подавляющего большинства учащихся (более 80%) пользование различными интернет-сервисами, участие в социальных сетях стало обыденным, повседневным занятием. Данные совершенно однозначно можно интерпретировать как достаточно высокую степень погружения, вовлеченности уклада школы в ИКС. Однако уклад школы в основном отражается в контенте и в коммуникациях общероссийских и глобальных социальных сетей. Нами была выявлена невысокая значимость школьных сайтов как источников информации, их низкая оценка в плане отражения уникального «лица» школы. Школы недопустимо слабо выступают как субъекты активной деятельности в информационно-коммуникационных средах.

Более углубленное исследование основных характеристик уклада на более узкой выборке показало, что школьный уклад имеет патерналистский характер ценностей с некоторой склонностью к авторитаризму. Субъектно-средовой компонент уклада характеризуется средними значениями по измеренным шкалам, со склонностью к пассивности и зависимости. Объем уклада свидетельствует о том, что чуть менее половины доступного времени охвачено повседневными формами жизнедеятельности. Результаты изучения особенностей структурно-процессуального компонента уклада показали существенное рассогласование между динамикой форм уклада в базовой реальности и их отражением в ИКС.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы начался с формирования организационно-педагогических условий. Были сформулированы специальные требования, исходящие из специфики предполагаемой работы. Показатель вовлеченности учащихся и педагогов в информационно-коммуникационные среды составлял не менее 60% (использование учащимися и педагогами тех или иных средств ИКТ). Вторым важнейшим организационно-педагогическим условием было формирование адаптивных управленческих структур, консолидирование и расширение субъекта управления. Для формирования третьего организационно-педагогического условия - развитие специальных компетенций у педагогов - оптимальной формой была признана курсовая подготовка педагогов, администраторов школ к работе в условиях эксперимента. Четвертым условием выступило снятие дисфункций, возникающих в ходе формирования коммуникационной структуры, поддерживающей управление в ИКС.

Важнейшей особенностью управления укладом школы в информационных средах является феномен интерференции функций субъекта управления. В результате первого этапа опытно-экспериментальной работы мы добились того, что неявные параметры уклада школы перешли в область воспринимаемых феноменов и образовали предмет управления. Во всех школах была организована система мониторинга, основанная на ИКТ, затрагивавшая оценку основных параметров уклада. Важнейшим направлением работы, непосредственно воздействующим на коммуникационные структуры уклада школы, погруженные в информационно-коммуникационные среды, являлось управление (модерирование), организация форм информационно-коммуникационной составляющей педагогического общения учителей, учащихся и родителей. Первоочередными задачами, которые решались в большинстве школ, были: включение и использование ресурсов школьных средств ИКТ в организацию взаимодействия между учителями, родителями и учениками; активизация использования школьного сайта как средства коммуникации; использование платформы школьного сайта для трансляций важных для школы событий; использование форм прямого голосования; модерирование педагогического общения. Интенсивно развивались блоги учителей, ориентированные в первую очередь на родителей и коллег. Важным направлением формирования уклада школы была информатизация управленческих коммуникаций.

Несмотря на существенные различия, которые имелись в организации управления виртуальной проекцией уклада школы, в качестве общих элементов можно выделить: формирование и актуализацию определенного единого визуального художественно-эстетического образа школы, коррекцию отображения события на страницах сайта. Коррекция проводилась для того, чтобы обеспечить необходимую степень представленности определенного мероприятия, характеризующего уклад школы в информационном и символическом пространстве.

Несмотря на то что общая диагностика состояния уклада проводилась раз в полгода, консультативные группы постоянно занимались анализом информации и подготовкой приятия решений, в том числе в анализе успешности управленческих действий и решений.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы было проведено обследование всех выделенных экспериментальных параметров. Сопоставление данных о степени вовлеченности учащихся в различные формы общения, игры и деятельности в киберпространстве показало, что в контрольной группе произошли изменения скорее структурного, нежели количественного характера. Сравнительный анализ динамики показывает, что, помимо роста популярности сайтов школ, произошло относительное снижение значимости социальных сетей как источника информации о событиях в школе и практически остались неизменными показатели использования мобильной связи.

За время опытно-экспериментальной работы значимо возросла степень соответствия виртуальной проекции школы ее укладу. Приведенные в таблице 1 данные показывают, что учащиеся всех возрастов весьма высоко оценивают степень соответствия сайта школы ее укладу. Наиболее значимые различия обнаруживаются у старшеклассников.

Таблица 1

Оценка соответствия сайта школы ее уникальным особенностям

(в экспериментальной группе)

 

Младшие и средние классы

Старшие классы

 

2010

2012

2010

2012

Да, полностью

35,46

58,24

11,44

50,02

Во многом

30,68

25,15

21,25

24,54

В чем-то отражает

25,50

10,58

44,14

9,57

Практически не отражает

8,37

6,03

23,16

15,87

Перейдем к изложению результатов исследования отражения уклада школ в информационно-коммуникационных средах.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы при анализе контента, относящегося к новостям (событиям) школьной жизни, было выявлено, что объем виртуальной проекции уклада школы существенно ниже объективной значимости: не совпадают временные ритмы в укладе школы и его виртуальной проекции, неадекватно мало отображаются различные сферы уклада в виртуальной проекции.

