Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEFINITION OF EXPORT AND IMPORT OF THE REGION TOURIST PRODUCT

Markov D.N. 1
1 Far eastern research institute of market economy, Khabarovsk
The system of indicators for an assessment of the tourist activity direction in value terms was constructed and the coefficient which shows the attitude of industrials tourist income from service of entrance and exit tourist streams was developed. The coefficient of an orientation was applied to the Khabarovsk territory that showed prevalence of the exit direction of tourist streams. Generally value of orientation coefficient was in the range of 0,58-0,7 that speaks about average degree of exit direction prevalence. Transport, hotels, public catering and retail trade appeared the most productive industrials which serve tourists in the Khabarovsk territory. It allowed to draw a conclusion that in the analyzed territory entrance business tourism prevails. The developed coefficient allows to analyze the region tourist sphere from the point of its specialization on entrance or exit tourist streams. It allows to make reasonably decisions at a choice of the tourism development directions of the certain territory.
orientation coefficient of tourism
Khabarovsk territory
tourist income
export and import of a tourist product
tourism

Направленность туристкой деятельности отдельной территории определяется соотношением туристского экспорта и импорта. Туристский продукт, как и традиционные товары, способен удовлетворять потребности людей, поэтому с ним возможно проводить операции, которые свойственны товарам, а именно - туризм возможно экспортировать или импортировать. Только товаром в данном случае выступают туристские впечатления, товары и услуги, приобретаемые туристами в местах своего путешествия.

Туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны [1].

Конечно же отдельное государство одновременно занимается туристским экспортом и импортом. И в тот или иной период развития туристской сферы экспорт или импорт начинают перевешивать. Оценить итоговое сальдо возможно через количество въездных и выездных туристских потоков. Также возможно проводить оценку при сравнении ввезенных и вывезенных денежных средств, но такой подход будет уже требовать дополнительных социологических исследований.

Если рассматривать данные процессы не в национальных масштабах, а в рамках отдельного региона Российской Федерации и рассматривать перемещение туристов, денежных средств и впечатлений внутрь и за пределы его территориальных границ, то задача многократно усложняется. Это связано с тем, что необходимо помимо международных перемещений учитывать еще и внутренние туристские потоки.

Оценить в денежном эквиваленте преобладание импорта над экспортом туризма отдельного региона на базе статистики не представляется возможным, так как для этой цели необходимо проведение масштабных социологических исследований, стоимость которых будет несопоставима с эффектом от полученной информации. Но подобная оценка была бы очень полезной при принятии управленческих решений, так как наглядно показывала бы промахи менеджмента в разрезе отдельных видов экономической деятельности.

На примере Хабаровского края в 2008 г. была разработана и апробирована методика по оценке вклада туризма в макроэкономические показатели территории. С небольшой модификацией результаты этой методики (таблица 1) возможно использовать для определения направленности туристской деятельности региона.

Разработанная методика базируется на анализе десяти видов экономической деятельности, которые рассматривались с точки зрения их оборота, получаемого от обслуживания определенной части туристского потока. При детальном анализе видно, что каждый рассматриваемый вид экономической деятельности получает свой туристский оборот от обслуживания въездной, внутренней или выездной категории туристов.

Основываясь на данном наблюдении, можно построить систему показателей, которая будет способна определять направленность туристской деятельности определенной территории на основе сравнения результатов видов экономической деятельности обслуживающих только выездные и въездные направления туристских потоков.

Таблица 1. Сводные данные по обороту предприятий Хабаровского края, полученного от обслуживания туристических потоков, млн руб. [2]

Вид экономической деятельности

2008

2009

2010

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

Розничная торговля

2 089,3

14,2

1 991,2

10,8

2 094,5

9,7

Деятельность КСР

1 405,4

9,5

1 465,1

7,9

1 685,5

7,8

Общественное питание

1 264,3

8,6

1 168,3

6,3

1 285,3

6,0

Деятельность пассажирского транспорта

8 855,1

60,1

12 611,5

68,2

15 146,4

70,3

В том числе по видам сообщения:

- междугородное и международное

8 396,8

-

12 200,5

-

14 680,6

-

- пригородное и городское

458,3

-

411,0

-

465,9

-

Деятельность в области телефонной связи

21,1

0,1

19,7

0,1

22,4

0,1

Деятельность туристских агентств

468,6

3,2

538,0

2,9

619,2

2,9

Образование

250,5

1,7

277,0

1,5

291,4

1,4

Деятельность ССР

220,1

1,5

254,9

1,4

216,1

1,0

Деятельность больничных учреждений

91,6

0,6

87,0

0,5

93,1

0,4

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

78,2

0,5

84,3

0,5

91,2

0,4

Всего оборот от обслуживания туристов

14 744,2

100,0

18 497,0

100,0

21 545,1

100,0

Так как классификация по въездным, внутренним и выездным туристским потокам является международной и основывается на факте, а также направлении пересечения государственной границы отдельной страны путешествующим, в нашем случае Российской Федерации [3], то ее необходимо правильно использовать при построении самой системы показателей в рамках отдельного региона. Необходимо вести анализ на въездном направлении, который включает иностранных туристов (въездной туризм) и прибывающих российских туристов из других регионов России (внутренний туризм), а также выездном направлении, которое включает убытие жителей Хабаровского края с целью туризма в другие субъекты Российской Федерации (внутренний туризм) и за пределы страны (выездной туризм).

