Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USE OF WEB-TECHNOLOGIES IN EDUCATION STUDENT MANAGERS

Alimasova D.P. 1
1 Graduate chair of mathematics, the theory and methods of teaching mathematics, the Institute of Economics and Management, Regional higher education institution "Crimean University of Humanities"
This paper presents our developed during the research methodology of creation and use of practical web activities in the educational process of higher education institutions, clarified the concept of "Web Technology", and as illustrated for a more intuitive understanding of the use of web-based technologies in the learning process common features Google offered the example of Special practical "New information technologies in the professional activity of the future managers of tourism enterprises." It is also considered the possibility of organization of independent work in training informatichnym disciplines using web-site and the organization of cooperation in the training of Special practical "New information technologies in professional managers of tourism enterprises" with the web-site. Just an example of the Special practical control has been developed in the form of tests to check the level and quality of students´ knowledge. Such control knowledge can be carried out in the classroom during class, or remotely via web-site.
information and communication technology training
web tutorial

Массовое подключение высших учебных заведений к Всемирной сети Internet, коренные изменения в информационном пространстве современного общества требуют внедрения в образовательный процесс новых форм, методов и средств обучения [2; 4]. Сегодня наиболее актуальным является использование новых информационных технологий (НИТ) при организации процесса обучения. С помощью НИТ педагог имеет возможность создавать реальные условия для развития у обучающихся дополнительных умений и стратегий, что было невозможно в такой степени на основе традиционных средств [6; 7]. Таким образом, на сегодняшний момент существует много разнообразных форм обучения [5], но наиболее актуальной и перспективной является использование во время подготовки будущих специалистов веб-технологий. При таком подходе у студента появляется возможность без отрыва от будничной жизни получать образование и при этом широко применять привычные для него источники информации и средства коммуникации, то есть Интернет.

Проведение анализа научно-педагогических, специализированных и методических информационных источников, а также ресурсов сети Интернет дало возможность говорить о неоднозначности трактовки понятия «веб-занятие». Сеть Интернет предлагает сегодня большое количество разнообразной информации, с помощью которой возможно учиться самостоятельно или дистанционно. Однако методические указания и рекомендации относительно использования такой формы обучения по этому поводу отсутствуют.

Под веб-занятием, в контексте нашего исследования, будем понимать специально организованное занятие, которое проводится с использованием веб-технологий [3] на разных его этапах. При реализации такого способа учебы необходимо определиться со структурой занятия и методикой его использования в учебном процессе высших учебных заведений. Главным преимуществом таких занятий, на наш взгляд, является то, что они представляются доступными в любое время в сети Интернет. Это предоставляет преподавателю возможность активизировать работу студентов не только во время проведения аудиторных занятий (лекций, практических или лабораторных работ и т.п.), но и при выполнении ими самостоятельной работы (домашние задания, проработки литературы, подготовка рефератов и т.п.). Существование такой взаимосвязи между студентами и преподавателем дает возможность учащимся предварительно знакомиться со структурой и этапами занятия.

С целью удачного и эффективного использования технологии проведения веб-занятий в арсенале педагога должен быть специальный инструментарий, который позволит создавать и управлять веб-ресурсами. Сегодня существует большое разнообразие систем управления электронными ресурсами [2; 4], но, по нашему мнению, одним из самых мощных и в то же время простых для использования представляется Google (режим доступа: http://www.google.com).

Итак, в контексте нашего исследования, считаем актуальным рассмотреть один из путей усовершенствования методики проведения современного занятия по информатической вариативной дисциплине по спецпрактикуму «Новые информационные технологии в профессиональной деятельности будущих менеджеров туристических предприятий», а именно использование в ходе его проведения веб-технологий. Нами предложена методика создания и использования веб-занятий по отмеченному курсу, которая была внедрена и апробирована в РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) (https://sites.google.com/site/nitdlamenedzera/).

Для более наглядного понимания применения веб-технологий в учебном процессе остановимся на общих возможностях, предлагаемых нам Google. С целью получения возможности иметь полноценный доступ к сервисам каждый участник учебного процесса должен зарегистрироваться в системе Google. Такая процедура позволяет создать собственную запись и связанный с ней почтовый ящик, что в дальнейшем при изучении курса будет использоваться в качестве средства коммуникации между преподавателем и студентом и друг с другом. Также регистрация открывает доступ к необходимому инструментарию, который позволяет создавать собственные веб-сайты, документацию, презентацию, таблицу и тому подобное.

