Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL COMPETENCE OF PHARMACEUTICAL PROFESSIONAL: RELEVANCE, PROBLEMS AND SOLUTIONS

Kirschina I.A. 1 Soloninina A.V. 1 Katkova A.D. 1
1 GBOU VPO "Perm State Pharmaceutical Academy" Health Ministry of Russia
In the publication the necessity of expansion of the list of occupational competencies in educational standards with regard to the requirements of good practice, other legal acts and regulations and practice of pharmaceutical activity due to lack of alignment to the modern international standards in the provision of pharmaceutical care maintenance of the state educational standard of the speciality «pharmacy». The authors have defined the conceptual directions of increase of professional competence of specialists, the implementation of which will contribute to the optimization of the pharmaceutical service of the population, improving public health, and increasing the image of the pharmaceutical profession. On the basis of the conducted research and the proposed measures developed: a proposal on the creation of computer program «Automated workplace of the pharmacist - consultant», which will optimize the provision of information and Advisory services at delivery of medicines; educational program of additional professional education «Modern approaches to the procedure vacation PL in terms of safety for the consumer; and a number of algorithms counselling specific consumers, aimed at the rational use of medicines.
pharmaceutical care
professional development

Эффективность деятельности аптечных организаций в значительной степени зависит от качества обслуживания населения, в основе которого лежит профессиональная компетентность фармацевтического персонала. Основные направления деятельности аптеки при осуществлении фармацевтической помощи определены международными требованиями к организации надлежащей аптечной практики (НАП), в числе которых: рациональное применение лекарственных препаратов (ЛП), в т. ч. и с позиций безопасности их использования, пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний. По нашему мнению, осуществление перечисленных направлений возможно посредством:

  • осуществления профессионального консультирования посетителей аптек по вопросам применения ЛП с позиций минимизации нежелательных последствий от применения ЛП;
  • выявления лиц с факторами риска для ранней диагностики и своевременного начала лечения, включая грамотную диагностику и контроль показателей здоровья;
  • осуществления предупредительно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время перечень профессиональных компетенций специалистов с высшим фармацевтическим образованием определен федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности «Фармация», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [8].

Так, в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Фармация» специалист с высшим профессиональным образованием должен быть способен: к информационной работе среди врачей и провизоров по вопросам применения ЛС, показаний, противопоказаний к применению, возможности замены одного ЛП другим и рациональном приеме (ПК-43); информационно-консультационной деятельности при отпуске ЛС и других фармацевтических товаров конечным потребителям (ПК-44); оказанию консультативной помощи по вопросам применения и совместимости ЛП и других фармацевтических товаров (ПК-45); проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47).

В этой связи нами проведены анализ соответствия квалификации специалистов с высшим фармацевтическим образованием требованиям образовательного стандарта и оценка ориентированности аптечных организаций на выполнение требований НАП.

Изучение уровня знаний фармацевтических работников основных характеристик ЛП, влияющих на безопасность их использования, показало, что специалисты достаточно хорошо ориентируются в показаниях к применению ЛП, а побочные действия, противопоказания к применению и возможные взаимодействия ЛП знают значительно хуже [3,4].

В рамках изучения готовности специалистов к участию в программах по оздоровлению общества нами проведен анализ оказания информационно-консультационных услуг по вопросам лечения табакокурения, результаты которого показали, что абсолютно все специалисты и более 70 % посетителей считают, что аптечная организация должна принимать участие в профилактике табакокурения, однако около 60 % специалистов аптек испытывают трудности при консультировании посетителей по вопросам лечения табакозависимости и более 70 % респондентов не могут предоставить информацию, которая могла бы им помочь при отвыкании от этой зависимости [2,5].

В соответствии с образовательным стандартом объектами профессиональной деятельности фармацевтических специалистов являются «сфера обращения лекарственных средств (ЛС) ... а также других товаров фармацевтического ассортимента», а сам перечень регламентирован федеральным законом [8], согласно которому аптечные организации, наряду с ЛП, могут приобретать и продавать товары следующих товарных групп: изделия медицинского назначения (медицинские изделия), дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены; посуду для медицинских целей; предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет; очковую оптику и средства ухода за ней; минеральные воды; продукты лечебного, детского и диетического питания; биологически активные добавки; парфюмерные и косметические средства; медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни.

