Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATION ACTIVITY AND THE REGIONAL COMPETITIVENESS

Stepanova M.V. 1
1 Tyumen State University
Regional and countries innovative development is the key factor of competitiveness forming and development. Tyumen region innovation policy is aimed at increasing socio-economic status in the region due to increase the role science, technology and innovation. The lag of innovation level is overcome in the region´s northern counties in terms of describing the scientific and technical potential but the pressing issue is the low level of regional competitiveness. This question is topical in the case of Russia´s accession to the WTO, when the country will have to compete with developed countries, and the reference points of formation and growth of competitiveness are running out. Tyumen region is one of the most economically developed in Russia, but this growth is carried out by the extensive method, primarily due to oil and gas sector, and not at the expense of high-tech industries. This provision is not match the strategy if the field of production and economy modernization of Russia.
competitiveness
innovation activities participants
innovation activity
innovation potential

Введение

Важнейшим фактором стабильного социально-экономического роста и повышения уровня конкурентоспособности в условиях включения все большего количества стран в мирохозяйственные связи является научно-технический прогресс.

Создание и развитие новых передовых технологий позволят России и ее регионам преодолеть отставание технологического развития, сырьевую зависимость области путем повышения доли наукоемких отраслей, роста конкурентоспособности, модернизации и устойчивого развития промышленных предприятий, достижения стабильного социально-экономического развития.

Россия и ее регионы значительно отстают от уровня инновационного развития других стран мира. Так, в 2012 году Россия заняла 51 место из 141 страны по глобальному индексу инноваций. Среди стран БРИК Россия занимает второе место после Китая, а среди стран-членов СНГ - второе место после Молдовы. Как отмечается в докладе, сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала, развитием бизнеса и знаний. Препятствуют развитию инноваций несовершенные институты, развитие внутреннего рынка и результаты творческой деятельности [3].

Инновационная политика Тюменской области направлена на повышение конкурентоспособности экономики, социально-экономическое развитие области и повышение уровня жизни её населения за счёт развития научной, научно-технической и инновационной деятельности [7].

По уровню инновационного потенциала региона, который традиционно выражается в инновационных проектах, материальных и нематериальных ресурсах и сложившейся инфраструктуре, Тюменская область занимает серединное место в разрезе регионов УрФО [9].

Юг Тюменской области лидирует по всем показателям, характеризующим научно-технический потенциал, однако характер динамики - отрицательный. В то же время ситуация выравнивается, и в северных округах имеется положительный тренд [9]. Можно заключить, что отставание нефтегазодобывающих провинций по уровню и реализации инновационного потенциала понемногу преодолевается. Но низкие темпы роста и невысокий уровень конкурентоспособности региона по-прежнему остаются основной проблемой. Последнее обстоятельство особенно актуализировано вступлением России в ВТО. Мы должны будем конкурировать на равных с развитыми странами, а рычагов роста конкурентоспособности становится все меньше.

Как можно увидеть из работы [12], первичная модернизация (соответствующая уровню индустриального этапа развития цивилизации) в России практически застыла на этапе неполной реализации. Согласно данным, полученным по методике профессора Чуаньци Хэ [4], Тюменская область относится к группе регионов выше среднего по России по уровню модернизации. Однако если рассматривать регион в мировом контексте (где наиболее развитые страны выступают как стандарт общественного благоустройства), результаты оценки будут совершенно иными: регион стремительно теряет промышленный потенциал, накопленный в последней четверти прошлого века, технологические инновации не продуцируются, модернизация носит ярко выраженный потребительский характер. Переход на новые технологии коммуникации в регионе обеспечены прежде всего относительно более высокими покупательскими способностями населения. Но этот потенциал скоро будет исчерпан. Рост валового регионального продукта на душу населения жестко связан с ростом стоимости углеводородного сырья, кроме добычи другие сферы производства развиты относительно слабо.

Тем не менее, с точки зрения документов - все хорошо. Согласно принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, регион ориентирован на инновационное развитие ведущих отраслей промышленности. Реализация Концепции области согласуется с Концепцией развития Уральского федерального округа до 2020 г., принятой в 2011 г. Основной отраслью промышленности Тюменской области продолжает оставаться нефтегазохимическая [9]. Развитие отраслей ТЭК вписывается в общую стратегию социально-экономического развития Тюменской области.

