Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFICS OF FORMATION OF CREATIVE PERSON IN MODERN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Anikina E.A. 1 Borisova L.M. 1 Taran E.A. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
The article discusses the problem of human potential development and upbringing comprehensively developed person in the scientific and educational environment of the university. Proves the necessity and feasibility of specially organized activities for the development of individual in modern society. Defines the role of high school in this process, analyzes the possible forms of combination and integration of upbringing and educational processes. Found that one of these forms, which give a high positive effect, is a creative project. Analyzed the features of the project method and the results of its implementation in the scientific research, training and practical work of students. On the example of the positive experience of the Department of Economics of the Tomsk Polytechnic University is considered the specificity of using of the project method of the organization of educational and scientific-research work of students, are shown results achieved by them in conjunction with the teachers of the department. Concludes as to in what form and how to be organized scientific-research work of students, as it contributed to human potential development and upbringing comprehensively developed personality.
creative project
the organization of scientific-research work of students
scientific and educational space
creative personality
human potential

Проблема развития человеческого потенциала и воспитания всесторонне развитой личности на сегодняшний день является одной из актуальных в жизни современного вуза. Ситуацию во многом усугубило обновление социальных отношений в российском обществе, повлекшее за собой изменение духовно-нравственных идеалов и ценностей. Попытка отказаться от негативного в прошлом привела к проявлению негативного в настоящем: разрушились устои, важные традиции, нарушилась связь времен, что привело к дезорганизации в воспитании в такой степени, что многими исследователями определяется как идейно-воспитательный кризис. Некоторая стабилизация положения в стране повлекла за собой осознание необходимости корректировки и определения направлений воспитательного процесса с целью развития человеческого потенциала. Однако ситуация с нормализацией положения в сфере воспитания гораздо сложнее, чем в сфере политики или экономики, поскольку связана с прерыванием традиции как таковой. Понимание обществом данной задачи на сегодняшний день получило свое оформление в современной концепции воспитания, ставшим приоритетным направлением государственной политики [1]. Воспитание сегодня рассматривается как необходимый элемент модернизации в России, как возможность самостоятельного развития человека, что является обязательным условием существования и развития информационной цивилизации и становящегося образовательного общества. Неслучайно Э. Дюркгейм называл школу социальным микрокосмом [2. С. 244-264].

Осознание проблемы, знакомство с опытом и инициативами различных учебных заведений [4, 5, 6] формируют широкий спектр проблемы, в которой важно все: от понимания национальных интересов России до уровня бытовой культуры. Как процесс воспроизводства человека воспитание требует образования, являющегося необходимым условием для включения человека в культурное пространство и время, то есть в культурный континуум общества и со стороны производства культуры, и со стороны ее освоения. В последние десятилетия XX века в сфере высшего образования России предприняты серьезные качественные изменения, чтобы преодолеть обособление процессов образования и воспитания. Целесообразность специально организованной деятельности по развитию человека обусловлена не только его становлением социальным человеком, но еще и одушевленным, чувствующим.

Современное общество подошло к такому этапу развития, когда на первый план выходит вопрос «каким я должен быть?», а не вопрос «что я должен делать?». И действительно, от того, какой уровень человеческого потенциала будет сформирован, насколько развитой окажется личность, какими будут степень его индивидуального сознания, уровень включенности в социальную жизнь, полнота и характер межличностных отношений зависит, каким окажется будущее общество.

Безусловно, воспитание через профессию является ключевым направлением воспитательной работы в вузе. Однако на сегодняшний день только прагматический подход для любого профессионального образования узок, поскольку современный специалист выполняет в обществе множество социальных ролей, интегрированных в различные сферы социальной жизни.

Обучение, ориентированное лишь на информационную составляющую, неминуемо влечет проблему идентичности, не обеспечивая профессиональный успех и перспективу, в силу того, что человеческая деятельность имеет социально-ориентированное содержание.