Следует отметить, что, по данным нашего исследования, для большинства покупателей широта ассортимента является приоритетным фактором при выборе аптечной организации, а важнейшей мотивацией при совершении покупки сопутствующих товаров в аптеке многие покупатели отмечают необходимость квалифицированной консультации специалиста, что подразумевает наличие у фармацевтических работников специальных компетенций [1,4].

Однако существующая практика обучения показывает, что содержание образовательных программ в большей степени ориентировано на освоение обучающимися аспектов фармацевтической деятельности, которая, согласно принятому определению [8], включает в себя деятельность, связанную с обращением лекарственных средств, а особенности реализации товаров других групп не находят должного отражения в учебных программах дисциплин фармацевтических учебных заведений.

Между тем, анализ информированности работников аптечных организаций по вопросам применения товаров нелекарственного ассортимента на примере медицинских изделий показал недостаточную компетентность специалистов. Так, изучение осведомленности специалистов в отношении средств, предназначенных для диагностики и контроля показателей здоровья, показал, что в технических и клинических вопросах применения тонометров компетентны около 80 % специалистов, чуть более половины опрошенных отметили, что они знают правила использования ингаляторов, и лишь 18 % респондентов знакомы с основными аспектами работы глюкометров и интерпретации полученных результатов [7].

Следует заметить, что, несмотря на международные рекомендации (фокус на пациента), в образовательном стандарте потребители аптечных товаров и услуг не определены объектами профессиональной деятельности специалистов. При этом профессиональными задачами фармацевтических специалистов являются «оказание консультативной помощи специалистам медицинских организаций и населению по вопросам применения ЛС; проведение мероприятий по квалифицированному информированию населения о медицинских изделиях; проведение санитарно-просветительной работы; формирование мотивации пациентов к поддержанию здоровья».

Учитывая вышеизложенное, нами определены концептуальные направления повышения профессиональной компетентности специалистов и предложены конкретные мероприятия по реализации отдельных направлений. Так, важными аспектами повышения профессиональной квалификации специалистов мы считаем:

  • необходимость расширения перечня профессиональных компетенций специалистов в образовательных стандартах с учетом требований НАП, других нормативных правовых актов и существующей практикой их профессиональной деятельности;
  • включение соответствующих тематических разделов в образовательные программы на всех этапах профессионального образования (высшее профессиональное, послевузовское профессиональное (интернатура), дополнительное профессиональное образование) путем разработки образовательных продуктов для повышения квалификации специалистов.

В Пермской государственной фармацевтической академии разрабатываются образовательные программы, направленные на повышение профессиональной компетентности специалистов, исходя из роли фармацевтического работника в сфере здравоохранения и требований НАП.

Так, целью создания программы «Современные подходы к процедуре отпуска ЛП с позиций безопасности для потребителя» мы обозначили формирование у фармацевтических работников дополнительных компетенций, способствующих осуществлению профессиональной деятельности по организации фармацевтического обслуживания населения, в том числе отпуска ЛС с позиций безопасности их применения, включая предупреждение возникновения побочных эффектов и нежелательных взаимодействий при использовании лекарств, а также обучение специалистов основным тенденциям, методам и видам деятельности, выполнение которых является обязательным при организации профессиональной деятельности в соответствии с требованиями НАП.

Для реализации поставленной цели нами определены следующие задачи:

  • установление единых требований к знаниям и навыкам специалистов, осуществляющих отпуск ЛП;
  • формирование у слушателей целостного представления о роли фармацевтического работника при отпуске ЛП в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и современными тенденциями по оказанию фармацевтических услуг;
  • формирование профессиональной компетентности специалистов в сфере фармацевтического обслуживания населения с позиций минимизации возникновения нежелательных эффектов от применения лекарственных препаратов;
  • формирование у специалистов общих умений для организации обслуживания населения при отпуске ЛП в соответствии с требованиями НАП и концепцией фармацевтической помощи.

