Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Днепров А.С. 1
1 Учебно-научный институт права и психологии Национального университета «Львовская политехника»
В статье дается анализ образования, которое развивается в новых условиях глобализации, которая в условиях постиндустриального, информационного общества непрестанно влияет на изменение парадигмы организации и развития образования как стратегического ресурса прогресса цивилизации; даются современные подходы к определению понятия «услуги в сфере образования», которое является ключевым при определении нового этапа введения концепции сервисного государства; даются характеристики образования как специфической отрасли общественной жизни, важной предпосылки решения основных заданий общества, государства, необходимого условия общественного воссоздания и успешной трудовой деятельности, формирования кадров для всех сфер народного хозяйства, общественной и государственной жизни.
Постиндустриальное общество
услуги в сфере образования
образование
глобализация
1. Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность. - М.: ТЕИС, 2003. - 314 с.
2. Зарубежный опыт реформ в образовании: Европа, США, Япония // Высшее образование сегодня. - Воронеж. - 2001. - № 2. - С. 60-67.
3. Кратт О.А. Сегментація ринку послуг вищої освіти: використання системного підходу: монографія . - Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2005. - 292 с.
4. Патора Р. Ринок освіти в системі кадрового забезпечення стратегічного розвитку країни: монографія. - Львів: Вид-во Національного університету «Львівська політехніка», 2002. - 336 с.
5. Про вищу освіту: Закон України від 17.01.2002 р. № 2984-III // Відомості Верховної Ради України. - 2002. - № 20. - Ст. 134.
6. Про дошкільну освіту: Закон України від 11.07.2001 р. № 2628-III // Відомості Верховної Ради України. - 2001. - № 49. - Ст. 259.
7. Про загальну середню освіту: Закон України від 13.05.1999 р. № 651-XIV // Відомості Верховної Ради України. - 1999. - № 28. - Ст. 230.
8. Про професійно-технічну освіту: Закон України від 10.02.1998 р. № 103/98-ВР // Відомості Верховної Ради України. - 1998. - № 32. - Ст. 215.

Введение. В условиях глобальной экономической и научно-технической конкуренции, способность создавать новые технологии и эффективно внедрять их в экономику страны, прогнозировать состояние и характер социальных запросов выступает в качестве главного фактора повышения благосостояния нации. Соответствующим образом следует сформулировать задание для развития украинского образования в условиях глобальных изменений. Основное задание заключается в модернизации содержания и методов получения образования таким образом, чтобы обеспечить подготовку населения к жизни и успешному труду в условиях глобализации. Этому должно способствовать создание надлежащей системы предоставления государственных услуг в сфере образования Украины.

Анализ исследования данной проблемы. Формированию научного представления о концепции сервисного государства способствовали труды известных украинских и русских ученых, среди которых В.Б. Аверьянов, С.С. Алексеев, В.Т. Билоус, В.К. Колпаков, О.В. Кузьменко, Т.А. Коломоец, Е.П. Рябченко и др. Методологии анализа современного образования как детерминанты развития постиндустриального общества посвятили свои исследования А. Минк, Э. Тоффлер, Т. де Шарден, А. Швейцер, М. Шеллер, Ф. фон Хайек и другие. В частности, Д. Белл, Й. Масуда, З. Бжезинский и другие исследователи основой современного, развитого постиндустриального общества определяли теоретические (научные, интеллектуальные) знания, инновации и информационные технологии.

Цель статьи заключается в исследовании современного образовательного пространства Украины, которое развивается под воздействием многих факторов и функционирует как агент идеологической и этнической социализации, и такая его роль неминуемо ведет к противоречию между культурной экспансией глобализации и национальной системой образования, с ее ценностями, нормами и представлениями.