При этом со стороны студентов имеется некоторый социальный заказ на организацию внеучебной деятельности как части воспитательной работы в вузе, представляющей собой методические, организационные, психологические и другие способы приобщения к культуре. Опыт последних лет демонстрирует оживление студенческой жизни (появление научных кружков, творческих коллективов, студенческих клубов, эстетических центров, краеведческих экспедиций и прочее), появление энтузиастов в данных сферах как среди студентов, так и среди преподавателей университета. Практикуются многочисленные студенческие мероприятия, среди которых проведение научных студенческих конференций; организация научно-исследовательской работы студентов; встречи с ветеранами войны; посещение музеев и выставок; краеведческие научно-исследовательские работы; подготовка тематических стендов, стенгазет и т.п. Конечно, кому-то данные мероприятия могут показаться не новыми, однако современное поколение молодежи, как правило, было лишено элементов воспитания, которые очень хорошо знакомы среднему и старшему поколению. На сегодняшний день студенты воспринимают указанные мероприятия с энтузиазмом и высокой степенью активности, поэтому важно сохранить эти начинания, не превратить инициативу в мероприятия для «галочки».

Отдельное место в воспитательном процессе, а значит, и в развитии человеческого потенциала, занимает организация внеучебной деятельности в части научно-исследовательской работы.

На всех ступенях образования и во всех средствах массовой информации наука призвана формировать целостное мировоззрение общества. В современном обществе данный факт находит выражение, в том числе в повышении роли человеческого фактора и все большей ориентации политики разных стран на развитие человеческого потенциала как основы существования экономической системы и государства в целом.

Таким образом, современная наука приводит к прогрессивной трансформации всех основополагающих принципов общественной жизни: практикоориентированной деятельности (производства благ), теоретической деятельности (производства идей), культуры (производства нового типа личности), то есть производства целостной общественной жизни.

Развитие общего научного пространства предполагает формирование достаточных условий для взаимного изучения опыта научных исследований, накопленного разными вузами, научно-исследовательскими организациями и даже странами, обмен результатами этих исследований, проведение совместных исследовательских работ, сотрудничество в подготовке кадров, личные контакты ученых. Важная особенность научного пространства состоит в том, что оно максимально свободно от директивных воздействий на любом уровне, от каких-либо формальных преференций в зависимости, например, от масштабов сотрудничающих сторон и т. п.

В этом отношении Томский политехнический университет реализует активную позицию по включению студентов в научное пространство и расширению их участия в нем. Сегодня университет осуществляет детально спланированную деятельность в области развития научно-исследовательской работы студентов, магистрантов, молодых ученых. Кафедра экономики не является исключением.

Кафедра обладает более чем столетним опытом научной и преподавательской деятельности. Опыт, накопленный кафедрой за все время существования, является неоценимым с позиций возможностей развития научного творчества студентов.

Все члены коллектива осуществляют руководство научной работой студентов. В первую очередь это руководство курсовыми проектами, выпускными квалификационными работами и магистерскими диссертациями. В каждой дипломной работе студента присутствует исследовательский компонент.

Основными формами организации научной работы являются: курсовое проектирование; выпускные квалификационные работы (бакалавры, специалисты); магистерские диссертации; творческие проекты; олимпиады для экономических и инженерных специальностей; участие в конкурсах НИР, грантов на проведение НИР (университетских, областных, всероссийских, международных), в выполнении хоздоговорных работ; участие в работе конференций разного уровня, научных семинаров.

Однако уже в течение последних четырех лет на кафедре реализуется программа активизации научно-исследовательской работы студентов, которая предусматривает включение студентов в научную деятельность с первого курса. Обеспечивается это, в первую очередь, за счет прикрепления каждого обучающегося к научному руководителю, с которым уже идет непосредственная работа: совместно определяется направление научных исследований, разрабатывается план на семестр, проводятся периодические встречи с научным руководителем, консультации.

Сегодня в Томском политехническом университете эта практика получила системный характер: для всех направлений обучения введен в учебный план новый курс «Творческий проект», реализуемый в течении 3-х семестров - со 2 по 4 включительно. Творческие проекты являются одной из форм учебно-исследовательской работы студентов. Выполнение творческих проектов производится в подгруппах численностью не более 5 студентов в рамках самостоятельной работы общим объемом 2 часа в неделю под руководством преподавателя, ответственного за подготовку и реализацию творческого проекта.

