Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SHAPING THE SCIENTIFIC WORLDOUTLOOK FUTURE SPECIALIST AS WHOLENESS

Romanyuk V.S. 1 Galeev I.Sh. 2 Minnakhmetova L.T. 2 Misbakhov A.A. 2
1 Kazanskogo legal institute MVD Russia
2 Kazan Federal University
Worldoutlook culture to personalities of the young specialist - a collection adopted by her worldoutlook of the knowledges, ways and skill of their aquisition realized relations to system material, social-cultural valuables and larval installation on their creation in professional activity and in condition of free time. She is noted speaker, continuity and centrality of purpose. The Author of the article confirms that Russian society not there is simple amount of his(its) representatives, consequently, and worldoutlook, his(its) ideology as integral formation can be not identified with idle time by amount glance, ideal, presentations, beliefs of separate his(its) representatives. It is generalised by expression social significant integer, orientation, systems spiritual-moral valuables of the people. It from trivialities and accidents liberally. Distinguishing public and the individual worldoutlook, follows together with that see and existing interdependences between them. The Individual worldoutlook in process goal-directed spiritual-moral, cultural-pedagogical work, as a result of systematic pedagogical influence can grow before scientific level of the public worldoutlook.
the level of consciousness.
self-improvement
adaptive capacity
philosophical orientation
personal stereo
a young professional
ideological culture

В педагогическом процессе есть такие элементы,
которые как локомотив способны вывести процесс
формирования личности на качественно новый уровень.
Таким элементом выступает категория мировоззрение....
М. И. Калинин

Мировоззренческая культура выступает важным фактором в формировании профессиональных качеств современных молодых специалистов. Это обусловлено тем, что именно молодое поколение рассматривается сегодня как идейно-нравственная сила современного российского общества и несет наибольшую ответственность за результаты преобразований в стране на ближайшем этапе ее развития. В мировоззрении современного молодого специалиста как в фокусе получают отражение реальные процессы, которые характеризуют состояние экономики, политики, духовной жизни современного общества. В значительной степени именно этим определяется роль формирования необходимого базового мировоззренческого блока в становлении современных профессионалов.

Правительство страны определило политическую стратегию развития России на достаточно длительную историческую перспективу. В принятых решениях выражена це­леустремленность и воля всего многонационального народа нашей страны, направленная на коренные преобразования в социально-экономической сфере, политической и духовной жизни нашего общества, на использование всех общественных и личностных резервов для построения цивилизованного государства.

Именно в этой связи Президент и правительство Российской Федерации разработало концепцию совершенствования социально-экономического развития страны. Эта концепция вытекает из глубоко научного анализа реальной экономической и политической ситуации, в ней содержится обоснованный прогноз на всемерное совершенствование современного образа жизни, всестороннее развитие личности российского человека.

Осознание этой ситуации, овладение концептуальной идеей совершенствования социально-экономического развития, и инициативность молодых специалистов - решающее условие успеха в движении к цивилизованному обществу.

Мировоззрение будущего специалиста как целостность. Мировоззрение будущего специалиста представляет собой систему философских, экономических и социально-политических взглядов, идеалов, убеждений, ориентаций.

Мы исходим из того, что Российское общество не есть простая сумма его представителей, следовательно, и мировоззрение, его идеология как интегральное образование не может отождествляться с простой суммой взглядов, идеалов, представлений, убеждений отдельных его представителей. Оно является обобщенным выражением социально значимых целей, ориентации, системы идейных и духовных ценностей людей. Оно свободно от частностей и случайностей. Различая общественное и индивидуальное мировоззрения, следует вместе с тем видеть и существующие между ними взаимозависимости. Индивидуальное мировоззрение в процессе целенаправленной, идейно-воспитательной работы, в результате систематического педагогического воздействия может вырасти до научного уровня общественного мировоззрения.

Понять деятельностный смысл мировоззренческой ориентации современного молодого специалиста нетрудно. Г. В. Мухаметзянова, например, высказывается следующим образом: "...термин "мировоззрение" нужно понимать не буквально как систему воззрений на мир (в этом понимании есть что-то от созерцательности), а как активное самоопределение человека в мире, только начинающееся с теоретического осмысления последнего. При таком подходе главной проблемой исследования мировоззрения становится не "плоскостная", а глубинная его структура, взаимодействие в нем разных уровней, путей движения от идеи к действию" [3].

Важно вести речь о совершенствовании и этого процесса, поскольку молодым специалистам следует включаться в материальное производство, различные подразделения социальной инфраструктуры, активную общественно-политическую деятельность, разнообразное по своей ценностной основе межличностное общение с уже верно сформированными мировоззренческими установками. Эти установки органически должны сочетаться с глубоким сознанием личной ответственности за реализацию плана эконо­мического и социального развития страны.