Изложение основного материала. Современная глобализация, которая наиболее рельефно проявилась во второй половине ХХ ст., - это процесс превращения региональных социально-экономических систем, которые достигли высокой степени взаимозависимости, в единую мировую систему, превращение целого ряда отделенных мирохозяйст в единую мировую экономику. Глобализация мировой экономики являет собой всевозрастающую взаимозависимость экономик разных стран мира в результате значительного увеличения и либерализации трансграничных перемещений рабочей силы, товаров, услуг и капитала, интенсивного обмена информацией и технологиями. По своей сути она служит логическим выражением всемирной интернационализации хозяйственной жизни [1].

В этом аспекте единственным истинным фактом остается то, что общество теряет черты индустриального общества и переходит в постиндустриальную фазу со стремительным развитием информационных технологий. Поскольку в постиндустриальном обществе главную роль играют умственные виды труда, то образование выходит на первый план. Следовательно, переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной может быть значительно ускорен изменениями в образовании. Первоочередным заданием на этом этапе является пересмотр индустриальной парадигмы образования и формирования новой - личностной, что должна выходить из факторного субъективизма. В пределах индустриального типа цивилизации образование построено за нормами и стандартами инженерного мышления. Если общество - машина, человек - деталь, то образование в конечном итоге является формой проекта или технологии, производства стандартизированного человека.

Такое образование базируется на технократическом мышлении, отличительными чертами которого является примат средства над целью, цели - над смыслом и общественными потребностями, техники - над человеком и его ценностями. Создание индустриальной цивилизации формирует человека-функцию, ограниченно приспособленного к технологии конвейерного текущего производства, алгоритм которого сводится к тиражированию заданной схемы. Для общества готовят инженеров, врачей, юристов и др. в пределах достаточно узкой специализации. Программы складывают по принципу: учить необходимо тому, в чем нуждается практическая деятельность. Вследствие этого образование становится духовно опустошенным, что в условиях перехода общества от индустриальной к постиндустриальной, информационной цивилизации оказывается достаточно выразительно.

Образование все ощутимее обнаруживает несоответствие тем требованиям, которые ставит перед ним нынешний этап социального развития. Его основные элементы (цели, структура, содержание, методы учёбы) находятся в глубоком противоречии с социальными условиями, которые резко изменяются. Чтобы вывести образование из состояния кризиса, в котором она сегодня находится, надо изменить парадигму образования: она должна отвечать основным параметрам постиндустриальной цивилизации.

Следовательно, создание перспективной системы образования, способной подготовить население страны к жизни в новых условиях, - одна из важнейших и самых актуальных проблем государства и общества. Именно образование способно создать технологические и экономические условия, которые обеспечат конкурентоспособность украинского общества и гражданина в условиях изменений глобализаций.

Для достижения такого состояния необходимо создание надлежащей системы предоставления государственных услуг в сфере образования Украины. Такой процесс должен быть научно обоснованным и социально направленным. При предоставлении образовательных услуг большое значение имеет соотношения общественно значимых, государственных интересов и личных интересов гражданина. С учетом баланса публичных и частных запросов в осуществлении образовательных услуг используется сочетание методов публичного и гражданского регулирования. Для правового закрепления общественных интересов в формировании интеллектуального потенциала страны активно применяются методы публичного права.

Образовательные услуги, по своей сути, имеют двойственный характер. С одной стороны, они выражают публичные интересы, а это значит, что они являются общественным нематериальным благом, имеют социальную значимость, характер публичности. С другой стороны, образовательные услуги служат для удовлетворения личных интересов граждан, индивидуальных потребностей личности. Под публичным интересом понимают признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития. Публичная заинтересованность в образовательных услугах закрепляется с помощью конституционных норм. В свою очередь, образовательная деятельность в сфере предоставления образовательных услуг возлагает на государство ряд обязательств: оно должно организовывать предоставление образовательных услуг, обеспечить необходимые финансовые и материальные ресурсы, осуществлять контроль над процессом предоставления образовательных услуг. Сущность государственного контроля заключается в том, что государство осуществляет с точки зрения законности и целесообразности учет и проверку того, как образовательные учреждения выполняют установленные нормативно-правовыми актами правила.

