Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Корчагина С.О. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет)
В статье предложена модель процесса проектирования содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения, включающая целевой, теоретико-методологический, технологический и результативный компоненты. Модель реализует идею о возможности отбора содержания отраслевой подготовки на основании анализа профессиональных отраслевых стандартов, выявления необходимых профессиональных умений и затем отбора содержания обучения (учебных элементов), необходимых для формирования выделенных умений. Теоретико-методологические основания проводимого проектирования содержания отраслевой подготовки составляют совокупность педагогических подходов (компетентностный, деятельностный, личностно-ориентированный, системный, интегративный), реализуемые через систему авторских принципов и критериев отбора содержания (соответствия содержания обучения социальному заказу, достаточности, единства обучения и развития, динамичности, интеграции).
моделирование
содержание обучения
отраслевая подготовка
профессиональные стандарты.
1. Зырянова Н. И. Структура и содержание отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения в области экономики и управления: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Екатеринбург, 2010. – 202 с.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
3. Найн А. Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи: Педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1991. – 136 с.
4. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.
5. Силайчев П. А. Технологические критерии отраслевой подготовки в профессионально-педагогическом образовании: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – М., 2006. – 505 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-13/85.
6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 24.02.2013).

В условиях экономического роста и развития промышленности России остро встает вопрос о подготовке педагогических кадров для начального и среднего звена профессионального образования. Осуществлять их подготовку призваны педагоги профессионального обучения, обучающиеся по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям) [1]. ФГОС ВПО по данному направлению не включает информацию о содержании отраслевой подготовки, а нацелен на формирование педагогической составляющей подготовки. Проблема отбора содержания отраслевой подготовки рассматривалась рядом исследователей Зыряновой Н. И. [2], Силайчевым П. А. [3] и др., однако мы предлагаем некоторые новые подходы к ее решению, в соответствии с требованиями внедряемого в педагогическую практику компетентностного подхода и требований производства.

Мы предлагаем модель процесса проектирования содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения. Модель - искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п., который будучи аналогичен исследуемому объекту отображает и воспроизводит в более простом уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта и позволяет получить информацию об интересующем предмете [4]. Предложенная модель может быть применена к подготовке специалистов в различных отраслях и представлена на рисунке 1.

Модель включает: целевой, теоретико-методологический, технологический и результативный компоненты. Целью проводимой работы является отбор содержания отраслевой подготовки, обеспечивающий повышение эффективности подготовки педагогов. Модель реализует идею о возможности отбора содержания отраслевой подготовки на основании анализа профессиональных отраслевых стандартов, выявления необходимых профессиональных умений и затем отбора содержания обучения (учебных элементов), необходимых для формирования выделенных умений. Важнейшей задачей образовательного процесса является выполнение социального заказа общества, нашедшего свое отражение в нормативных документах: в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего, среднего и начального профессионального образования, профессиональных отраслевых стандартах.

Рис. 1. Модель разработки содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения

Социальный заказ также отражается в требованиях федерального и регионального рынках труда.

Теоретико-методологические основания проводимого проектирования содержания отраслевой подготовки составляют совокупность педагогических подходов, реализуемые через систему авторских принципов и критериев отбора содержания.

Нами выделены следующие педагогические подходы.

Компетентностный подход - предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Деятельностный подход - это теория, основу которой составляет положение о ведущей роли деятельности в образовательном процессе личности. Деятельность выходит на первый план. Знаниевый компонент обучения отходит на третий план и является «обслуживающим» по отношению к умениям.

Личностно-ориентированный подход. Сущностью личностно-ориентированного обучения является индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения.

Системный подход - предполагает содержание отраслевой подготовки как совокупность структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов.

Интегративный подход обеспечивает объединение знания и практического действия на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования в вузе.

Выделенные педагогические подходы реализуются через систему принципов отбора содержания отраслевой подготовки. Наряду с общепедагогическими принципами научности, системности, доступности, учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения и др.

