Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF PERCEPTUAL CULTURE

Vorokhob Yu.A. 1
1 Moscow State Pedagogical University
The paper analyzes the basic concepts and categories necessary for determining the pedagogical conditions of effective formation of perceptual culture. Describes the approaches to the formation of perceptual culture. The age of the student is a sensitive period for the formation of perceptual culture. Contemporary cultural space built on the primacy of the visual communication. Hence attention is directed to the formation of students´ perception of cultural products of modern media. Analyzed the specific perceptual culture of modern students. and the trend of the last decade: visual media products have become part of everyday consciousness and form the everyday behavioral habits of today´s youth. The article are formulated and proved effective pedagogical conditions of formation of perceptual culture of students.
student
visual impact
pedagogical conditions
the perceptual culture
perception

Анализ проблемы воздействия современных средств массовой коммуникации на современное студенчество позволил нам сделать вывод о том, что современное культурное пространство построено на приоритете визуальной коммуникации, ведущую роль здесь играет визуальный образ и его воздействие на зрителя.

При этом выявляется тенденция к обострению противоречия между увеличением степени влияния на личность студента современной визуальной среды, формируемой средствами массовой коммуникации, и недостаточной разработанностью целостного системного подхода к формированию перцептивной культуры студента. Что говорит о существовании объективной необходимости поиска педагогических условий эффективного формирования перцептивной культуры студента.

В связи с этим в рамках данной статьи нами были поставлены следующие задачи: сформулировать и обосновать педагогические условия эффективного формирования культуры студентов.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования.

Был проведен анализ программ преподавания данного курса в различных вузах, методических рекомендаций и наглядных материалов, а также конечных результатов учебной деятельности студентов. При этом применялись: метод наблюдения учебного процесса, метод педагогического анализа, моделирование, тестирование, экспертные оценки, метод педагогического эксперимента.

Перцептивная культура - это личностная культура человека, связанная с восприятием, анализом, процессом переосмысления полученной информации, завершающимся формированием образа, находящего отражение в дальнейшем перцептивном опыте человека.

В нашей работе мы рассматриваем ту часть перцептивной культуры, объектом перцепции которой являются продукты современных средств массовой коммуникации (фотография, кинематограф, телевидение, интернет-пространство).

В образовательных моделях, направленных на формирование перцептивной культуры, приняты следующие подходы к формированию перцептивной культуры:

  • образовательно-информационный подход - последователи этого подхода предлагают давать учащимся знания по истории возникновения и развития экранных средств, а также знания основ языка современных средств массовой коммуникации;
  • воспитательно-этический подход - предполагает при просмотре экранных продуктов анализировать философскую, религиозную, морально-нравственную составляющую сюжета экранных продуктов;
  • практико-утилитарный подход - предполагает практические занятия по изучению фото-, видеотехники и ее утилитарного применения;
  • эстетический подход - обучение сориентировано на показ и анализ художественных продуктов экранных средств, развитие эстетического вкуса;
  • социокультурный подход - предполагает, что в процессе формирования перцептивной культуры необходимо развивать в целом способность самостоятельного критического анализа продуктов экранной культуры, независимо от их жанровой и видовой принадлежности.

При этом данные подходы на практике далеко не всегда применялись в чистом виде, в основном они связаны между собой.

Нужно отметить, что почти все образовательные модели были разработаны для школьников. Но, по мысли Б.Г. Ананьева, с которой согласны многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, именно период студенчества является сензитивным периодом для развития основных социокультурных возможностей, формирования личности в целом, в том числе формирования перцептивной культуры [1].

Формирование перцептивной культуры студента - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и адекватному пониманию продуктов современных средств массовой коммуникации. Этот процесс предполагает выработку системы представлений о принципах построения экранного образа, собственных взглядов и вкуса, способности самостоятельной оценки продукта современных средств массовой коммуникации.

Развитие культуры восприятия современных коммуникативных средств должно осуществляться за счет понимания субъектом не только технической, но и художественной специфики.

В основе этого развития формирование повествовательных структур (отношение рассказ - показ), формирующих у зрителя жанрово-стилистическую определенность продуктов визуального воздействия и понимание способности данной коммуникативной системы образовывать значимые смыслы. Причем необходимо учитывать тенденции последнего десятилетия. Современные студенты, родившиеся в начале 90-х годов, существенно отличаются от их сверстников 70-80-х гг. рождения.

