Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА

Иванова Ю.В.

Вузовское и школьное литературное образование нуждается в новых технологиях и инновационных методиках, способствующих не только обновлению содержания образования, но и повышению его качества. Одним из наиболее эффективных путей является применение информационно-коммуникационных технологий. «Информационная техно­логия обучения - это педагогическая технология, при­меняющая специальные способы, программные и тех­нические средства (кино, аудио- и видеотехнику, ком­пьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией» [1].

Отвечая нуждам современной педагогики, информационно-коммуникационные технологии расширяют спектр методов и форм прове­дения уроков литературы. Исходя из анализа методической, психолого-педагогической литературы, можно утверждать, что работа с компьютером действует прак­тически на ощущения, вос­приятие, память, мышление, воображение, способности обучающихся. Применение ИКТ позволяет сделать урок привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, создаёт условия для максимально возможного всестороннего развития личности обучаемого. Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса положительно влияет на мотивацию учения.

Возможности мультимедиа, интегрируя аудиовизуальную информацию, представ­ленную в различной форме (текст, графика, анимация, слайды, музы­ка, видео), нашли широкое применение на уроках литературы. Ди­дактически обоснованное использование технологии мультимедиа в образовательном процессе, изобрази­тельный, звуковой ряд презентации активизирует образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал, в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества развивается воображение как один из основных компонентов литературных способностей. При этом наблюдается более чуткое отношение школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим эмоциональным пережива­ниям, развитие мышления, воображения и речи школь­ников. Поэ­тическое восприятие предметов и явлений, на­блюдательность, хорошая память, творческое воображение и мышление, эмоциональность как компоненты литературных способностей развиваются и совершенствуются.

Уровень развития литературных способностей школьников во многом зависит от их эстетического развития. В презентацию включаются отрывки художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии, сцены из спектаклей и кинофильмов, поставленных или снятых по драматическим произведениям, музыкальные фрагменты, что позволяет на культурологическом материале формировать литературные способности школьников.

Использование ресурсов Интернета способствует через урок литературы формированию наиболее востребованных в современном обществе компетенций: находить недостающую информацию, использовать свой жизненный опыт, проявлять фантазию, совершать перенос знаний из других областей человеческой деятельности в литературную ситуацию, а полученные знания стимулируют развитие способностей. Визуализация учебной информации оказывает су­щественное влияние на формирование представлений, занимающих цен­тральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала.

Формирование и совершенствование умений пользоваться электронными библиотеками, справочниками, энциклопедиями, находящимися в сети Интернет, увеличение доли самостоятельности в поиске и использовании нужной информации способствуют вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию литературно-творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности, глубине освоения литературы как искусства слова. Литературно ориентированные сайты предлагают посетителям тексты художественных произведений, критические материалы; содержат сведения по теории литературы; дают возможность участия в форумах, дистанционных олимпиадах и конференциях, что формирует способности общего и собственно литературного характера: коммуникативные, творческие, критические, аналитические и т.д. Интернет, виртуальный мир компью­тера помогает преодолеть одностороннее, изо­лированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмот­рение формы и содержания при анализе произведения.

Изучение литературных произведений с привлечением современных технических средств, бесспорно, способствует активизации читательского интереса подростков. «В услови­ях резкого ослабления авторитета литерату­ры в мире в целом визуальные искусства выходят на первый план» [2]. Визуальный ряд, дополняющий ряд словесный и предлагаемый мультимедийными учебниками, различными CD и сетью Интернет, позволяет сосре­доточить и удерживать внимание учеников в течение все­го урока, учитывать некоторые психологические особенности восприятия подростков.

Подкрепление восприятия художественного текста воз­действием визуального ряда с применением ИКТ ведёт к повышению эффективности обучения. Целенаправленное и системное применение информационно-коммуникационных технологий даёт возможность обучаемому раскрыть свои способности, возбуждает интерес к литературе, стимулирует и развивает потребность в анализе и самовыражении, позволяет окунуться в мир словесного искусства, используя привычные средства необычным способом; способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени; лучшему представлению учебного материала, развитию литературных способностей школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии/В.А.Трайнев. - М.: Дашков и К. - 2007. - С.43.
  • 2. Гутов А. О словесном и визуальном в обучении/А.Гутов//Литература в школе. - 2007. - №9. - С.25 - 26.

Библиографическая ссылка

Иванова Ю.В. О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1065 (дата обращения: 14.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252