Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБАЯ РОЛЬ ЗНАНИЙ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

Иванов Н.Г. 1 Мызрова К.А. 1
1 ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», Институт экономики и бизнеса
В статье анализируются новые требования, предъявляемые информационным обществом к проектированию организации, к объединению или разделению в ней работ. В условиях знаниевой экономики становится невозможным повышение конкурентоспособности организаций только за счет материальных ресурсов. Величина актуального знания становится определяющей уровень конкурентоспособности и организации, и общества в целом. Сетевая интеграция приобретает особое значение в рассмотрении информационной (сетевой) экономики и этапов повышения конкурентоспособности организаций. Информация в сетевом взаимодействии создается регулярными потоками между организациями, входящими в сеть. Авторы обращают внимание, что повышение эффективности трансформации знаний в конкурентное преимущество возможно на основе квазиинтеграционно-конкурентного процесса. Квазиинтеграционно-конкурентный процесс – последовательное превращение знаний в новый продукт, проходящий ряд этапов и направленный на достижение конкурентного преимущества и устойчивую конкурентную позицию. Определены стадии кваинтеграционного процесса: существующие разнообразные отношения (экономические, организационные, информационные); концентрация возможностей, потенциалов, ресурсов организаций и предприятий; объединение ресурсов; дальнейшее совместное развитие. Результатом квазиинтеграционного процесса будет создание нового продукта и, возможно, получение синергетического эффекта.
квазиинтеграция
сетевое взаимодействие
информационная экономика
знания
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998. – С. 354-355.
2. Иванова Т. Ю., Мызрова К. А. Образовательная сеть как квазиинтеграционная форма взаимодействия высших учебных заведений и организаций // Креативная экономика. – 2012. – № 11. – С. 48-52.
3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями [Текст] / Под ред. Б. З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010.
4. Мызрова К. А. Современные тенденции развития высшего образования // Креативная экономика. – 2011. – № 9. – С.48-52.
5. Радаев В. В. Рынок как переплетение социальных сетей // Российский журнал менеджмента. – Т. 6, № 2. – 2008. – С.47-54.
6. Menard C. 2004. The Economics of Hybrid Organizations. «Journal of Institutional and Theoretical Economics», vol. 160, No.3.

В условиях информационной (сетевой) экономики именно знания являются главным источником конкурентных преимуществ организаций и предприятий и основой их устойчивого развития. Согласимся с мнением исследователей, уточняющих, что обладание «большим объемом знаний… не является конкурентным преимуществом вследствие того, что знания быстро устаревают, а информация становится доступной» [3]. На данном этапе не столько обладание знаниями, сколько способность к порождению новых знаний, трансформации потоков знания в конкурентные ресурсы и преимущества выступает главным фактором конкурентоспособности.

При формировании нового общества претерпевают радикальные изменения материальное производство, мировоззрение, быт и образование, искусство и культура. Меняются не только формы, но и содержание деятельности. В данном контексте важно понять те новые требования, которые предъявляет информационное общество к проектированию организации, к объединению или разделению работ в ней.

Если в доинформационном обществе действует принцип «каждый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все», то в информационном обществе действует принцип «каждый должен знать/ уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своём взаимодействии с другими» (см. рис. 1) [1, С.354-355].

«Доинформационное общество»

«Количество индивидов» или «качество знаний»

«Информационное общество»

«Качество индивидов» или «количество знаний»

Рис 1. «Информационные» границы индивида и организации в двух типах обществ

В современных условиях повышение конкурентоспособности предприятий, организаций, учреждений сферы высшего профессионального образования, которое необходимо для их успешного функционирования в рамках знаниевой экономики, уже невозможно осуществить только за счет материальных ресурсов.

Полагаем, что величина актуального знания определяет уровень конкурентоспособности и отдельного работника, и организации, и общества в целом. Основной задачей перехода к экономике, основанной на знаниях, является обеспечение необходимыми трудовыми ресурсами, обладающими актуальным знанием. Строительство знаниевой экономики предполагает в достаточном количестве специалистов, обладающих высоким уровнем творческого потенциала, креативностью, а также актуальным знанием.

Особое значение в рамках единства рассмотрения информационной экономики и этапов повышения конкурентоспособности организаций приобретает «сетевая интеграция».

Исследователи однозначны в определении понятия «сеть», понимая, как правило, отношения, складывающиеся между участниками, агентами, отделами либо структурными подразделениями организации. Однако подходы исследователей к понятиям «сетевая структура» и «сетевая организация» неоднозначны.

Сетевой подход претендует на универсальность, поскольку под сетью понимается совокупность устойчивых связей, то в сетевых терминах можно рассматривать чуть ли не любые объекты. Как правило, под сетями имеются в виду совокупности устойчивых связей между агентами, которые сохраняют при этом самостоятельность по отношению друг к другу [5, С. 47].