Выездных и внутренних туристов, которые соответствуют выездному направлению, обслуживает междугородный и международный пассажирский транспорт, а также туристские агентства. Остальные виды экономической деятельности работают с въездными и внутренними туристами, которые имеют въездное направление, т.е. прибывают на территорию Хабаровского края.

Но следует сделать одно замечание. Междугородным и международным пассажирским транспортом также пользуются туристы въездного направления при окончании своего непосредственного путешествия, поэтому для учета этого явления необходимо ввести ряд поправок. В таблице 2 представлена необходимая дополнительная информация для этого. Если показатели 1, 2 и 4 были взяты из статистики, то 3 показатель является расчетным и равен он сумме первых двух. Согласно приказу № 69 Федерального агентства по туризму от 18 июля 2007 г. число въездных и внутренних туристов рассчитывается как сумма размещенных лиц в коллективных средствах размещения (КСР) и специализированных средствах размещения (ССР) [4].

Таблица 2. Вспомогательные показатели, необходимые для расчетов, тыс. чел. [5]

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

1. Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения

314,02

302,37

415,91

341,43

400,97

2. Численность размещенных в специализированных средствах размещения

65,15

54,65

73,94

75,51

73,07

3. Число въездных и внутренних туристов

379,17

357,02

489,85

416,94

474,04

4. Перевезено пассажирским транспортом междугородного и международного сообщения

7 779,64

9 677,07

3 919,60

3 807,21

3 697,66

Всего пассажирским транспортом Хабаровского края в 2010 г. на международном и междугородном направлениях воспользовались 3 697,66 тыс. чел. В это время число въездных и внутренних туристов, остановившихся в КСР и ССР, составило 474,04 тыс. чел. Из этого можно сделать вывод о том, что 12,8 % (474,04 тыс. чел.) из всех пассажиров приходится на въездное направление туристских потоков. Поэтому общую сумму туристского оборота междугородного и международного пассажирского транспорта за каждый год необходимо разделить на две части по формулам 1 и 2.

ТО Пас.Мн. и Мг.Т. Въездн. направл. = Ч Вз. и Вн. Тур. · ТО Пас.Мн. и Мг Т. / Ч Пас.Мн. и Мг.Т. (1)

где: ТО Пас. Мн. и Мг. Т. Въездн. направл. - туристский оборот пассажирского транспорта междугородного и междугородного направлений, полученный от обслуживания въездного направления туристского потока;

Ч Вз. и Вн. Тур. - число въездных и внутренних туристов;

Ч Пас.Мн. и Мг.Т. - число пассажиров, воспользовавшихся транспортом междугородного и междугородного сообщения.

ТО Пас.Мн. и Мг.Т. Выездн. направл. = ТО Пас.Мн. и Мг.Т - ТО Пас.Мн. и Мг.Т. Въездн. направл. (2)

где: ТО Пас.Мн. и Мг.Т. Выездн. направл. - туристский оборот пассажирского транспорта междугородного и междугородного направлений, полученный от обслуживания выездного направления туристского потока;

В итоге, будет получена система показателей, которая разделяет туристский оборот региона на въездное и выездное направления, сравнение которых как раз и даст отношение экспорта и импорта туристского продукта. Развивая эту мысль, далее можно ввести специальный расчетный коэффициент, который показывал бы направленность туристской деятельности региона в числовом значении (формула 3).

К Направленности тур. деят. = Σ ТО Выездное направление / Σ ТО Въездное направление (3)

где: К Направленности тур. деят. - коэффициент направленности туристской деятельности региона;

ТО Выездное направление - туристский оборот видов экономической деятельности, обслуживающих выездное направление туристского потока;

ТО Въездное направление - туристский оборот видов экономической деятельности, обслуживающих въездное направление туристского потока.

При этом значения этого коэффициента направленности туристской деятельности может быть любое положительное число. Трактовать эти значения рекомендуется по системе, представленной в таблице 3.

Таблица 3. Характеристика значений коэффициента туристской направленности региона

Значение

Характеристика

0 < K < 0,4

Регион имеет ярко выраженный выездной характер направленности туристской деятельности

0,4 ≤ K < 0,6

Сильное преобладание выездного направления туристских потоков региона

0,6 ≤ K < 0,8

Среднее преобладание выездного направления туристских потоков региона

0,8 ≤ K < 0,9

Легкий перевес выездного направления туристских потоков региона

0,9 ≤ K < 1,1

Нет явного перевеса в сторону въездного или выездного направления (условное равновесие)

1,1 ≤ K < 1,3

Легкий перевес въездного направления туристских потоков региона

1,3 ≤ K < 1,8

Среднее преобладание въездного направления туристских потоков региона

1,8 ≤ K < 2,5

Сильное преобладание въездного направления туристских потоков региона

K ≥ 2,5

Регион имеет ярко выраженный въездной характер направленности туристской деятельности

В таблице 4 представлены система показателей и результаты расчёта коэффициентов туристской направленности Хабаровского края за период с 2006 по 2010 г.