Оценка экспертов свидетельствует о том, что требуемая мировоззренческая подготовка будущих специалистов в том ключе, который ориентирует их на реальный практический выход, запаздывает и нередко осуществляется без необходимой ориентации на пред­стоящую деятельность в новых условиях динамически совершенствующегося российского общества.

Предварительный анализ состояния разработанности проблемы в теории и практике профессионального образования позволил выявить ряд противоречий процесса формирования, научного мировоззрения в образовательных учреждениях. С одной стороны, верное представление педагогических кадров о том, что каждое учебное и внеучебное занятие преследует цель формирования у обучающихся научного мировоззрения, с другой стороны, лишь общие формулировки дидактических целей этих занятий.

С одной стороны, процесс формирования научного мировоззрения справедливо ориентирован на активное участие самой личности воспитуемого в овладении мировоззренческими идеями, а с другой стороны, крайне ограниченный набор вариантов сочетания активных форм и методов работы с учащимися на занятиях по всем дисциплинам при чрезмерном количестве изучаемых понятий, что, по существу, ведет к пассивному усвоению мировоззренческих идей.

С одной стороны, наличие большого объема философской и общепедагогической литературы по проблеме формирования мировоззрения будущих специалистов, с другой - явно недостаточный набор методик формирования научного мировоззрения в процессе учебных и внеучебных занятий, тем более отсутствие их вариативного разнообразия, что, в конечном счете, ведет к догматизму или к эмпиризму и нередко к вкусовщине в достижении конечной цели. Положительные результаты пока еще остаются достижениями лишь педагогов-энтузиастов, отдельных педагогов-новаторов, однако, требуется подведение научной основы этой деятельности.

С одной стороны, признается, что, будучи сформированным, научное мировоззрение современного молодого специалиста ориентирует его на учет новых, прогрессивных тенденций в социально-экономическом развитии страны, а с другой - фактическое игнорирование новых условий жизнедеятельности молодого поколения, его роли лидера социального и научно-технического прогресса, и в этой связи формальное отражение этих условий как в содержании, так и в процессе мировоззренческой подготовки учащихся [1].

Отдельные научные выводы и рекомендации в формировании научного мировоззрения молодежи, выработанные для общеобразовательной школы такими учеными, как Л. А. Воловичем, Е. В. Квятковским, Б. Т. Лихачевым, В. Н. Медведевым, Г. Н. Филоновым, Г. И. Школьником, Т. В. Смирновой, В. Ш. Масленниковой, Г. В. Мухаметзяновой и др. нашли свое отражение в современной системе профессионального образования. Результаты исследований по проблеме формирования научного мировоззрения у учащихся общеобразовательной школы отражают ряд общих тенденций в идейно-воспитательной работе с обучающейся молодежью, независимо от типа учебного заведения, и могут распространяться на учащихся в рамках профессионального образования.

Однако для учреждений профессионального образования характерна сложная социально-демографически-профессиональная специфика, которая накладывает свой отпечаток как на личность, так и на процесс ее формирования. Специфика же процесса формирования научного мировоззрения у будущих специалистов в научных публикациях раскрыта лишь фрагментарно.

В настоящее время весьма ощутима потребность в разработке комплексной методики, отражающей специфику данного типа учебного заведения.

Совершенствование научно-технического (инновационного) прогресса ставит перед необходимостью мобилизовать все личностные ресурсы молодых специалистов с тем, чтобы процесс интенсификации современных общественных отношений был надежно обеспечен их творческой активностью, инициативой, профессиональной и социальной зрелостью, культурой.

Мировоззренческая культура есть выражение целостной социальной позиции личности, и ее следует рассматривать как на уровне общности, так и на уровне отдельного его представителя. Смысл деятельности профессионального образования в том и состоит, чтобы (формируя мировоззренческую культуру каждого обучаемого) поднимать ее до уровня мировоззренческой культуры социально-исторической общности.

Под мировоззренческой культурой личности молодого специалиста мы понимаем органическую совокупность усвоенных ею мировоззренческих знаний, способов и навыков их приобретения, осознанного отношения к системе материальных, социально-культурных ценностей и личностных установок на их создание в профессиональной деятельности и в ус­ловиях свободного времени. Она отмечается динамизмом, непрерывностью и целенаправленностью.

В этой связи складывается и концептуальная позиция по вопросу формирования научного мировоззрения будущих специалистов в процессе обучения.