Модернизация и развитие традиционной отрасли региона заявлены через введение современных новых инновационных технологий, позволяющих повысить уровень конкурентоспособности продукции до международных стандартов. Этому должны способствовать следующие мероприятия.

Создание особой экономической зоны в Тобольске, направленной на формирование разнопрофильных нефтегазохимических производств глубокой переработки на Тобольском нефтехимическом [1].

Реализация целевой программы "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов Тюменской области" на 2012-2014 годы, в целях развития, рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр Тюменской области [1].

ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр» продолжает создание новых технологий и высокотехнологичной продукции различных отраслей [5]. Однако реальные экономические результаты проектов пока весьма скромны.

Государство оказывает существенную помощь инновационным компаниям. В 2012 году на оказание государственной поддержки реальному сектору экономики, включая малый и средний бизнес, из областного бюджета направлено 7,4 млрд рублей, в том числе на создание Центра формирования инновационных компетенций и коммерциализации технологий - 1,4 млн руб. [2]. Реализуется инвестиционный проект "Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области" на 2012-2014 годы, целью которой является повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области [7]. Тем не менее реальная активность на уровне организаций продолжает снижаться. В Тюменской области инновационная деятельность ведется небольшим количеством организаций, число которых сократилось с 2002 г. по 2011 г. Также наблюдается спад численности персонала в ХМАО и ЯНАО, создание производственных технологий в области, выдача патентных заявок на фоне роста их поступления [9].

Согласно статистическим данным, средний уровень инновационной активности организаций Тюменской области несколько отстает от уровня всего УрФО. Однако с 2009 года инновационный потенциал начал расти в разрезе всех трех регионов Тюменской области, лидером является ЯНАО. На фоне значительного роста затрат на инновации, удельный вес отгруженных инновационных товаров остается низким, что свидетельствует о недостаточной результативности. По удельному весу инновационных организаций в 2010-2011 годах лидирует ЯНАО, однако по затратам и выпуску инновационной продукции округ несколько отстает от соседних областей [9].

Говоря об институциональных инновациях Тюменской области, которые связаны с формированием новых экономических институтов, и социально-экономических отношений по поводу инфраструктуры, можно сделать следующие выводы.

В Тюменской области с 2000 г. растет число населения, занятого предпринимательской деятельностью. Так, количество учтенных организаций в 2011 г. по сравнению с 2000 г. возросло в 1,4 раза, число малых предприятий по всем видам экономической деятельности продолжало возрастать на протяжении рассматриваемого периода: в 2011 г. Основная часть организаций области является частной собственностью. Темпы приватизации в области сокращаются [9].

Субъективную оценку инновационной активности населения можно выразить через ответы на вопрос об участии за последний год в создании новшеств (новая фирма, новый продукт, новая технология, новая услуга). Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Группы населения Тюменской области по их участию в инновациях (2013 г., % от числа опрошенных)

Регион

Новая фирма

Участвовал как организатор

Участвовал наравне с другими

Не участвовал

Затрудняюсь ответить

Отказ от ответа

Итого

Юг ТО

3 %

2 %

70 %

13 %

11 %

100 %

ХМАО

3 %

1 %

74 %

11 %

11 %

100 %

ЯНАО

4 %

1 %

65 %

14 %

16 %

100 %

Тюменская область

3 %

2 %

71%

12 %

12 %

100 %

 

Новый продукт

Юг ТО

1 %

3 %

70 %

13 %

14 %

100 %

ХМАО

2 %

4 %

72 %

10 %

12 %

100 %

ЯНАО

3 %

4 %

62 %

13 %

18 %

100 %

Тюменская область

2%

3%

69%

12%

14%

100%

 

Новая технология

Юг ТО

1 %

3 %

70 %

12 %

14 %

100 %

ХМАО

1 %

3 %

72 %

11 %

13 %

100 %

ЯНАО

2 %

4 %

64 %

14 %

17 %

100 %

Тюменская область

1 %

3 %

70 %

12 %

14 %

100 %

 