В настоящее время формируется учебно-методический комплекс для обучения провизоров в системе последипломного образования в области оказания фармацевтической помощи больным сахарным диабетом.

Важной составляющей осуществления квалифицированной фармацевтической помощи и повышения компетентности специалистов мы считаем обеспечение доступности необходимой информации о ЛП и других товарах аптечного ассортимента. В этой связи нами сформированы предложения, на основе которых разработана компьютерная программа «Автоматизированное рабочее место провизора-консультанта», позволяющая оптимизировать оказание информационно-консультационных услуг при отпуске лекарственных препаратов. Программа позволяет: получать информацию по конкретному препарату (МНН, синонимы, показания, противопоказания и т.д.); осуществлять подбор ЛП по заданным характеристикам, а также получать информацию о дополнительных (сопутствующих) товарах для лечения и/или профилактики конкретного состояния (симптома).

Еще один значимый аспект повышения профессионализма специалистов - разработка алгоритмов консультирования конкретных потребителей, направленных на рациональное использование лекарственных препаратов (с учетом их индивидуальных потребностей, профилактики возможных осложнений, минимизации нежелательных эффектов от применения ЛП), профилактику заболеваний, поддержание и укрепление здоровья.

Так, с целью оптимизации работы специалистов по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний нами сформирован алгоритм консультирования покупателей, желающих избавиться от табакозависимости, основанный на специфике консультирования в зависимости от стадии злоупотребления, которая определяется, исходя из стажа курения и количества выкуриваемых сигарет в сутки.

Кроме того, разработан ряд алгоритмов подбора ЛП безрецептурного отпуска и других товаров аптечного ассортимента с позиций раннего выявления и профилактики сахарного диабета (предложены схемы подбора ЛП для облегчения простудных заболеваний в разрезе отдельных симптомов (повышенная температура, «ломота» в теле; сухой и влажный кашель; ринит и др.), в случае имеющихся проблем на коже (раны, порезы, царапины и т.п. ) и др.).

Наряду с вышеуказанными составляющими профессионализма работников аптечных организаций, важнейшими направлениями повышения компетентности специалистов фармацевтического профиля мы считаем:

  • разработку мер контроля знаний специалистов и создание адекватной системы их аттестации в процессе осуществления профессиональной деятельности;
  • осуществление мониторинга квалификации специалистов с учетом специфики выполняемых функций;
  • включение соответствующих тематических циклов в систему перманентного обучения специалистов в рамках повышения профессионального образования сотрудников в межсетификационный период;
  • стандартизация работ и услуг в сфере фармацевтической деятельности, включая разработку профессиональных стандартов;
  • формирование единых требований к профессиональным качествам специалистов;
  • создание системы мотивации и стимулирования специалистов на обучение путем внедрения системы эффективных контрактов на основе оценки профессиональных знаний сотрудников.

Формирование предложений по реализации вышеперечисленных аспектов является предметом дальнейших разработок ученых ведущей научной школы «Совершенствование лекарственного обеспечения населения и медицинских организаций» кафедры управления и экономики фармации Пермской государственной фармацевтической академии, что будет отражено в последующих публикациях авторов.

По нашему мнению, реализация предлагаемых направлений по повышению профессиональной компетентности фармацевтических специалистов будет способствовать оптимизации фармацевтического обслуживания населения, улучшению показателей общественного здоровья, возрастанию имиджа фармацевтической профессии, что позволит существенно расширить границы реализации профессиональных знаний специалистов фармацевтического профиля и станет значительным шагом к реализации концепции НАП в России.

Рецензенты:

Белоногова Валентина Дмитриевна, доктор фармац. наук, зав. кафедрой фармакогнозии с курсом ботаники ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.

Хомов Юрий Александрович, доктор фармац. наук, профессор кафедры фармацевтической химии ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.