Выделение предоставления государственных услуг в сфере образования в самостоятельную государственную функцию возникло по следующим причинам: во-первых, изменились сущность государства, его социальное назначение, задание, во-вторых, потребитель услуг должен точно знать, какие услуги предоставляет государство в сфере образования и за что несет ответственность.

Порядок предоставления разных видов образовательных услуг зависит, в первую очередь, от того, на каком уровне образования оказываются эти услуги. Соответственно, они регламентируются разными актами. А именно: процедура предоставления дошкольного образования регламентируется Законом Украины «О дошкольном образовании» [6] (в Законе демонстрируется, что государство не только признает права детей и гарантирует их, но и обеспечивает практическую реализацию путем определения заданий, форм предоставления образовательных услуг, создания условий, возложения ответственности на исполнительные органы за нарушение законодательства в сфере дошкольного образования и тому подобное); общего образования - Законом Украины «Об общем среднем образовании» [7]; среднего профессионального образования - Законом Украины «О профессионально-техническом образовании» [6]; высшего образования - Законом Украины «О высшем образовании» [5].

Рынок образовательных услуг через свои механизмы способен выполнять такие важные функции:

  • объединять производителей и потребителей образовательных услуг, подчинять производство требованиям удовлетворения общественных потребностей через платежеспособный спрос, а также выполнение государственных заказов, что при эффективной координирующей роли государства будет способствовать удовлетворению потребностей национальной экономики в конкурентоспособных специалистах, в соответствии с современными и прогнозными требованиями рынка труда;
  • стимулировать учебные заведения к разработке и внедрению в учебный процесс инновационно-информационных образовательных технологий, повышения качества образовательных услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для потенциальных абитуриентов;
  • обеспечивать интеграцию вузовской науки с академической и отраслевой наукой на базе объединения их интеллектуальных и научно-технических ресурсов, а также усилением процессов внедрения инноваций в производство;
  • реализовать селективную функцию среди учебных заведений, благодаря чему из рынка образования будут убывать те хозяйствующие субъекты, результаты деятельности которых не отвечают современным требованиям.

Проникновение рынка в сферу образования актуализировало такие понятия, как «свобода», «выбор», «конкуренция», «спрос», «доходы» и др. Эти понятия отображают взаимодействие образовательных заведений с окружающей рыночной средой. В рыночных условиях стимулируется инициатива ВУЗа как участника конкурентных отношений относительно поиска новых средств и способов удовлетворения общественных потребностей с целью получения за это соответствующего вознаграждения (увеличение доходов, роста имиджа ВУЗа и др.) ВУЗа, заключая соглашения с физическими и юридическими лицами относительно подготовки специалистов, принимает на себя определенные обязательства и несет ответственность за их выполнение. Однако «прямой перенос механизма рыночной экономики на деятельность образования неправомерен в силу ряда обстоятельств, которые выплывают из самой сути этого социального института, который реализует функции общественного сектора экономики, где осуществляется производство экономических благ особенного рода - общественных благ, где в инвестировании мало заинтересован отдельный инвестор» [4].

Дискуссионной остается степень зрелости отечественного рынка образовательных услуг. Критериями такой зрелости можно считать значительную степень независимости его субъектов (в первую очередь университетов), наличие действенных финансовых инструментов обеспечения доступности образования, диверсификацию учебных программ, достаточную степень гибкости и адаптивности, отсутствие зависимости ВУЗа от единственного источника финансирования, наличие соответствующей инфраструктуры, свободное ценообразование и др. Даже при поверхностном анализе этих критериев очевидна их несформированность, потому задание государства заключается в том, чтобы способствовать укреплению рынка образовательных услуг для того, чтобы задействовать рыночные механизмы саморегулирования.

