Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN NOTIONS OF MAINTENANCE OF GIFTED STUDENTS

Andreeva N.Yu. 1 Trusova N.V. 1
1 «Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators»
The survey of works, denoting to the issue of gifted students maintenance, are described in the article. The authors disclose the notions of “giftedness”, “gifted child”, “maintenance”. Different kinds of maintenance of gifted students are considered. It is defined purposes and main tasks of psychological and social and pedagogical maintenance of gifted students, problems of social and pedagogical maintenance of gifted teens. Specific features and components of maintenance of gifted students are allocated in the article. Special attention is paid to the role of a teacher in the process of maintenance of gifted students. The authors consider mentoring as one of effective forms of activity. The principles of psychological and pedagogical maintenance, pedagogical activity in the process of gifted children education and the didactic principles of heuristic education are determined in the article.
psychological and pedagogical maintenance.
maintenance
gifted child
giftedness

Требования современного мира все более усложняются, где на первый план выходит ценность личности, обладающей высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать жизненные задачи и возникающие проблемы. В связи с этим важным является создание благоприятных условий для развития таких личностей, то есть организация процесса сопровождения способных, одаренных детей в школе. Решение проблемы сопровождения одаренных детей связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала нашей страны. В связи с этим актуализируется вопрос расширения представлений современных педагогов, психологов о возможностях психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Одним из главных направлений работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть скрытой, а также детей, чьи способности могут совершить качественный скачок в своем развитии в ближайшем будущем. Проблема развития одаренных детей в школе широко освещается в научных публикациях [2, 6, 7, 11], и ее решение связывают с организацией процесса их сопровождения. Работа по развитию таких детей может быть реализована в рамках общешкольной программы при условии специально организованного психолого-педагогического сопровождения.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей [10]. Организация сопровождения одаренных детей должна быть осуществлена с учетом этих характеристик.

В психологической и педагогической науках часто можно встретить использование понятий различных видов сопровождения, таких как психологическое, педагогическое, психолого-педагогическое, социально-педагогическое сопровождение, а также близкого по содержанию понятия «поддержка» - психологическая, педагогическая, психолого-педагогическая, социально-педагогическая поддержка. В соответствии с этим встречаются разные определения понятия «сопровождение».

М. Р. Битянова рассматривает сопровождение как систему, которая направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках общеобразовательного учреждения [4]. Ребенок является активным участником взаимодействия. Педагоги транслируют ему общекультурные и социальные ценности, ориентируя на определенные пути развития: их роль носит формирующий характер. Родители являются носителями социокультурных ценностей и выполняют регулирующие функции. Психолог преимущественно участвует в развитии как сопровождающий, он создает условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам и на которые его ориентировали педагоги и родители. Важнейший принцип сопровождения - безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка, приоритетность потребностей его развития [9].

Е. А. Козырева трактует сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуации [12, 15].

Целью психологического сопровождения является содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. В соответствии с целью выделяют задачи психологического сопровождения: 1) совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения; 2) содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия); 3) развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах); 4) содействие социализации, формированию коммуникативных навыков; 5) содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми [11].

Психолого-педагогическое сопровождение определяют как процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней подросткам и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка [3].

А. Л. Уманский выделяет элементы психолого-педагогического сопровождения: психологическое сопровождение отношений детей через групповые формы работы; индивидуальное психологическое сопровождение развития отношений детей; психологическое сопровождение классных руководителей в аспекте воспитательно-развивающего отношения к ребенку; психологическое сопровождение родительских отношений (к детям, к школе, к обучению, воспитанию); психологическое сопровождение принятия управленческих решений; психологическое сопровождение образовательного процесса; психологическое сопровождение отношений в педагогическом коллективе; психологическое сопровождение взаимоотношений в диадах «ученик - учитель», «учитель - родитель» [15].

Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных школьников, как процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи школьнику в решении возникающих проблем различного характера. В. А. Лазарев выделил основные задачи сопровождения одаренных детей: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей [8].

Н. А. Сидорина выходит за рамки образовательного учреждения и рассматривает социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере, под которым понимается процесс взаимодействия педагогов с подростком или группой подростков с целью определения траектории и последующего развития одаренности подростков в специально созданных для этого условиях. В рамках социально-педагогического сопровождения подростков данной категории необходимо решать ряд проблем, а именно: 1) трудности во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и педагогами; 2) недостаточное внимание к развитию за рамками одаренности подростков, так как педагоги и родители концентрируются лишь на тех видах деятельности, где проявляется одаренность; 3) несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием; 4) низкая самооценка [12].

