Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ЯРОСЛАВСКИХ ШКОЛЬНИЦ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

Букина Л.Г. 1, 1 Тятенкова Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
Изучена динамика показателей физического развития у девочек 12–15 лет, относящихся к разным поколениям и проживающих с рождения в г. Ярославль. Результаты исследования выявили, что характер изменений в физическом развитии школьниц конца XX – начала ХXI столетий неоднозначен. В 12-летнем возрасте современные девочки имели достоверно более высокие показатели длины, массы тела и окружности груди по сравнению с их сверстницами в 1971 году. У девочек 13–15 лет за последние 40 лет наблюдалось достоверное снижение массы тела при незначительном увеличении длины тела, что свидетельствует об астенизации современных подростков. Выявлено, что темпы прироста основных антропометрических показателей у девочек начала XXI века снижены по сравнению с их сверстницами предыдущих поколений. Исследование динамики антропометрических показателей школьниц позволило полнее выявить тенденции временной изменчивости особенностей физического развития детей.
девочки-подростки
окружность грудной клетки
масса тела
длина тела
физическое развитие
1. Воронцов И. М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. – 1985. – № 6. – С. 7.
2. Денисова Д. В., Завьялова Л. Г. Многолетние тренды показателей физического развития подростков Новосибирска // Бюллетень СО РАМН. – 2011. – Т. 31. – № 5. – С. 84–89.
3. Дорохов Р.Н., Губа В.П., Петрухин В.Г. Методика раннего отбора и ориентации в спорте. – Смоленск: изд. Смоленск, ГИФК, 1994.
4. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Душенина Т. В., Галлеев А. Р. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапе детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза // Физиология человека. – 2003. – № 1. – С. 70–76.
5. Кардашенко В. К. Физическое развитие – одно из важнейших показателей здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. – 2002. – № 10. – С. 33–35.
6. Кардашенко В. Н., Вишневецкая Т. Ю. Сравнительная оценка физического развития детей 8–11-летнего возраста // Гигиена и санитария. – 1988. – № 4. – С. 81–82.
7. Кучма В. Р., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Бокарева Н. А., Ямпольская Ю. А. Характеристика морфофункциональных показателей московских школьников 8–15 лет (по результатам лонгитудинальных исследований) // Вестник Московского университета (серия 23: антропология). – 2012. – № 1. – С. 76–83.
8. Нормативы основных антропометрических и функциональных показателей детей и подростков г. Ярославля. Методические рекомендации для врачей-педиатров / Под ред. Марушкова В. И. – Ярославль: Аверс Плюс, 2006. – 96 с.
9. Сауткин М. Ф., Толстова Т. И. Динамика физического развития студентов Рязанского государственного медицинского университета // Здравоохранение Российской Федерации. – 2000. – № 3. – С. 53–54.
10. Ямпольская Ю. А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения // Гигиена и санитария. – 1996. – № 1. – С. 24–26.

Введение

Уровень физического развития является одним из показателей качества здоровья детского населения [6]. Отклонение в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфофункционального состояния очень часто сочетаются с изменением состояния здоровья детей, и чем значительнее отклонения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения того или иного заболевания [5]. Изменения показателей физического развития могут быть свидетельством нарушений социально-гигиенического характера, количественной и качественной недостаточности питания, начальной стадии хронических заболеваний, экологического неблагополучия условий проживания и т. д. [1, 4]. Однако показатели физического развития не являются статичными во времени и имеют территориальные особенности, связанные с различием эколого-гигиенических, социально-экономических и других условий, что вызывает необходимость в постоянной коррекции территориальных стандартов физического развития детского населения [10].

Цель проведенной работы состояла в изучении динамики показателей физического развития у девочек-подростков 12–15 лет, относящихся к разным поколениям.

Материал и методы

В течение 2003–2005 гг. было обследовано 1156 девочек в возрасте 12–15 лет, обучающихся в общеобразовательных школах г. Ярославля. С помощью унифицированных методик были измерены основные показатели физического развития: длина тела, масса тела и окружность грудной клетки в паузе. Для анализа многолетней динамики показателей физического развития использовали данные, опубликованные в «Нормативах основных антропометрических и функциональных показателей детей и подростков» [8]. Оценку ростовых процессов производили по интенсивности роста с использованием формулы [3]:

                   (Д2 –Д1)
ИР (%) = ---------------- *100,
               0,5*(Д1 + Д2)

где ИР – интенсивность (темпы) роста; Д1 – значение антропометрического признака в 12 лет; Д2 – значение антропометрического признака в 15 лет.

Статистическая обработка материала проводилась при помощи пикета прикладных программ Microsoft Excel 2000.

