Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Островская Е.А.

Психологические требования, которые предъявляют к педагогам музыкальные профессии, особенно высоки, поскольку сама музыка является психически обусловленным процессом, как в восприятии, так и в исполнении или обучении.

Психодиагностические способности, несмотря на то, что их развитие требует практики, анализа приобретённого опыта и адекватной трансформации дальнейших действий, необходимы педагогу с самого начала самостоятельной профессиональной работы, не давая времени на возможность их приобретения в неопределённом будущем. От решения проблем, которые имеет педагог сегодня, зависит его дальнейшая деятельность, выбор собственного педагогического стиля и судьба его учеников.

Начинающий педагог, принятый на работу в музыкальную школу или училище без протекций, на общих основаниях, как правило, получает в нагрузку далеко не самых лучших учеников, а тех, кого по жёсткой оценке можно отнести к категории «отходов производства». И случается, что вместо благоприятных для приобретения практического опыта условий, новичок стоит перед необходимостью исправления чужого «педагогического брака». С одной стороны, трудности закаляют характер и мобилизуют креативные способности, но решить такие сложные задачи под силу далеко не каждому опытному преподавателю. Лучшим является вариант, когда основная часть класса состоит из начинающих, пускай и не самых лучших. В этом случае педагог сам несёт ответственность за неудачи, а так же может гордиться успехами.

Обозначим лишь отдельные вопросы, решение которых во многом зависит от имеющихся изначально психодиагностических способностей, со временем перерастающих в педагогическую интуицию.

1. Связь специальных музыкальных способностей учащегося с типом характера и психодинамическими особенностями темперамента. Способности сами по себе не гарантируют успехов. Особенно обидно, когда музыкально-одарённый ребёнок вдруг останавливается в развитии. Нередко такие дети талантливы во всём, и, испытывая интерес к новому, неизвестному, очень быстро остывают. Им не хватает терпения и целеустремлённости. Сделав такой вывод, педагог стремится поддержать интерес, проходя вместе с учеником в эскизном варианте много несложных произведений. Чтобы ребёнок не успел «заиграть» основную программу, ещё не успев её тщательно отшлифовать, работа должна быть чётко разбита на этапы. Попытки решить одновременно несколько задач приведут к неудачам, и интерес сменится скукой.

Дети, чрезмерно старательные, могут заниматься много, но неправильно. В этих случаях помогут образные и двигательные ассоциации, как по отношению к целому произведению, так и к характеру исполнения штрихов, к пластике, обеспечивая постоянную заинтересованность и внимание.

Скованные и замкнутые дети часто бывают более способными, чем это может показаться не первый взгляд. Педагог, сумевший превратить урок из необходимости в потребность, не пожалев на это времени, обеспечит не только музыкальное развитие, но и позитивные изменения характера своего питомца.

2. Оценка качества и количества самостоятельных занятий - довольно сложное дело, поскольку музыка - «продукт» нематериальный. И дети нередко этим пользуются. Следует заметить, что отсутствие явных улучшений не всегда свидетельствует об отсутствии занятий. И, наоборот, небольшой перерыв в работе иногда идёт на пользу. Происходит «скачок», когда количество переходит в качество. Психодиагностические способности педагога являются своего рода «детектором лжи» и помогают понять причины недостатков исполнения, а так же найти способ их устранения. Контакт с родителями, их помощь и поддержка не менее важны для музыкального развития ребёнка, чем его одарённость.

3. Артистизм и выразительность - важнейшие вопросы музыкальной педагогики. Случаи, когда эти качества присутствуют изначально, к сожалению, довольно редки. Без них исполнение крепко выученного произведения отличается от художественного исполнения так же, как живая роза от её искусственного аналога. Ещё раз вспомним слова В.Петрушина о том, что артистизм - это тренировка. Просьбы играть музыкально, выразительно, для детей требуют индивидуальной расшифровки, и если подобные общие замечания звучат от урока к уроку, то это - признак педагогической и психодиагностической некомпетентности преподавателя. Заманчивая возможность выдать за артистизм виртуозность без глубокого содержания - ошибка, за которую учащиеся расплачиваются в будущем. Ещё более губительны «натаскивание» и «дрессировка». Путь к развитию необходимых исполнительских качеств лежит, в одних случаях, через снятие зажимов и воспитание способности самоанализа, в других - через приобщение к восприятию многих явлений культуры и искусства для получения эмоционального опыта, в-третьих - через переключение внимания с себя (эгоцентрическая установка) на исполняемое (объектно-центрическая установка).

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что психодиагностические способности ещё более необходимы концертмейстеру, работа которого немыслима не только без педагогического, но и партнёрского контакта в ансамбле с учащимися.