Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ

Ильичева Е.В., Виноходова А.Ф.

В «Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (5 августа 2005 года № 2447п -П7) определены основные задачи и направления развития науки и инноваций в Российской Федерации.

Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентноспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:

  • - создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;
  • - формирование инфраструктуры инновационной деятельности;
  • - создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

В части инновационной деятельности высших учебных заведений, анализ показал, что как правило, в рамках университетов создаются «Инновационно - технологические центры» в структуру которых входят технопарк, бизнес -инкубатор, центр интеллектуальной собственности и т.д.

В целом, инфраструктура инновационной системы высших учебных заведений включает совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.

Субъекты инновационной деятельности - Высшие учебные заведения,НИ и ПКО, предприятия, учреждения, предприниматели и частные лица, осуществляющие научно - инновационную деятельность.

В настоящее время в части инновационной поддержки вузов применяется программно - целевой метод финансирования.

В Концепции очередного этапа реформирования системы образования» предлагается направлять из Федерального бюджета до 10% средств из предусмотренных на очередной год расходов на образование. В 2007 г. на инновационную поддержку Московских вузов было направлено 5.13% от суммы всех расходов федерального бюджета на образование вузов г. Москвы.

В концепции, также предлагается субъектам и органам местного самоуправления создавать региональные фонды поддержки образовательных инноваций в размере 1.5% расходов этих бюджетов на образование.

Образовательные инновации можно разделить на два направления:

  • 1. Новое знание, как продукт научных исследований.
  • 2. Образовательные технологические услуги по новому способу обучения.

Основные направления инновационной деятельности Вузов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные направления инновационной деятельности высших учебных заведений

Направление инноваций

Источники финансирования

1

Технопарки

смешанные

1

Бизнес - инкубаторы:

 

 

а) Требующие инвестиций на строительство (Например, офисов для размещения малых предприятий)

внешние

 

б) Не являющиеся инвесторами:

- экспертиза и сопровождение проектов;

- обучение бизнесу, созданию своего дела;

-помощь в налаживании деловых связей через деловой клуб;

-помощь в получении финансирования бизнес проекта.

внутреннее

2

Конкурсы инновационных проектов студентов и аспирантов по направлениям, отвечающим запросам региона.

смешанный

3

Анализ соответствия предлагаемых научно - исследовательских и научно - производственных проектов потребностям экономических кластеров региона и формирования по результатам анализа портфеля заказов.

внешний

4

Презентация конкурентноспособной наукоемкой продукции зарубежным партнерам.

внешний

5

Подача заявок на участие в совместных грантах и программах, финансируемых третьей стороной.

внешний

6

Создание онлайновских научно -исследовательских и инновационных порталов.

внутренний

7

Развитие исследований и разработок, проводимых совместно с малыми предприятиями.

смешанный

8

Создание коучинг - и (или) тренинг центров осуществляющих информационно - консультационные функции.

смешанный

9

Обеспечение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационной деятельности для преподавателей и сотрудников вузов.

смешанный

10

Создание региональных центров трансфера технологий.

 

11

Подготовка и проведение конкурсов и выставок инновационных проектов.

внешний

12

Организация совместных мероприятий (Конференций, семинаров, круглых столов, деловых игр) для работников государственных и муниципальных структур, производственников, представителей инновационных фирм и т.д. для обмена опытом, мнениями и т.д.

смешанный

13

Обеспечение преемственности в процессе подготовки специалистов высшей квалификации» бакалавр -магистр - аспирант - докторант»

смешанный

 

И так далее

 

В итоге можно сделать следующие выводы:

  • 1. Для финансирования конкретных и затратных инновационных проектов целесообразно использовать применяемый в настоящее время программно - целевой метод финансирования.
  • 2. В части образовательных технологических услуг по новому способу обучения (Например по пунктам 7-9, 11-13) разрабатывать нормативы поддержки инноваций в расчете на одного сотрудника профессорско-преподавательского состава.
  • 3. Стратегической задачей вузов должна являться разработка программы инновационной деятельности в рамках возможных направлений на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Библиографическая ссылка

Ильичева Е.В., Виноходова А.Ф. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1066 (дата обращения: 14.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252