Зарегистрированный пользователь имеет возможность создавать веб-сайты и размещать на них структуру дисциплины и ссылки на веб-занятие (рисунок 1).

Рисунок 1

Пример веб-ресурса со структурой вариативного спецпрактикума «Новые информационные технологии в профессиональной деятельности будущих менеджеров туристических предприятий»

Для создания веб-занятия (рисунок 2) можно воспользоваться сервисом Google «Документы», интерфейс которого очень прост для применения и похож на текстовый процессор MS Word. Преимуществом созданной таким образом системы веб-занятий представляется ее достаточная динамичность. Любое занятие при необходимости можно изменять, дополнять, заменять и тому подобное.

Рисунок 2

Структура веб-занятия

Сервис Google позволяет строить каждое из веб-занятий таким образом, что оно может сопровождаться разнообразными ссылками, таблицами, текстами и тому подобное. К главным особенностям работы с сервисом можно отнести возможность импортирования к ним уже завершенных текстовых документов, презентационного и табличного материалов, фото и видео, анимации, флеши и тому подобное. Также нужно обратить внимание на то, что права на управление разрешениями на доступ к веб-ресурсу и документам, которые на нем хранятся, полностью принадлежат автору, который его создавал.

К общему элементу веб-уроков относится веб-страница. Рассмотрим ее составляющие более подробно. Итак, на веб-странице указываются: тема, цель и тип занятия. Также в ее содержание входят материалы для работы со студентами и какие-то ссылки на другие интернет-страницы за надобностью. Здесь же может прописываться и план проведения занятия и определенно отмечаться время, отведенное на каждый отдельный из этапов работы (рисунок 2).

Самостоятельная работа при обучении информатичным дисциплинам с помощью веб-сайта

Для организации самостоятельной работы студентов менеджмента и администрирования с помощью веб-сайтов существует несколько удобных способов. При построении такой формы обучения размещение материалов может осуществляться с использованием одного из двух способов:

- размещение на веб-ресурсе гипертекстового материала, который должен ознакомить студентов с содержанием занятия и при этом текст можно читать с экрана монитора. Такой способ позволяет преподавателю контролировать работу студента над материалом, поскольку всегда можно изучить протоколы посещения страниц электронного пособия. Здесь же размещаются за надобностью разнообразные ссылки на источники, размещенные на других информационных ресурсах Интернета;

- представление учебного материала студентам с помощью изложения на веб-ресурс файлов с нужной информацией, которые не содержат гиперссылки. Такие файлы студент может загрузить на свой компьютер и продолжить работу с ними по своему усмотрению: распечатка, копирование, форматирование и тому подобное.

С целью организации самостоятельной работы студентов над учебными материалами, которые им предлагаются в пределах овладения конкретной дисциплиной, возможно предусмотрение разработки «Календарного планирования». Такой план составляется преподавателем и выкладывается как отдельный документ. В нем можно отметить сроки прохождения всего учебного курса, а также по каждому занятию отдельно. Также целесообразным будет разместить методические указания, которые будут обеспечивать продвижение учащихся, в процессе освоения дисциплины, самостоятельную работу и тому подобное.

Организация взаимодействия в процессе обучения спецпрактикуму «Новые информационные технологии в профессиональной деятельности менеджеров туристических предприятий» с помощью веб-сайта

Средств взаимодействия студентов при изучении дисциплины с помощью веб-сайта на сегодня существует очень много. К ним можно отнести переписку с помощью почты, создание чатов и форумов и тому подобное. На наш взгляд, самым хорошим способом общения и обсуждения текущих проблем должно быть использование чата, которое необходимо даже поощрять. Поскольку по результатам таких обсуждений возможно достаточно четко проанализировать успеваемость студентов, учебный материал и задание. Кроме того, эти результаты могут быть использованы другими студентами при решении похожих проблем, которые возникают во время учебы. Применение форумов более удобно при форме работы под руководством педагога.