Результаты и их обсуждение

В ходе работы были измерены и оценены основные антропометрические показатели школьниц. Результаты собственных исследований и данные по физическому развитию детей г. Ярославля за прошедшие годы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика антропометрических показателей школьниц 12–15 лет г. Ярославля

Возраст,

лет

по данным Марушкова В. И. (2006)

Собственные

данные (2003-2005)

1971

1981

1996

Длина тела, см

12

148,5±0,39

150,4±0,51

150,1±0,47

152,9±0,52

13

155,8±0,40

157,3±0,44

157,3±0,44

156,7±0,46

14

158,1±0,35

159,0±0,40

161,1±0,40

159,5±0,39

15

159,7±0,36

162,1±0,37

163,1±0,37

161,1±0,37

Масса тела, кг

12

39,7±0,39

40,6±0,51

38,8±0,45

44,2±0,43

13

47,2±0,48

46,9±0,51

45,7±0,50

45,9±0,41

14

50,1±0,46

48,6±0,50

49,7±0,44

49,9±0,42

15

52,9±0,48

53,0±0,46

51,8±0,47

50,5±0,44

Окружность грудной клетки, см

12

70,1±0,30

71,5±0,40

70,8±0,37

72,8±0,45

13

76,2±0,31

75,3±0,34

75,2±0,38

74,3±0,45

14

77,6±0,30

76,5±0,35

77,7±0,37

77,7±0,45

15

78,7±0,29

79,1±0,29

80,0±0,39

79,2±0,44

Оценка длины тела школьниц выявила, что у современных девочек во всех возрастных группах, за исключением 13-летних, рассматриваемый показатель оказался достоверно выше (р<0,05) по сравнению с данными 1971 года. При этом наиболее существенные различия отмечены в 12-летнем возрасте (4,4 см). Анализ динамики ростовых процессов у девочек одного поколения показал, что наибольший относительный прирост длины тела с 12 до 15 лет наблюдался в 1981 г. и 1996 г. и составил 7,5 % и 8,3 % соответственно. У современных школьниц длина тела за указанный период увеличилась на 8,2 см, что составило 5,2 % (рис. 1).

Рис. 1. Темпы прироста показателей физического развития за три года у девочек, принадлежащих к разным поколениям (%)

За последние сорок лет средние значения массы тела у девочек достоверно (р<0,05) увеличились только в 12-летнем возрасте, прибавка в весе составила 4,5 кг. В 13 и 15 лет наблюдалось достоверное (р<0,05) уменьшение массы на 1,3 и 2,4 кг соответственно. Динамика средних значений массы тела у девочек одного поколения отчетливо показывает снижение темпов прибавки массы тела (рис. 1). В конце двадцатого столетия у девочек-подростков масса тела за три года увеличилась на 12,4–13,2 кг (26,5–28,7 %), в начале двадцать первого века темпы уменьшились вдвое – на 6,3 кг (13,3 %).

Окружность грудной клетки достоверно увеличивалась в наблюдаемый период только у 12-летних девочек (на 2,7 см), у 13-летних отмечено снижение данного показателя на 1,9 см, в 14–15 лет различия не достоверны и составляют 0,1–0,5 см. Анализ данных у девочек одного поколения свидетельствует, что у современных школьниц темпы прироста окружности грудной клетки несколько меньше (6,4 см за три года, что составило 8,4 %) по сравнению со своими сверстницами предыдущих поколений (увеличение на 8,6–9,2 см, темпы прироста составили 10,1–12,2 %).

Таким образом, установлено увеличение длины тела и окружности грудной клетки при снижении массы тела у современных школьниц, по сравнению с их сверстниками 1970-х годов. Полученные данные согласуются с результатами лонгитудинального исследования, проведенного на школьниках 8–15 лет г. Москвы, согласно которому положительные сдвиги в физическом развитии современных школьников свидетельствуют о новом витке активности процесса акселерации [7]. Важно подчеркнуть, что наиболее выраженные изменения в показателях физического развития отмечены в 70-е и 80-е года ХХ столетия. Впоследствии изменения не достоверны, в некоторых случаях отмечается уменьшение антропометрических показателей. Уменьшение показателей физического развития к концу ХХ столетия является не случайным и регистрируется в работах других авторов [2, 9]. Как считают Денисова Д. В. и Завьялова Л. Г. [2], на уровень физического развития российских подростков в 90-е годы могли оказать влияние не только процессы децелерации, наблюдавшиеся во многих регионах мира, но и ухудшение социально-экономических условий в период реформ.

Заключение

Таким образом, анализ физического развития ярославских школьниц за последние сорок лет позволил сделать заключение, что современные 12-летние девочки, с рождения проживающие в г. Ярославле, имеют достоверно более высокие показатели длины тела, массы тела и окружности грудной клетки по сравнению со сверстницами предыдущих поколений. В последние десятилетия отмечается достоверное снижение массы тела у 13–15-летних девочек при незначительном увеличении длины тела, что свидетельствует об астенизации современных подростков, на рубеже столетий у школьниц наблюдается снижение темпов ростовых процессов.

Работа выполнена в рамках государственного задания ЗН № 4.7772.2013.

Рецензенты:

Аккуратов Е.Г., д.б.н., доцент кафедры общей гигиены с экологией Ярославской государственной медицинской академии, г. Ярославль.

Мышкин И.Ю., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, г. Ярославль.


Библиографическая ссылка

Букина Л.Г., Тятенкова Н.Н., Букина Л.Г. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ЯРОСЛАВСКИХ ШКОЛЬНИЦ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10470 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674