Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Сазонов С.П. 1 Гапоненко Ю.В. 2
1 Волгоградский государственный технический университет
2 Волгоградский институт экономики, социологии и права
В ХХI в. человечество столкнулось с ростом обмена знаниями, потребностью в реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий для получения образования. На основе дистанционных образовательных технологий стало возможным осуществлять поиск необходимой учебной информации из сети Интернет, независимо от местоположения. Отечественные исследователи констатируют необходимость модернизации, формирования новой школы, соответствующей современному уровню научно-технологического и социального развития. Информационное общество в XXI в. заинтересовано в предоставлении выбора режимов учебной деятельности для обучающегося на основе междисциплинарного подхода. Возникла потребность в новой отрасли педагогической науки – информатизации образования, в рамках которой востребованы теоретическое и методическое обоснование, разработка моделей, форм, принципов, методов и средств обучения на основе применения образовательных ресурсов нового поколения.
виртуальный университет
информационная личность
образовательные технологии
информационная культура личности
информационный поток
единое культурное пространство
1. Валюшина Н. М. Организационные формы дистанционного повышения квалификации работников образования (ИГЛУ). Стратегия реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в сетевом взаимодействии образовательных систем: материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2-6 мая 2011г. / под ред. Л. А. Выговского, Т. В. Живокоренцевой. - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2011. - 273 с. - С. 213-220.
2. Валюшина Н. М. Исследование собственной профессиональной деятельности как одно из условий повышения качества дистанционного обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена = Izvestia: Herzen University Jornal of Humanities & Sciences. № 125: Научный журнал. - СПб., 2010. - 289 с.
3. Валюшина Н. М. Способы воздействия на мотивацию обучающихся дистанционно в системе повышения квалификации // Ученыезаписки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». - 2011. - № 6 (41). - 134 с.
4. Громова Т. В.Концепция проектирования и модель педагогической системы подготовки преподавателей вуза к тьюторской деятельности [Текст] / Т. В. Громова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 15-18 апр. 2010 г. - Тольятти, 2010. - С. 79-87.
5. Громова Т. В.Основы тьюторской деятельности [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Громова. - Самара: Глагол, 2009. - 256 с.
6. Каримов К. А. Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов [Текст] / К. А. Каримов, К. Т. Уматалиева // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 487-489.
7. Колганов Е. А. Дистанционное образование в системе высшего профессионального образования региона: социологический аспект: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Колганов Евгений Алексеевич; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т]. - Уфа, 2010. - 190 с.
8. Куклев В. А. Сущностные характеристики мобильного обучения [Текст] / В. А. Куклев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 1 (35). - С. 68-72.
9. Куклев В. А. Сущностные характеристики мобильного обучения как педагогической инновации [Текст] / В. А. Куклев // Образование и общество. - 2009. - № 1(54). - С. 64-67.
10. Сазонов С. П., Терелянский П. В., Лукьянова А. В. Совершенствование казначейских технологий исполнения бюджетов всех уровней - основной путь создания «Электронного бюджета» Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского Института Бизнеса. - 2012. - № 2 (19). - С. 13-22.

Современное общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Объективным процессом является формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства. Корни многих изменений кроются в способах создания, хранения, передачи и использования информации. Этот процесс часто оценивается как переход от индустриального века к информационному. Это означает, в частности, что все большее количество людей чаще и чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего информационного потока. Уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что для успешной профессиональной деятельности в самых разнообразных областях владение компьютерными технологиями является обязательным условием. В связи с этим ученые поднимают вопрос о становлении информационной культуры личности как необходимом элементе культуры в целом. Для этого предлагается использовать как традиционные, так и новые информационные технологии и способы передачи информации [6].

За последние несколько десятков лет наша страна переживает компьютерный бум и, как следствие, - информационную революцию. Наиболее яркими и очевидными проявлениями этих информационно-технологических процессов стали компьютерные и информационные технологии, взрывной рост телекоммуникаций и другие проявления научно-технического прогресса.