С помощью средств автоматического сбора статистических данных из работы студентов, которые включают время и количество подключений, количество и объем написанных реплик в форуме, прочитанные разделы форума, реплики, которые вызывали наибольшее количество комментариев, можно анализировать работу студентов на протяжении всего времени существования этого форума. На основании полученных сведений преподаватель может с легкостью провести оценивание студентов, но при этом необходимо обращать внимание, что отдельные данные для осуществления такого оценивания успеваемости отдельного студента при изучении им темы может ввести в заблуждение.

Контроль успеваемости обучения студентов при изучении спецпрактикума «Новые информационные технологии в профессиональной деятельности менеджеров туристических предприятий» с помощью веб-сайта

Одним из методов подготовки студентов к занятию или к проверке их знаний можно считать тестирование. В случае, когда тестовые задания построены корректно, у студентов возникает стремление к творческому поиску, обогащению своей культуры научного мышления и развития логики. С помощью сервисов Google преподаватель имеет возможность создавать разные типы электронного тестирования. Для этого ему необходимо лишь воспользоваться встроенным инструментом «Форма».

Контроль знаний, который можно осуществлять как в аудитории во время занятия, так и дистанционно, с помощью веб-сайта реализуется по нескольким принципам:

- индивидуализируемый. Потому что позволяет оценивать общее понимание студентом учебной цели и заданий, которые он должен решать на базе полученных сведений;

- алгоритмизованный. Потому что дает возможность обнаружить уровень усвоения общего алгоритма деятельности будущего менеджера в условиях профессионального функционирования;

- действенный. Потому что позволяет проверить знания, полученные студентом во время учебной деятельности. Это требует выполнения познавательных и практических действий.

Использование контроля при помощи веб-сайта способствует осуществлению таких функций: диагностической, коррекционной, управленческой и прогнозной.

Целью диагностической функции представляется получение таких сведений, которые будут характеризовать ход процесса овладения и усвоения знаний студентами. При этом преподаватель получает полный отчет об уровне усвоения этих знаний.

Реализация коррекционной функции осуществляется через предоставление студентам возможностей знакомиться с результатами тестов, которые были ими составлены. Да, студент получает сведения о «недостатках» в собственных знаниях на основании предоставленных ему ответов на тестовые задания по окончании тестирования.

Управленческая функция осуществляется преподавателем. Происходит этот процесс во время составления «Календарного планирования», фильтрации участников, которые стремятся записаться на курс (их добавление или удаление), и тому подобное. Также эта функция предусматривает частичное ее выполнение студентами за счет самоконтроля.

Выявление прогнозной функции обусловливается ознакомлением студентов с результатами выполнения тестовых заданий и последующим планированием работы с материалами дисциплины. Сюда также относится общение с педагогом и другими студентами через чаты, форумы, электронную переписку и тому подобное.

Подытоживая все вышеупомянутое, можно сделать выводы, что использование специальных средств при дистанционном преподавании предусматривает выполнение следующих функций:

- информационная функция, которая характеризуется наличием содержания учебы, размещенного на веб-странице, которое являет собой источник научного знания или предмета усвоения;

- адаптивная функция, с помощью которой средства веб-технологий позволяют поддерживать благоприятные условия протекания учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и свойствами каждого из студентов;

- мотивационная функция позволяет использовать веб-технологии для создания специальных условий к получению определенных результатов учебной деятельности;

- коммуникативная функция способствует организации оперативной консультационной помощи студентам, при этом происходит оперативный обмен сведениями, идеями, планами между студентами и формирование у них телекоммуникативных навыков: умение правильно подбирать сервис взаимодействия, умение коротко, четко и понятно формулировать и выражать собственное мнение, умение вести обсуждение в Сети.

- воспитательная функция реализуется при использовании веб-технологий с целью привлечения педагогов и студентов к новейшим средствам информационных технологий, развития их информационной культуры, информатичных компетентностей.

Сравнительные результаты успеваемости студентов-менеджеров организации и администрирования при дистанционной и заочной формах обучения, занятия и контрольные мероприятия которых проводились привычным способом, показали у дистанционных студентов успеваемость в среднем на 17% выше.

Рецензенты:

Гончарова Оксана Николаевна – доктор педагогических наук (13.00.02 – теория и методика обучения (информатика)), профессор кафедры информатики и информационных технологий Регионального высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет», г. Ялта.

Игнатенко Николай Яковлевич – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники АРК, г. Ялта.