Сформулированную нами Концепцию можно охарактеризовать как интегративную, поэтапно-целевую. Суть ее состоит в следующем.

Мировоззрение личности подвергаемого обучению представляет собой совокупность отдельных элементов, находящихся в более или менее строгой взаимосвязи и взаимозависимости. Сочетание этих элементов образует интегральные мировоззренческие качества личности. Однако мировоззрение не есть некое застывшее, статичное образование. Оно динамично и реализуется в конкретной ситуации общения, действия, поведения. Каждый раз это происходит через проявление соответствующих определенной ситуации мировоззренческих качеств данной личности. Среди таких качеств - гражданственность будущего специалиста, готовность к добросовестному, качественному и творческому труду, готовность к эстетическому преобразованию себя и окружающей среды, нравственная готовность к выполнению долга и т.д.

Своеобразным "мировоззренческим выходом" являются знания, суждения, представления, личностные установки и др.

В свою очередь, и формирование такого интегрального мировоззренческого потенциала личности молодого специалиста осуществляется в обратной схеме: намечается определенный "мировоззренческий вход" в виде некоего элемента мировоззрения, а через него весь комплекс родственных элементов вступает во взаимодействие.

В процессе формирования мировоззрения каждому его формируемому интегральному образованию следует подобрать соответствующую ведущую мировоззренческую идею. Ее нужно прогнозировать и закладывать в учебный материал, если ее в нем нет. Такие идеи, как правило, поддерживаются рядом мировоззренческих понятий. Традиционно говорят о системе философских и педагогических понятий. Однако ориентацию на мировоззренческую идею имеют и другие роды понятий - социологических, частно-научных, профессиональных и общенаучных [2]. Таким образом, складывается некий мировоззренческий синтез, вход в который и выход из которого должен стать предметом компетентного педагогического воздействия и контроля. В роли своеобразного катализатора этого входа и выхода может выступать одно из таких понятий. Формирование мировоззрения по существу идет двумя потоками: во-первых, складывается "багаж" каждого из названных элементов, а во-вторых, вступает в действие эффект "мировоззренческого резонанса", благодаря которому усиленное воздействие на один из элементов способствует ускоренному обогащению и других элементов. Как правило, для этого выбирается элемент мировоззрения, более всего соответствующий преимущественному роду деятельности данного человека, интересу, вкусовым предпочтениям данной личности.

В этой связи избирается тактика поэтапного вхождения в мировоззрение личности с целевой ориентацией на формирование последовательно: одного из его элементов, интегрального качества и всего мировоззрения в целом.

Противоречия в мировоззрении будущих молодых специалистов и пути их преодоления. "Необходимыми предпосылками ускорения социально-экономического прогресса общества, - отмечал К. Маркс, - являются постоянное совершенствование производственных отношений, поддержание их устойчивого соответствия динамично развивающимся производительным силам, своевременное выявление и разрешение воз­никающих между ними неантагонистических противоречий". Представляется, что эти слова не потеряли своей актуальности и на современном этапе.

Противоречия эти отражаются как в общественном, так и в индивидуальном сознании. Этому процессу подвержено сознание представителей всех социальных групп населения нашей страны, он характерен и для состояния мировоззренческой культуры различных общественных групп.

Состав и структуру мировоззренческой культуры можно представить себе из следующей условной модели [3]:

Область мировоззренческой культуры

Элемент содержания

Способ выражения

идейно-политическая

знания

краткое высказывание (реплика)

философская

чувства

суждения

нравственная

представления

мнение

научная

понимание

оценка

профессионально-трудовая

вера

молчаливая поддержка или несогласие

экономическая

установка

действия

эмоциональная реакция

эстетическая

убеждения

действие

правовая

идеалы

поступок

религиозная

(атеистическая)

вкус (к познанию, теории, деятельности)

ценностный выбор

экологическая

целостная ориентация

систематическая и планомерная деятельность

Из этой модели нетрудно увидеть многовариативный характер как проявления, так и формирования мировоззренческой культуры личности будущего специалиста.

К примеру, нравственная область может актуализироваться через множество содержательных элементов. Но какой-то из них станет доминирующим, предположим, представления. А способ выражения - молчаливая поддержка тех или иных решений, выводов, действий. Такой способ - тоже своеобразная доминанта, хотя в нем сконцентри­ровано сочетание других способов, более или менее свойственных данной личности.

