Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESSENCE AND STRUCTURE OF THE DEVELOPMENT POTENTIAL OF A REGION

Vinogradova K.O. 1 Lomovtseva O.A. 1
1 Belgorod State University, National Research University «Belgorod State University»
For the regions of the Russian Federation the problem of determination of inner resources of economic development is rather topical. Among primary tasks connected with organization of analytical works in the field of evaluation and analysis of regional development potential we should name the necessity of its structuring. Complex evaluation of the social-economic factors of the regional development has been investigated in the article. Main approaches to potential viewed through production capabilities of the regional economy are considered. Generalization of different types of social-economic and innovative policies is made according to the predominance of a certain block of potentials in a region. Scientific novelty of the research is that of regional development potential structuring and considering regional development potential system. The work is of a practical importance because the devised evaluations should be used as indispensable means to provide target orientation of the uniform regional policy of regional development potential formation and use, by that it should help to form an idea of real and potential scope of the region in relation to solution of present and future tasks in the regional development.
regional policy
potential structure
development potential
regional development

Введение

Исследование процессов регионального развития и прогнозирования всегда находилось в центре внимания отечественной науки, экономической и социальной географии. Несмотря на широкий спектр рассматриваемых в экономической литературе факторов общественного развития трактовка их роли весьма разнопланова. Поэтому важными исследовательскими проблемами остаются вопросы комплексной оценки факторов социально-экономического развития региона и выявления потенциала развития региона.

Объекты и методы исследования

Необходимо учесть, что произвести оценку функционирования экономической системы можно лишь, рассматривая ее с позиций более крупной системы, куда исследуемая система входит в качестве подсистемы. Если речь идет о региональной экономической системе, то она будет выступать как подсистема национального хозяйства страны. С другой стороны, должен соблюдаться ряд принципов построения динамического критерия для анализа функционирования экономической системы на уровне региона.

Очевидно, что функционирование экономической системы возможно лишь при наличии некоторого потенциала, но в это понятие разными экономистами вкладывается различный смысл. Под потенциалом вообще понимаются возможности, способности, скрытые, нереализованные резервы изучаемого объекта, которые при изменении окружающих условий могут перейти из возможности в действительность. Сам по себе потенциал без определения цели его использования существовать не может, поскольку, говоря о каком-либо потенциале, всегда имеют в виду то, для чего собственно и требуются резервы и возможности, а именно – для достижения некоторого конечного результата. Потенциал развития региона характеризует возможности его развития при использовании всего комплекса территориальных ресурсов, особенностей существующей и перспективной структуры его хозяйства, географического положения в интересах повышения качества жизни населения региона [6].

Результаты и их обсуждение

Значительный интерес вызывает подход к потенциалу как к производственным возможностям экономики региона. Экономисты, придерживающиеся такой точки зрения, под производственными возможностями понимают множество всех возможных сочетаний затрат трудовых и материальных ресурсов и выпусков продукции [1,8].

К потенциалу региона можно попытаться подойти с позиций стоимостной оценки – как к денежному эквиваленту общественного признания полезности экономической деятельности. Но вряд ли это целесообразно в связи с проблемой измерения полезности любой деятельности, в том числе и экономической. Потенциалом можно считать совокупность общественно значимых результатов, которые могут быть получены в результате функционирования хозяйственной системы. Но и тут возникает вопрос: а насколько они значимы, как их соотнести между собой?

В научной литературе обсуждается в основном экономический аспект регионального потенциала, первые попытки выяснения сущности которого относятся к началу 70-х годов. Методологической основой определения совокупного ресурсного потенциала, наряду с теорией факторов, является теория регионального воспроизводственного процесса, охватывающего взаимосвязи всех субъектов, факторов и условий регионального хозяйства. Региональный воспроизводственный процесс включает воспроизводство трудовых, природных, технических, организационных, институциональных и информационных ресурсов, служащих факторами производства человека, общества и экологической среды. Описанная интерпретация понятия «совокупный ресурсный потенциал региона» требует разработки инструментария измерений. Диагностика состояния необходима для определения степени эффективности использования потенциала, сравнения с эталонными значениями эффективности других регионов страны (мира), выбора приоритетных направлений инвестирования в развитие потенциала, для чего необходимо определить критерии и процесс диагностики. В современной практике измерений существует подход к диагностике, основанный на построении профиля какого-либо объекта, что применимо и к хозяйственному потенциалу региона [3].