Самое наглядное отличие - доступность всевозможной техники передачи и тиражирования информации. На данный момент все студенты обладают компьютером, мобильным телефоном, фото- и видеокамерой и пр. Вследствие этого все современные студенты обладают навыками пользователя визуальной техники, то есть могут принимать и самостоятельно генерировать информационное сообщение. С появлением и развитием Интернета само понятие доступа к информации претерпело изменения. Современному студенту уже не нужно прилагать усилий для ее получения, и в связи с этим меняются поведенческие привычки. Это имеет как положительные, так и отрицательные моменты: положительным является то, что в любой точке мира студент может воспользоваться базой данных крупнейших библиотек, музеев, архивов мира, проанализировать любую периодику по интересующей теме. Отрицательным моментом является то, что многие студенты, не обладая навыком дифференцирования предлагаемого объема информации, не обладая развитой перцептивной культурой, со сниженной мотивацией к обучению, привыкают использовать полученную в сети информацию не эффективно, бездумно просматривая и копируя, не осуществляя полноценного анализа. У многих молодых людей понятие «Интернет» стало ассоциироваться с понятием «социальная сеть», и теперь почти всю информацию они получают от членов своей группы в социальной сети. И пока исследователи только начинают изучение преимуществ и недостатков виртуального общения, его воздействия на основную часть пользователей - молодежи в возрасте от 18 до 35 лет, для многих молодых людей социальные сети стали не виртуальной, а повседневной реальностью, частью жизни и сферой жизнедеятельности, где он проводит большую часть свободного времени. Коммуникативное пространство является необходимым для развития личности в социуме, развитие коммуникационных технологий за последние годы меняет формы и методы общественной коммуникации. Еще пять лет назад основная часть пользователей Глобальной сети относились к Интернету, как к глобальной виртуальной библиотеке, и видели основной задачей Интернета обеспечение доступа и быстрого поиска информации. За последние пять лет ситуация коренным образом изменилась, и в настоящее время Глобальная сеть переживает свой «коммуникативный» этап. Принадлежность студента к одной из групп в социальных сетях формирует его перцептивную направленность, в связи с тем, что, как уже отмечалось выше, основная часть молодых людей основной объем информации получает в Интернете. Привычка воспринимать информацию в основном с экрана монитора компьютера, планшета или мобильного телефона в формате новостной ленты социальной сети накладывает отпечаток на сам перцептивный процесс. Привыкая в повседневной жизни генерировать и воспринимать перцептивные объекты столь низкого качества, не имеющие образности и выразительности, реципиент и при просмотре визуальных сообщений высокой культурной ценности не может их адекватно оценить, воспринять концепцию автора, провести глубокий анализ содержания, что сказывается на уровне перцептивной культуры студента и культуры его личности в целом. Поэтому так важно создать условия для формирования высокой перцептивной культуры студента.

Формирование перцептивной культуры представляет собой целенаправленное развитие личности в системе трех видов деятельности на материале продуктов современных средств массовой коммуникации: освоение знаний о продуктах современных медиа; работа по интерпретации и анализу результатов перцептивного процесса; творческая деятельность по анализу и созданию визуальных и аудиовизуальных продуктов, в том числе профессионально направленных.

Но для того чтобы это целенаправленное формирование личности происходило, важно, по словам Л.С. Выготского, «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств» [4, с. 55].

Для того чтобы сформулировать педагогические условия, которые будут способствовать формированию перцептивной культуры студента, обозначим, что мы под этим понимаем. В педагогических исследованиях авторы различно трактуют это понятие.

В своих педагогических исследованиях В.И. Андреев опирается на мнение о том, «что педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения... целей» [2, с. 124].

Но можно принять точку зрения В.А. Беликова, который полагает, что нельзя педагогические условия сводить «только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс, так как образование личности представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления» [3, с. 71].

Более полное определение дает В.И. Саулин: «Педагогические условия - это структурная оболочка педагогических технологий или педагогических моделей; благодаря педагогическим условиям реализуются компоненты технологии. Реализация педагогических условий имеет целью обеспечение организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки» [6, с. 92].

«Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности» [5, с. 351].

Таким образом, проанализировав трактовки понятия «педагогические условия», принятые в педагогической и психологической среде, под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, необходимых для эффективного формирования перцептивной культуры студентов посредством визуального воздействия.

Опираясь на проведенный теоретический анализ проблемы, а также на результаты экспериментальной работы, можно сформулировать педагогические условия эффективного формирования перцептивной культуры студентов посредством визуального воздействия:

  • формирование информационной среды обучения с межпредметными связями;
  • создание методических условий для получений знаний о современной визуальной культуре, языке современных визуальных искусств, средствах визуального воздействия;
  • высокий уровень перцептивной культуры самого педагога;
  • индивидуально-дифференцированная работа со студентами;
  • стимулирование к экспериментально-творческой деятельности, создание высокой мотивации к познанию.

Рассмотрим более подробно каждое из приведенных нами педагогических условий.