Сложный, многоаспектный состав мировоззренческой культуры будущих специалистов обусловливает диалектический характер взаимосвязи отдельных ее элементов. Как показывают предварительные исследования, в основе этой взаимосвязи лежат многообразные противоречия. Можно выделить несколько разновидностей таких противоречий. Одна из них имеет ценностную природу, из которой вытекают противоречия между философскими, научными, политическими, нравственными, правовыми, эстетическими, религиозными (атеистическими) и другими ориентациями личности. Другая - сопряжена с уровнем обобщения в рамках одной из названных групп и выражается в противоречиях между взглядами, идеалами, представлениями, убеждениями (либо философскими, либо нравственными, либо эстетическими и др.). Третья разновидность противоречий имеет характер пограничный между предшествующими и сочетает их на уровне способа выражения.

Круг вопросов на этапе изучения состояния мировоззренческой подготовки будущих специалистов достаточно широк. Интересовало понимание учащимися природы будущей профессии и ее места в обществе, осознание ими своей роли, а также их готовность вклю­читься в инновационный процесс именно в качестве специалиста: мера зрелости идеалов, соотношение ценностных ориентаций, знаний, эмоционального опыта, реальной инициативы и деятельности, искренность, честность и совесть как выражение чести и достоинства, граж­данственность, патриотизм и толерантность как долг и личностные качества и др.

Критериями для классификации противоречий в структуре мировоззрения будущих молодых специалистов были следующие моменты:

степень сформированности личностного стереотипа будущего специалиста, его социально-профессионального статуса как совокупности интегральных качеств (гражданина, труженика или потребителя, коллективиста или индивидуалиста, интернационалиста или националиста, оптимиста или пессимиста и циника, инициативного или пассивного, совестливого или наглого человека и т.п.) и направленность его социальной активности: сформированность в сознании социальных и духовных предпочтений, приоритетов, готовности к выбору подлинных ценностей;

соответствие уровня притязаний и реальной мировоззренческой ориентации;

адаптивная способность к новым условиям учебы, труда, жизни, общения;

мера стремления к непрерывному самосовершенствованию;

готовность включиться в инновационный процесс социального и научно-технического прогресса (на уровне работ по модернизации экономических отношений, реконструкции производственной базы, самоуправления и т.д.) с высокой мерой политической, профессиональной, нравственной и эстетической зрелости;

уровень сознания и самосознания будущего специалиста с осознанием его особой исторической ответственности;

Результаты этого исследования позволили установить несколько характерных противоречий [5].

Обладая достаточно высоким для данной возрастной категории уровнем гражданского сознания, обучаемая личность имеет еще низкий уровень самосознания именно как будущего специалиста.

1. Принимая общие, конституционные принципы как установки на сущность своей будущей профессиональной деятельности, обучаемые далеко не всегда переносят их на себя лично. Расхождение здесь, по данным О. Н. Романюк, составляет около 20 %, что явно свидетельствует о педагогическом браке.

2. Будущие специалисты относительно хорошо понимают смысл и характер инновационного, научно-технического прогресса, роль науки в его усилении, в основном верно представляют себе место будущей профессии в его развертывании (83,4 %), но имеют крайне ограниченные установки на значение общеобразовательной подготовки для своего профессионального и социального становления как специалистов и участников этого процесса. У них слабо развита прогностическая культура. Так, лишь 11,4 % учащихся считают необходимыми и обязательными для себя знания по основам наук.

3. Имея достаточно высокий уровень социальных, профессиональных и общекультурных притязаний, большинство обучаемых обладают весьма слабой личностной установкой на собственную творческую инициативу и проявление ими реальной справедливости в профессиональной деятельности и социальной жизни. Так, лишь 12,9 % опрошенных считают себя способными проявить инициативу и испытывают от этого удовлетворение.

4. Явно возросший уровень личной социальной и профессиональной активности обучаемых в различных формах внеучебных занятий сопряжен с падением их доверия к официальным источникам и носителям информации (преподавателям, наставникам, специалистам, воспитателям), наличием духовного раздвоения в их образе жизни. Такая активность характера как положительной (совместная учеба, совместный труд, спортивные занятия), так и отрицательной ориентацией (неформальные группы разного рода). При этом если предпочтение рассказу преподавателя как источнику знания отдают 10,9 %, а наставника - 7,6 %, то разговору с друзьями или «хорошо информированным человеком» - 28,8 %. В выборе духовных ценностей ориентируются на советы учителей 4-7 %, а советы студенческого ак­тива в расчет не принимает почти никто.

Проблема противоречий в мировоззрении будущих специалистов и путей их преодоления, разрешения в нужной мере не разработана ни в обществоведческой литературе, ни в профессиональной педагогике. А между тем здесь кроются значительные резервы для исследования проблемы совершенствования человеческого фактора, всестороннего развития личности будущего российского человека в этом непростом переходном для России этапе.