Мы выделяем ряд специфических и уточненных принципов отбора содержания:

1. Принцип соответствия содержания обучения социальному заказу. Принцип реализуется через отбор содержания основным источником, которого являются профессиональные отраслевые стандарты, анализируемые в контексте с образовательными стандартами для системы среднего и начального профессионального образования.

2. Принцип достаточности. Введение в содержание обучения необходимого, но достаточного количества учебной информации для реализации профессиональной деятельности.

3. Принцип единства обучения и развития обеспечивает возможность профессионального развития обучаемого в условиях сменяющихся отраслевых технологий.

4. Принцип динамичности обеспечивает содержание обучения новых тенденций развития отрасли.

5. Принцип интеграции предполагает создание единой, содержательно связанной системы подготовки на основе объединение знания и практического действия на всех этапах подготовки педагога профессионального обучения.

Технологический компонент практически реализует отбор содержания отраслевой подготовки в следующей последовательности: профессиональные умения и навыки → учебные элементы, необходимые для формирования умений и навыков. В качестве единичного элемента содержания обучения (учебного элемента (УЭ)) будем рассматривать тему - раздел учебного курса, усвоение которого обеспечивает уровень сформированности представлений умений и навыков, позволяющий перейти к изучению следующего раздела. [5].

Опираясь на терминологию, приведенную в источнике [6], выделим следующие группы учебных элементов:

Базовые УЭ включают информацию необходимую для освоения конкретных технологий и видов деятельности по профессии и находят отражение в дисциплинах профессионального цикла по выбору студента.

Узловые УЭ раскрываются путем их детализации на уровне базовых учебных элементов и содержат информацию и содержат информацию об основных видах деятельности в изучаемой отрасли. Структурно узловые учебные элементы включены в дисциплины профессионального цикла вариативная часть обязательная для изучения всеми студентами.

УЭ признаки - все те признаки, с помощью которых раскрывается сущность изучаемых объектов и процессов. Содержание УЭ признаков находит отражение в дисциплинах математического и естественнонаучного циклов базовой и вариативной частях. В базовой части представлены естественнонаучного цикла, в вариативной части - технические теории. Перечисленные УЭ находятся в иерархической взаимосвязи, причем отбор учебных элементов осуществляется в направлении от практики к теории, то их изучение - в обратной последовательности от теории к практике.

На основе базовых и узловых учебных элементов, отражающих знания необходимые для освоения технологических процессов, формируются профессиональные умения в ходе реализации практикума по профессии и производственных практик.

Гносеологический компонент необходим для формирования у студентов способности осваивать самостоятельно базовые УЭ, опираясь на узловые УЭ и УЭ признаки, при необходимости освоения новых технологий.

Отобранное содержание обучения находит свое отражение в рабочих программах по дисциплинам, учебно-методических комплексах, учебных пособиях, учебных планах и т.д.

Результативный компонент модели отражает показатели повышения эффективности образовательного процесса. Под педагогической эффективностью мы понимаем статистически значимое увеличение оцениваемых показателей.

Мотивационный компонент оценивает профессиональную мотивацию студентов к подготовке в области изучаемой отрасли и мотивацию к самостоятельному освоению профессиональных видов деятельности, в условиях быстро сменяющихся технологий.

Когнитивный компонент позволяет оценить уровень освоения системы выделенных учебных элементов, находящихся в логической, иерархической связи.

Деятельностный компонент позволяет оценить уровень сформированности профессионально-значимых умений и навыков на основе совокупности УЭ.

Рефлексивный компонент позволяет осуществить самооценку в области отраслевой подготовки, и самостоятельно опираясь на совокупность УЭ признаков и базовые УЭ повысить уровень освоения отдельных видов деятельности или расширить спектр освоенных технологий.

Педагогический эксперимент по внедрению предложенной модели в педагогическую практику планируется провести при подготовке студентов по направлению подготовки 05100.62 Профессиональное обучение (по отраслям); профиль подготовки - Строительство, на базе ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.

Рецензенты:

Маркова С. М., д.п.н., зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Лагунова М. В., д.п.н., зав. кафедрой теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Корчагина С.О. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10115 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674