1. Работа по формированию информационной среды обучения с межпредметными связями не может быть выполнена силами одного или даже группы педагогов, как минимум нужны усилия нескольких кафедр, факультета и вуза в целом. Современный студент большую часть информации получает вне стен вуза, что вызвано еще и отставанием системы высшего образования от современной информационной ситуации. Необходимо формировать информационную среду, которая будет интересна студенту, но одновременно будет выполнять задачи формирования его перцептивной культуры. Одним из способов решения этого условия может быть постоянно функционирующий и обновляющийся интернет-ресурс, где будут представлены лучшие продукты современных медиа, профессиональные аналитические статьи и живое обсуждение материала преподавателями и самими студентами, а также работы преподавателей и студенческие работы. Причем, исходя из специфики привычек восприятия современного студенчества, работа данного ресурса должна обязательно включать в себя и работу в социальных сетях. Проанализировав подобные интернет-ресурсы ряда московских и региональных вузов, можно отметить, что основная часть их создана для «галочки», содержит редко обновляемый «официальный» материал и студентами не посещается. Действительно работающие отечественные интернет-ресурсы обычно созданы по личной инициативе преподавателя.

Но такие единичные случаи, поддерживаемые только за счет личного участия, и, как правило, личного финансирования, не могут стать условиями создания информационной среды, способствующей формированию перцептивной культуры студента. Администрации факультетов и вуза в целом необходимо, поддерживая и личные проекты преподавателей, работать над привлечением к работе над таким ресурсом увлеченных преподавателей, сотрудников вуза, а также студентов. Только тогда задачи, возложенные на данный образовательный ресурс, могут быть выполнены. В качестве примера можно привести ресурсы зарубежных вузов.

2. Педагогические условия по созданию методических условий для получений знаний о современной визуальной культуре, языке современных визуальных искусств, средствах визуального воздействия включают в себя разработку программ курсов, напрямую направленных в содержательном отношении на формирование перцептивной культуры студента.

Необходимо разработать программу спецкурсов, направленных на получение студентами знаний о специфике визуального воздействия современных медиа, позволяющих получить знания, умения и навыки через творческий поиск. Примером могут быть следующие курсы: «Современная медиакультура», «Основы художественной фотографии», «Основы режиссерского и операторского мастерства» и т.п.

Необходимо также скорректировать программы курсов, впрямую или косвенно связанных с формированием перцептивной культуры студента.

Конечно, для реализации этой методики формирования необходима и ресурсная методическая база (оборудованные аудитории для просмотра и создания визуальных продуктов).

3. Высокий уровень перцептивной культуры самого педагога. Это условие мы рассматриваем как одно из важнейших в формировании перцептивной культуры студента. Ведь «преподаватель является авторитетом для студентов, как субъект общения и деятельности, и непосредственным образом участвует в создании и укреплении Я-концепции личности» [7, с. 39]. Именно высокий искренний интерес преподавателя к анализу современных визуальных искусств, творческая работа в этом направлении служат мощной мотивационной составляющей в обучении студентов.

Для реализации данного условия необходимо разработать методику курсов повышения квалификации преподавателей высшей школы, направленных на ознакомление преподавателей с особенностями влияния современных визуальных медиа, со спецификой современной перцептивной культуры студентов и т.п. Знакомить студентов с научными и творческими работами преподавателей.

4. Индивидуально-дифференцированная работа со студентами возможна при применении различных форм и методов организации лекционных и практических занятий, а также организации внеучебной деятельности студентов. Реализация данного условия должна решать следующие задачи:

  • дать представление студентам об основных явлениях современной медиакультуры;
  • развить у студентов способность самостоятельно ориентироваться в потоке современной массовой информации;
  • повысить уровень визуальной грамотности, развить эстетический вкус по отношению к продуктам экранной культуры;
  • развить восприятие системы визуальных образов, самостоятельность эстетических оценок;
  • развить познавательный интерес, желание к самообразованию;
  • ознакомить с произведениями великих мастеров и обосновать на их примере теоретические знания, ставящиеся аналитические задачи.

5. Стимулирование к экспериментально-творческой деятельности, создание высокой мотивации к познанию. Формирование перцептивной культуры студента может быть успешным при стимулировании творческой активности студентов. Ведь творческий процесс побуждает к поиску новых знаний, обретению умений и навыков, поиску путей решения поставленных задач. Творческая активность является одним из главных мотивационных факторов. Причем творческая активность может принимать различные формы: это может быть как работа по созданию собственных фото-, видеопродуктов, работа по критическому анализу, работа по ознакомлению однокурсников (или более широкого круга студентов в случае работы в Интернете) с лучшими продуктами визуальной культуры и т.п.

Эту активность можно поддерживать включением студентов в участие и организацию общественных мероприятий (фестивали и конкурсы, создание интернет-ресурса и др.). Реализация данного условия, по нашему мнению, активно способствует осмыслению социально-философского и эмоционально-образного содержания продуктов массовой культуры, формированию собственной активной позиции при восприятии продуктов современных медиа.

Рецензенты:

Катханова Ю.Ф, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна ХГФ МПГУ, академик Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий, г. Москва.

Ковалев А.А., д.п.н., профессор кафедры декоративного искусства ХГФ МПГУ, г. Москва.