В различных случаях при проведении опросов от 20 до 35 % обучающихся отвечают: "не знаю", "не задумывался", "не представляю". И если поставить цель преодолеть такого рода пассивность в качестве предмета целенаправленной педагогической деятельности, то будет найден и конкретный путь восполнения дефицита мировоззренческой культуры будущих специалистов [4].

Формирование мировоззрения будущих специалистов и единая научно-техническая политика. Суть ориентации на формирование научного мировоззрения у учащихся состоит в следующем.

Активность обучаемых значительно возрастает, когда они вовлекаются в разговор о путях научно-технического прогресса, выраженного в новых инновационных технологиях на широ­ком производственном и информационном фоне, когда аргументы для доказательства его непрерывности и неуклонности не исчерпываются одними лишь близкими им узкопрофессиональными ситуациями. Они весьма заинтересованно реагируют на примеры из других отраслей общественных отношений, на новые факты, доказательства, явления, тенденции.

Можно говорить о том, что формируется стереотип прогнозного, опережающего инновационно-технологического мышления будущих специалистов. Этот стереотип позволяет известным образом упреждать уже на этапе образовательного учреждения складывающуюся научно-техническую, технико-экономическую и даже технико-эстетическую ситуацию. И происходит это в русле единой инновационной, научно-технической политики, провозглашенной российским руководством [6]. Именно с учетом этого и требуется определить оптимальные личностные механизмы включения молодых специалистов в инновационно-технологический процесс. Важно при этом не забывать, что речь идет не только о реализации этой государственной политики, но и о ее выработке.

Именно в таком ключе и следует говорить о ее значении как факторе воспитания молодых специалистов в духе современных требований. Личность молодого современного специалиста становится существенным интегральным фактором инновационного прорыва. В этой связи следует вести речь о том, что идея и реальность инновационно-технологического прорыва придает новый смысл профессиональной подготовки в образовательных учреждениях, новый характер формирования культурно-технического фонда личности будущего специалиста, способствует ускорению процесса ее становления как творческой личности.

Можно следующим образом охарактеризовать содержание интегративной концепции подхода к формированию у будущих специалистов научного мировоззрения.

1. Молодые специалисты есть интегративное образование с сохранением социально-исторических приоритетов в процессе

а) становления цивилизованного общества;

б) формирования и совершенствования нового типа морали, нравственности, психологии, этики;

в) выработки и реализации инновационного научно-технического прогресса.

2. Научное мировоззрение будущих специалистов, ориентированное на органическую совокупность множества интегральных мировоззренческих качеств их личности, требует реализации в процессе его формирования интегративного, а не простого суммативного, тем более конгломеративного и фрагментарного подхода. Этот подход реализуется в отношении

а) молодых специалистов как прогрессирующей общности, динамично совершенствующейся за счет социальной группы "молодые профессионалы";

б) совокупности ведущих мировоззренческих идей, относящихся к каждому предмету общественно-гуманитарного цикла, а также ко всем другим учебным циклам;

в) совокупности средств и способов формирования мировоззрения будущих специалистов;

г) взаимодействия социальных институтов и субъектов воспитания молодежи;

д) оценки эффективности работы по формированию мировоззрения будущих специалистов на основе интегральных критериев (качество труда, рост инициативы и творчества, общественно-политическая активность, гражданственность, управленческая деятельность, повышение уровня дисциплины, культуры, работоспособности и конечных результатов труда и т.д.);

е) возможности динамично реагировать на прогрессивные изменения во всех отраслях хозяйственного комплекса, преодолевая при этом тенденции "группового эгоизма" и местничества, проявления мнимого регионального или отраслевого патриотизма.

Диалектика и логика преобразований, происходящих в стране, такова, что без нового, опережающего типа мышления - экономического, технико-технологического, политического, культурного - нельзя рассчитывать на сколько-нибудь значительный резуль­тат. Без него не представляется возможным выйти на ведущие позиции в мире во всех сферах общественных отношений. В этом случае недопустимы какого-либо рода "мировоззренческие флюсы". Интегративный подход к процессу формирования целостного научного мировоззрения будущих специалистов позволит их избежать. Он будет способствовать прогрессирующей активизации современного российского общества.

Рецензенты:

Ахмадиева Раза Шайхайдаровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Алиуллов Рашид Рахимуллович, доктор юридических наук, профессор, полковник полиции, начальник кафедры административного права и административной деятельности полиции Казанского юридического института МВД России, г. Казань.