Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL FORECASTING INNOVATION IN MANAGING ADDITIONAL EDUCATION CHILDREN AND ADULTS SUPERSIZED CITY

Fedotova G.A. 1 Govorushina T.K. 2
1 VPO "Novgorod State University after Yaroslav the Wise," Ministry of Education and Science of Russia
2 VPO "Novgorod State University after Yaroslav the Wise"
Based on the analysis of the current state of education revealed additional innovative trends in its development. It is established that the existing experience of project forecasting in managing additional education is based on the partial use of the methodological instru-rumentariya teacher forecasting and finding effective ways to transform governance development of the education system. The essence of the concept of "pedagogical forecasting", classification methods, determine the structural phases and the internal operations of the pedagogical-term fore-cast. The specific character of the pedagogical ideas of forecasting innovation in managing the additional educa-tion of children and adults having massive city as a territorial system. Educational anticipation is presented as an algorithm of management actions at the market anticipating the projected development of the educational envi-ronment.
pedagogical anticipation.
supersized city
additional education of children and adults
pedagogical forecasting

Современный этап развития системы дополнительного образования в России характеризуется динамическими изменениями: переход от парадигмы разностороннего развития детей и взрослых, способных к самоопределению и самореализации в современной социокультурной ситуации, до подготовки профессионала, востребованного на рынке труда с учетом перспектив научно-технического, экономического и духовного развития страны.

В системе образования продолжает накапливаться внутренний потенциал развития, о чем свидетельствуют наличие новых педагогических концепций и моделей образовательных учреждений, пересмотр ценностных ориентаций личности и самой системы; появление новой парадигмы, основанной на интеграции учебной, производственной и научно-исследовательской деятельности, и использование современных информационных технологий; расширение рынка образовательных услуг и продуктов педагогической деятельности.

В образовательной практике накоплен определенный опыт педагогического прогнозирования инноваций в управлении образованием детей и взрослых. Однако недостаточное использование методологического инструментария педагогического прогнозирования и нахождения действенных путей преобразования управления развитием системы образования не дает продуктивного результата относительно демократизации, привлечения общественности к данному процессу и т.п. [5].

Необходимо заметить, что методической основой прогнозирования социально-экономических систем является область науки – прогностика, изучающая (в рамках доминирующей парадигмы науки) закономерности процесса разработки прогнозов, сущность которой заключается в том, что она на основе своей методологии анализа явлений вскрывает тенденции развития и предлагает альтернативы реализации этих решений в будущем.

Мы считаем, что педагогическое прогнозирование – это научная деятельность, основанная на специально организованном комплексе исследований, направленных на выявление возможных преобразований, тенденций развития и перспектив субъектов и объектов педагогической деятельности, получение достоверной опережающей информации об их развитии в целях оптимизации содержания, методов и средств, организационных форм воспитательно-развивающей деятельности.

Существуют два основных подхода к разработке прогнозов – поисковый и нормативный.

Процесс научного моделирования стратегических и тактических компонентов инноваций в управлении дополнительным образованием детей и взрослых может выполняться с использованием научных приемов педагогической антиципации (рыночного предвосхищения) прогнозируемых социально-экономических тенденций в управлении социально-образовательной средой, включая платежеспособность населения сверхкрупного города на конкретный вид образовательных услуг; кадровое обеспечение и др.

Для построения прогноза инноваций социально-образовательных систем используется совокупность методов, классификация которой осуществляется по различным основаниям:

  • по степени охвата причинных связей; по степени познания динамики процессов; по степени подверженности параметров влиянию извне; классификация на основе используемого математического инструмента (Г. Хауштейн);
  • формализованные (математические) и интуитивные (экспертные) (К. П. Личко);
  • общенаучные, интернаучные, включающие в себя методы математической статистики, и узко научные, основанные на законностях одной науки (И. В. Бестужев-Лада);
  • метод экстраполяции, позволяющий построить динамические показатели прогнозируемого процесса; экспертные методы; локальные поисково-информационные и социально-исторические и др. [2; 8].

Методы исследования условно можно разделить на три класса: экстраполяция, моделирование, опрос экспертов. Более адекватным методом социального прогнозирования, учитывающим многоальтернативность возможного развития дополнительного образования детей и взрослых сверхкрупного города как социальной системы, является разработка сценариев или анализ альтернативных путей развития системы и оценка возможных последствий управленческих решений.

Анализ исследований в области педагогического прогнозирования А. С. Баварова, С. Ю. Баруха, Л. Е. Никитиной и др. [1;3; 4; 6] позволил нам определить структурные этапы и их внутренние операции педагогического прогноза независимо от избранных методов (рис. 1).

Разработка педагогического прогноза независимо от избранных методов включает в себя структурные этапы и внутренние операции (рис. 1).

В реальной практике социальные проблемы образуют систему иерархического характера, когда одна или несколько проблем занимают ключевое положение, решение которых способствует решению других проблем. В этом случае целесообразно построить «дерево социальных проблем», где методика определения путей оптимального решения проблем включает в себя: рассмотрение каждой проблемы в контексте всей системы проблем общегосударственного масштаба; первоначально решают основополагающие проблемы; ориентация цели, задач, рабочих гипотез и структуры, методов и организации прогноза на выявление не только причин проблемы, её протекания и разрешения, но и последствия основных вариантов её решения.

