Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF THE PUBLIC IN THE FORMATION OF STATE-PUBLIC MANAGEMENT OF THE ADDI-TIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADULTS

Govorushina T.K. 1 Fedotova G.A. 2
1 ФГБОУ VPO «Novgorod state University named after Yaroslav the Wise», the Ministry of education and science of the Russian Federation
2 ФГБОУ VPO «Novgorod state University named after Yaroslav the Wise»
On the basis of the analysis of the features of the modern practice of the system of supplementary education of children and adults identified the need for involvement of the public in the management of the new organization of the institutional mechanism. Set the origins of the state-public management in Russia. Identified difficulties in the modern state of state-public management as an Association of efforts of the state and society in solving problems of education of children and adults. Races-covered benefits of the public-state management at the territorial level and is represented by its structure. Defined competences of the activities of the public management bodies and qualitative indicators of the state and public administration in the system of additional supplementary education of children and adults.Disclosed to the General contents and principles in the management activities of the state and the public as part of the state-public management of the system of additional education of children and adults.
the content of the managerial activity of the public-public and public authorities.
terms of reference
principles
structure
public management
management of the system of additional education

Дополнительное образование детей и взрослых - это многоуровневая социально-педагогическая система взаимосвязанных целей и задач, форм и методов, средств и содержания, технологий и результатов деятельности, которая обеспечивает формирование социально-творческой активности обучающихся и направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуально-нравственном, физическом развитии личности.

Характеристикой современного дополнительного образования детей и подростков выступает вариативность образовательных услуг, интеграция и сотрудничество, тенденции к саморазвитию, созидательное взаимодействие государственных органов управления и гражданских институтов. Дополнительное образование взрослых, направленное на развитие социально-профессиональной компетентности и мобильности, влияет на осознание процессов, происходящих в нашем обществе и в мире в целом; укрепляет веру человека в свои возможности; стимулирует формирование общности на разных этапах жизни и формирует ощущение незавершенности и незавершаемости образовательного процесса [3].

В стране изменилась социально-экономическая ситуация, возникла новая образовательная парадигма, ориентированная на личность. Поэтому в контексте отработки организационных механизмов управления на первый план выходит проблема поиска путей устойчивого созидательного развития образовательно-воспитательных учреждений, поскольку именно им отводится социальная роль стабилизатора общественной жизни и двигателя прогресса в перспективе.

Участие общественности в управлении жизнедеятельностью населения - это не дань модным тенденциям. Оно имеет глубокие исторические корни: первый российский Закон организации городского управления (1775 г.), где определена значимость общественно-городского управления; идеи открытости образования в просветительских реформах Петра I; возникновение института попечительства и благотворительности на нужды народного просвещения; общественно-педагогическое движение в процессе становления внеаудиторного образования детей, подростков и взрослых.

Современное состояние государственно-общественного управления, как объединение усилий государства и общества в решении проблем образования, претерпевает ряд затруднений:

  • низкая эффективность совместной деятельности всех субъектов государственно-общественного управления (сообщество, система образования, средства массовой информации) по разработке и распространению образовательных, воспитательных и научно-просветительных программ;
  • недостаточная активность профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей и общественных организаций в реализации государственной политики в области дополнительного образования;
  • наличие потребности общественности в управлении образованием и отсутствие практического опыта взаимодействия с государственными структурами, что делает общественность пассивной, неспособной реально влиять на образовательную политику;
  • ограниченность общественного управления, заключающаяся только в работе различного вида советов (попечительский, родительский, совет образовательного учреждения и др.), управленческие функции которых весьма ограниченны;
  • низкая компетентность общественности в вопросах управления системой образования и менеджмента в образовании, что, в свою очередь, затрудняет их продуктивное участие в управлении системой образования [1].

Как показывает практика, организация государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых наиболее успешно осуществляется на территориальном уровне. Это объясняется тем, что она базируется на согласовании ценностных ориентиров образовательной политики с интересами и возможностями не только субъектов образования, но и общественности; обобщает и транслирует существующий опыт социально-педагогического взаимодействия, создает условия для проявления социальной активности и актуализации потенциала государственно-общественного управления в развитии всей системы образования.

Участие общественности в проектировании Программы развития дополнительной системы образования на основе социально-педагогического подхода, предполагающее совместное планирование, организацию, взаимосвязь ведомственной диагностики и общественной экспертизы результативности системы образования, обеспечит создание единого инновационного пространства деятельности гражданских институтов, мобильность инновационных процессов в социализации личности и преобразовании социально-педагогической действительности.

Средствами актуализации социально-педагогического потенциала государственно-общественного управления в развитии системы дополнительного образования детей и подростков выступают: взаимодействие с органами местного самоуправления, различными организациями по привлечению инвестиций и принятию социальной ответственности за результаты образования; согласование социального заказа, нормативов образования и личностного саморазвивающего начала; межведомственное сотрудничество и гармонизация взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Структура государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне включает различные государственные институты:

  • департаменты управления: отделы администрации города, предприятия и учреждения;
  • органы муниципальной власти и институты общественного самоуправления;
  • межведомственные органы: комиссии, координационные и экспертные советы;
  • некоммерческие общественные организации и непартийные социальные движения;
  • профессиональные сообщества и вузы;
  • социально-молодёжные и общественные фонды;
  • представители малого и среднего бизнеса;
  • средства массовой информации;
  • правоохранительные органы;
  • отделы социальной защиты и т.п.