Современному человеку жизненно важно стало жить, ориентироваться и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимая ее реалии и успешно развивая ее. В связи с этим встал вопрос воспитания и адаптации молодого поколения к новым информационно-технологическим реалиям. Одним из направлений повышения компьютерной грамотности и воспитания информационной культуры в каждой личности призваны удовлетворить новые образовательные технологии. На наш взгляд, частично эту задачу решает дистанционное образование с применением современных компьютерных и телекоммуникационных средств. Новая система образования должна способствовать выполнению и еще одной общественной потребности - обеспечению равноправия для всех его членов. В обществе каждому человеку должны быть предоставлены равные возможности, равные условия в процессах формирования его как информационной личности, когда результаты его деятельности определяются его собственными целями и полностью зависят от него самого.

В нынешних условиях развитие системы образования в направлении информатизации учебного процесса должно являться частью государственной политики. Известно, что, чем выше уровень образования населения страны, тем выше темпы развития государства, тем большее влияние оно имеет в мировом сообществе. Это нашло отражение в том факте, что Международным валютным фондом предлагается новая методика оценки национальных богатств. Основными показателями национального богатства страны становятся результаты образовательной деятельности - знания, умения, уровень образованности населения, уровень развития науки и техники [4].

Одним из возможных и эффективных вариантов получения образования и одновременного повышения информационной культуры в данных условиях становятся дистанционные образовательные технологии. Необходимо отметить, что с развитием компьютеризации появилась возможность предоставления дистанционных образовательных услуг иностранным гражданам, что может стать еще одним источником национального дохода. Отсюда несомненным фактом является пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру. Их интерес лежит в плоскости оптимизации учебного процесса через применение новых перспективных технологий, в том числе компьютерных и телекоммуникационных [7].

Можно выделить две основные потребности самой системы образования, связанные с применением новых информационных технологий, которые на сегодняшний день являются актуальными:

  • система образования, во-первых, должна предложить определенный минимум знаний о компьютерах и современных способах обработки и представления информации, умений и навыков владения аппаратными и программными средствами; научить методам ориентации и эффективной деятельности в новом информационном пространстве;
  • во-вторых, необходимо использовать новые возможности для оптимизации процесса получения образования, пересмотреть применение многих традиционных методов и технологий, а также разработать новые, которые в полной мере позволят реализовать образовательный потенциал новых технологий.

Безусловно, процесс адаптации образовательной системы к новым условиям нельзя представить как сугубо позитивное явление, без недостатков, издержек и нежелательных последствий. В связи с этим отмечается, во-первых, необходимость выделения весьма значительных ресурсов общества, во-вторых, неизбежная и нередко болезненная ломка различных структур (педагогических, методических, административных, культурных и др.) [3].

Наконец, нельзя не отметить комплекс проблем психологического характера, неизбежно возникающих при росте компьютеризации образования. Например, проблема «отчуждения», которая в наиболее негативной форме может проявляться как утрата интереса к окружающему, и дисплей начинает восприниматься как единственное окно в мир [6].

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образованности, необходимому для успешной профессиональной деятельности и достойной оплаты труда. В то же время для очень широкого круга людей образовательные услуги являются недоступными в силу ряда причин: дороговизны, удаленного расположения образовательных учреждений, нехватки свободного от работы времени. Несомненно, данная проблема остро стоит перед нынешней образовательной системой.

Один из путей ее решения может находиться в плоскости применения новых технологий, в частности, дистанционного распределенного образования. Оно обладает достаточным потенциалом, если не для окончательного решения указанных проблем, то, во всяком случае, для снятия остроты вопроса. По сравнению с очной формой дистанционное образование, как уже отмечалось, значительно дешевле, оно не требует постоянного непосредственного присутствия в образовательном учреждении, позволяет использовать крайне гибкий режим работы с точки зрения его организации во времени [2].