Воспроизводственный процесс на территории предопределяется эндогенными (внутренними, собственно территориальными) и экзогенными (внешними по отношению к территории) факторами и условиями. В процессе общественного воспроизводства возобновляются, воспроизводятся как в целом региональная социально-экономическая система, так и ее составные части, потенциалы.

При разработке системной модели определения потенциала территории с целью применения ее к исследованию социально-экономического потенциала региона необходимо учитывать следующие основные аспекты анализа в рамках системного подхода [7]:

1) элементный аспект – выявление состава потенциала; виды потенциалов; дифференцированные характеристики потенциалов; общность и мощность потенциалов;

2) структурный аспект – установление структурных характеристик системы потенциалов: типы связей, количественные и качественные взаимозависимости;

3) функциональный аспект – установление и взаимодействие между потенциалами, выявление функций потенциалов в системе территориального развития; сравнение функций с целью определения сходств и отличий; выявление функциональной структуры территориального потенциала;

4) интегративный аспект – выяснение противоречий в системе потенциалов, путей и способов разрешения найденных противоречий; определение иерархии потенциалов в зависимости от значимости для устойчивого развития координационных связей системы потенциалов с внешней по отношению к территории средой; определение тесноты данных связей;

5) исторический аспект – рассмотрение потенциалов территории сквозь призму их исторического развития; выявление этапов в формировании и развитии потенциалов; сравнение выявленных тенденций с общероссийскими особенностями развития.

Для регионов РФ задача определения внутренних резервов экономического развития остается весьма актуальной. В экономической науке ее решение связывается в первую очередь с разработкой новых рыночных подходов к определению сущности, структуры и методов оценки социально-экономического потенциала региона [2,4,5].

Среди первоочередных проблем, связанных с организацией аналитических работ в сфере оценки и анализа потенциала развития региона, следует указать необходимость его структуризации. В этом плане мы считаем целесообразным подход, рассматривающий систему потенциалов развития региона в виде трех блоков (рис. 1).

Рис. 1. Структура потенциала развития региона

Первый блок – материально-технический, т.е. блок базовых ресурсных потенциалов территории.

Второй блок – финансово-экономический, объединяет локальные потенциалы, которые призваны способствовать реализации базовых ресурсных потенциалов.

Третий блок – инновационно-институциональный. Это блок потенциалов готовности региона к социально-экономическим преобразованиям.

Третий блок, по сути, является активной частью потенциала развития региона, который создает условия для расширенного воспроизводства, способен обеспечивать дальнейшее развитие материально-технической и финансово-экономической составляющих. Обеспечение согласованного функционирования этих структур достигается благодаря системе управления воспроизводственными процессами, обеспечивая нормальное протекание расширенного воспроизводства, что дает возможность предотвращать, смягчать негативные явления или усиливать позитивные.

Изучение основных понятий потенциала позволяет нам утверждать, что рассмотренные подходы не отражают важные факторы, обусловливающие интенсивную составляющую развития региона, характер производственных отношений. Эти отношения важны для выработки правильного понимания не только понятия потенциала развития региона, но и инновационной деятельности. Они связывают ее не только с техническим или технологическим совершенствованием экономики региона, но и внешнеэкономических факторов производства, а также говорят о необходимости учета качественных аспектов при формировании потенциала развития региона.

Рассмотренная модель потенциала развития региона сложилась под влиянием настоятельных требований ускорения научно-технического прогресса и интенсификации использования наличного потенциала. Здесь же следует отметить, что она приобретает различное содержание в условиях специфических для данного региона установок политики, задающих разную направленность региональному развитию и выполняемым для этого работам. В связи с этим в структуре потенциала развития региона присущи следующие цели (в различных пропорциях):

  • цели поддержания (ЦП);
  • цели модернизации (ЦМ;
  • цели обновления (ЦО).