Для эффективного сопровождения одаренных детей необходимо иметь четкое представление о специфике и его составляющих. Сопровождение представляет собой совокупность таких направлений, как психологическая и педагогическая диагностика одаренности, консультирование одаренных учащихся, коррекция «проблемных зон» и психолого-педагогическая поддержка. Прежде всего, необходимо подчеркнуть особую роль школьного обучения, сопровождения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем. Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий: своевременное применение различных видов тестирования; оценки способностей по успеваемости; участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности); заключение психолога; заключение экспертов в определенной деятельности; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности); самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц); наблюдение родителей и представителей науки. Развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности [11].

Работа с одарёнными детьми должна представлять собой обоснованную, продуманную политику в области образования, непрерывный педагогический процесс, пронизывающий все ступени роста и развития детей. В этой работе особое место отводится роли учителя. К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научно-практического решения проблемы подготовки педагога к работе с одаренной личностью: социальные (потребность общества, системы образования в педагоге, обладающем комплексом профессионально-значимых качеств); теоретические (в психологии и педагогике актуализирована проблема развития творческого педагога); практические (потребность в диагностике профессиональных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми).

Б. Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся: 1) учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающий интерес к предмету; 2) учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; 3) учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

В рамках психолого-педагогического сопровождения одаренных детей актуализируется такая форма работы, как менторство. Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для того, чтобы расширить их знания о мире профессий, специальностях и видах деятельности. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классический» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина - наставник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь. Разносторонность интересов высокоинтеллектуальных детей требует выхода за пределы школьной программы и школы, установления качественно иных взаимоотношений со взрослыми, достигшими успехов в избранной области деятельности. Ментор вносит такую глубину и сложность в содержание интересующего ребенка предмета, каких трудно достичь в школе. Особенностью менторства является то, что совместная длительная работа над интересующей проблемой ведет к передаче лучших традиций и одновременно стимулирует выработку собственного взгляда на жизнь и на проблемы у учащегося. В менторстве наиболее естественным способом воплощаются стратегии ускорения и обогащения в сочетании с возможностью учета индивидуальных особенностей ученика [2].

В процессе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей важно придерживаться определенных принципов. М. К. Акимова указывает на принцип, которого следует придерживаться в противовес таким крайностям, как мнение о том, что развитие одаренного ребенка не требует никакого участия, и чрезмерное вмешательство в формирование способностей. Он состоит в том, чтобы найти правильный индивидуальный подход к одаренному ученику, основанный на особенностях его одаренности [1].

Выделяют принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества [13].

В. В. Давыдов выделяет общедидактические принципы: 1) преемственность как сохранение связи качественно различных стадий обучения - различных по содержанию и способам осуществления; 2) доступность - построение обучения таким образом, чтобы можно было закономерно управлять темпом и содержанием развития личности посредством организации обучающих воздействий; 3) принцип деятельности - как основа и средство построения, сохранения и применения системы; 4) принцип предметности - точного указания тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами [5].

А. В. Хуторский выделяет принципы эвристического обучения, на которые необходимо ориентироваться педагогам. Под ними он понимает выявленные опытным путем положения, на основе которых осуществляется эвристическое обучение в конкретных условиях. Это:

1) принцип личностного целеполагания, который предусматривает необходимость осознания целей предстоящей работы не только учеником, но и учителем. В контексте проблемы одаренности предметные цели учителя должны уступать место целям педагогическим - помочь ученику выстраивать собственную траекторию в конкретной образовательной области;

2) принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Суть его состоит в том, что ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов;

3) принцип метапредметных основ содержания образования, который означает, что в процессе познания реальных образовательных объектов одаренный ребенок может и должен выходить за рамки обычных учебных дисциплин и переходить на метапредметный уровень познания. На метапредметном уровне обычное многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов, отражающих определенные области реальности;

4) принцип продуктивности обучения. Данный принцип обеспечивает осуществление такого обучения, которое ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового. В результате у ребенка происходит развитие внутренних способностей;

5) принцип первичности образовательной продукции учащегося. Этот принцип конкретизирует личностную ориентацию и природосообразность эвристического обучения, приоритет внутреннего развития ученика перед усвоением внешней заданности;

6) принцип ситуативности обучения. Для работы с одаренными детьми весьма важным представляется создание или использование возникшей эвристической образовательной ситуации. Роль учителя в этом процессе - организационно-сопровождающая, благодаря которой он обеспечивает личное решение учениками возникшего образовательного затруднения;

7) принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами. Формы образовательной рефлексии различны: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений (самочувствия, уровня познания, личной активности, самореализации и др.) [14].

Таким образом, исследователи выделяют разные виды сопровождения и, соответственно, по-разному его определяют. В целом, сопровождение понимается как система психолого-педагогических действий и комплекс различных педагогических и психологических мер, а также как целенаправленный процесс. В процессе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей важно придерживаться принципов педагогической деятельности, общедидактических, эвристических. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что в развитии одаренных детей приоритетным является организация психолого-педагогического сопровождения и что система сопровождения одаренных учащихся требует дальнейшей разработки.

Рецензенты:

Ильясов Дмитрий Федорович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск.

Резанович Ирина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.