Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Банькина В.Н., Мерзликин М. А.

Сегодня в России неотвратимо осуществляются реформы, результатом которых является развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на ценностях и принципах рыночной экономики, где ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные). Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому в условиях рыночных отношений перед нашим обществом стоит множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства. Круг проблем, связанных с организацией и реализацией предпринимательской деятельности, достаточно широк. На наш взгляд, сегодня особенно актуально уделить внимание вопросам, связанным с уровнем культуры будущих предпринимателей и предпринимательства.

Проблема предпринимательства имеет две составляющие: во-первых, речь идет о качестве самой предпринимательской деятельности, во-вторых, о наличии предпринимательских качеств у людей, занимающихся предпринимательством, (предпринимательская подготовка, образовательный уровень, готовность к риску и принятию ответственности и т.п.), исходно формируемых, главным образом, в системе образования. Безусловно, обе составляющие взаимосвязаны, и чем лучше предпринимательский «климат» и предпринимательская культура в обществе в целом и на уровне каждого учебного заведения, тем выше число потенциальных и актуальных предпринимателей. С другой стороны, изменение культуры предпринимательства в лучшую сторону во многом зависит и от того, насколько активны, последовательны и консолидированы сами предприниматели в отстаивании своих общих интересов, т.е. от того, в какой мере и какие формы коллективной деятельности они перенесли из своего опыта совместной деятельности в рамках системы образования.

К сожалению, в настоящее время в государстве далеко не всегда последовательно и систематично обеспечивается должная поддержка предпринимательства, особенно в сфере малого бизнеса как наиболее уязвимого и вместе с тем реально социально-направленного сектора экономики. Указанные обстоятельства повышают культурообразующую роль системы образования, перед которой согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача формирования у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональных училищ готовности к открытию собственного дела.

Основным действенным механизмом формирования предпринимательской культуры и создания слоя цивилизованных предпринимателей, решающих не только задачи повышения личного благосостояния, но и задачи позитивного развития экономики города, региона и страны, мы считаем предпринимательское образование. Под предпринимательским образованием мы понимаем специальное обучение основам предпринимательства и бизнес-планирования в форме организации и проведения учебных предпринимательских проектов, деловых игр, а также внедрение элементов, формирующих предпринимательскую культуру, в общеобразовательные дисциплины социально-экономического цикла, во внеаудиторную работу и факультативы учебных заведений всех уровней. Анализ состояния предпринимательского образования и предпринимательской культуры подрастающего поколения - школьников, учащихся, студентов - свидетельствует о том, что государственная система образования сегодня не вполне удовлетворяет потребностям общества. Как известно, культура формируется в процессе достаточно длительной совместной деятельности ее носителей - людей. Предпринимательская культура не является исключением.

Преимущество системы образования как агента развития предпринимательства заключается в ее синергетической множительной способности решения задач предпринимательского образования населения: достаточно за более короткий срок, подготовить в предпринимательском отношении несколько сотен педагогов, и они ежегодно будут дуплицировать культуру предпринимательства в тысячах учащихся. Важно только, чтобы педагоги и учащиеся не только теоретически, но и практически занимались совместной коллективной предпринимательской деятельностью, пусть и «учебной». Школа, профессиональное училище, колледж и вуз могут и должны стать для учащихся бизнес-инкубатором, технопарком, более эффективно использовать имеющиеся производственные и учебные площади для предпринимательского образования подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Лапуста М.Г. Предпринимательство - Москва ИНФРА-М, 2006.
  • 2. Ситаров В. А., Смирнов А. И. Культура предпринимательства: теория и практика. - Москва-Вологда: ООО «Полиграфист», 2006. - 192 с.
  • 3. Предпринимательский потенциал российского общества. Отчет по итогам репрезентативного опроса населения (февраль - март 2002 г.). Компас промышленной реструктуризации. № 5 (6) сентябрь / 2003, с. 9-15.

Библиографическая ссылка

Банькина В.Н., Мерзликин М. А. О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1050 (дата обращения: 16.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252