Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДЕ КОНВЕРГЕНТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Алиева Н.З. 1 Некрасова Е.Г. 2
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области
2 Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»
В статье рассматривается проблема трансформации телесности человека, связанная с возникновением кластера конвергентных технологий, в который входят нано-, био-, инфо-, когнитивные технологии. Актуальность исследований по данной научной проблеме обусловлена необходимостью философского осмысления специфики конвергентных технологий, которые выдвинулись на передний план научных исследований и приобрели статус «прорывных», «инновационных» технологий, трансформирующих социум за счет синергийных взаимоусиливающих эффектов. Их совокупность создает принципиально новую высокоинтегрированную инновационную социокультурную среду. На этом фоне происходит трансформация природы человека и его идентичности за счет возможной трансформации телесности и обретения бессмертия. Возникает фундаментальная научная проблема – исследование изменения природы человека и его телесности в среде конвергентных технологий. Исследование в рамках указанной проблемы требует решения фундаментальной задачи построения адекватной модели, описывающей становление новых форм телесности и идентичности в среде конвергентных технологий.
конвергентные технологии
среда
идентичность человека
телесность
1. Алиева Н. З. Вавилонская башня современного знания: XXI век: монография. – Новочеркасск: Лик, 2012. – 179 с.
2. Алиева Н. З. От опасного знания к конвергенции науки, технологии и социума: монография / Н. З. Алиева, Ю. С. Шевченко, Н. А. Калинина. – Новочеркасск: Лик, 2012. – 256 с.
3. Лукьянец В. С., Соболь О. Н. Проблема постчеловеческого будущего. http://www.transhuman.ru/node/677.
4. Михель Д. Телетехнологии, телесность, виртуальная реальность // Режим доступа: ivanem.chat.ru/mihel.htm.
5. Степин B. C. Цивилизация и культура. – Спб.: СПбГУП, 2011. – С. 19.
6. Труфанова Е. О. Человек в лабиринте идентичностей. http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=102.
7. Hey D. Genetics: Moral Issues in the Creation of People / D. Hey. Berkeley, 1992.ilri.lovola.edu/ConvergingTechnologies/Report/NBIC pre pubHcation.pdf.
8. Roco M. C. & W.S. Bainbridge (eds.) Converging Technologies for Improving Human Performance. NSF-DOC Report. Boston: Cluwer, 2003.

Ключевым фактором происходящего «мегатехнологического сдвига» в развитии общества становятся конвергентные технологии - такие технологии, которые возникают на основе взаимодействия научных достижений в различных областях знания, а также взаимодействия нано-, био-, инфо-, когнитивных технологий, в результате которого трансформируется сложная синергетическая метасистемная целостность. Появление таких технологий может изменить не только формы нашей деятельности, но и нас самих. Конвергентные технологии становятся трансформативными техниками, ведущими к изменению человека как вида, влекущему за собой изменение идентичности человека - понимания человеком себя «как такового».

В настоящее время в философии и антропологии отмечается радикальный поворот в представлениях о природе и телесности человека, основаниями которого становятся следующие новации. Во-первых, возможность научно-технологической экспансии в мир человеческих генов, которая изменяет геном, генетику человека. Изменение биологической природы человека создает реальную возможность так называемого расширения человека, перехода его в техночеловека, постчеловека, неочеловека и т.п. Останется ли он от этого человеком и изменится отношение человека к самому себе?

Во-вторых, нанотехнологии несут возможность бесконечной замены всех атомов и клеток человека на новые, что ведет его к бесконечной жизни и бессмертию. Но останется ли такая модифицированная система человеком или же станет искусственным существом, клоном или киборгом с искусственным разумом? Останутся ли у него эмоции, и будет ли он духовным и нравственным?

Вот тут и возникают противники и сторонники постчеловека. В проблематике природы человека происходят коренные изменения. Экспансия новых течений и взглядов подрывает понимание человеческой природы как онтологически неизменной и вечной и разжигает вновь вековечный дискурс о ней. С одной стороны, старая философская антропология и биоэтика, с другой стороны, трансгуманизм, иммортализм, концепция технологической сингулярности и др. Две непримиримых группы полярных концепций вступают в противоборство, разрешить которое может только критерий человечности, определение человеческой природы [1].