Рис. 1. Соотношение информационной представленности форм уклада школьной жизни и их объективной значимости с учетом временного тренда

На графике хорошо видны временные колебания с тремя условными пиками значимости – ноябрь – декабрь, февраль, май - июнь. Временные ритмы в виртуальной и «реальной» частях графика существенно не совпадают. Первый и последний пики хорошо объясняются совпадением с окончанием учебных полугодий. Обращает на себя внимание, что объем виртуальной проекции существенно ниже объективной значимости структурно-процессуальной составляющей значимости уклада.

За время опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе удалось принципиально изменить направленность воздействия виртуальной проекции уклада школы на сам уклад.

Рис. 2. Соотношение информационной представленности форм уклада школьной жизни и их объективной значимости с учетом временного тренда (2012 г.)

На графике хорошо видно, что формы двух кривых стали подобны друг другу. Еще более отчетливо это видно при анализе отдельных видов событий (рис. 3-4).

Рис. 3. Соотношение информационной представленности общешкольных торжественных мероприятий и их объективной значимости с учетом временного тренда (2012 г.)

Рис. 4. Соотношение информационной представленности учебных событий и их объективной значимости с учетом временного тренда (2012 г.)

На графиках видно, что информационная представленность события несколько опережает само событие. Собственно это (наряду с согласованием временных ритмов) и было частной задачей экспериментальной работы.

Таблица 2

Соотношения информационной представленности различных типов форм уклада школьной жизни и их объективной значимости

Формы уклада

Информационная представленность

Значимость

2010

2012

2010

2012

Внешние конкурсы

124,19

121,75

123,26

89,00

Внутришкольные конкурсы

31,36

53,84

42,97

48,45

Общешкольные спорт. мероприятия

74,92

93,01

98,66

84,52

Общешкольные торжественные мероприятия, посвященные памятным датам

76,87

161,72

31,84

134,00

Общешкольные досуговые театрализованные (масленица, КВН и т.п.) мероприятия

96,15

197,40

229,5

158,47

Общешкольные досуговые нетеатрализованные (дискотека и т.п.) мероприятия

133,09

153,35

327,12

158,64

Учебные события (ЕГЭ, ГИА и т.п.)

31,78

253,02

237,35

211,03

Изменилась значимость событий, относящихся к различным сферам уклада школы: существенно выросла значимость общешкольных мероприятий, посвященных торжественным датам, несколько снизилась значимость досуговых мероприятий. Это также подтверждает достижение задач, поставленных педагогическими коллективами в части актуализации значимости мероприятий, поддерживающих гуманистические ценности, отношения свободы и активности со стороны учащихся.

Анализ основных параметров изменения уклада школ также свидетельствует об успешности решения задач формирующего эксперимента. Количественные данные по контрольной группе школ значимых изменений не претерпели. Проверка показала, что различия средних не значимы при p≥ 0,001. Количественные данные по экспериментальной группе школ сведены нами в диаграмму (рис. 5).

Рис. 5. Динамика количественных показателей измерения основных характеристик уклада школы в экспериментальной группе

Анализ значимости различий показал, что t-критерий Стьюдента по всем параметрам оказался значимым на уровне значимости α ≤ 0,05 для параметров g – ценностного; s - характеристики уклада по шкале «Свобода — Зависимость», a — характеристики уклада по шкале «Активность — Пассивность». Показатели объема уклада (v), его фрагментированности суточной (fd) и годовой (fу) значимо не изменились. Изменение объема и фрагментированности уклада не произошло, но это и не входило в задачи опытно-экспериментальной работы.

Относительно небольшие изменения в показателях гуманистичности и свободы также хорошо объясняются сложностью изменения основных мировоззренческих и профессиональных ценностей педагогов, которые собственно и «запускают» процессы гуманизации уклада.

Эти результаты свидетельствуют об успешности экспериментальной работы и хорошо вписываются в нашу теоретическую концепцию.

За время опытно-экспериментальной работы значимо возросла степень соответствия виртуальной проекции школы ее укладу. В результате проведенной работы изменилось динамическое соотношение колебаний значимости событий в реальной и информационной сферах. Мы добились того, что информационная представленность события несколько опережало само событие. Изменилась значимость событий, относящихся к различным сферам уклада школы: существенно выросла значимость общешкольных мероприятий, посвященных торжественным датам, несколько снизилась значимость досуговых мероприятий. Это также подтверждает достижение задач, поставленных педагогическими коллективами в части актуализации значимости мероприятий, поддерживающих гуманистические ценности, отношения свободы и активности со стороны учащихся. Анализ основных параметров изменения уклада школ также свидетельствует об успешности решения задач формирующего эксперимента.

Рецензенты:

Афанасьев В.В., д.п.н., профессор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «МГПУ», г. Москва.

Воропаев М.В., профессор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «МГПУ», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Вачкова С.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ УКЛАДА ШКОЛЫ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10766 (дата обращения: 19.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252