Часто термины «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» воспринимаются почти как синонимы. Так же часто поднимается вопрос о том, является дистанционное обучение формой или одним из методов получения образования. Считаем, что для разделения и корректного употребления этих терминов, будет целесообразным рассматривать дистанционное обучение как метод, который может использоваться как в рамках новой, дистанционной формы получения образования, так и в рамках традиционных форм - очной и заочной, а также при обучении, не имеющем целью получение систематического образования [4].

Дистанционное образование следует рассматривать как новую форму, которая бурно развивается как в региональном, так и в общенациональном масштабе. Характерными чертами дистанционного образования являются модульность, изменение роли преподавателя (в значительной степени связанной с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), использование специализированных технологий и средств обучения и т. д. [6].

Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются:

  • обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;
  • гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, быть привязанным либо к ограниченному числу контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансов с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению работ на оборудовании (возможно, удаленном);
  • контакты с преподавателем (тьютором), осуществляемые в основном посредством телекоммуникаций;

Основными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения являются:

  • постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;
  • возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;
  • передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в вуз, либо значительно сократить их число и длительность.

Таким образом, можно говорить о взаимопроникновении методов, характерных для одних образовательных форм, в другие. Поэтому для выяснения, по какой форме ведется обучение, необходимо определиться, какой способ контакта является основным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение является методом, служащим основой для новой формы - дистанционного образования.

Считаем, что развитие образовательной системы в целом и, в частности, дистанционного образования в рамках высшей школы, является необходимым в силу следующих комплексов причин:

  • потребности общества (его информатизация, новые способы взаимодействия);
  • потребности государства (подготовка специалистов, усиление обороноспособности, развитие науки и пр.);
  • потребности самой высшей школы (оптимизация процесса получения образования);
  • потребности личности (учиться дешево, без отрыва от работы, в лучших вузах мира) [2].

В структуре удовлетворения обозначенных потребностей общества, государства, образовательной системы, личности, дистанционное образование занимает важное место. К преимуществам дистанционного образования мы относим следующие:

  • возможности для новых, более эффективных форм проведения занятий;
  • расширение границ учебного материала (возможность гибко компоновать блоки, определять учебный ряд);
  • освобождение от рутинных видов деятельности с переносом акцента на интеллектуальные формы труда;
  • более комфортные условия для подготовки и проведения занятий;
  • дополнительные возможности для совершенствования профессиональных качеств [4].

В связи с этим считаем необходимым внедрение в российскую практику системы виртуальных университетов, которая давно нашла свое признание в образовательной деятельности за рубежом. Система виртуального университета имеет весомые преимущества: снижаются затраты на обеспечение образовательного процесса, увеличивается прибыль образовательного заведения путем выхода на перспективные рынки обучения, повышается качество обучения и уровень управляемости и ответственности сотрудников, оптимизируются бизнес-процессы. Как правило, вся система виртуального университета разбита на модули, которые легко настраиваются в зависимости от изменяющейся реальной ситуации.

Таким образом, очевидным является тот факт, что повышение компьютерной грамотности и информационной культуры становится одним из эффективных методов обучения и получения необходимых навыков для становления высокоразвитой личности, способной к дистанционному обучению. Данные процессы должны поощряться со стороны государства и быть обязательными для каждого человека с самого начала его обучения. Создание и продвижение системы виртуальных университетов позволит охватить наибольшее число студентов и слушателей, что скажется на финансовом результате учебного заведения, а также даст возможность обучения тем категориям граждан, которые в силу отдаленности и финансовых затруднений ранее не имели таких возможностей.

Рецензенты:

Московцев А. Ф., д.э.н., профессор, зав. кафедрой ММиОП, декан факультета экономики и управления Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.

Тажибов Т. Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ (Волгоградский филиал), г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Сазонов С.П., Гапоненко Ю.В. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10398 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674