Перечень тем творческих проектов разрабатывается каждой кафедрой самостоятельно. Тематика творческих проектов должна быть связана с основными научными направлениями работы кафедры. Сложность выполняемых проектов по семестрам должна устанавливаться в соответствии с перечнем результатов обучения, планируемых к достижению в предыдущем учебном семестре по отношению к семестру выполнения творческого проекта. Перечень тем творческих проектов должен формироваться и дополняться ежегодно.

За весь период освоения практической части образовательного модуля студенты имеют право выбрать любой проект любого профиля (специализации) по своему желанию. Допустимо одновременное выполнение проектов по одноименной тематике разными подгруппами в одной учебной группе.

Выполняемые одним студентом проекты могут быть не связаны общей тематикой во всех семестрах обучения. Напротив, для более осознанного выбора дальнейшего профиля или специализации подготовки в рамках одного направления (специальности) студент может в разных семестрах обучения выполнить проекты по разным профилям (специализациям).

Однако, как известно, проектный метод не является новым: все новое - это хорошо забытое старое. Применялся данный метод и в высшей школе в советский период, и в зарубежной системе образования. Но сегодня этот метод выходит на новый уровень развития и имеет иную специфику применения, учитывая динамизм происходящих изменений в обществе. Поэтому не случайно этому методу стали уделять повышенное внимание во многих странах мира. Изначально он назывался методом проблем. Идеи, которые легли в его основу, были разработаны Джоном Дьюи, известным американским философом и педагогом, и Уильямом Х. Килпатриком, основоположником метода проектов, последователем Дж. Дьюи. Метод проблем - это метод активного обучения, направленный на приобретение личного опыта в процессе решения различных научных и практических задач и его обогащение в условиях обучающей среды. При этом ключевым моментом является личный интерес обучаемого.

Метод проектов позволяет сконструировать учебный процесс как процесс деятельности студента в определенной среде. Метод предполагает самостоятельную деятельность обучающихся как индивидуально, так и в группе, в течение определенного периода. Данный подход дает возможность получить и развить целый набор навыков:

  • познания явлений, процессов, объектов и пр.;
  • самостоятельного конструирования знаний;
  • ориентации в информационном пространстве;
  • совместной групповой работы, распределения функций и ответственности;
  • критического мышления и др.

В основе проектного метода лежит задача решения определенной проблемы. Для ее решения необходимо, во-первых, осознать суть, характеристики, последствия, внешние эффекты проблемы. Во-вторых, определить замысел, гипотезу ее решения и выбрать методы достижения результата. В-третьих, разработать план действий и распределить функции, роли, точки взаимодействия и планируемые результаты каждого участника. Далее, реализовать сам процесс: собрать и проанализировать полученные данные. И наконец, сделать выводы и получить конкретный результат, который может быть использован в дальнейших теоретических исследованиях либо внедрен на практике. Очевидна необходимость активной роли преподавателя в планировании и руководстве работой над проектом, а также контроле над процессом его реализации.

Важной составляющей данного метода является возможность применения обучающимися разнообразных научных и практических методов, а также интеграции знаний и умений из различных областей науки, техники и технологии, особенно при выполнении междисциплинарных проектов.

Таким образом, использование проектного метода работы в учебном процессе на систематической основе вырабатывает у студентов навыки свободного владения проблемными, исследовательскими, поисковыми методами, обработки и анализа информации, социальной коммуникации в различных ситуациях. Но еще более важным является возникновение потребности у студентов как можно раньше определить траекторию своего дальнейшего развития и спланировать карьеру, что доказывает повышение интереса к процессу и результатам обучения, формирование творческого начала в личности обучаемого.

Эффективность использования метода творческих проектов в учебно-исследовательской деятельности кафедры экономики ТПУ подтверждается сохранением повышенного интереса к экономическому образованию, полученному в ТПУ, высокой востребованностью не только выпускников кафедры на рынке труда, но и ребят, еще продолжающих свое обучение.