В соответствии с преобладанием того или иного блока потенциалов в регионе можно сделать обобщения, связанные с различными типами социально-экономической и инновационной политики (рис. 2). Они носят оценочный характер, иллюстрируют порядок и соотношения соответствующих долей потенциала развития, ориентируемого на цели различного вида.

Региональная
политика

Потенциал
региона

Реакционная политика

Консервативная политика

Прогрессивная политика

Материально- технический

Цели поддержания

Цели модернизации

 

Цели обновления

Финансово-экономический

---

Иннвационно-институциональный

---

---

Рис. 2. Матрица формирования структуры потенциала развития в зависимости от целей региона

Определение различных целей деятельности и их пропорций в проблемной ориентации потенциала зависит не только от установок политики как таковой. Во многом последняя обусловливается достигнутым уровнем социально-экономического развития региона, подготовленностью его собственного потенциала, возможностями кооперации усилий и межрегионального и международного сотрудничества.

Главным условием современного регионального развития является не создание и увеличение потенциала как такового, а использование имеющегося потенциала и его увеличения в тех направлениях, которые могут обеспечить реальную социально-экономическую отдачу.

Нами исследованы существующие трактовки, классификационные структуры и методы оценки производительных сил и социально-экономического потенциала региона, изложенные во многих работах известных ученых и специалистов данной области. Проведенный анализ позволяет выделить несколько основных методологических подходов к интегральной оценке регионального экономического потенциала, которые иллюстрирует таблица 1.

Общее слабое место перечисленных методик, по мнению авторов, − невозможность оценить размах вариации и количественную степень отставания одного региона от другого. При этом, по мнению ряда исследователей, в настоящее время система показателей, отражаемых в статистической отчетности, не отвечает задачам объективной оценки экономического потенциала регионов [4].

Ограниченные возможности имеют и оценки региональной деятельности, которые напрямую связывают оценки потенциала развития и получаемые результаты. Не всегда уровень полученных результатов может в полной мере охарактеризовать потенциальные возможности региона. Оценки потенциала развития региона представляют собой специфическую совокупность информативных признаков, характеризующих условия и возможности осуществления деятельности в регионе.

Таблица 1

Сравнительный анализ основных методологических подходов к интегральной оценке регионального экономического потенциала

Методология оценки

Преимущества метода

Недостатки метода

Стоимостная оценка ресурсов

- возможность оценки структуры и динамики потенциала;

- анализ возможен и по единичным объектам, и по их совокупности

- субъективность выбора коэффициентов перевода ресурсов

Индексный анализ

- простота, отсутствие громоздких вычислений

- одинаковая информативность каждого фактора в формировании результирующего показателя;

- трудность использования для анализа динамики и структуры потенциала

Оптимизационные модели

- возможность выявления оптимизационных мероприятий

- отсутствие необходимой информационной базы;

- сложность вычислений

Корреляционно-регрессионные методы

- учет степени влияния каждого ресурса

- сложность оценки динамики потенциала;

- невозможность применения при небольшом количестве наблюдений

Выбор того или иного способа формирования и использования потенциала развития для достижения определенных целей явно или неявно должен базироваться на проблемно-ориентированных оценках уровня подготовленности к решению соответствующих задач регионального потенциала развития.

Можно сделать вывод о том, что в настоящее время используются типы оценок учетно-отчетного характера, без учета целевых (проблемно-ориентированных) оценок потенциала развития. Под оценкой в данном случае понимается совокупность количественных и качественных характеристик организационных ресурсов, описывающих объект – потенциал развития – в целом или по отдельным его составляющим. Оценки потенциала развития – важное средство выявления и мобилизации внутренних резервов повышения эффективности деятельности региона, совершенствования хозяйственного руководства, более обоснованного принятия управленческих решений. Ценность и полезность оценок потенциала развития региона возрастает при соблюдении трех условий: полноты инвентаризации, правильности и точности, непрерывности.

Учетно-отчетные оценки – традиционные, в основном количественные оценки потенциала развития, формируемые преимущественно на основе государственных и ведомственных форм статистического учета, а также отчетных данных бухгалтерской документации и т.д. Эти оценки могут и не иметь цифрового выражения, а носить характер функциональный и структурный. Главное назначение учетно-отчетных оценок – служить средством описания структуры и величины потенциала развития региона. Они ориентированы на оценку как потенциала страны, так и потенциалов регионов. Давние традиции применения учетно-отчетных оценок и большие массивы накопленных статистических данных позволяют следить за характером изменения структуры и величины потенциала развития, выявлять тенденции его развития на различных этапах истории региона и проводить плановую инновационную политику, направленную на повышение эффективности его использования.