Новая услуга

Юг ТО

2 %

4 %

68 %

13 %

13 %

100 %

ХМАО

2 %

4 %

69 %

12 %

13 %

100 %

ЯНАО

3 %

5 %

62 %

14 %

17 %

100 %

Тюменская область

2 %

4 %

68 %

12 %

14 %

100 %

В Тюменской области 3 % считают себя активными инноваторами, среди субрегионов незначительно лидирует ЯНАО в рамках участия в инновациях на равнее с другими. Максимальное количество населения, которые участвовали как организаторы, создавали новую фирму. В создании нового продукта, новой технологии и новой услуги инноваторы участвовали наравне с другими. В целом доля инноваторов Тюменской области низка, основная часть населения не принимает участия в создании новшеств.

Анализируя группы населения области в рамках участия в инновациях, 12,6 % опрошенных принимали участие в создании каких-либо новшеств. Все остальные респонденты (87,4%) либо не принимали участия в инновационной деятельности, либо отказались от ответа. Однако 12,6 % - достаточно большая доля инноваторов ( см. табл. 2).

Таблица 2

Группы населения Тюменской области: инноваторы и не инноваторы, 2013 г. Доля от числа опрошенных [10,12]

Показатели

Инноваторы или участники инноваций

Активные инноваторы

Годы

2006 г.

2009 г.

2013 г.

2006 г.

2009 г.

2013 г.

Да

16

2

13

10

3

7

Все остальные

84

98

87

90

97

93

Итого

100

100

100

100

100

100

Динамика инновационной активности населения в регионе положительная, при этом пассивное участие в инновациях растет более быстрыми темпами, чем активное. Однако уровень инновационной активности населения в 2013 г. не достиг уровня 2006 г., когда доля активных инноваторов достигала 10 %, а доля участвующих наравне с другими - 16 % [12].

При этом анализируя факторы, которые влияют на инновационную активность населения, можно сделать следующие выводы.

Чем выше уровень образования и осведомленности населения, тем выше доля участия в инновациях. Так, максимальный процент принимавших активное участие в создании какого-либо новшества относится к населению с послевузовским образованием (26,1 %), минимальный - на уровне 5,2 % - это люди либо с начальным уровнем образования, либо не имеющие его вообще. Аналогичная динамика наблюдается и среди активных инноваторов: 17,4 % организаторов данной деятельности получили послевузовское образование, 11,7 % - высшее, только 3,9 % - без образования.

Различия наблюдаются и по возрастным группам. К примеру, новые фирмы организуют люди в возрасте 25-29 лет. Новый продукт создают очень невысокий процент людей 25-34 лет и 40-44 лет. Однако в совместном создании нового продукта участвовало большее количество населения, в основном в возрасте 30-34 лет и 40-44 лет. Новые технологии также преимущественно создаются совместно, причем населением среднего возраста. Новые услуги разрабатываются в основном совместно, возраст инноваторов - 25-39 лет. При этом основная часть населения не принимает участия в инновациях.

Варьируется процент участников и в зависимости от места жительства. Так, максимальное число инноваторов проживает в крупных городах с населением более 500 тыс. чел. - 16,5 %, в средних и малых городах процент несколько ниже - 12,5 % и 13,2 % соответственно. В деревнях и селах - 9,3 %, минимальное число инноваторов проживает в поселках городского типа - 6,4 %. Аналогичная динамика прослеживается среди организаторов инновационной деятельности. Отметим, что 40 % инноваторов работают на основной работе, которая является предприятием, находящейся в личной собственности, 25 % заняты в крестьянских и фермерских хозяйствах, 24 % занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Минимальное число инноваторов трудоустроено в акционерных предприятиях с участием государства - 11,1 %. Аналогичная ситуация происходит и среди активных инноваторов, единственная разница - минимальное число организаторов какого-либо новшества (0 %) - это работники колхозов, совхозов и с/х кооперативов. При этом 35,4 % организаторов инновационной деятельности работают в качестве предпринимателей, 17,6 % занимают должность руководителей предприятий, минимальное число (практически 0 %) - это рабочие и руководители в сельском хозяйстве, а также студенты и пенсионеры. При этом субъективная оценка финансового положения у инноваторов и участников новаторской деятельности выше, чем у остального населения. Так, 25,2 % населения, участвовавшего в инновациях, практически ни в чем себе не отказывает, из них активных инноваторов - 17,6 %. В дополнение к вышеизложенному, 18,7 % участников инновационной деятельности полностью удовлетворены своей жизнью, а 15,7 % - совсем не удовлетворены.