Для рынка образовательных услуг, как и любого другого, обязательны основные три компонента: производитель (продавец), потребитель (покупатель) и товар. Каждый из них тесно связан с категориями предложения, спроса и цены.

Спрос на образовательные услуги формируют потенциальные абитуриенты, а также рынок труда. Следует отметить, что за последнее десятилетие абитуриентами становятся не только выпускники средних школ. Экономика знаний актуализировала проблему непрерывного образования и абитуриентами становятся лица, которые имеют потребность во втором высшем образовании. Такое расширение потребительского спроса требует от учебных заведений выработки механизмов реагирования на поведение потребителей на основе увеличения гибкости и разнообразия предоставления услуг.

В мире наблюдается тенденция существенного роста спроса на образовательные услуги, особенно в высшем и последипломном образовании. В странах, которые наиболее динамично развиваются, темп ежегодного роста спроса на образовательные услуги достигает 10-15% [2].

Возрастание спроса на высшее образование объясняется в первую очередь активизацией творческих, креативных элементов в структуре труда, ее интеллектуализацией. Именно поэтому «сохранение престижности получения высшего образования, как качественной черты спроса, свидетельствует о постоянстве и относительной стабильности объема спроса на этот вид услуг» [3]. Но относительная стабильность спроса на образовательные услуги требует от государства гибкого регулятивного реагирования с тем, чтобы возрастание спроса позволял реализовывать общественные интересы.

Спрос как потребность в образовании еще не осознан в полной мере со стороны государства, отдельных регионов. Это подтверждается тем, что четко не определены детерминанты спроса на те или другие виды образовательных услуг, не существует корреляционной связи между реальными потребностями рынка труда и величиной спроса на соответствующие «дефицитные» специальности. На сегодня излишне высокий спрос сохраняется на экономико-управленческие и юридические специальности, в то же время недостает специалистов инженерно-технического профиля, и такая ситуация слабо влияет на динамику и структуру спроса.

Именно огромный спрос на специалистов в социально-гуманитарных сферах знаний (экономистов, финансистов, юристов, управленцев, психологов и др.), на который в начале 90-х гг. ХХ ст. не смогли мгновенно отреагировать государственные ВУЗы, позволил быстро сформироваться негосударственному сектору высшего образования, который оказывал платные услуги потребителям на договорных принципах, что и ознаменовало появление в Украине конъюнктурного рынка образовательных услуг. Его формирование не учитывало реальные потребности рынка труда, не отвечало стратегии развития государства.

В качестве субъектов рынка образовательных услуг выступают не только учебные заведения как производители образовательных услуг и их потребители (отдельные личности, предприятия, организации), но и широкий круг смежников и посредников - службы занятости, кадровые (рекрутинговые) агентства, ассоциации ВУЗов, научно-методические центры, Центр независимого оценивания качества образования, образовательные фонды, банки (которые кредитуют учебу), СМИ, социологические службы, государственные и общественные структуры, которые имеют отношение к продвижению образовательных услуг на рынок и др. Это дает основание говорить, что рынок образовательных услуг нуждается в формировании и эффективном функционировании соответствующей инфраструктуры.

Выводы. Подытоживая изложенное выше, можем констатировать, что образование является частью сферы услуг и подчинена общим закономерностям ее развития. В качестве товара, который длительное время производила система образования и выходила с ним на образовательный рынок, выступали образовательные услуги. Они имеют свойства общественного блага, так как высокий уровень образования граждан приносит пользу всему обществу и повышает трудовой, интеллектуальный потенциал общества, на основе этого растет конкурентоспособность национальной экономики.

Рецензенты:

Бортник Н.П., д.ю.н., доцент, заведующий кафедрой административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.

Остапенко А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры административного и информационного права Учебно-научного института права и психологии Национального университета «Львовская политехника», г. Львов.


Библиографическая ссылка

Днепров А.С. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10733 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674