Инновационные и модернизационные процессы реформирования образовательной системы России в большей степени отразились в сфере подготовки кадров культуры и искусства. Обстоятельства политического и социально-экономического характера (повышение цен на образовательные услуги, потребность в капитальном ремонте учреждений образования, невостребованность выпускников и проблемы с последующим трудоустройством) становятся факторами негативных изменений в образовательном пространстве, активно влияющими на качественную подготовку специалистов социокультурной сферы.
Проведенный в 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинг высших учебных заведений на предмет оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных учреждений признал ряд университетов и академий культуры и искусства, театральных и архитектурно-художественных институтов неэффективными. Среди них - ведущие государственные образовательные учреждения, имеющие давние педагогические традиции подготовки высококвалифицированных кадров в области культуры и искусства.
Итоги данного анализа свидетельствуют о том, что система подготовки кадров высшей квалификации социокультурного и художественного профиля нуждается в диверсификации образовательных услуг и согласовании требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. В решении этих стратегических задач особая роль принадлежит региональному социокультурному образовательному пространству, которое должно стать эффективным инструментом, способствующим изменению сложившейся ситуации и усилению роли государственного управления в развитии гуманитарного и художественного образования.
Целью исследования является научное обоснование методов и технологий арт-менеджмента в системе профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы как составной части социокультурного образовательного пространства, обеспечивающей успешное освоение компетенций, позволяющих осуществлять разработку, подготовку и осуществление художественно-творческих планов и культурно-просветительских программ. Используемые методы научного исследования: анализ, обобщение, контент-анализ документов, сравнение, конкретизация, формализация, наблюдение и классификация. Применение данных методов позволяет получить достоверные сведения, используемые далее для теоретического обоснования, работа основывалась в том числе и на современных исследованиях, проводимых как в области теории и методологии изучения культуры [1, 8, 9, 10], так и практико-ориентированных трудах [2, 3, 5, 6, 7, 8].
Категория «социально-культурное пространство» даёт возможность исследовать проблему интеграции социально-культурных возможностей общественных институтов в условиях формирования и развития личности. Несмотря на то, что данная категория в теоретической и прикладной культурологии заявлена и широко используется, фактически не только отсутствует её структурно-содержательная характеристика, но и само определение социально-культурного пространства трактуется неточно и разнонаправлено.
В исследовательской литературе можно встретить следующее определение данного понятия: «Пространство культуры - важнейший аспект модели мира, характеристика протяженности, структурности, сосуществования, взаимодействия, координации элементов отдельной культуры и соответствующих отношений между культурами, а также смысловой наполненности для человека структурной организации культур» (Культурология ХХ век. Энциклопедия).
В исследованиях А. С. Запесоцкого культурное пространство - это среда повседневного обитания человека. Оно многомерно и динамично, включает сложившиеся формы общения, духовные ценности, архитектуру, значимые события, символы. Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходит в другое измерение - в духовный мир личности. Смысловые и символические составляющие культурного пространства играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, мотивируют поведение людей. В. Я. Суртаев отождествляет понятия «культурное пространство» и «социокультурное пространство», определяя его как важное и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности общества. Социокультурное пространство аккумулирует в себе выработанные и накопленные обществом культурные ценности, менталитет народов, населяющих пространство, природную среду, освоенную людьми.
Научная категория «образовательное пространство» призвана решать задачи воспитания, обучения и духовно-нравственного развития личности, обеспечивать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения, создавать благоприятные условия для развития творческих возможностей и способностей. Современная энциклопедия по педагогике дает следующее определение данной научной категории: пространство образовательное - пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Это сохраняет взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдение прав каждого гражданина государства на получение полноценного образования вне зависимости от места проживания (Рапацевич Е. С.).
Таким образом, исходя из анализа данных определений и характерных признаков пространства как формы человеческого существования и главного условия функционирования, развития и активности личности, можно сделать следующие выводы:
- Культурное пространство - комплексная система, способствующая художественно-культурному развитию отдельных групп населения, удовлетворению культурных потребностей, формированию духовно-нравственных ценностей и идеалов личности на основе исторических и национально-культурных традиций.
- Социокультурное пространство - результат сознательного проектирования, апробации и внедрения в социально-культурную сферу инновационных художественно-творческих, педагогических, рекреативных, анимационных, реабилитационных, информационных технологий, направленных на формирование стратегии просветительной, художественно-публицистической и культурно-досуговой деятельности.
- Образовательное пространство - освоенная среда, приспособленная для решения разнообразных педагогических и андрагогических задач повышения культурно-образовательного уровня различных групп населения, осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейших образовательных маршрутов и профессиональной карьеры.
- Социокультурное образовательное пространство - совокупность благоприятных условий, направленных на сохранение культурного наследия и образовательных сред, обеспечивающих качество педагогического процесса, развитие базовых культурных ценностей, компетентностей и творческих способностей.
Важной составляющей социокультурного образовательного пространства выступает система подготовки кадров для сферы культуры и искусства, поскольку необходимость формирования высококвалифицированных специалистов художественного профиля декларируется во многих нормативных документах, программах, научных и популярных публикациях, посвященных проблеме профессионального становления молодежи.
Одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы декларирует, что развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач: подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования; сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества и др.