Однако существует такая грань природы человека как свобода воли. Поскольку человек обладает свободой воли, то именно он волен не только, вносить определения человеческой природы, но и менять ее саму. Об этом пишут В. С. Лукьянец и О. Н. Соболь: «Человек - это существо, которое способно и устанавливать, и преодолевать границы любых своих определений. И так как определенность человека (помимо всего прочего) зависит и от его воли, то это означает, что любая его определенность не окончательна. ... Воля человека способна превращать любую определенность человека в неопределенность. Человеческое существование в мире, таким образом, предстает как нечто многоликое, неопределенное, пластичное, допускающее преобразования с помощью гуманотехнологий». И далее авторы развивают мысль о том, что «признание факта неокончательности, недоопределенности, непредзаданности человеческой природы побуждает современных философов рассматривать природу человека как предмет своеобразного искусства, в недрах которого осуществляются разнообразные конструкторские, дизайнерские, биохакерские проекты и замыслы» [3]. Эта мысль переходит в идею возможности трансформации, модификации, апгрейда человека, изменения его природы и телесности.

Особую роль в практике изменения телесности человека занимает процесс конвергенции и конвергентные технологии. Конвергенция в переводе с латинского звучит как «сближаю», «схожусь». Говоря о конвергенции технологий, можно предположить, что речь идет об их сближении. Однако смысл, вкладываемый в понятие «конвергенции технологий», «конвергентные технологии» намного шире и глубже: здесь подразумеваются процессы взаимопроникновения, взаимовлияния, которые создают предпосылки для получения невероятных технологических результатов. Эти «технологические результаты», претворяясь в нашу жизнь, настолько мощны, что способны вторгаться и изменять саму телесность человека. Причем мощь их, благодаря именно конвергентным технологиям, человечество пока не в состоянии точно оценить.

Под конвергентными технологиями научное сообщество сейчас понимает, в первую очередь, NBIC - конвергенцию - конвергенцию нано-, био-, инфо-, когно-технологий. Данный термин был введен Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем в 2002 году, авторами отчета «Converging Technologies for Improving Human Performance» (Конвергирующие технологии для улучшения природы человека). Отчет был посвящен особенности NBIC - конвергенции, ее роли и значению в общем ходе мировой цивилизации [3]. NBIC - конвергенция является своего рода механизмом взаимопроникновения и взаимовлияния большого количества областей технологий, таких как химия, экология, науки о земле, биология, медицина, вычислительная техника, экономика, политология, психиатрия, психология, педагогика и др.

Благодаря конвергенции этих технологий начинают возникать и развиваться новые междисциплинарные области, такие как трансгуманизм, иммортализм, концепция постчеловеческого общества и др. В связи с этим происходят серьезные культурные и социальные перестройки всех сфер жизни и деятельности человека. «Изменения лавинообразно нарастают и затрагивают не только социокультурную сферу, но и самого человека» [8]. Потому проблема и определение природы человека в современной интерпретации начинает приобретать иной смысл, нежели тот, который ей придавали ранее.

Анализируя высказывания современных философов можно сделать следующий вывод, что природа человека есть устойчивая «форма», кумулирующая типичные свойства и характеристики индивида, где под свойствами и характеристиками следует понимать как физиологическое, естественное, так и мыслительное, эмоциональное, духовное. Наш современник Ф. Фукуяма в своей работе «Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции», термину «природа человека» дает такое определение: «Природа человека есть сумма поведения и свойств, типичных для человека как вида и возникающих из генетических, а не энвироментальных факторов» [7].

На фоне новой развертывающейся волны научно-технологического развития человечества, влекущей за собой вторжение в природу человека, проблема телесности человека приобретает новую актуальность. Новое видение человека, его сущности привносит проблему «постчеловеческого будущего». Она состоит в том, что развитие наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных, компьютерно-сетевых, информационно-медийных и других сверхтехнологий в будущем сможет преобразовать человека в постчеловека, который стремится усовершенствовать себя, начиная с генного уровня. С этой целью человек вторгается в свой геном - хранилище наследственной информации, изменяя свою биологическую природу, не отдавая себе отчета о возможных последствиях.

Актуальность исследований по данной научной проблеме обусловлена необходимостью философского осмысления специфики изменения телесности человека и его идентичности в среде конвергентных технологий. В дискурс философии науки необходимо встроить конвергентные технологии в качестве не только среды, но и движущей силы изменения человека как вида, что приводит к изменению идентичности человека, понимания самого себя [2]. Что бы ни пытался постичь человек, он делает это для того, чтобы познать и понять самого себя, ответить на вопрос «что есть Я?».

Появление конвергентных технологий и образованной ими среды ведет к возникновению новых проектных направлений, смыкающихся с движениями трансгуманизма и иммортализма. Одним из таких направлений является проблема идентичности - осознания человеком самого себя в новой телесности. В среде конвергентных технологий появляется возможность изменения телесности человека и в финальном варианте его бессмертие. Тем самым, уходят причины кризиса идентичности, заключающиеся в неспособности человека идентифицировать себя со своим телом и в отказе признать временную природу самости, в частности, смертность.

Исследование в рамках указанной проблемы требует решения фундаментальной задачи построения адекватной модели, описывающей человека в современном нестабильном кризисогенном обществе. Осуществление поставленной цели становится возможным посредством решения задач:

- исследование конвергентных технологий как трансформативных техник изменения человека как вида;

- определение тела как фактора конструирования идентичности современного человека.

Исследования по данной проблематике обстоятельны и широки. Они охватывают период от античности до наших дней. В качестве последнего примера приведем материалы Первой Всероссийской конференции «Глобальное будущее 2045» (Белгород, 11-12 апреля 2013 г.), на которой выступили Д. И.Дубровский, А. П. Назаретян, Б. Г. Юдин и др. представители этого движения. Там же поднималась новое измерение проблемы телесности. В современной философской и социологической литературе проблема телесности выдвигается в центр исследований по нескольким направлениям.

Во-первых, тело как объект приложения высоких медицинских технологий, предлагающих различные возможности преобразования и создания тела. К ним относятся клонирование, суррогатное материнство и др.

Во-вторых, «понимание человека как существа, бытие которого определено его особой телесностью, включающей два взаимосвязанных компонента: биологическую организацию человеческого тела и его неорганического тела» [6]. Трансформирующие возможности конвергентных технологий заключаются в возможности изменения человеческой телесности, что позволяет осуществить «улучшение человеческих способностей».

Теории искусственного разума и искусственной жизни несут перспективу замены биологического тела человека другим субстратом и получения кибернетических организмов [5]. Основанием таких выводов является гипотеза, по которой нет ограничения возможности возникновения разума на любой, в том числе и на небиологической основе. Полное исчезновение человеческого тела из жизни человека возможно также за счет переписывания человеческой памяти в некий человекоэквивалентный чип, который можно поместить в тело любой природы (Болонкин А. А.).

В-третьих, тема телесности получают новое осмысление в свете современных технологий виртуальной реальности. Компьютерные технологии создают виртуальные миры, в которые человек убегает от реальности. В такой квазиреальности человек может менять свой Я- образ, трансформируясь в новое виртуальное тело и приобретая новую телесность.

Д. Михель считает, что «слияние телетехнологий с системами симуляции виртуальной реальности, использование мощных графических интерфейсов типа Gopher и специального оборудования для передачи тактильных сообщений (виртуальные очки, перчатки и костюмы) выдвинули также и вопрос о феномене телесного телеприсутствия. Человеческое тело в его наиболее социально значимых проявлениях оказалось вовлечено в мир киберпространства, где получило возможность выполнять целый ряд различных операций - прыгать, плавать, драться, заниматься сексом и т.д.» [4].

Иммобилизация реального тела формирует так называемую «дигитальную» телесность четырех формаций: тела - данные как результат регистрации; тела - сообщения в среде электронной почты; тела - эмуляции, созданные посредством компьютерных интерфейсов; тела - интерфейсы, созданные посредством специального телекоммуникационного оборудования и симуляторов виртуальной реальности [4].

Последняя формация дигитальных тел полностью вовлекает человеческую телесность в киберпространство и создает новую телесность, отличную от прошлой реальности, которая была дана нам в ощущениях. Широкое понимание новой телесности включает искусственные существа, киборги, мутанты, клоны и т.п.