Таким образом, опорными точками инновационной деятельности населения можно выявить уровень образования и, соответственно, осведомленности населения и проживание в крупных городах, поскольку там выше уровень развития инфраструктуры и доступа к ресурсам.

Анализируя оценки населения по поводу степени помощи и противодействия от других лиц при создании каких-либо новшеств, следует отметить, что новым фирмам оказана поддержка в основном в виде кредита, либо на уровне друзей; новый продукт - администрация; новая технология - друзья либо администрация, см. табл. 3. Суммарный уровень поддержки достаточно существенный. Например, отказ в кредите встречали в среднем 6-3 %. Это уровень, который можно считать хорошим даже для самых развитых стран. Однако нет оснований для заключения об эффективности такой поддержки (см. табл. 3).

Таблица 3

Поддержка или противодействие при внедрении новшеств (% от числа ответивших)

Варианты ответов

Новая фирма

Новый продукт

Новая технология

Новая услуга

Поддержка кредитом

28 %

14 %

13 %

14 %

Поддержка администрации

10 %

24 %

24 %

19 %

Поддержка друзей

30 %

19 %

30 %

26 %

Противодействие конкурентов

9 %

11 %

11 %

11 %

Противодействие чиновников

5 %

9 %

7 %

4 %

Не встречал ни поддержки, ни противодействия

15 %

19 %

26 %

22 %

Отказ в кредите

6 %

8 %

10 %

5 %

Затрудняюсь ответить

3 %

6 %

3 %

3 %

Отказ от ответа

33 %

35 %

21 %

25 %

Всего

138 %

144 %

145 %

129 %

Рассчитанный нами индекс инновационности продукции (см. табл. 4) позволяет сделать вывод о том, что Тюменская область отстает от своих соседей, а также от уровня УрФО и РФ в целом (см. табл. 4) [8, 9].

Таблица 4

Индекс инновационности продукции региона, 2011 г.

Регион

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции

Индекс инновативности продукции региона (Иип)

2009

2010

2011

РФ

9,3

9,5

10,4

9,7

УрФО

2,1

2,2

2,7

2,3

Свердловская область

8,0

5,8

5,8

6,5

Курганская область

7,7

3,8

3,2

4,9

Челябинская область

2,6

2,4

3,0

2,7

Тюменская область, в том числе:

0,4

0,9

1,8

1,0

ХМАО

0,5

0,9

2,2

1,2

ЯНАО

0,3

1,4

1,5

1,0

Вышеизложенный анализ позволяет сделать вывод о невысоких темпах развития инновационной деятельности в Тюменской области, а также о низком участии населения в инновационной деятельности. Также продолжает оставаться низким уровень эффективности инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.

Стратегия «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» предусматривает переход Российской Федерации к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами [6]. Тем не менее реальных сдвигов в сторону модернизации производственной, инфраструктурной, продуктной и институциональной в регионе не наблюдается. Уровень конкурентоспособности региона определяется в первую очередь не инновационными факторами, а по-прежнему - нефтегазодобывающим сектором. Изложенные выше мероприятия имеют существенное материально-экономическое обеспечение, но не подтверждаются реальной активностью на уровне экономических агентов (как населения в целом, так и субъектов экономической деятельности). При этом обновление оснащенности сектора происходит крайне медленно и не соответствует задачам и темпам модернизации экономики России.

Статья сделана на основе научных исследований, выполненнных при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, ГК 14.740.11.1377

Рецензенты:

Ромашкина Г. Ф., д.соц.н., профессор, зам.директора Финансово-экономического института по научной работе ГОУ ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г.Тюмень.

Давыденко В. А., д.соц.н.., профессор, и.о. заведующего кафедрой менеджмента, маркетинга и логистики Финансово-экономического института по научной работе ГОУ ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г.Тюмень.