Проблемно-ориентированная оценка потенциала развития региона заключается в определении соответствия его характеристик специфике проблем с учетом требуемого уровня их решения в заданный период времени. Проблемно-ориентированные оценки потенциала развития являются элементом и средством как повышения эффективности использования уже созданного потенциала, участвующего в достижении поставленных инновационных целей, так и определения условий, необходимых мер при формировании потенциала, обеспечивающих достижение перспективных инновационных целей. Усиление целевой ориентации инновационных исследований в новых складывающихся условиях ограниченности по ресурсам и времени осуществления исследований привело к необходимости формирования целевых подходов к методам оценки потенциала развития региона. Это, в свою очередь, потребовало переосмысления сущности объекта оценки потенциала развития региона, формирования логической основы, понятийного аппарата и системы показателей оценки.

Традиционные учетно-отчетные оценки (как элемент и средство анализа инновационной политики) во многих случаях правомерны, однако в настоящее время они не позволяют в полной мере ответить на вопрос о реальной подготовленности региона к решению конкретного спектра инновационных задач. При такой постановке возможны ситуации, когда накопленные инновационные ресурсы в случае их несоответствия специфике определенных задач приносят обществу не пользу, а только расходы и убытки, связанные с сохранением и поддержанием накопленных ресурсов науки.

Потенциал развития региона играет важную роль в решении конкретных технических, экономических и социальных задач. Но сам по себе современ­ный потенциал развития не может гаранти­ровать достижение реального эффекта от научно-техни­ческой деятельности, который зависит от внешних факторов, находящихся вне сферы ее деятельности. Ог­раничение масштабов реализации новшеств науки и техники может быть связано с неготовностью иннова­ционного и производственного потенциалов или от­дельных их составляющих эффективно и своевременно реализовать возможности, предоставляемые потенциалом развития.

Таким образом, становится возможной переориентация регионов в развитии инноваций на новые цели. В таких случаях руководству, принимающему решения, важно знать, насколько соответствуют количественные и качественные характеристики потенциала каждого региона тем или иным целям. Другими словами, оценить уровень их готовности к достижению различных целей.

Интенсификация использования региональных ресурсов обусловила рост мобильности региональных целей. Одновременно ограничения, накладываемые на ресурсы, особенно на возможности формирования новых стабильных организационных структур для достижения обновляющихся целей, все более ужесточаются. Переориентация регионов в управлении на существенно новые цели становится типичным явлением. В таких случаях руководству региона важно знать, насколько соответствуют количественные и качественные характеристики потенциала развития региона специфике тех или иных целей. Другими словами, оценить уровень их готовности к достижению различных целей.

Заключение

Рассмотренные типы оценок тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. В перспективе роль учетно-отчетных оценок не будет уменьшаться. Они по-прежнему остаются основным инструментом оценки потенциала развития на основе данных официальной статистической отчетности. Проблемно-ориентированные оценки представляют собой развитие аппарата учетно-отчетных оценок применительно к изменившимся условиям региональной деятельности, характеризуемых динамизмом целей. Особенно необходимы они при подготовке организационно-управленческих решений по переориентации региона на новые цели или по формированию новых направлений стратегического развития региона.

Разрабатываемые оценки должны выступать необходимым средством в обеспечении целевой ориентации единой региональной политики в отношении формирования и использования потенциала развития региона, в том числе способствовать формированию представления о реальных и потенциальных возможностях региона в отношении решения ныне стоящих и будущих задач регионального развития. В то же время они должны стать эффективным средством осуществления мероприятий, направленных на интенсификацию деятельности региона.

Рецензенты:

Калугин Владимир Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии (в городском хозяйстве) факультета бизнеса и сервиса Белгородского государственного научного исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), г. Белгород.

Терновский Денис Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры статистики факультета финансового и бухгалтерского учета Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Белгород.