Кроме того, подобная совместная проектная работа дает серьезную отдачу в виде публикаций статей, выступлений на научно-практических конференциях, участия в конкурсах научно-исследовательских работ, написания практико-ориентированных курсовых проектов и пр. Более того, это позволяет включать студентов в грантовую деятельность кафедры и в реализацию хоздоговорных работ. Последнее не только способствует развитию научных, творческих, аналитических способностей студента, но и повышает его заинтересованность в дальнейшей работе, поскольку он получает финансовое вознаграждение за свою активность, а также возможность поучаствовать в мероприятиях международного и всероссийского уровня за пределами Томска, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России и зарубежья. Так, весной 2011 г. группа магистрантов кафедры в составе 14 человек посетила Бонн, Кельн, Франкфурт и др. города Германии в рамках выполнения гранта DAAD по проекту «Экономическое образование и международные финансы: опыт Германии - России» под руководством доцента кафедры В. С. Раковской. Ежегодно студенты кафедры участвуют в программах академического обмена с зарубежными вузами - партнерами ТПУ. Аспиранты кафедры получают обучение за рубежом в ведущих вузах Европы.

Такая форма организации научно-исследовательской работы студента повышает степень его ответственности и приносит серьезные результаты, укрепляющие позиции самого обучающегося и кафедры в целом. Ежегодно студенты становятся призерами олимпиад, конкурсов научных работ, премий и грантов (Президента РФ, Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Думы Томской области, Администрации Томской области, Фонда Потанина, ТПУ и др.), победителями научно-практических конференций, участниками семинаров различного уровня, проводимых на территории России и организованных правительством РФ, вузами, компаниями.

Общее количество студентов, участвующих в НИР и научно-методической работе (с представлением докладов на конференциях, в т.ч. международных), ежегодно составляет более 500 человек.

Результаты совместной научно-исследовательской работы студентов и преподавателей используются при анализе итогов научно-технической деятельности по приоритетным направлениям развития науки и техники, проведении конференций, семинаров, круглых столов, при подготовке новых образовательных программ, в том числе магистерских, профессиональной переподготовки специалистов и повышении квалификации в ТПУ. Кроме того, данные результаты публикуются в форме научных статей и докладов, в том числе в центральных изданиях с высоким импакт-фактором, а также научных монографий (более 20 за последние 5 лет).

Как следствие, из года в год растет количество магистрантов кафедры, все большее их число по окончании вуза поступают в аспирантуру, существующую при кафедре более 10 лет, защищают кандидатские диссертации, приобретают опыт работы в качестве преподавателя.

В целом, несмотря на ежегодное снижение численности бюджетных мест по кафедре, оттока абитуриентов не наблюдается. Наоборот, их число возрастает с каждым годом - ведь средства, вложенные студентом в свое образование, в свое будущее, обеспечивают высокий уровень отдачи в виде накопленных знаний, умений, незаменимого опыта общения и взаимообогащения в научной среде. Все это только способствует росту интеллектуального потенциала студентов, кафедры, вуза, города и, в конечном счете, страны в целом.

Таким образом, в организации научно-исследовательской работы студентов стоит руководствоваться пониманием того, что принудительность не приводит к желаемому, а человек не становится лучше. Чтобы человек менялся в лучшую сторону, необходимо создавать основу для изменений, которые будут способствовать проявлению спонтанной, внутренней инициативы. И, наконец, не лишним будет помнить о той российской традиции, когда университеты занимались не только обучением, но и воспитанием настоящих интеллигентов. Культурный человек изначально, становясь высококвалифицированным специалистом и профессионалом в своей сфере, должен заботиться о том, чтобы оставаться, прежде всего, человеком.

Исследования выполнены в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158.2011 «Исследование теории адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».

Рецензенты:

Нехорошев Ю.С., д.э.н., профессор, профессор-консультант кафедры экономики ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Иванкина Л.И., д.филос.н., профессор, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.