Рис. 1. Структурные этапы педагогического прогнозирования и их внутренние операции

Реализация идей педагогического прогнозирования инноваций в управлении дополнительным образованием детей и взрослых приобретает свою специфику в условиях сверхкрупного города.

Дополнительное образование детей и взрослых сверхкрупного города как территориальная система характеризуется:

  • совокупностью взаимосвязанных компонентов содержания, отражающих его специфику в контексте общечеловеческих ценностей и особенностей окружающей его социокультурной среды;
  • территориальным пространством, создающим условия для приобщения детей и взрослых средствами дополнительного образования к культуре, общечеловеческим ценностям, истории и традициям города;
  • самоменеджментом дополнительного образования детей и взрослых, предполагающим ориентацию управления на их потребности в условиях социокультурных институтов городской территории, учет социально-образовательных, историко-педагогических традиций дополнительного образования и процесса становления «обучающегося сообщества» детей и взрослых, объединенных общими образовательными запросами.

В современных условиях, когда усилились несоответствия между уровнем задач, очерчиваемых проектами в образовании, и недостаточной готовностью педагогов к их решению, педагогическое прогнозирование превращается в необходимую и важнейшую профессиональную функцию педагога, которая предопределяет успех его деятельности. Система педагогического прогнозирования социальной востребованности различных видов образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей и взрослых базируется на основе педагогической антиципации как алгоритма управленческих действий по рыночному предвосхищению прогнозируемого развития образовательной среды, что, в свою очередь, и предрасполагает опережающий существующий ассортимент на рынке образовательных услуг [7].

Содержание педагогического прогнозирования, субъектом которого является педагог, заключается в педагогическом прогнозировании не только собственного профессионально-личностного становления и развития через систему непрерывного образования, но и педагогическое прогнозирование процессов обучения и воспитания, руководство педагога прогнозированием в деятельности обучаемых.

В данном случае педагогическое прогнозирование инновационного развития системы дополнительного образования детей и взрослых в сверхкрупном городе базируется на принципах инновационного стратегического управления этим развитием:

  • принцип диалога традиций и тенденций стратегического развития, означающий учет уникальности и самобытности культур и общающихся личностей, историко-географической, национально-культурной, социально-экономической специфики социума сверхкрупного города, предполагающий создание культурных аналогов утерянным, новых социально-образовательных технологий на основе творческого содействия в рождении новых идей;
  • принцип оптимального сочетания общественных и государственных форм в управлении – демократических и партисипативных начал, обусловливающих участие всех субъектов городского образовательного сообщества в решении проблем, связанных с развитием дополнительного образования детей и взрослых;
  • принцип открытости территориальной системы управления дополнительным образованием детей и взрослых, предполагающий инициирование инициатив как внутри системы, так и вне ее, расширения инвестиционной привлекательности дополнительного образования детей и взрослых, обеспечения свободного доступа к ресурсам дополнительного образования;
  • принцип вариативности, отражающий развитие различных инновационных форм дополнительного образования детей и взрослых, обновление образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей и творческих способностей обучающихся, поддержку перспективных направлений исследовательско-экспериментальной деятельности, реализацию идеи развития множества равноценных культурно-образовательных центров, каждый из которых выполнял бы свои локальные социальные и педагогические функции.

Проект «Дополнительное образование – для всех» предполагает обновление нормативно-правового обеспечения дополнительного образования детей и взрослых: разработку образовательных программ, направленных на создание условий для удовлетворения запросов всех желающих получить дополнительное образование; обеспечение процесса становления учреждения дополнительного образования современной конкурентоспособной организацией.

Данный проект реализуется через такие подпроекты: «Правовые отношения», «Стандарт», «Защита» и др.

Подпроект «Правовые отношения» предполагает разработку правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав городского населения на доступное и качественное дополнительное образование и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения городских и районных органов управления дополнительным образованием и учреждений дополнительного образования детей и взрослых.

Подпроект «Стандарт» направлен на создание механизмов разработки образовательных стандартов с участием общественности, государства и бизнес-сектора, условий для участия граждан в разработке нормативов финансового обеспечения дополнительного образования детей и взрослых.

Подпроект «Контроль» способствует созданию организационных структур общественно-государственного контроля за исполнением законных прав граждан на дополнительное образование и качеством образовательных услуг и управления дополнительным образованием детей и взрослых.

Подпроект «Модельность» включает определение перспективных направлений вариативных моделей дополнительного образования детей и взрослых с учетом специфики условий Санкт-Петербурга, разработку и внедрение моделей интегрированных учреждений, реализующих программы общего, дополнительного и профессионального образования.

Подпроект «Защита» содержит описание на городском и районном уровнях технологий поддержки детей и взрослых, нуждающихся в особой социальной защите, а также инициатив общественных организаций, развивающих традиции организации работы с детьми-сиротами и пожилыми людьми.

Рецензенты:

Шерайзина Роза Моисеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионального педагогического образования и социального управления, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.

Александрова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Новгородский институт развития образования, г. Великий Новгород.