Во многих территориальных системах образования разрабатываются нормативные документы и проекты, реализация которых обеспечит расширение функций и компетенций общественных организаций, значительно повлияет на доступность и качество образования, повысит действенность и открытость государственных управленческих структур для общественности и населения.

Так, в Комитете по образованию Правительства Санкт-Петербурга принята Концепция развития государственно-общественного управления образованием (143-р от 31.01.2011 г.). В данном документе государственно-общественное управление образованием понимается как ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества и населения [2].

В управленческой структуре Санкт-Петербурга в настоящее время функционируют следующие советы:

  • Совет по образовательной политике, который является государственно-общественным органом, обеспечивающим согласованные действия Комитета по образованию, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования; во всех районах города созданы государственно-общественные органы по управлению образованием, которые ежегодно представляют информационные материалы о деятельности образовательной системы;
  • педагогические советы (количество их достигает 1147), советы образовательных учреждений (964); попечительские советы (802); благотворительные фонды (15).

Анализируя практику деятельности действующих органов государственно-общественного управления, следует отметить, что инициатива общественности в основном направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех участников образовательного процесса, реализацию прав педагога, обучающихся и их родителей, обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере дополнительного образования.

В компетенцию деятельности общественных органов управления входит:

  • законотворческая деятельность и совершенствование образовательного процесса, которое заключается в формировании «гражданского заказа» и общественной экспертизе качества дополнительного образования;
  • проектирование и реализация механизмов стимулирования общественной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, а также и представителей общественных институтов;
  • инициирование и создание объединений родителей и попечителей: попечительские, управляющие и наблюдательные советы, благотворительные фонды и др.; объединения работников учреждения дополнительного образования: ассоциации, профессиональные советы, советы образовательных учреждений, советы руководителей образовательных учреждений идр.;
  • привлечение общественных организаций и сообществ к формированию и реализации образовательной политики и повышению её продуктивности;
  • сохранение баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности;
  • выработка концепций стратегического развития системы дополнительного образования с учетом различных форм социального и образовательного партнерства [6].

Государственно-общественное управление дополнительным образованием детей и взрослых на территориальном уровне представляет собой распределение обязательств в управлении между органами законодательной и исполнительной власти региона, наделенными государственными полномочиями в области образования, органами местного самоуправления и муниципальной общественностью в лице представляющих ее интересы органов самоуправления.

Общественная составляющая позволит ограничить монополию государства в управлении дополнительным образованием детей и взрослых, создав при этом условия перехода дополнительного образования к открытой для общества и подотчетной ему социальной системе. В данном случае перераспределяются функции управления образованием между государственными и общественными структурами территории. Таким образом, общественные организации будут иметь право решающего, а не совещательного голоса.

Качественными показателями наличия государственно-общественного управления дополнительным образованием детей и взрослых являются: расширение публичности деятельности образовательных учреждений дополнительного образования и органов управления образованием; удовлетворение культурно-образовательных потребностей населения на основе маркетинговых исследований их образовательных потребностей; обеспечение информационной поддержки родителей и общественности как участников образовательного процесса; общественное обсуждение проблем образования детей и взрослых; создание «горизонтальных» управленческих структур: закрепление правового статуса управляющего, попечительского советов, формирование опыта общественной организации в совместной деятельности педагогического и управленческого коллективов [5].

Необходимо отметить, что субъекты общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых имеют общее содержание деятельности по реализации функций управления (таблица 1).

Таблица 1 - Общее содержание деятельности субъектов общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых

Общее содержание деятельности субъектов общественно-государственного управления дополнительным образованием детей и взрослых

Деятельность по обеспечению функционирования региональной образовательной системы

Содействие совершенствованию деятельности и развитию региональной системы образования

  • участие в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой базы функционирования образовательной сферы;
  • определение направлений расходования и контроля дополнительных финансовых средств;
  • контроль за соблюдением полной реализации прав всех субъектов образования;
  • содействие продуктивному взаимодействию участников образовательного процесса;
  • привлечение в сферу образования сил и средств юридических и физических лиц;
  • представление и защита интересов муниципальной системы образования
  • разработка и реализация проектов и программ, обеспечивающих совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и процессов управления ею;
  • разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах региональной образовательной системы;
  • изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации региональной образовательной системы и образовательных учреждений;
  • участие в экспертизе качества образования

К основным принципам демократизации управления региональной системой образования можно отнести следующие:

  • законности: непременное следование органов регионального и общественного управления образованием Конституции РФ, ее законам и нормативно-правовым актам;
  • открытости и гласности: деятельность субъектов демократического, общественно-государственного управления образованием открыта для всех и обеспечивает получение всеми достоверной и оперативной информации;
  • свободы и самодеятельности: возможность каждого муниципального и общественного органа управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять активность и самодеятельность в ней;
  • независимости и паритетности субъектов демократического, общественно-государственного управления образованием;
  • целевой направленности деятельности субъектов управления на реализацию потребностей и интересов человека, общества и государства;
  • согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между муниципальными и общественными органами управления образованием;
  • наделения полномочиями в региональной вертикали управления сверху вниз, а в общественной - снизу вверх (избирателями);
  • правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в управлении региональной образовательной системой;
  • рационального сочетания единоначалия и коллегиальности в системе управления региональной системой образования [4; 5].

Рецензенты:

Шерайзина Роза Моисеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления, г. В. Новгород.

Ширин Александр Глебович, доктор педагогических наук, профессор, директор Института непрерывного педагогического образования, г. В. Новгород.