Согласно Основным направлениям стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 20 января 2009 г. № 24-П, одним из важнейших способов формирования и развития целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности является художественное образование как процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества. Таким образом, система подготовки специалистов художественной и социально-культурной сферы имеет достаточное количество нормативно-правовых актов федеральных и региональных органов исполнительной власти для обеспечения высокого качества профессионального образования.
Однако, анализируя систему культуры Красноярского края, необходимо отметить противоречивые тенденции на региональном уровне:
- функционирует развитая система непрерывного художественного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства;
- кадровый потенциал не соответствует современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере; в культуре и художественном образовании;
- слабо развита инновационная и экспериментальная деятельность, присутствует недостаточно сильная направленность на развитие и позиционирование современного искусства, развитие творчества и креативности, производство новых культурных символов, знаков, смыслов и ценностей.
Все это актуализировало исследование проблемы эффективного использования методов и технологий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края.
На сегодняшний день в Красноярском крае основой ресурсного обеспечения системы художественного образования в сфере культуры остается достаточно развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят 126 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей, 6 краевых государственных учреждений среднего профессионального образования, 2 федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и 1 краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры».
Кафедры культурологии, искусствоведения, рекламы и социально-культурной деятельности Гуманитарного института СФУ в течение многих лет ведут целенаправленную подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для системы культуры и искусства Красноярского края через реализацию ряда основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры: «Искусства и гуманитарные науки»; «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «История искусств».
Определяющая роль в процессе создания условий для самореализации потенциала личности и социальных общностей, воспроизводства культурных образцов и практик должна отводиться технологиям арт-менеджмента, направленным на формирование конкурентоспособного работника, востребованного социально-экономической сферой региона. В качестве результата эффективной реализации данных технологий может рассматриваться личность будущего специалиста, владеющего общими и профессиональными компетенциями: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности, применять культурологическое и художественно-искусствоведческое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; свободно владеть теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик и др.
По мнению Г. Н. Новиковой, арт-менеджмент можно определить как профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллективов организации (продюсерского центра, фирмы).
Целью арт-менеджмента в условиях социокультурного образовательного пространства является выявление и тиражирование актуальных педагогических, художественных технологий и образовательных ресурсов, инновационных методик и современных практик, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие профессионально-образовательной среды, направленной на формирование конкурентоспособных и высококвалифицированных специалистов. Сущность и классификация современных технологий и методов арт-менеджмента представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сущность и классификация современных технологий и методов арт-менеджмента
Типы технологий и методов |
Сущность и характеристика |
Организационно-распорядительные технологии в арт-менеджменте |
Обеспечение процессов планирования, организации, реализации и мотивации работы исполнителей для осуществления конкретных проектов и видов деятельности. Разработка стратегий развития образовательных учреждений культуры и искусства. Оценка эффективности управленческих решений в системе подготовки кадров культуры. |
Маркетинговые технологии в арт-менеджменте |
Разработка маркетинговой стратегии учреждений, планирование и осуществление мероприятий, направленных на изучение потребностей рынка труда в специалистах социокультурного профиля. |
Образовательные и профессионально-ориентированные технологии в арт-менеджменте |
Обеспечение единства целей, задач, мотивов и способов образовательной деятельности обучающихся при реализации основных образовательных программ художественного, социокультурного, культурологического и искусствоведческого профиля. |
Творчески развивающие, формирующие технологии в арт-менеджменте |
Технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувственную сферу, положительно влияют на процесс воспитания духовности, ценностных ориентаций, культуры чувств, развития познавательных сторон личности. |
Коммуникативные технологии в арт-менеджменте |
Создание эффективной коммуникационной инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечение внутренней и внешней коммуникации, формирование и обеспечение высокого уровня корпоративной культуры. Деятельность по улучшению взаимоотношений между участниками образовательного пространства и общественностью; координированные усилия по созданию благоприятного представления о системе подготовки кадров культуры. |
Технологии рекламы и общественных связей в арт-менеджменте |
Разработка, подготовка к выпуску, производство и распространение рекламной продукции о возможностях профессионального образования в области культуры и искусства, формирование или поддержание положительного интереса к специальностям художественного и социокультурного профиля. |
Event-технологии в арт-менеджменте |
Проведение знаковых и запоминающихся мероприятий о системе подготовки кадров сферы культуры способствует формированию положительного образа специалиста социально-культурной и художественной деятельности. Основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, художественно-зрелищной деятельности. Организация событийных акций несет аксиологическую, социокультурную, воспитательную, психологическую нагрузку. |
Publicity-технологии в арт-менеджменте |
Неличное и неоплачиваемое стимулирование хорошего имиджа образовательного учреждения путем распространения позитивной информации о нем. Целевой ориентир пропаганды - благожелательное отношение к учебному заведению со стороны различных групп интересов. |
Таким образом, комплексное использование методов и технологий арт-менеджмента в региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства Красноярского края будет эффективным и результативным, если будет обеспечено:
- планомерное педагогическое и андрогогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на формирование способности обучающихся и слушателей применять в производственной социокультурной деятельности базовые профессиональные знания и компетенции, в частности: осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков и др.
- целенаправленное и систематическое повышение профессионального уровня педагогических работников учреждений профессионального образования, направленного на успешное освоение и активное использование в образовательной практике современных образовательных технологий, способствующих непрерывному обновлению программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов социокультурного, искусствоведческого и художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений.
Рецензенты:
Викторук Е. Н., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, г.Красноярск.
Кудашов В. И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.