Поскольку интеграция является качественно новым этапом в системе организационно-экономического взаимодействия, обеспечивающим большую операционную эффективность, формирование долгосрочных конкурентных преимуществ и усиление конкурентного статуса организаций, то и формы интеграции отличаются большим разнообразием в связи с преследуемыми целями корпоративными структурами [2, С. 50].

Проанализировав существующие на сегодняшний день формы интеграции, попытаемся обосновать выбор определенной формы для организаций, предприятий и высших учебных заведений.

Существует понятие «квазиинтегрированной» или «гибридной формы» объединения. Среди гибридных форм, которые рассматриваются в теоретической литературе, важное место заняли сетевые структуры. Наиболее общее определение сетей состоит в том, «что они представляют сумму связей, которые объединяют группу элементов. Взаимосвязь создается регулярными потоками информации между ними. Определяющей характеристикой сети служит высокая степень доверия во взаимных контрактах» [6].

Особое значение в информационной экономике приобретает формирование образовательных сетей. Они должны устанавливать взаимодействия вузов с предприятиями, организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти с целью содействия обеспечению экономической состоятельности, востребованности и трудоустройству выпускников, а также привести в соответствие условиям внешней среды внутренний потенциал организации, способствовать его развитию в долгосрочной перспективе при обостряющейся конкурентной борьбе между вузами [4, С.51].

Таким образом, повышение эффективности трансформации знания в конкурентное преимущество возможно на основе внедрения квазиинтеграционно-конкурентного процесса в деятельность организаций, предприятий, учреждений высшего профессионального образования. Иначе говоря, процесс последовательного превращения знания в новый товар, услугу, проходящий ряд этапов, ориентированный на достижение конкурентного преимущества и занятие устойчивой конкурентной позиции, может быть определен как квазиинтеграционно-конкурентный процесс. Соотношение стадий квазиинтеграционного процесса и этапов конкурентного процесса представлено на рис. 2.

Рис. 2. Схема квазиинтеграционно-конкурентного процесса

Результатами квазиинтеграционного процесса будет цепочка: общественное знание – специальное знание – изобретения и технологии – новый продукт – синергетический эффект, а результатами конкурентного процесса: конкурентный потенциал – конкурентный ресурс – конкурентное преимущество либо конкурентный недостаток – конкурентная позиция.

В информационной экономике наличие знаний не является основанием для формирования конкурентного преимущества, как было отмечено нами выше. Дальнейшая реализация знания возможна только на основе существующих разнообразных доверительных отношений между организациями, предприятиями, высшими учебными заведениями. Следовательно, из всего объема знаний, формирующих конкурентный потенциал, на следующую стадию конкурентного процесса – трансформацию – могут быть выведены единицы, определяемые как «конкурентные ресурсы», то есть концентрация возможностей, потенциалов, ресурсов организаций, предприятий, высших учебных заведений.

Сетевой потенциал объединяет характеристики всех ресурсов, непосредственно занятых в реализации квазиинтеграционно-конкурентного процесса.

Для организаций, предприятий, организаций сферы высшего профессионального образования сетевой потенциал формируется как внешней, так и внутренней бизнес-средой.

Управление сетевым потенциалом образовательной сети в информационной (сетевой) экономике должно быть представлено совокупностью организационно-экономических действий по формированию, развитию и эффективному использованию сетевого потенциала.

Осуществление управления образовательной сетью, её сетевым потенциалом направлено на решение следующих задач:

  • формирование сетевого потенциала, необходимого для решения поставленных задач и достижения поставленных целей;
  • развитие сетевого потенциала – качественно-количественное изменение всех показателей организаций – участников сетевого взаимодействия;
  • реализовать сетевой потенциал (процесс преобразования компонентов в конечный продукт – новый продукт).

Создание нового продукта, услуги в образовательной сети возможно посредством проектной деятельности. В случае если новый продукт будет внедрен на производстве и последствия такого внедрения скажутся на росте стоимости, то можно предположить, что произошла трансформация конкурентного ресурса в конкурентное преимущество в созданных в образовательной сети условиях.

Рост стоимости компаний, входящих в образовательную сеть, востребованность на рынке нового продукта, услуги – это индикаторы диффузии конкурентного преимущества и занимаемой конкурентной позиции.

Отток конкурентного ресурса допускается только в случае отсутствия условий, необходимых для трансформации в конкурентное преимущество, иначе такой подход будет определен как конкурентный недостаток.

На всех стадиях квазиинтеграционно-конкурентного процесса управление трансформацией знания в конкурентное преимущество зависит от «состыковки» элементов образовательной, исследовательской, научной, производственной деятельности. Инструментом повышения системной эффективности квазиинтеграционно-конкурентного процесса выступает сетевая интеграция.

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2012 годы. Госконтракт № 14.132.21.1036.

Рецензенты:

Иванова Татьяна Юрьевна, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой управления, руководитель программы МВА, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.

Романова Ирина Борисовна, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учёта и аудита, декан бизнес-факультета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Иванов Н.Г., Мызрова К.А. ОСОБАЯ РОЛЬ ЗНАНИЙ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10443 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674