Телесность в виртуальном пространстве как процесс создания целостного виртуального образа начинается с двух моментов: идентификации пользователя при входе в компьютерную систему через «имя» и «пароль», а также в представлении «аватары». Понятие «аватар» или «аватара» не ново. Аватара (санскр. ava - низ, tri - переходить; нисхождение, сошествие) пришло к нам из индийского религиозно-философского, миропонимания, принятого в индуизме и буддизме. Оно означает нисхождение божества в мир в превращенном облике. Один бог может иметь множество отличающихся воплощений, т.е. может иметь множество аватар.

Истинный философский смысл аватары проявился в Интернете. Аналогично богу человек нисходит в виртуальное пространство в измененном виде, в виде иллюстрации его «аватарой». В таком представлении аватара - это виртуальное «Я» человека, это его виртуальный Я-образ, который позволяет человеку скрыть свой реальный Я-образ. Человек идентифицирует себя как некий «визуальный персонаж» с новым альтер-эго, которое позволяет вести от нового имени виртуальную деятельность, целью которой чаще всего становится стремление более полно выразить свою суть, свой мир, показать весь набор своих Я-образов, нереализованных в реальной жизни.

Аватарами в социальных сетях называют графические изображения, которые человек выбирает для своего отражения. Философия современной аватары близка к философии индуистской аватары, смысл которой состоит в явлении, воплощении, проявлении, отражении высшего в сферах низшего. Под маской аватары человек может создавать новый образ и новое поведение, отличное от реального.

Виртуальный мир оказывает влияние на проблему телесности. В виртуальном пространстве человек может менять свою телесность. Отрекаясь от своей реальной личности, пользователь сети может модифицировать свою телесность до неузнаваемости, меняя возраст, расу, привнося любые характеристики, пол, преобразовать ее до неузнаваемости, придавая ей различные свойства и характеристики. Причем, число перевоплощений в новое тело, новый образ в Интернете может быть неограниченным. Такие же неограниченные возможности появляются у человека для самоидентификации или самотворения. В виртуальном пространстве возникает взаимосвязь телесности и самоидентификации человека, которые могут параллельно трансформироваться.

Особенность новой виртуальной телесности - отсутствие тела как такого, оно растворяется в разных телесных образах. Происходит игнорирование физической телесности зачастую, которую замещает некая электронная душа. Получая свободу выбора в сети тела и образа, человек убегает, ускользает из базовой реальности в виртуальную реальность. Это бегство от действительности, от реальности получило название - эскапизм. Само понятие происходит от английского escape - «убежище, бежать, спастись». Эскапизм предполагает уход от реальной действительности в иллюзорную реальность и становится способом жизни человека.

Компьютерные технологии стали эффектным способом ухода от действительности современной жизни потребления, для тех, кто не смог или не захотел в нее вписаться. Для них эскапизм - замена реальной жизни на виртуальную, что позволяет им уйти от дискомфорта путем замены чувств и отношений на иллюзии.

Таким образом, наступивший XXI век с появлением конвергентных технологий изменил не только формы нашей деятельности, но и нас самих. Конвергентные технологии становятся трансформативными техниками, ведущими к изменению человека как вида, влекущему за собой изменение телесности и идентичности человека - понимания человеком себя «как такового».

Тема телесности получают новое осмысление в свете современных технологий виртуальной реальности. Компьютерные технологии создают виртуальные миры, в которые человек убегает от реальности. В квазиреальности человек может менять свой Я-образ, трансформируясь в новое виртуальное тело и приобретая новую телесность.

Поиск идентичности человеком осуществляется не только в базовой реальности, но и в виртуальном пространстве, становясь поиском смысла жизни.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0980 «Феномен конвергентности науки, технологий и человека: философско-методологические основания анализа и концептуализация».

Рецензенты:

Положенкова Е. Ю., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой «Философия и история» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Шахты.

Ивушкина Е. Б., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой «Информатика» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Шахты.


Библиографическая ссылка

Алиева Н.З., Некрасова Е.Г. ТЕЛЕСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДЕ КОНВЕРГЕНТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10370 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674