Таблица 4. Система показателей и коэффициенты направленности туристской деятельности Хабаровского края

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Выездное направление туристского потока

Деятельность пассажирского транспорта междугородного и международного сообщения, млн руб.

7 037,68

8 812,40

7 347,42

10 864,38

12 798,51

Деятельность туристских агентств, млн руб.

316,87

360,78

468,59

537,97

619,23

Всего выездного направление, млн руб.

7 354,55

9 173,18

7 816,01

11 402,35

13 417,73

Въездное направление туристского потока

Деятельность пассажирского транспорта междугородного и международного сообщения, млн руб.

741,95

864,67

1 049,39

1 336,11

1 882,06

Деятельность пассажирского транспорта пригородного и городского сообщения, млн руб.

284,42

286,90

458,27

411,02

465,86

Розничная торговля, млн руб.

1 574,39

1 545,81

2 089,33

1 991,18

2 094,48

Деятельность КСР, млн руб.

1 068,27

1 241,10

1 405,43

1 465,11

1 685,51

Общественное питание, млн руб.

845,96

844,85

1 264,29

1 168,29

1 285,33

Деятельность в области телефонной связи, млн руб.

13,74

14,57

21,13

19,75

22,39

Образование, млн руб.

170,41

186,91

250,47

277,11

291,35

Деятельность ССР, млн руб.

332,30

227,11

220,13

254,93

216,15

Деятельность больничных учреждений, млн руб.

66,14

66,23

91,64

86,97

93,11

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, млн руб.

48,79

47,76

78,18

84,28

91,15

Всего въездное направление, млн руб.

5 146,37

5 325,90

6 928,26

7 094,75

8 127,39

Коэффициент направленности туристской деятельности

0,70

0,58

0,89

0,62

0,61

На территории Хабаровского края ежегодно прослеживается преобладание выездного направления, которое можно охарактеризовать как среднее, согласно таблице 3. Исключением является 2008 год, когда коэффициент направленности приблизился к условному равновесию туристской деятельности. Это связано с тем, что сократился туристский оборот выездного направления, вызванного мировым кризисом. Предположительно резко сократилось число жителей Хабаровского края, желающих совершить путешествие с туристскими целями в этот период. Поэтому говорить о качественном росте туристской деятельности региона говорить не приходится. К тому же в 2009 и 2010 гг. коэффициент вернулся в прежние значения.

Наиболее привлекательными значениями коэффициента для региона являются единица и выше. При таких условиях широкое развитие получает индустрия туризма изучаемой территории, и деньги начинают аккумулироваться в ее экономике. Это приводит к увеличению результатов деятельности предприятий национальной экономики, занятости населения и росту получаемых налогов и сборов, которые возможно использовать для инвестирования туристской деятельности.

Проведя анализ таблицы 4, выяснилось, что наиболее результативными отраслями индустрии туризма оказались транспорт, КСР, общественное питание и розничная торговля. Из-за высокой отдачи данные направления способны быстро вернуть вложенные инвестиции и обеспечить лучшую рентабельность деятельности, что в свою очередь привлекательно для коммерческого сектора. Их можно объединить в первую четверку отраслей, на которую фактически приходится 89 % от туристского оборота въездного направления.

Это свидетельствует о том, что индустрия туризма Хабаровского края в настоящее время развивается вокруг делового туризма и удовлетворения потребностей местного населения в туризме на базе других территориальных образований. Из-за этого в стороне остаются виды деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, специализированных средств размещения, образования и больничных учреждений, которые отвечают за удовлетворения потребностей путешествующих в рекреации и оздоровлении. Эти виды экономической деятельности можно отнести ко второй четверке отраслей. Конечно, такая ситуация связана больше с климатическими особенностями Хабаровского края, который не может похвастаться хорошими условиями для организации рекреационного туризма. Но, являясь центром деловой активности Дальневосточного федерального округа, на территории Хабаровский край стали преобладать путешествия с профессионально-деловыми целями.

Нельзя назвать это негативными тенденциями, так как, следуя принципу разумности, каждая территория должна развивать те виды деятельности, на которые имеется рациональный спрос. Но в случае с туризмом такая специализация не является рациональным выбором. Все отрасли индустрии туризма очень сильно взаимосвязаны, поэтому общее развитие туристской сферы возможно при равномерном развитии всех ее составляющих.

Рецензенты:

Заусаев В. К., д-р экон. наук, профессор, директор ФАУ «Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка» при Министерстве регионального развития Российской Федерации, г. Хабаровск.

Галичанин Е. Н., д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры теории и практики менеджмента Дальневосточного института управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск.